Организма человека» – 2 часа

По дисциплине: «Физическая культура»

Факультет: Педиатрический

Курс, семестр: IV семестр

г. Владикавказ, 2011 г.

Цель лекции:сформировать у студентов знания, исследовательские умения по организации медико-педагогического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

План лекции:

1. Врачебный контроль.

2. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий физической культурой и спортом.

3. Диспансеризация спортсменов, задачи.

4. Оценка физической подготовленности.

5. Методы исследования и оценка нервно-мышечной системы.

6. Методы исследования и оценка вестибюлярного аппарата.

7. Методы исследования и оценка вегетативной нервной системы.

8. Методы исследования системы внешнего дыхания.

9. Методы исслелования и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

10. Методы исследования состояния осанки и типов телосложения.

11. Функциональные пробы и тесты для оценки физической работоспособности.

Оценка физического развития методом антропометрических стандартов и корреляции, индексов физического развития.

13. Экспресс-диагностика эффективности тренировочного процесса.

14. Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.

15. Абсолютные противопоказания к занятиям физической культурой.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:

1.Цели и задачи врачебного контроля.

2. Методы исследования и оценка нервно-мышечной системы.

3. Методы исследования и оценка вестибулярного аппарата у спортсменов.

4. Методы исследования и оценка вегетативной нервной системы у

спортсменов.

5. Методы исследования системы внешнего дыхания у спортсменов.

6. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий физической

культурой и спортом.

7. Диспансеризация спортсменов, задачи и значение.

8. Экспресс-диагностика эффективности тренировочного процесса,

восстановительные мероприятия.

9. Методы исследования состояния осанки и типов телосложения.

10.Методы исследования и оценка функционального состояния сердечно-

сосудистой системы.

11.Оценка физического развития методом антропометрических стандартов и

корреляции, индексов физического развития.

12.Абсолютные противопоказания к занятиям физической куль­турой.

Список использованной литературы:

1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ. ред. В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2007. 2. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина. / Т. И. Долматова – М. : Советский спорт, 2004. 3. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2003.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в

предмет : учебник для высших специальных физкультурных учебных

заведений / Л. П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб. : Лань, 2003.

5. Теория и методика физической культуры / под ред. Ж. К. Холодова,

В. С. Кузнецова, Г. З. Карнаухова. – М. : 4-й филиал Воениздата, 2001.

6. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / сост.

Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М. : СпортАкадемПресс, 2001.

7. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред.

Ю. Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2003.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –

М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека сильное, сложное и многообразное воздействие. Лишь правильно организованные занятия с соблюдением методических принципов помогут укрепить здоровье, улучшат физическое развитие, повысят физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивных результатов. Занятия без учета индивидуальных особенностей, состояния здоровья, отсутствие регулярного врачебного контроля и самоконтроля самих занимающихся физическими упражнениями и спортом не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года.
Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого некоторая часть студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время. Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента его направляют на более детальное обследование к специалистам.

Формы врачебного контроля.

Врачебный контроль – раздел медицины, призванный исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на организм занимающихся.

Цель врачебного контроля: изучение состояния здоровья и влияния на организм человека регулярных физических нагрузок, содействие максимальному использованию средств физической культуры для укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей организма.

1.2. Задачи врачебного контроля:

· содействовать максимальному использованию средств физической

культуры и спорта для укрепления здоровья;

· содействовать повышению функциональных возможностей организма и

повышению спортивных результатов;

· своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья.

Мероприятия врачебного контроля направлены на исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

1.3. Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

· регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом;

· педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

· медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;

· санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

· предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

· санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.

2. ВРАЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (ВПН) В

Наши рекомендации