Математическое моделирование. Сущность понятия
Под математическим моделированием с дошкольниками понимается организация педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных математических абстракций. С этой точки зрения технологии математического моделирования делятся на виды в соответствии с авторскими подходами исследователей.
Так, согласно ЗА. Михайловой, технологии можно классифицировать по логике действий, вьделяя: математические развлечения; логические игры, задачи, упражнения; дидактические игры и упражнения. Технологии, описанные Б.П. Никитиным, классифицируются на два типа по уровню продуктивности умственного развития: основанные на подражании и на эвристическом познании закономерностей моделей.
Классифицировать технологии математического моделированияс дошкольниками можно следующим образом.
1. По теоретико-множественному смыслу:
—нахождение целого заданной инвариантной формы как объединения различных серий классов его разбиения;
— нахождение целого дискретно меняющейся формы как объединения константных классов разбиения заданной исходной формы.
2. По пространственной ориентации:
—плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника;
—пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда;
—на базе материалов, допускающих непрерывные деформации (обладающих топологическими свойствами);
—на базе классического оригами и флексатонов.
В контексте нашей тематики моделирование, с одной стороны, является ступенью для развития конструктор ских навыков детей, с другой — основой для творческого процесса модификации исходной конструкции на более высоком логико-схематическом уровне.
Как отмечает Е.В. Соловьева, в младшем дошкольном возрасте (от 1,5 до 3—4 лет) в развитии ребенка на первый план выступает процесс образования собственной цели деятельности в среднем возрасте (от 3—4 до 5 лет) — процесс активного овладения различными способами деятельности. После 4 лет действия ребенка приобретают направленность на конечный результат. Поел 4,5 лет отмечается скачок интереса к разнообразной познавательной информации — буквам, цифрам, сенсорным эталонам, чтению. В старшем возрасте (5—7 лет) ребенок стремится уже не только подражать взрослым в их деятельности, а по мере сил участвовать в ней, правильно понимая конечные цели. Он учится давать оценку полученному результату, сравнивая его с эталоном, представленны в форме наглядного изображения или реального образца. Дошкольник осуществляет достаточно произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов, о заинтересован в реальном результате, который может оценить сам, соотнося его с эталоном.
С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребенка:
—овладение навыками непосредственного замещения чаете; схем моделей реальными предметами — в младшем возрасте;
—освоение действий по использованию готовых моделей — в среднем возрасте;
—освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем — в старшем дошкольном возрасте.
Как показывают исследования Л.А. Венгера, З.А. Михайловой, Б.П. Никитина, Н.Н. Подцьякова и других ученых, знание логики развития познавательных способностей ребенка позволяет педагогу:
— наблюдая за действиями детей в ходе моделирования и конструирования, видеть определенный этап их развития;
— давать качественный анализ детской деятельности, стимулирующий к поиску новых форм, методов, приемов, материалов для дальнейшего успешного математического моделирования.
Исследователь ЕЛ. Пороцкая подчеркивает, что дошкольное детство — сензитивный период для развития познавательных способностей. По мнению А.Н. Давидчук, математическое моделирование — важная часть умственного воспитания детей, направленная на развитие сферы познания.
Особенное значение для развития познавательной сферы ребенка имеют сенсорные способности,проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. В контексте математического моделирования с дошкольниками важно осуществлять три вида действий по использованию сенсорных эталонов:
—идентификацию, как установление тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону;
—соотнесение предмета с эталоном, не решаемое простым наложением;
—перцептивное моделирование как воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона.
Указанные действия сначала совершаются во внешнем плане: дети прикладывают, накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем. В дальнейшем они переходят во внутренний план, совершаются «в уме».
Кроме сенсорных, в структуру умственного развития дошкольника входят интеллектуальные способности,необходимые для решения различных задач, т.е. связанные с мышлением. В основе их развития лежат действия наглядного моделирования. Их такжевыделяют три типа:
—действия замещения (в младшем и среднем возрасте — реальные предметы, в старшем возрасте — условные обозначения);
—использование готовых моделей (модель дает взрослый, ребенок с ее помощью решает интеллектуальную задачу);
—действия детей по построению моделей.
В дошкольный период интенсивно развиваются творческие способности,связанные с воображением, направленным на решение определенной задачи. Воображение продуктивно, оно расширяет действительность, опредмечивает ее; у детей с высоко развитым воображением продукты деятельности оригинальны. В рамках технологий математического моделирования формирование творческих способностей детей опирается на действия символизации и детализации, обогащающие результаты их творчества.
Развитие составляющих познавательных способностей, сенсорных, интеллектуальных и творческих, идет по двум направлениям: усложнение действий по использованию средств решения задач и изменение данных средств. Таким образом, процесс развития познавательных способностей дошкольника в рамках математического моделирования можно рассматривать в определенной логике (табл. 3).
Таблица 3 Логика развития познавательных способностей дошкольника
Возраст | Способности | ||
сенсорные | интеллектуальные | творческие | |
Младший | Идентификация частей модели с сенсорными эталонами | Замещение | Опредмечивание |
Средний | Соотнесение готовой модели с эталоном | Манипулирование готовыми моделями | Символизация |
Старший | Моделирующая перцепция | Создание моделей | Детализация |
Согласно исследованиям П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, Т.В. Тарунтаевой, Д.Б. Эльконина и других, развитие умственных действий происходит успешно в процессе овладения детьми средствами выделения существенных отношений, лежащих за их непосредственным восприятием. Математическое моделирование — одно из таких средств. Усваивая способы использования моделей, дети открывают для себя область математических отношений на уровне таких важных понятий, как число, величина, форма, количество, порядок, классификация, сериация.
По нашему мнению, процесс математического моделирования с детьми основан на применении плоскостных, пространственных, топологических технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок. При этом важный фактор эффективности данного процесса — наличие преемственной связи в развитии навыков математического моделирования в ДОУ и начальной школе.
Приведем типы задач,которые могут решить учащиеся начальной школы на базе развития навыков математического моделирования в дошкольном возрасте. Они составлены нами на основе анализа преемственной связи действующих образовательных программ для детского сада и начальной школы и могут служить диагностическими ориентирами, выявляющими уровень развития математических представлений дошкольников.
1. Определить, из каких простейших геометрических фигур состоит изображенная на чертеже фигура; сколько в ее составе прямоугольников, треугольников, кругов, квадратов.
2. Построить орнамент из геометрических фигур.
3. Определить, являются ли фигуры, изображенные на рисунке, симметричными относительно данной оси.
4. Построить фигуру, симметричную данной, относительно заданной оси симметрии.
5. Определить, на сколько (во сколько раз) площадь одной фигуры больше площади другой с помощью разбиения обеих фигур на равные многоугольники.
6. Построить развертку заданной композиции двух объемных геометрических фигур (кроме конуса, цилиндра).
7. Определить: являются ли данные фигуры равными, имеют ли ось симметрии, из каких геометрических фигур состоят и есть ли среди них равные.
8. Заполнить плоскостной контур (объемную коробку) с помощью заданного набора геометрических фигур различными способами.
Далее рассмотрим технологии математического моделирования с детьми.