А.8. Особенности эвакуации пассажиров из двухэтажных пассажирских вагонов при обнаружении пожара

В случае обнаружения пожара работники поездной бригады обязаны производить эвакуацию пассажиров из вагонов моделей 61-4465 (купейный, СВ), 61-4473 (вагон-ресторан) в зависимости от места возгорания и расположения вагонов:

через тамбур тормозного конца вагона – на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон;

через коридор нетормозного конца вагона и межвагонный переход в соседний вагон.

Эвакуация пассажиров из вагона модели 61-4472 (штабной вагон) производится через тамбур тормозного и нетормозного конца вагона на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон.

Дежурный проводник эвакуирует пассажиров 2-го этажа, а проводник отдыхающей смены эвакуирует пассажиров 1-го этажа.

При перекрытии путей эвакуации для спасания и самоспасания пассажиров используются аварийные окна, с использованием имеющихся в вагоне штатных приспособлений.

Для спуска на земляное полотно через аварийные окна применяются: на 1-м этаже – канат, на 2-м этаже – веревочная лестница, или другое средство спасения с высоты согласованное установленным порядком и имеющее сертификат соответствия.

Окна, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг.

Эвакуационные и аварийные выходы, должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).

При наличии в коридорах вагонов ковровых дорожек должны быть предусмотрены крепления для фиксации дорожек с целью беспрепятственной эвакуации людей.

Сопровождающее инвалида лицо при посадке в вагон пассажирского поезда должно быть проинструктировано проводником вагона о том, что при объявлении эвакуации о пожаре необходимо помочь одеть инвалиду и одеть на себя имеющиеся в вагоне средства защиты органов дыхания и зрения. В целях предотвращения паники, эвакуация инвалида и сопровождающего его лица производится только после завершения эвакуации из вагона остальных пассажиров, которые не обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения.

Эвакуация инвалида производится:

через тамбур тормозного конца вагона на носилках;

через коридор не тормозного конца вагона на инвалидной коляске.

А.9 В вагоне-ресторане

При возникновении пожара в вагоне-ресторане, первый из обнаруживших пожар работников вагона-ресторана обязан остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).

Сторож (во время его отдыха официант) обязан:

- подготовить пути эвакуации;

- оповестить по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика);

- после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

Рабочий по кухне:

- подготавливает пути эвакуации со стороны кухни;

- оповещает по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика);

- после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутри поездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

Повар:

- после эвакуации посетителей принимает посильные меры к тушению пожара. Также оповещает по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

Директор вагона-ресторана (в случае его отсутствия - официант) обязан:

- оповестить посетителей о необходимости эвакуации;

- обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите управления электрооборудованием вагона;

- руководить эвакуацией посетителей;

- после эвакуации принять посильные меры к тушению пожара.

Официант:

- помогает эвакуации посетителей;

- после эвакуации принимает посильные меры к тушению пожара.

В нерабочее время:

Сторож вагона-ресторана:

- останавливает поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

- обесточивает вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите управления электрооборудованием вагона;

- оповещает о пожаре поездную бригаду (со стороны расположения штабного вагона);

- перекрывает торцевую дверь и открывает боковые тамбурные двери;

- принимает посильные меры к тушению пожара.

Наши рекомендации