Глава 11. Панчакарма: процедуры после лечения

Терапию панчакармы можно сравнить с хирургической операцией — такое же большое значение имеют предоперационная подготовка и послеоперационный уход. Без подготовительных процедур снеханы и сведаны очищение оказывается поверхностным и не способным выдернуть корень болезни. С другой стороны, после того как насья, вамана, виречана и нируха басти очистят желудочно-кишечный тракт от токсинов, необходимо дать пищеварительному агни и органам возможность для восстановления.

Восстановительный набор процедур, следующий за панчакармой, совокупно именуется пасчаткарма. Эти процедуры обеспечивают восстановление здорового метаболизма и иммунитета. Если пренебречь этими процедурами, пищеварение не восстановится. При слабом пищеварении вырабатывается новая ама, и ткани насытятся токсическими веществами вместо питательных и укрепляющих. В этом случае организм не сможет воссоздать естественный иммунитет, что увеличивает вероятность повторного заболевания.

Пока вновь разгорается пищеварительный огонь, важно помнить о неустойчивом состоянии физиологии в это время. Энергетические ресурсы еще не работают на полную мощность, дхату не «разогнаны» до нужных оборотов, и мы не можем трудиться в полную силу. Поэтому для успеха панчакармы чрезвычайно важно, чтобы непосредственно после лечения пациент придерживался упорядоченной диеты и образа жизни.

Два аспекта «постпроцедур» — самсараяна крама и диначарья — выводят систему на новый, небывалый уровень эффективности. Третий аспект панчакармы — расаяна — технически не является частью панчакармы, но очень помогает омолодить дхату.

САМСАРАЯНА КРАМА — ГРАДУИРОВАННАЯ ДИЕТА

Пищеварение является первым аспектом физиологии, который необходимо воссоздать. Панчакарма сильно влияет на пищеварительный процесс, потому что желудочно-кишечный тракт является главным маршрутом удаления токсинов. Пищеварительный огонь ослабляется процессом выведения амы обратно в желудочно-кишечный тракт и ее изгнания.

Поскольку нарушенное пищеварение является первой причиной всех заболеваний, основное внимание после панчакармы уделяется его восстановлению. Это гарантирует питание дхату, включение иммунитета и поддержание здоровья.

Самсараяна крама является главной процедурой в восстановительном периоде после панчакармы, направленной на восстановление пищеварения. В буквальном смысле этот термин означает постепенное введение пищи. Пища для самсараяны готовится специально.

Чтобы показать сходство пищеварительного агни с пламенем костра, Чарака использует следующий пример. Если кто-то хочет сжечь в костре много плотного дерева, ему необходимо начать с искры и нескольких сухих травинок. Когда трава разгорится, можно добавить щепки и тонкие веточки, немного погодя — палки и только потом тяжелые бревна. Если бревна загорятся, в костре можно будет сжечь любое дерево. Однако, если подложить бревно к нескольким горящим травинкам, оно потушит пламя.

Таким же образом пища — это топливо, которое питает нашу деятельность. Если после главных процедур мы съедим тяжелую пищу, переварится лишь небольшое ее количество. Большая ее часть превратится в аму, и болезненный процесс начнется заново. Неприятная мысль. К счастью, такой ситуации можно избежать соблюдением правильной диеты.

Диета, которую пациент получает после панчакармы, состоит из риса и лущеного маша (мунг дал), количество и консистенция которых меняется поэтапно. Этапы называются манда, пейя, вилепи, одана, юша и кичари. В начале пациенту дают легкоусвояемый рисовый отвар и лишь некоторое время спустя присоединяют мунг дал, готовя с каждым разом более густое блюдо. Как только такая диета закончила свою работу (о чем свидетельствует появление сильного устойчивого аппетита), человек может вернуться к нормальному питанию.

Манда — рисовый отвар

«Манда» означает «жидкость» Это — первое, что можно съесть после ваманы и виречаны. Обычно ее принимают по возвращении аппетита (у большинства людей оно происходит через 4 часа после завершения процедуры). Манда — это отвар риса басмати. Его необходимо принимать теплым, с небольшим количеством ги и щепотью черной соли (саиндхава). Может показаться абсурдом, что мы рекомендуем пить рисовый отвар после таких серьезных процедур. Но пищеварительный потенциал действительно снижен, и нельзя об этом забывать.

Пейя — рисовый суп

Следующий прием пищи — через 2-3 часа. Еда называется пейя (суп). Она традиционно готовится путем разваривания одной части риса в восьми частях воды. В результате получается легкая, жидкая кашка.

Вилепи — густой рисовый суп

Человек получает вилепи в третий и четвертый прием пищи после ваманы или виречаны. Это более густая каша, для получения которой рис варят в четырех частях воды. Для вкуса в эту кашу можно добавить немного черной соли и высушенного сока сахарного тростника. Чтобы усилить пищеварительный огонь, можно слегка потушить в очень небольшом количестве ги немного свежего имбиря, куркумы, кумина, кориандра или фенхеля и добавить в рис. Все эти специи богаты агни бхутой

ОДАНА — ВАРЕНЫЙ РИС

Одана, мягкий вареный рис, дается в качестве пятого приема пищи.

ЮША — СУП ИЗ ЧЕЧЕВИЦЫ

Дал добавляется в шестой прием пищи, на второй день после ваманы или виречаны Юша (суповая смесь) представляет собой рис с небольшой добавкой лущеного маша (мунг дал). Эту пищу готовят непосредственно перед употреблением.

Наши рекомендации