Зная влияние цвета на состояние вашего подрастающего человека, вы можете регулировать его настроение, успокоить его, развеселить или заинтересовать.

Важным вопросом в выборе цвета для детской является его насыщенность. Психологи советуют в этом вопросе ориентироваться на возраст ребёнка. Для раннего возраста пёстрая комната не подходит. Лучше всего подобрать пастельные успокаивающие оттенки. Естественными яркими цветами нужно окружать детей с трёх-четырёх лет до подросткового возраста. Добавление к любому из спектральных цветов белого уменьшает его воздействие на человека. Поэтому, если Вы сомневаетесь, можно ли в Вашем случае использовать цвет, очень любимый Вашим чадом, используйте его самый светлый оттенок.

Цвета, которые в детстве лучше избегать

Несмотря на свою торжествующую чистоту и безукоризненность, белый цвет нужно использовать с осторожностью. Да, это цвет невинности, душевной и физической чистоты, искренности. Вместе с этим этот цвет может усилить чувство незащищенности, что для ребенка совершенно не нужно. Белый цвет в интерьере помогает ребёнку успокоиться и улучшает его самочувствие. В отличие от ярких (красный, оранжевый, синий) цветов, он не оказывает сильного воздействия на психику и является универсальным. Так как белый цвет базовый, к нему можно добавить любой другой из вышеперечисленных. Но чисто белую комнату делать нельзя, ведь ребенку для ощущения жизни просто необходимы яркие краски. Бежевый цвет по своим психологическим свойствам похож на белый.

Аутсайдеры цветового топа для детей – это фиолетовый, коричневый и черный цвета. Будучи взрослым, человек, основываясь на своих внутренних ощущениях, сам делает выбор – носить одежду в таком цветовом исполнении или нет. А вот меленьким детям эти цвета носить нежелательно:

· Отношение к фиолетовому цвету у психологов не однозначно. С одной стороны фиолетовый цвет творчества, который улучшает воображения и содействует мышлению. С другой стороны, большое количество фиолетового может унести ребенка в мир грёз, рассеивать его внимание, провоцировать чувство одиночества. В детской не рекомендуют злоупотреблять фиолетовым цветом, а если уж и использовать его, то в сильно разбеленном виде, то есть очень-очень светлый оттенок;

· Тёмно-коричневый цвет очень популярен у взрослых, так как создаёт ощущение комфорта. А вот малышу коричневая комната быстро надоест. Его можно использовать в детской лишь сочетая с другими цветами. Альтернативой может быть светло-коричневая комната. Светло-коричневый цвет не раздражает и даёт чувство безопасности.

· Чёрный цвет не подходит для детской комнаты. Он отрицательно влияет на состояние ребенка, ухудшает его настроение. Немного этого цвета допускается разве что в элементах декора. Иногда дети переходного возраста сами окружают себя чёрным, что свидетельствует о внутреннем разладе и противоречиях.

Таким образом, цвета обладают своим психологическим зарядом. Чтобы цвет в детской комнате положительно влиял на ребёнка, родители могут учесть свойства цвета и особенности характера своего ребенка. Яркие красный, жёлтый, оранжевый цвета повышают активность и способствуют учёбе, а более сдержанные розовый, голубой и зелёный – успокаивают. Синий и фиолетовый цвет расслабляют. Для достижения наилучшего эффекта детскую можно разделить на зоны (игровая, зона сна, зона учёбы) и раскрасить их по-разному. Например, в учебной зоне будет преобладать повышающий активность жёлтый цвет, а в зоне сна – спокойный голубой или зелёный. И конечно при выборе цвета детской комнаты важно учитывать вкусы самого ребёнка, у которого на этот счёт вполне может оказаться собственное мнение.

Цветовые предпочтения

Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента иллюстрируется на рисунке:

Темперамент— это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит от его врожденных, природных психофизиологических качеств. Темперамент — индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности. Выделяется четыре типа темперамента:

· Холерический (от греч.chole — желчь) - человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах имимике;

· Сангвинический (лат. sanguis, сангвис, «кровь», «жизненная сила») — человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянств. Подобный тип темперамента характеризует, как правило, расчётливого человека. Сангвиники наиболее подходят для руководящих должностей или где на них ложится ответственность, где они наиболее могут раскрыть свой собственный потенциал;

· флегматический (от греч. phlegma - флегма, «мокрота», «слизь») — человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постояннымнастроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его чувства и настроения обычно отличаются постоянством. Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий;

· меланхолический (от греч. melainachole - черная желчь) - человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Для меланхоликов характерен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, а также быстрая утомляемость. Меланхоликов отличают высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причём преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость. В спокойной и привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами. Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Они отличаются высокой чувствительностью к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и высокой потребностью в сопереживании. Меланхолики являютсяинтровертами.

Так же следует отметить, что люди, у которых преобладает правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, интуицию, пространственно-образное мышление, любят яркие и насыщенные цвета, например, импрессионисты, в своем творчестве часто использовали такие цвета. Левополушарные люди (у них преобладает абстрактно-логическое мышление) предпочитают пастельные тона. Когда правое и левое полушарие у человека развиты примерно одинаково, людям нравятся как пастельные тона, так и яркие насыщенные цвета.

Неприятие того или иного цвета настолько же информативно, как и определенное цветовое предпочтение. Отвергаемый вами или неприятный для вас цвет, как правило, содержит в себе послание, раскрывая причины, которые побуждают вас поступать тем или иным образом, и указывая на затаенные внутренние потребности и проблемы. Цвет, который вам не нравится, содержит в себе как причину вашего неприятия, так и лекарство для восстановления внутреннего равновесия. Язык цветовых вибраций чрезвычайно информативен. Если вас привлекает какой-либо цвет, это может указывать на потребность в определенной цветовой вибрации и в той информации, которую он в себе содержит.

Вместе с тем, следует отметить, что отвергаемый человеком цвет может быть связан с травматическим опытом прошлого, например, на человека напали на зеленой лужайке, после чего он негативно стал воспринимать зеленый цвет.

Наши рекомендации