Эргономические показатели кресла-коляски

Под эргономичностью подразумеваются условия, обеспечивающие функциональную эффективность человеческой деятельности. Возникнув как наука о способах повышения эффективности производства, эргономика быстро вышла за рамки производственных задач.

Сегодня, в практическом употреблении, термин истолковывается значительно шире и включает в себя и многие требования гигиены и даже терапии. В частности, эргономичное кресло-коляскадля ребенка-инвалида—это кресло-коляска, конструкция которой:

с одной стороны, удовлетворяет специфическим требованиям, необходимым данному ребенку для максимально эффективной деятельности,

с другой стороны, не ведет к появлению новых или усугублению существующих психофизиологических и функционально-анатомических патологий,

с третьей стороны, удобна для сопровождающих ребенка лиц.

Эргономические показателиочень важны при выборе кресла-коляски: от них зависит — приносит нахождение в коляске соответствующей конструкции пользу или вред ребенку, соответствует ли она условиям ее эксплуатации.

К эргономическим показателям можноотнести:

ширину коляски (зачастую она составляет примерно 650 мм, а двери в наших лифтах — 600 мм, что делает невозможным использование многих моделей по назначению);

глубину сидения (она должна достаточно точно соответствовать длине бедер ребенка: рекомендуется расстояние от края сидения до подколенной ямки 5–10 см).

угол наклона спинки относительно сиденья, а также возможность наклона сиденья вперед и назад (эти углы должны легко регулироваться, поскольку: а) ребенку необходимо обеспечить смены положения, иначе резко падает переносимость длительного сидения, но растет его патогенность; б) эти углы значительно влияют на патологичность состояния ребенка, поэтому их необходимо подбирать индивидуально; в) кресло-коляска обычно используется и как рабочий стул, и как место для отдыха, что требует разных положений сидения и спинки);

возможность регуляции высоты сидения(необходимо для обеспечения правильно положения ребенка относительно поверхности стола);

наличие регулируемой опоры для поясницы (необходимо для придания тазу и позвоночнику правильного положения);

ширину подножки (от нее зависит возможность ребенка достаточно широко расставлять стопы, чтобы сохранять равновесие при отклонении в стороны при выполнении той или иной деятельности. Узкая подножка допустима лишь для кратковременной транспортировки);

регулировку высоты и угла наклона подножки, наличие поддержки положения голеней (первое необходимо практически всегда, второе и третье — достаточно часто);

конструкция подголовника (при ряде состояний его необходимо регулировать и по высоте, и в передне-заднем направлении, и по углу наклона),

и др.

При выборе коляски о ее эргономических показателях необходимо посоветоваться со специалистом, занимающимся физической реабилитацией и развитием движений у вашего ребенка (кинезотерапевтом). Естественно, надо просить его дать рекомендации по эргономике коляски (либо по модели, обеспечивающей эргономичность) в письменной форме.

Если рядом нет квалифицированного специалиста либо нет в доступе моделей с необходимыми эргономическими показателями, можно поискать материалы на эту тему в Интернете (например, http://ktyz.blogspot.com/, ярлык «сидение». Здесь, в частности, даются советы, как улучшить эргономику существующих моделей).

Приложение 5

Образец заявления в бюро МСЭ с просьбой учесть при составлении индивидуальной программы реабилитации дополнительные рекомендации

Руководителю название бюро МСЭ

почтовый адрес отделения

Ф.И.О. законного представителя ребенка,

проживающей по адресу:

почтовый адрес законного представителя ребенка

ЗАЯВЛЕНИЕ

Принимая во внимание нормы пункта 7 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н, о возможности приглашения специалистов учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов с правом совещательного голоса, прошу при составлении индивидуальной программы реабилитации моему сыну/дочери Ф.И.О. ребенка, дата рождения, учесть рекомендации специалистов название организации или Ф.И.О. специальность, данные о наличии лицензии на образовательную или медицинскую деятельность.

Прошу внести указанные рекомендации в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, а также указать в качестве их исполнителя название организации, где моему ребенку будут предоставлены соответствующие реабилитационные услуги, поскольку в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

«____» ______________ 2009 г. С уважением, _______________

Приложение: рекомендации специалистов.

Приложение 6

Наши рекомендации