Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах

84. При заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, медицинская помощь военнослужащим вне военно-медицинской организации оказывается в экстренной или неотложной формах медицинскими работниками, имеющими соответствующую квалификацию, при наличии необходимого оснащения.

85. При оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация пациента в целях спасения жизни и сохранения его здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в военно-медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

86. Медицинская эвакуация включает в себя:

санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;

санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным и водным видами транспорта.

Медицинская эвакуация осуществляется в сопровождении медицинских работников, имеющих соответствующую квалификацию, при наличии оснащения, позволяющего оказывать медицинскую помощь во время транспортировки.

87. Перечень основных заболеваний и состояний, требующих срочного медицинского вмешательства, и перечень мероприятий по оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, а также порядок медицинской эвакуации на каждом уровне (этапе) оказания медицинской помощи в Вооруженных Силах определяются правовыми актами и иными служебными документами Министерства обороны.

Особенности лечебно-профилактических мероприятий
в отношении военнослужащих женского пола

88. За организацию оказания медицинской помощи военнослужащим женского пола в воинской части отвечает начальник медицинской службы воинской части.

89. Начальник медицинской службы воинской части:

организует своевременное проведение углубленного медицинского обследования военнослужащих женского пола с обязательным привлечением
врача – акушера-гинеколога;

ведет учет беременных военнослужащих женского пола, а в закрытых и отдаленных гарнизонах беременных женщин из числа граждан, имеющих на это законодательное право;

организует направление беременных военнослужащих женского пола в медицинские организации, имеющие лицензию на проведение динамического наблюдения по беременности в рамках первичной медико-санитарной помощи и на родовспоможение.

90. Амбулаторный прием, обследование и лечение военнослужащих женского пола должны проводиться отдельно от военнослужащих мужского пола. Для этого в военно-медицинских подразделениях, частях и организациях выделяются и оборудуются отдельные кабинеты, палаты с достаточным количеством коек и санузлов.

91. Военнослужащие женского пола на период беременности и грудного вскармливания освобождаются от несения нарядов, строевой и физической подготовки и переводятся на работы, исключающие воздействие профессиональных вредностей, на основании справки, выдаваемой врачом – акушером-гинекологом.

92. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военно-медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных и (или) амбулаторных условиях в период беременности, во время и после родов, медицинская помощь военнослужащим женского пола оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в соответствии с договорами, заключенными между указанными медицинскими организациями и военными округами (военно-медицинскими организациями).

Глава 14. Организация медицинской реабилитации
и санаторно-курортного лечения в Вооруженных Силах

93. Медицинская реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление (поддержание) нарушенных функций пораженного органа либо системы организма.

94. Основные задачи медицинской реабилитации:

восстановление функции поврежденных тканей, органов, систем и организма в целом;

коррекция высшей нервной деятельности пациентов и формирование адекватного отношения к заболеванию, военной службе, окружающему миру, правильной самооценки;

восстановление резервов адаптации организма военнослужащего и систем его жизнеобеспечения[‡].

95. Медицинская реабилитация осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации пациента с учетом профиля заболевания в рамках первичной медико-санитарной и специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи и включает в себя комплексное применение естественных (природных) и искусственно созданных (преформированных) лечебных физических факторов, средств и методов лечебной физкультуры и массажа, механотерапии, элементов спорта, роботизированных методов, методов мануальной терапии и рефлексотерапии, методов психологической и нейропсихологической коррекции, методов коррекции речи и глотания, элементов трудотерапии, а также других методов медикаментозной и немедикаментозной терапии.

96. Порядок организации медицинской реабилитации определяется нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения** и Министерства обороны.

97. Медицинская реабилитация в стационарных условиях проводится в военно-медицинских подразделениях, частях и организациях врачами-специалистами по профилю оказываемой медицинской помощи, прошедшими повышение квалификации по организации и методам медицинской реабилитации, врачами-физиотерапевтами, врачами по лечебной физкультуре, врачами-рефлексотерапевтами, врачами мануальной терапии, врачами-психотерапевтами, медицинскими психологами, логопедами и другими специалистами, работающими в области медицинской реабилитации:

в палате, где находится пациент (с использованием мобильного оборудования физиотерапии, механотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии и др.);

в специализированных отделениях (кабинетах) лечебной физкультуры, медицинского массажа, физиотерапии, кабинетах мануальной терапии, рефлексотерапии, логопедии, психотерапии, медицинской психологии или стационарных отделениях (центрах) медицинской реабилитации.

98. Оказание медицинской помощи по медицинской реабилитации военнослужащим включает в себя три этапа:

Первый – острый период течения заболевания или травмы – проведение медицинской реабилитации в стационарных условиях в отделениях реанимации и интенсивной терапии, специализированных отделениях по профилю оказываемой помощи при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (функционального резерва);

второй – ранний восстановительный период течения заболевания или травмы – проведение медицинской реабилитации в специализированных отделениях военно-медицинских организаций при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (функционального резерва); он включает в себя также проведение медицинской реабилитации военнослужащих, временно нуждающихся в посторонней помощи для осуществления самообслуживания и передвижения;

третий – поздний восстановительный период – проведение медицинской реабилитации военнослужащих в период остаточных явлений течения заболевания или травмы, при хроническом течении заболевания вне обострения при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (функционального резерва), возможности самообслуживания и передвижения; он включает в себя проведение медицинской реабилитации в амбулаторных и (или) стационарных условиях, санаторно-курортных организациях, а также на дому.

99. Медицинская реабилитация в амбулаторных условиях осуществляется на базе военно-медицинских подразделений, частей и организаций под контролем медицинских специалистов.

Основными задачами медицинской реабилитации в амбулаторных условиях являются:

определение наличия медицинских показаний и противопоказаний для проведения пациентам медицинской реабилитации;

определение этапа реабилитации (второй или третий);

определение медицинских организаций для проведения медицинской реабилитации*.

100. Медицинская реабилитация в военно-медицинских организациях в стационарных условиях осуществляется на базе специализированных отделений. Основными задачами реабилитационных мероприятий в стационарных условиях являются:

диагностическое обследование пациента с применением специальных методов;

выработка и реализация индивидуальной программы реабилитации пациента на основании заключения специалистов мультидисциплинарной реабилитационной бригады;

выявление и возможное устранение факторов риска и ограничивающих проведения реабилитационных мероприятий факторов;

осуществление постоянного наблюдения за изменением состояния пациента и эффективностью проводимых реабилитационных мероприятий с соответствующей записью в истории болезни;

осуществление отбора и перевода пациентов в медицинские организации для продолжения проведения реабилитационных мероприятий*.

101. Для медицинской реабилитации после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии в санаторно-курортные организации направляются граждане, указанные в пункте 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. № 333 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации».

При отсутствии в Министерстве обороны санаторно-курортных организаций необходимого профиля санаторно-курортное лечение указанных граждан осуществляется на договорной основе в специализированных санаторно-курортных организациях других федеральных органов исполнительной власти или иных организациях, имеющих соответствующую лицензию на медицинскую деятельность.

В рамках выполнения законодательства Российской Федерации в части медицинской реабилитации больных в условиях санатория начальникам военных госпиталей разрешается заключать договоры с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении путевок на медицинскую реабилитацию больных из числа работающих застрахованных граждан (пенсионеров Министерства обороны, членов семей военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (в том числе федеральных государственных гражданских служащих).

Путевки на медицинскую реабилитацию граждан, указанных в настоящем пункте, непосредственно после стационарного лечения предоставляются бесплатно за счет средств обязательного социального страхования**.

102. Основными задачами медицинской реабилитации в условиях санаторно-курортных организаций являются:

физическая и психологическая реабилитация с преимущественным использованием природных и преформированных физических факторов;

восстановление физической работоспособности до уровня, при котором пациент может возобновить профессиональную деятельность;

вторичная профилактика хронических заболеваний и предупреждение хронизации острых процессов;

продолжение обучения пациентов и обучение их родственников активному участию в реабилитационном процессе.

Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую санаторно-курортными организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Санаторно-курортное лечение направлено на:

активацию защитно-приспособительных реакций организма;

восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидизации.

103. Порядок организации санаторно-курортного лечения регламентируется нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и Министерства обороны*.

104. Гражданам, имеющим законодательное право на медицинское обеспечение в военно-медицинских организациях, при направлении на медицинскую реабилитацию в санаторно-курортную организацию после лечения в стационарных условиях предоставляются бесплатные путевки в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

Направление (перевод) осуществляется начальником (руководителем) военно-медицинской организации по согласованию с начальником (руководителем) соответствующей санаторно-курортной организации.

При направлении (переводе) пациента на медицинскую реабилитацию оформляется выписка из истории болезни (медицинской книжки) с указанием результатов клинических, лабораторных (в т. ч. бактериологических) и инструментальных исследований, исследования уровня функциональных нарушений и степени приспособления к окружающей среде**.

105. Информирование граждан, имеющих законодательное право на медицинское обеспечение в военно-медицинских организациях, о порядке получения санаторно-курортного лечения осуществляется через официальный сайт Министерства обороны, в том числе через средства массовой информации; официальный сайт Министерства обороны в сети «Интернет»; информационные стенды (другие технические средства аналогичного назначения) в помещениях, занимаемых соответствующими структурами (в том числе воинскими частями) Министерства обороны, и иных отведенных для этих целей местах для оперативного информирования граждан информацией***.

106. Медицинский отбор и направление граждан на санаторно-курортное лечение осуществляются в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

ГВМУ на основании заявления гражданина в соответствии с утвержденным планом распределения путевок и в установленные сроки направляет гражданину уведомление о предоставлении путевки в санаторно-курортную организацию*.

107. Граждане принимаются в санаторно-курортные организации и выписываются из них в сроки, указанные в путевке.

108. Оформление, оплата и выдача путевки производится в санаторно-курортной организации в день приема по представлению уведомления о предоставлении путевки, выданного ГВМУ или санаторно-курортной организацией.

109. Срок лечения гражданина в санаторно-курортной организации при наличии медицинских показаний может быть продлен начальником санаторно-курортной организации только по постановлению врачебной комиссии санатория на срок не более 10 суток.

При выписке из санаторно-курортной организации гражданину выдается выписной эпикриз и отрывной талон к путевке*.

Глава 15. Медико-психологическая реабилитация
и оздоровительный отдых

110. Медико-психологическая реабилитация представляет собой комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на коррекцию возникших психофизиологических нарушений у военнослужащих.

Перечень категорий военнослужащих Вооруженных Сил, подлежащих медико-психологической реабилитации, определяется правовыми актами Министерства обороны.

Медико-психологическая реабилитация военнослужащих проводится бесплатно по территориальному принципу в ближайших санаторно-курортных организациях Министерства обороны в соответствии с показаниями.

111. Определение показаний к медико-психологической реабилитации военнослужащего осуществляется военно-медицинской организацией в течение 5 дней после выполнения им задач, неблагоприятно отразившихся на состоянии здоровья.

Показания к проведению и продолжительность медико-психологической реабилитации определяются по результатам медицинского обследования состояния здоровья военнослужащих, оценки степени утомления и уровня боеспособности (работоспособности).

Направления на медико-психологическую реабилитацию оформляются медицинской службой военного округа индивидуально на каждого военнослужащего.

112. Перечень документов, представляемых военнослужащим в санаторно-курортную организацию, регламентируется правовыми актами и иными служебными документами Министерства обороны.

В санаторно-курортной организации оформляется путевка, на которой делается отметка «Медико-психологическая реабилитация».

Выдача путевки военнослужащему, направленному на медико-психологическую реабилитацию, осуществляется в санаторно-курортной организации.

При выписке из санаторно-курортной организации военнослужащему выдается выписной эпикриз с результатами проведения медико-психологической реабилитации*.

113. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток**.

Глава 16. Организация военно-врачебной экспертизы
в Вооруженных Силах

114. Военно-врачебная экспертиза (далее – ВВЭ) – один из видов медицинских экспертиз.

115. В Вооруженных Силах ВВЭ проводится в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе[§], и в соответствии с правовыми актами и иными служебными документами Министерства обороны по вопросам организации и проведения ВВЭ.

116. В Вооруженных Силах ВВЭ военнослужащих проводится в целях определения:

категории годности к военной службе*;

годности к военной службе в роде войск Вооруженных Сил, военной службе (обучению) по военно-учетной специальности, военной службе (обучению) в соответствующей воинской части (подразделении)**;

годности к поступлению в конкретную военную профессиональную образовательную организацию (военную образовательную организацию высшего образования) Министерства обороны по конкретному профилю обучения*;

годности к военной службе в специальных сооружениях**;

годности к работе с радиоактивными веществами, источниками ионизирующего излучения, компонентами ракетных топлив и иными высокотоксичными веществами, токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, источниками, создающими электромагнитные поля в диапазоне частот от 30 кГц до 300 ГГц, и источниками лазерного излучения, микроорганизмами I, II групп патогенности**;

годности к подводному вождению танков и других машин**;

годности к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, в иностранных государствах, в том числе в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями*;

возможности прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС*;

возможности выполнения работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС*;

необходимости предоставления диетического и (или) дополнительного питания**;

тяжести увечья**;

необходимости обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных профессиональных образовательных организаций (военных образовательных организаций высшего образования), бесплатным санаторно-курортным лечением при направлении на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях*;

необходимости обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января
2004 г., санаторно-курортным лечением*;

необходимости обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и курсантов военных профессиональных образовательных организаций (военных образовательных организаций высшего образования) бесплатным санаторно-курортным лечением*;

необходимости проезда освидетельствованного военнослужащего и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным (за исключением такси) транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе**;

необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц) военнослужащего, следующего на лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию), в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы**;

необходимости проезда освидетельствованного военнослужащего, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном 4-местном купе купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий**.

ВВЭ может проводиться в целях решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба)**.

117. Методическое руководство ВВЭ в Вооруженных Силах осуществляется Главным центром военно-врачебной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации (далее – ГЦ ВВЭ МО).

ВВЭ в Вооруженных Силах организована по территориальному принципу в границах военных округов, в пределах которых функции руководства ВВЭ возлагаются на филиалы (отделы филиалов) ГЦ ВВЭ МО.

118. Для проведения ВВЭ в Вооруженных Силах создаются постоянно действующие и временно действующие военно-врачебные комиссии (далее –ВВК).

119. Постоянно действующие ВВК ежегодно создаются приказом соответствующего начальника военно-медицинской организации, командира воинской части, военного комиссара субъекта Российской Федерации, начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, начальника военно-образовательной организации. В базовых военных госпиталях может быть создано несколько ВВК по клиническим профилям.

120. Временно действующие ВВК создаются на определенный период приказом соответствующего командующего флотом (флотилией), командиром военно-морской базы, воинской части, начальника военной профессиональной образовательной организации (военной образовательной организации высшего образования). Временно действующие ВВК создаются в целях определения:

годности к военной службе в роде войск Вооруженных Сил, военной службе (обучению) по военно-учетной специальности, военной службе (обучению) в соответствующей воинской части (подразделении)*;

годности к поступлению в конкретную военную профессиональную образовательную организацию (военную образовательную организацию высшего образования) по конкретному профилю обучения**;

годности к военной службе в специальных сооружениях*;

годности к работе с радиоактивными веществами, источниками ионизирующего излучения, компонентами ракетных топлив и иными высокотоксичными веществами, токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, источниками, создающими электромагнитные поля в диапазоне частот от 30 кГц до 300 ГГц, и источниками лазерного излучения, микроорганизмами I, II групп патогенности*;

годности к подводному вождению танков и других машин*.

121. В состав ВВК назначаются председатель (один из членов комиссии), два заместителя председателя комиссии (из числа членов комиссии), члены комиссии. Кроме того, в целях обеспечения деятельности ВВК назначаются секретари комиссии (не менее двух).

122. Ежегодно начальники филиалов ГЦ ВВЭ МО, начальники отделов филиалов ГЦ ВВЭ МО, начальники (руководители) организаций, командиры соединений (воинских частей), при которых создаются ВВК, согласовывают состав постоянно действующих ВВК и категории граждан, освидетельствуемых в указанных ВВК, с начальником ГЦ ВВЭ МО, соответствующими начальниками филиалов ГЦ ВВЭ МО (отделов филиалов) в порядке подчиненности указанных ВВК по вопросам ВВЭ.

Обязанности начальника медицинской службы воинской части, военной профессиональной образовательной организации (военной образовательной организации высшего образования) по вопросам военно-врачебной экспертизы

123. На начальника медицинской службы воинской части, военно-образовательной организации возлагаются:

выявление по результатам ежедневного медицинского наблюдения, медицинских осмотров военнослужащих, углубленных и контрольных медицинских обследований военнослужащих, диспансерного динамического наблюдения за военнослужащими, имеющими увечья (заболевания), ограничивающие категорию их годности к военной службе, в целях их последующего направления на ВВЭ;

участие в распределении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по подразделениям воинской части и военно-учетным специальностям на основании заключений ВВК;

допуск по результатам заключений ВВК к отдельным видам подготовки и работам;

анализ причин увольнения военнослужащих с военной службы по состоянию здоровья;

обеспечение своевременного представления в ВВК медицинских и иных документов, необходимых для проведения ВВЭ;

контроль за реализацией заключений ВВК о временной негодности к военной службе (отпуска по болезни, полного или частичного освобождения от исполнения обязанностей военной службы);

выявление военнослужащих, нуждающихся в дополнительном и (или) диетическом питании, их своевременное направление на ВВЭ, участие в реализации заключений ВВК по предоставлению военнослужащим дополнительного и (или) диетического питания.

Глава 17. Организация судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы в Вооруженных Силах

124. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
(далее – судебная экспертиза) в Вооруженных Силах организуются и проводятся 111 Главным государственным центром судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны (далее – ГГЦСМиКЭ).

125. Основаниями производства судебной экспертизы в ГГЦСМиКЭ являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя*.

126. Организация и порядок производства судебных экспертиз в
ГГЦСМиКЭ осуществляются по территориальному принципу** – местам дислокации органов дознания, военных следственных органов, военных прокуратур и военных судов.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в одном из структурных подразделений ГГЦСМиКЭ, обслуживающим указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза производится в одном из структурных подразделений ГГЦСМиКЭ, обслуживающим другие территориальные образования.

127. Общее руководство судебно-экспертной деятельностью в Вооруженных Силах возлагается на начальника 111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации (Главного судебно-медицинского эксперта Министерства обороны).

Организацию производства и контроль за проведением судебно-психиатрических экспертиз в Вооруженных Силах осуществляет начальник отдела (судебно-психиатрической экспертизы) ГГЦСМиКЭ – главный врач –судебно-психиатрический эксперт (Министерства обороны), который подчиняется непосредственно начальнику 111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации (Главному судебно-медицинскому эксперту Министерства обороны)**.

128. В ГГЦСМиКЭ судебные экспертизы производятся в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, который ежегодно утверждается начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны по представлению начальника 111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации (Главного судебно-медицинского эксперта Министерства обороны).

129. В случаях производства судебных экспертиз с привлечением врачей-специалистов военно-медицинских организаций руководители этих организаций оказывают содействие и всестороннюю помощь экспертам и выделяют в состав экспертных комиссий подчиненных им наиболее квалифицированных медицинских специалистов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

130. В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, в случае отсутствия в гарнизоне штатного эксперта ГГЦСМиКЭ, врач военно-медицинского подразделения, части, организации может быть привлечен в качестве специалиста для участия в следственных действиях (освидетельствовании, осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения, изъятии образцов для сравнительного исследования, проведении следственного эксперимента, обыска, выемки).

Глава 18. Организация донорства крови, ее компонентов
в Вооруженных Силах

131. Организация донорства крови, ее компонентов в Вооруженных Силах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами и иными служебными документами Министерства обороны и Министерства здравоохранения.

132. Обеспечение военно-медицинских организаций донорской кровью и ее компонентами осуществляется за счет заготовок, проводимых станциями (отделениями) переливания крови (СПК, ОПК) военно-медицинских организаций, а также централизованного снабжения или закупок в государственных организациях, осуществляющих заготовку, переработку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов в установленном порядке.

Объем заготовки крови в военном округе определяется потребностями военно-медицинских организаций в донорской крови и ее компонентах для обеспечения лечебного процесса. Расчет потребности в донорской крови и ее компонентах проводится с учетом положений национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53470-2009 «Кровь донорская и ее компоненты. Руководство по применению компонентов донорской крови»[**]. В каждой СПК для обеспечения готовности военно-медицинской организации к работе в чрезвычайных ситуациях резервируется неснижаемый запас гемотрансфузионных средств из расчета обеспечения месячной работы военно-медицинской организации:

эритроцитосодержащих (при наличии низкотемпературного банка крови);

плазмы.

Организация забора крови у личного состава воинской части проводится в соответствии с выпиской из плана комплектования добровольных доноров и заготовки донорской крови в военном округе (приложение № 4 к настоящему Руководству).

133. Внеплановая заготовка крови для проведения гемотрансфузионной терапии при массовом поступлении пациентов проводится после непосредственного согласования мероприятия начальником военно-медицинской организации с командиром воинской части.

134. В военно-медицинских подразделениях, частях и организациях ведется учет доноров экстренного резерва из числа лиц, ранее сдававших кровь и выразивших согласие на выполнение донорских функций в неотложных случаях. Списки заблаговременно обследованных доноров экстренного резерва с указанием персональных данных, групповой и резусной принадлежности крови, порядка их вызова хранятся у дежурного врача и на СПК (ОПК) военно-медицинских организаций.

135. За подготовку лечебных отделений и медицинских работников к проведению трансфузионной терапии отвечает начальник военно-медицинской организации. Контроль за организацией трансфузионной терапии в военно-медицинской организации военного округа осуществляется главным трансфузиологом военного округа.

136. В военно-медицинской организации, где отсутствует штатное отделение заготовки и переливания крови, приказом начальника организации определяется состав нештатного кабинета переливания крови, начальник которого отвечает за организацию трансфузионной терапии. В базовых военных госпиталях приказом начальника госпиталя ежегодно назначаются врачи, ответственные за проведение трансфузионной терапии в каждом лечебном отделении.

137. Объем гемотрансфузионных средств в военно-медицинских организациях определяется, исходя из предполагаемой потребности, возможностей их централизованного получения, а также экстренной заготовки.

138. Переливание крови только на основании отметок в документах, удостоверяющих личность, без предварительной проверки групповой и резус-принадлежности крови реципиента и донора, проведения проб на их совместимость, а также не прошедшей лабораторные исследования на сифилис, гепатиты В, С и ВИЧ запрещается.

139. Для заготовки крови в выездных условиях на СПК, в ОПК формируются бригады из подготовленных специалистов. Заготовка донорской крови и ее компонентов проводится, как правило, в первой половине дня.

140. Взятие крови у личного состава в воинских частях проводится в День донора. На медицинскую службу воинской части возлагается:

подготовка проекта приказа командира воинской части об организации и проведении Дня донора (приложение № 5 к настоящему Руководству);

предварительный медицинский отбор и учет лиц, изъявивших желание стать донорами резерва, осуществляемый в соответствии с Порядком медицинского обследования доноров крови и ее компонентов[††];

оказание помощи выездной бригаде СПК при развертывании временного пункта взятия крови и участие в его работе;

контроль за организацией и качеством питания доноров;

контроль за состоянием здоровья доноров после кроводачи и анализ полученных результатов обследования доноров;

подготовка мероприятий по поощрению доноров и военнослужащих, отличившихся при организации и проведении Дня донора;

внесение в установленном порядке отметок о групповой и резус-принадлежности крови доноров в документы, удостоверяющие личность;

пропаганда донорства среди личного состава воинской части.

В День донора развертывается временный пункт взятия крови согласно Инструкции (приложение № 6 к настоящему Руководству).

141. Проведение Дня донора в воинской части организациями иных (кроме Министерства обороны) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также муниципальными медицинскими организациями должно быть включено в план комплектования добровольных доноров и заготовки донорской крови в военном округе, при этом сроки проведения и количество привлекаемого к донорству личного состава согласовываются с военно-медицинской организацией, осуществляющей плановые заготовки крови в этой воинской части. Обязательным условием такого взаимодействия должна быть возможность передачи информации о донорах и результатах исследований донорской крови военно-медицинской организации, планирующей заготовку крови в воинской части.

142. Дополнительное питание доноров организуется продовольственной службой воинской части, в которой производится з<

Наши рекомендации