Знаки кунта-йоги в фрактальном орнаменте
Более подробно о знаках Кунта-йоги в фрактальном орнаменте см. Кунта-йога, 12 фрактальных мандал
П1. ОМ
П2. ИМ
П3. Знаки Яма (Ахимса)
П4. Знаки Яма (Сатья)
П5. Знаки Яма (Астейя)
П6. Знаки Яма (Брахмачарья)
П7. Знаки Яма (Апариграха)
П8. Знаки Нияма (Шауча)
П9. Знаки Нияма (Сантоша)
П10. Знаки Нияма (Тапас)
П11. Знаки Нияма (Свадхьяя)
П12. Знаки Нияма (Ишвара Прандха)
Словарь терминов
Архетип - образ бессознательного, имеющий надличностное, общечеловеческое значение и проявляемый как в глубинных основах личности отдельного человека, так и в мифах, религиях, искусстве и культуре. Архетип является центральным понятием в работах Карла Юнга и в трансперсональной психологии. Особенность архетипа в бесконечной вариативности его проявления, невозможности его простого, жесткого определения в виде текста. И в то же время в наличии некоего общего, позволяющего узнавать каждый архетип во всех его проявлениях. Примерами архетипов могут служить понятия Бога, любви, обобщенные понятия отцовского и материнского начала и т.д.
Бессознательное - сфера человеческой психики, находящаяся за пределами сознания, недоступная сознательному контролю. По представлениям современной психологии, в сфере бессознательного лежит значительная часть человеческой личности. Некоторые сравнивают психику человека с айсбергом, его подводная часть и есть бессознательное, подсознание. В сфере бессознательного лежат многие неприятные воспоминания о ранних периодах жизни, различные травмы, полученные человеком в прошлом и т.д. Важно подчеркнуть, что, несмотря на неосознанный характер образов бессознательного, они оказывают очень сильное влияние на поведение человека, проявляясь в непонятных сменах настроения, неожиданных, зачастую вредных и опасных для данного человека поступках и могут приводить к серьезным психическим расстройствам и заболеваниям. Поэтому работа с бессознательным играет большую роль в современных методах психотерапии.
Бифуркация - резкое, скачкообразное изменение, переход из одного состояния в другое, минуя промежуточные фазы. Примером бифуркации является включение или выключение тумблера питания электрического прибора.
Карма - в буквальном переводе - поступок или деяние. Согласно древнеиндийской эзотерической традиции, совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в прошлых существованиях и определяющих сто судьбу в последующем. При этом действие кармы напоминает привычку: чем больше поступок совершался в прошлом, с тем большей вероятностью он снова и снова повторяется в будущем. В древнеиндийских священных текстах упанишадах говорится: "Человек становится добрым от доброго деяния и дурным - от дурного". Преодоление негативной кармы, разрывание тянущейся из жизни в жизнь цепи порочных поступков рассматривается как одна из основных целей духовной и религиозной практики Индии и Тибет
Кунта-йога - одна из ветвей йоги, ориентированная на работу с магическими знаками и символами.
Лайя-йога - одна из высших ступеней йоги, в которой основное внимание уделяется пробуждению жизненной силы Кундалини, скрытой в каждом человеке. Для этого используется работа с энергетическими центрами, чакрами и мантрами. В Лайя-йоге имеется очень подробное и точное описание системы чакр, детальная теория и практика работы с мантрами.
Майя - с одной стороны, майя рассматривается как творческая сила реальности, создающая материальный мир. С другой - с майей связывают на Востоке иллюзорность восприятия мира, который не иллюзорен, просто человек его воспринимает очень упрощенно и искаженно, принимая эти иллюзии собственного восприятия за реальность. Именно в этом иллюзорном восприятии и лежат причины многих разрушительных поступков, привязанностей, вызывающих наработку негативной кармы.
Миры сансары - шесть форм существования живых существ в процессе перерождений. Три из них - мир богов, асуров и людей - считаются относительно благоприятными; остальные три - мир животных, мир голодных духов (прета) и ад - менее благоприятны. Мир богов примерно соответствует христианскому раю. Мир асуров населен воинствующими титанами. Обычно шесть миров сансары изображают расположенными по кругу, подчеркивая этим бесконечность реинкарнаций (колесо сансары, или бхавачакра). Рождение в том или ином мире определяется кармой (т.е. поступками в предыдущих жизнях). Самым благоприятным считается рождение в мире людей, только из него возможно осознанное освобождение от перерождений в мирах сансары, связанное с этим неизбежное страдание и достижение нирваны.
Сансара - буквально блуждание, круговорот. В индийской традиции обозначение мирского бытия, омраченного неизбежными страданиями, связанного с непрерывной цепью смертей и последующих рождений. При этом в зависимости от кармы, рождение происходит в одном из шести миров (см. миры сансары). Хотя какие-то из них рассматриваются как более хорошие, какие-то как более плохие - в любом случае жизнь в них связана со страданием, страхом утраты и смерти. В буддизме единственным выходом из непрерывной цепи смертей и рождений, связанных с ними страданий, является достижение нирваны - высшего состояния за пределами миров сансары.
Синергетика - область современной физики, изучающая процессы самоорганизации, противодействия нарастанию хаоса в самых различных системах, начиная от химических растворов и кристаллов и кончая живыми организмами, биосферой нашей планеты и вселенной в целом.
Суггестивные техники - методики неосознаваемого воздействия на психику человека, управления его поведением помимо его воли. К ним относятся различные методики внушения, воздействия через средства массовой информации (например, навязчивая реклама) и т.д.
Тантра - древнеиндийская философская, мистическая и магическая традиция, распространившаяся затем в Тибете, Китае, Японии и других странах Востока. В основе философии Тантры лежит представление о том, что возникновение, развитие и гибель как вселенной, так и каждого ее мельчайшего элемента определяется взаимодействием двух полярных энергий - женской и мужской, изначально слитых в высшем божественном принципе. Множество богов тантрического пантеона рассматриваются лишь как проявление мужской и женской жизненных энергий на разных уровнях вселенной. В частности, следствием двух полярных начал являются существования добра и зла, светлого и темного. А их постоянная борьба - основа существования вселенной. Многие положения Тантры оказываются удивительно близки открытиям современной физики, в частности, представление о мире, состоящем из вибраций и волн (эта же идея лежит в основе квантовой механики). На нем базируются методики работы с мантрами, доведенные в магической практике Тантры до высочайшего совершенства. Другим важнейшим понятием Тантры является представление о жизненной энергии (пране) и образованиях тонкого тела (чакрах и каналах). На них построены практические методики и упражнения. Особенностью Тантры является ее веротерпимость и отсутствие жесткого догматизма. Поэтому она в течение тысячелетий сосуществует с разнообразными религиозными и духовными традициями, обогащая их и дополняя совершенными психоэнергетическими методиками. Например, буддистские тантрические традиции Тибета и Китая, индийская Тантра и т.д.
Фракталы - геометрические фигуры, каждая часть которых обладает такой же сложностью, как целое. Иными словами, сколько бы мы ни дробили фрактал, мы никогда не придем к простейшему элементу, "кирпичику". В математике фрактальные множества открыты довольно давно, однако стали широко использоваться с появлением мощных компьютеров. Начало этого этапа в изучении фракталов связывают с именем французского математика Мандельброта. Интерес к фракталам связан с тем, что многие объекты живой и неживой природы имеют фрактальную структуру. Например, береговая линия, поверхность гор, облака, сосудистая система человека, поверхность головного мозга и т.д. Кроме того, фрактальные множества очень красивы и гармоничны, приковывают внимание и завораживают. Возникли целые направления живописи, связанные с использованием фрактальных узоров.
Ци - термин, используемый для обозначения жизненной энергии в Китае.
Цигун - разнообразные практические методики работы с жизненной энергией ци, развитые в Китае. Различаются как самой техникой выполнения упражнений (динамические, статические), так и их практической ориентацией (оздоровительные, магические, боевые и т.д.). В каком-то смысле цигун является китайским аналогом йоги, конечно, очень сильно отличается практической реализацией методов работы с жизненной энергией.
Эзотерический - тайный, скрытый, предназначенный и доступный только для посвященных, для людей, достигших определенного уровня развития.
Литература
1. Говинда А. Путь белых облаков. - Сфера, М.,1997.
2. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. - ВИЭМ, М., 1935.
3. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация
4. Говинда А. Основы тибетского мистицизма.- Андреев и сыновья, С.П., 1993
5. Файдыш Е.А. Гомеостаз и синергизм в процессах поведения живых систем.- В кол.моногр. "Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем", "Наука", Новосибирск, 1990, стр.250-266.
6. Хайнд Р. Поведение животных.-Мир, М., 1975.
7. Фромм Э. Душа человека.-Республика, М., 1992.
8. Гроф С. Области человеческого бессознательного.- ИТИ, М., 1994
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Республика, М.,1994.
10. Файдыш Е.А Карма и психотравмы.- АЛМИН, М., 1995.
11. Файдыш Е.А. Сверхсознание. - Фонд Археологии, М., 1993
12. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления.-ЭНЕРГОИЗДАТ, М., 1981.
13. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.-Прогресс, М., 1988.
14. Фрейд З. Психология бессознательного.-Просвещение, М., 1989.
15. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя.-ИТИ, М., 1996.
16. Пригожин И. От существующего к возникающему. - Наука, М., 1985.
17. Пригожин И. Порядок из хаоса.-М.,Прогресс,1986.
18. Хакен Г. Информация и самоорганизация.-Мир, М., 1991.
19. Файдыш Е.А. Измененные состояния сознания. - ДЭОС. М., 1993
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. - Прогресс, М.,1990.
21. Юнг К. Синхроничность.-Ваклер, М, 1997.
22. Классическая йога. - Наука, М., 1992.
23. Майринк Г. Белый доминиканец. - Арктогея, М., 1992
24. Sivapriyananda Swami Secret Power of Tantrik Breathing.-Abhinav pub.,Delhi, 1996.
25. Намхай Норбу Кристалл и путь света.-М.,1995.
26. Jung C.G. Jung on Alchemy.-London,Routledge,1995.
27. Юнг К. Архетип и символ.- Renaissance, М., 1991
28. Юнг К. Психология и алхимия.- Ваклер, М, 1997.
29. Капра Ф. Дао физики. - Орис, С.-П., 1994.
30. Matthews J. The Celtic Shaman.-Element, Shaftesbury, 1992.
31. Rucker R. The Fourth Dimension.-Penguin Books, England, 1986.
32. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления.-Air Land, Киев, 1994.
33. Е.А.Файдыш. Механизмы контакта с информационными планами реальности и мегалитические сооружения, Сознание и физическая реальность, том 2, №1 (1997).
34. Козырев Н.А. Избранные труды. - ЛГУ, Ленинград, 1991.
35. Успенский П.Д. Tertium organum, ключ к загадкам мира.-"Андреев и сыновья", П., 1992.
36. Abraham R., McKenna T., Sheldrake R. Trialogues at the edge of the west, Bear&Company Inc., Santa Fe, 1992.
37. Маккенна Т. Истые галлюцинации. - М., 1996.
38. Боснак Р. В мире сновидений.-"Древо жизни", М., 1991
39. Rawson Ph. Tantra. - Thames and Hudson, London, 1991
40. Chawdhri L.R. Secrets of Yantra, Mantra and Tantra.-Sterling Pub.,New Delhi, 1996.
41. Sheldrake A.R. A new science of life. The hypothesis of formative causation. - London, Blond and Briggs, 1981.
42. Харнер М. Путь шамана.-Палантир, М., 1994.
43. Седир М. Магические зеркала.-С.П., 1913.
44. Claugh E., Nigel K. How to make and use magick mirrors.-N.Y.,1977.
45. Brauen M. The Mandala.-Serindia Pub., L., 1997.
46. Андреев Д. Роза мира. - Прометей, М., 1991.
47. Попов А.А. Нганасаны.-Наука, Л., 1984.
48. Холл М.П. Энциклопедическое изложение символической философии.-Новосибирск,Наука,1992.
49. Kelsang Gyatso Clear Light of Bliss.-Tharpa Pub., L.,1992.
50. Madhu Kh. Yantra. - Thames&Hudson, London, 1979.
51. Сагалаев А.М. Алтай в зеркале мифа.-Наука, Новосибирск, 1992.
52. Лу Куань Юй Даосская йога, алхимия и бессмертие.-С.-П.,Орис,1993.
53. Frank Waters Book of the Hopi.- Penguin books, 1977 (first 1963), 345 p.
54. Barton Wright Hopi Kachinas.-Northland Publishing, Arizona, 1977, 139 p.
55. Peter Gold Navajo & Tibetan Sacred Wisdom.-Inner Trad. Int., Rochester, UK, 1994, 334 p.
56. Тибетская книга мертвых.-М.,1995.
57. Повель Л., Бержье Ж. Утро магов. - София, Киев, 1994.
58. Дандарон Б.Д. Черная тетрадь.-"Дацан Гунзэчойнэй", СПб, 1995.
59. Roszak Th. Unfinished animal: The aquarian frontier and the evolution of consciousness. - Harper&Row, N.Y.,1975.
60. Фромм Э. Иметь или быть? - Прогресс, М., 1990
61. Джан Р.Г. Границы реальности.-М.,1995.
62. Акимов А.Е. "Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий", Сознание и физический мир, М.(1995),с.37.
63. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания.-Вопросы философии, №11, 1989.
64. Goswami S.S. Layayoga.-Routledge Ltd, L., 1980.
65. Далай-лама Свобода в изгнаниию-С.-П.,Нартанг,1992.
66. Koestler A. The roots of coincidence.-London,1972.
67. Казначеев В.П., Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, Наука, Новосибирск (1989).
68. Файдыш Е.А. "Механизмы контакта с информационными планами реальности и мегалитические сооружения", Сознание и физическая реальность,том 2, №1 (1997).
69. Шипов Г.И. "Явления психофизики и теория Физического Вакуума", Сознание и физический мир, М.(1995),с.85.
70. Lonegren S. Labyrinths, Image publ., Glastonbury (1991).
71. Feynman R. Quantum mechanical computers.-in: Optics News, #11, February, 1985.
72. Sheldrake A.R. A new science of life. The hypothesis of formative causation.- London, Blond and Briggs, 1981.
73. Проблемы гармонизации человечества.-Киев,1995.
74. Wegner T., Peterson M. Fractal Creations. - Mill Valley, CA, Waite Group Press, 1991
75. Шустер Г. Детерминированный хаос. - Мир, М., 1988
76. Nebesky-Wojkowitz R. Oracles and Demons of Tibet.-Tiwari's pilgrims book house, Kathmandu, 1993.
77. Skorupski T. Tibetan amulets.-White Orchid Press, Bangkok, 1983.
78. Majupuria T.C. Gods&Goddesses.-Craftsman Press, Bangkok, 1994.
79. Fajdysz E Kosmos mistyczny.- "HORUS", Warszawa, 1999, 220 pp.
80. Файдыш Е.А. Техно Фен-Шуй.-"Велигор", М., 2000, 174 стр
www.e-puzzle.ru