Организма человека» – 2 часа
По дисциплине: «Физическая культура»
Факультет: Педиатрический
Курс, семестр: IV семестр
г. Владикавказ, 2011 г.
Цель лекции:сформировать у студентов знания, исследовательские умения по организации медико-педагогического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
План лекции:
1. Врачебный контроль.
2. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий физической культурой и спортом.
3. Диспансеризация спортсменов, задачи.
4. Оценка физической подготовленности.
5. Методы исследования и оценка нервно-мышечной системы.
6. Методы исследования и оценка вестибюлярного аппарата.
7. Методы исследования и оценка вегетативной нервной системы.
8. Методы исследования системы внешнего дыхания.
9. Методы исслелования и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
10. Методы исследования состояния осанки и типов телосложения.
11. Функциональные пробы и тесты для оценки физической работоспособности.
Оценка физического развития методом антропометрических стандартов и корреляции, индексов физического развития.
13. Экспресс-диагностика эффективности тренировочного процесса.
14. Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.
15. Абсолютные противопоказания к занятиям физической культурой.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:
1.Цели и задачи врачебного контроля.
2. Методы исследования и оценка нервно-мышечной системы.
3. Методы исследования и оценка вестибулярного аппарата у спортсменов.
4. Методы исследования и оценка вегетативной нервной системы у
спортсменов.
5. Методы исследования системы внешнего дыхания у спортсменов.
6. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий физической
культурой и спортом.
7. Диспансеризация спортсменов, задачи и значение.
8. Экспресс-диагностика эффективности тренировочного процесса,
восстановительные мероприятия.
9. Методы исследования состояния осанки и типов телосложения.
10.Методы исследования и оценка функционального состояния сердечно-
сосудистой системы.
11.Оценка физического развития методом антропометрических стандартов и
корреляции, индексов физического развития.
12.Абсолютные противопоказания к занятиям физической культурой.
Список использованной литературы:
1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ. ред. В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2007. 2. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина. / Т. И. Долматова – М. : Советский спорт, 2004. 3. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2003. |
4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в
предмет : учебник для высших специальных физкультурных учебных
заведений / Л. П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб. : Лань, 2003.
5. Теория и методика физической культуры / под ред. Ж. К. Холодова,
В. С. Кузнецова, Г. З. Карнаухова. – М. : 4-й филиал Воениздата, 2001.
6. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / сост.
Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М. : СпортАкадемПресс, 2001.
7. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред.
Ю. Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2003.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
9. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –
М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.
Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека сильное, сложное и многообразное воздействие. Лишь правильно организованные занятия с соблюдением методических принципов помогут укрепить здоровье, улучшат физическое развитие, повысят физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивных результатов. Занятия без учета индивидуальных особенностей, состояния здоровья, отсутствие регулярного врачебного контроля и самоконтроля самих занимающихся физическими упражнениями и спортом не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.
Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года.
Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого некоторая часть студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время. Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента его направляют на более детальное обследование к специалистам.
Формы врачебного контроля.
Врачебный контроль – раздел медицины, призванный исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на организм занимающихся.
Цель врачебного контроля: изучение состояния здоровья и влияния на организм человека регулярных физических нагрузок, содействие максимальному использованию средств физической культуры для укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей организма.
1.2. Задачи врачебного контроля:
· содействовать максимальному использованию средств физической
культуры и спорта для укрепления здоровья;
· содействовать повышению функциональных возможностей организма и
повышению спортивных результатов;
· своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья.
Мероприятия врачебного контроля направлены на исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.
1.3. Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
· регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом;
· педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;
· медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;
· санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;
· предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;
· санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.
2. ВРАЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (ВПН) В