Мантра от ядовитых укусов, отравлений.
Завяжите куском ткани то место, где боль особенно сильна. После укуса повторите эту мантру несколько раз. Развяжите ткань и овевайте рану воздухом. Проделайте все описанное 8‑10 раз. Кто повторяет эту мантру 108 раз в день, тот будет наделен даром исцелять.
ОМ ДЕВАДАНАВАЙУДДХА ТУ
МОКШАЙАМАНЕ МОХАДАДХАУ
ДЖАТО СМИ ВРИШЧИКАРАДЖА
ГРИХАМ ГАЧЧХА МАХАМ ВИША
Когда боги и демоны пахтали Великий океан, ты, о Вришчикараджа, вышел из него. О владеющий ядом, возвратись обратно.
План храмовых построек, организованных по принципу янтры.
Шри Гуру Пранава (мантра, посвященная Гуру)
ОМ АДЖНЯНАМ ТИМИРАНДХАСЙА
ДЖНЯНАНДЖАНА‑ШАЛАКАЙА
ЧАКШУР УНМИЛИТАМ ЙЕНА
ТАСМАИ ШРИ‑ГУРАВЕ НАМАХ
Я склоняюсь перед духовным учителем, который бальзамом знания открыл глаза, ослепшие от темноты невежества.
Кундалини мандала. Непал, XVIII в.
Мантра процветания.
АЙУРДЕХИ ДХАНА ДЕХИ
ВИДЙАМ ДЕХИ МАХЕШВАРИ
САМАСТАМАКХИДАМ ДЕХИ
ДЕХИ МЕ ПАРАМЕШВАРИ
Дай мне долгую жизнь, дай мне изобилие, дай мне знание, о Махешвари, дай мне все, что я желаю, о Парамешвари.
ОМ ЩИВАМ ЩАРАНАМ ПРАПАДЬЯМ
ОМ ДХАРМАМ ЩАРАНАМ ПРАПАДЬЯМ
ОМ САНГХАМ ЩАРАНАМ ПРАПАДЬЯМ
ОМ ШАКТИМ ЩАРАНАМ ПРАПАДЬЯМ
ОМ САДГУРУМ ЩАРАНАМ ПРАПАДЬЯМ
Прибегаю за защитой к Шиве, Дхарме, Сангхе, Шакти, Священному Учителю.
САРВАБХУТАСТХАМ АТМАНАМ
САРВАБХУТАНИ ЧАТМАНИ
ЭКШАТАЕ ЙОГАЮКТАТМА
САРВАТРА САМАДАРШАНА
Я, приведенный в состояние гармонии при помощи йоги, вижу себя обитающим во всех вещах, во всех существах и в высшем Я, везде вижу одно.
АСАТО МА САДГАМАЙА
ТАМАСО МА ДЖИЙОТИР‑ГАМАЙА
МРИТЬОР МА АМРИТАМ‑ГАМАЙА
ОМ ЩАНТИ, ЩАНТИ, ЩАНТИХИ!
От нереального (не истины) веди меня к Реальности (Абсолютной истине), от невежества – к просветлению, от смерти веди меня, господи, к бессмертию. Ом мир, мир, миру!
ОМ АХ ХУМ
ВАДЖРА ГУРУ ПАДМАСИДДХИ ХУМ!
О Воистину Божественный учитель, ты – само совершенство и источник моего совершенства.
И последняя, наиболее универсальная мантра, созданная великим Свами Бхактинадой. Эта мантра объединяет последователей любых религий в их стремлении к миру, любви и равенству.
АДИ ШАНКАРА МАХАВИРА
АХУРОМАЗДА ВАХЕ ГУРУ
ЙА АЛЛАХ БУДДА КРИСТУ
ХАРЕ РАМА, ХАРЕ КРИШНА
Три медитативных рисунка реализации чакр (энергетических центров). Раджастан, XVIII в.
Образ рождения как аналогия божественной креативности Богини, как символ преображения человеческой самости. Южная Индия, XVIII в. Резьба по дереву.
Итак, медитативная практика, включающая янтру, мантру и мудру, представляет собой довольно‑таки трудную технику, которая дает оптимальный результат при наставничестве опытного гуру и раскрывает их тайную взаимосвязь.
При медитации на янтру процесс созерцания начинается с внешних, наиболее удаленных от центра фигур, которые могут даже находиться за четверкой Т‑образных ворот, через которые ученик и должен символически войти в силовое поле мира. При этом внешние фигуры отождествляются с наиболее плотноматериальными силами и проявлениями Высшей реальности, в то время как приближение к центру исследует все более тонкие слои творения и, в конечном итоге, доходит до Источника Всего. Янтра функционирует как релятивная диаграмма духовного аспекта человеческого опыта. А само человеческое тело рассматривается как неисчерпаемый источник трансформации, «физический субстрат божественного, в котором начинается раскрытие бытия, хранилище неисчерпаемой силы».
Глава 7.
Ом
Ом – священный слог, первый звук, произнесенный создателем, звук, ставший родоначальником любого другого звука – музыкального или речевого.
В Упанишадах сей священный слог встречается как таинственный звук, являющий собой основу любой священной мантры. Звук этот – как первый в начале создания, так и последний при исчезновении всего сущего. Прошлое, настоящее и будущее заключены в этом одном звуке, и даже то, что переходит за эту конфигурацию времени, заключено в нем.
Поистине, когда изучают риги, произносят звук ОМ. Этот звук есть этот слог – бессмертный и бесстрашный. Находя в нем убежище, боги становятся бессмертными и бесстрашными.
Чхандогья Упанишада
В соответствии с текстом Тантрейя Упанишады появление языка приписывается усилиям Праджапати, из чьей медитации на трех словах возникли три Веды, а также три слога бхур, бхува и суа, представляющие землю, атмосферу и небо. Далее, в результате медитации на этих трех понятиях, возник божественный слог ОМ, ставший источником речи и представляющий единство Вселенной.
Барабан Шивы создал этот звук, и он разложился на ноты октавы – Са, Ри, Га, Ма, Пад, Ха, Ни, восприимчивые ухом человека. Шива в своей разрушительной и созидательной деятельности всегда использует ОМ, кроме прочего, и являет собой звуковую форму Атмана.
...сновидение дает нам гибкость, необходимую для того, чтобы войти в другие миры, разрушая нашу убежденность в знании этого мира. Он назвал сновидение путешествием в невообразимые измерения, когда после того, когда мы постигаем все доступное человеческому восприятию, наша точка сборки выскальзывает за пределы человеческого и достигает непостижимого.
Карлос Кастанеда
Как утверждают Упанишады, все – сущее и не сущее, все может быть осознанно произношением ОМ. Психотерапевтический эффект ОМ поистине безграничен, а произнесение его избавляет от ошибок в выполнении жертвенных обрядов. Медитация на ОМ помогает удовлетворить многие потребности и в конечном итоге ведет к освобождению.
ОМ в тибетской традиции.
ОМ на санскaрите.
И звенело болью мгновенной,
тонким воздухом и огнем,
Сотрясая тело Вселенной,
Заповедное слово «ОМ».
И.Гумилев
ОМ состоит из А, У, которые, сливаясь, дают звук О и М. Чтобы правильно произнести эту мантру, надо просто широко открыть рот и затем медленно закрыть, гамма звуков, возникшая при этом, и даст А, О, У, М. ОМ также имеет значение тримурти (триады) Брахмы, Вишну и Шивы. А – символизирует творение (Брахма), У – поддержание (Вишну) и М – разрушение (Шива).
Тишиной себя баюкаю заветной,
Помню всё, всё забываю я
В этом сне без сна, в печали беспредметной,
В этом бытии небытия.
В.Маяковский
Таким образом, А символизирует субъективное сознание, основанное на восприятии мира, то есть наше обычное сознание; У – сознание нашего внутреннего мира, то есть мира наших мыслей, чувств, желаний (духовное сознание), и, наконец, М – сознание недифференцированного единства, не разделенного более на субъект и объект и полностью пребывающего в самом себе.
Для дикаря или ребенка сны – эпизоды яви, у поэтов и мистиков вся явь может быть сном.
Хорхе Луис Борхес
Теперь обратимся к философии слога ОМ. В соответствии с древней традицией звук А олицетворяет так называемую материальную Вселенную, мир грубых чувств, которые наблюдаются в состоянии бодрствования (Джаграт). Все ощущения мира снов, астрального мира обозначаются звуком У (Свапна). Звук М представляет собой состояние глубокого сна, медитации без семени (шуньяты), и все те же феномены, которые находятся за пределами понимания интеллекта (Сушупти). ОМ в целом представляет всеобъемлющее космическое сознание (Турийя) четвертого уровня, за пределами слов и понятий – сознание четвертого измерения.
Основная вибрация. Ом, который выделяют все элементные звуковые формы молитв. Раджастхан. XIX в. Рисунок чернилами на бумаге.
Философия Запада (за исключением З.Фрейда, С.Грофа и некоторых других исследователей) принимает за основу ощущения человека в состоянии бодрствования и совсем мало придает внимания ощущениям во время сна. Учение Веданты и Тантры утверждает, что для достижения истины необходимо подвергнуть анализу все три состояния бытия человека. В состоянии сновидений, когда окружающая нас реальность не воспринимается, остается и воспринимается человеком только его ЭГО. Разум и сознание исчезают в состоянии глубокого сна, и все же истинное «Я» остается без изменений во всех трех состояниях, и эта «самость» является основной реальностью, которая ощущается в этих состояниях. Этот неизменный и непреложный принцип, эта внутренняя реальность представляет собой истинное «Я» или Атман. Это и есть ОМ.
ОМ похож на то, когда мы раскрываем свои руки, чтобы объять все живущее. Он подобен цветку, раскрывающему свои лепестки свету солнца... универсальность, испытанная в ОМ, изначальном звуке вневременной реальности, должна снизойти и быть постигнутой в глубине человеческого сердца, чтобы трансформироваться в вибрирующую жизнь.
Лама Говинда
Почти все молитвы и высказывания из священных писаний начинаются с произнесения ОМ. Эквивалентом его является ОМКАР, почитаемый таким же образом и представляющий собой воплощение божества.
Янтра ОМ. Раджастан, XVIII в.
В «Мундака Упанишаде» есть интересное изречение: «Взяв, как лук, великое оружие Священного Учения, вложи в него стрелу, заостренную непрестанной медитацией, натяни тетиву разумом, преисполненным Тем (Брахманом). Проникнись, о благородный, Вечным, как целью. ОМ – этот лук, стрела – Атман, Брахманом зовут эту цель. Проникнись Им со вниманием, и ты соединишься с ним, как стрела с целью».
Подвести итог можно словами Ламы Л.Говинды: «Подобно зеркалу, которое отражает всевозможные формы и цвета, ОМ отражает оттенки любых характеров и воплощается в любых формах высших идеалов, не ограничивая себя исключительно каким‑либо одним из них. Если бы этот священный слог был отождествлен с каким‑нибудь конкретным знанием, если бы он полностью принадлежал некоему частному идеалу, не сохранив иррационального, неосязаемого качества своей сути, он никогда не был бы способен символизировать то надсознательное состояние разума, в котором все индивидуальные устремления обретают свой синтез и свое воплощение».
АУМ есть радость, запечатленная в звуке.
Радость – начало миров и конец.
Ибо она не имеет конца и начала.
В.Сидоров
Глава 8.
Свастика
Будучи много раз в Индии, иногда живя там продолжительное время, изучая различные аспекты культуры, философии, религии этой страны, авторы не могут оставить без внимания символ, являющийся столь могущественным по своей энергетике, – свастику. Для непосвященного, не привыкшего спокойно воспринимать этот символ человека первые часы, а то и дни пребывания в Индии покажутся поразительными, в частности, и из‑за обилия изображений свастики: на воротах домов, на грузовиках и автобусах, при входе в религиозно‑культовые постройки, где свастика наряду с другими символами изображена так часто, что даже несведущий человек начинает догадываться о ее вселенской значимости.
Центр свастики является символом Великого Духа, Великой Тайны, откуда происходит все.
Давид Виласеньор
Многоступенчатая индейская свастика.
Как отмечает Жак Бержье:
«В отличие от креста, треугольника, круга или полумесяца, свастика – сложный знак, крест, к которому добавлено нечто динамическое, не имеющее ни верха, ни низа. Свастика видится первым символическим знаком, начертанным с определенной целью. Изучение ее миграции – один из аспектов исследования общности происхождения различных культов и доисторических связей между Европой, Азией и Америкой.
Самый древний след свастики обнаружен в Трансильвании и восходит к концу эпохи неолита. Ее находят на сотнях плит в развалинах Трои. В Индии этот знак появляется в IV веке до нашей эры, а в Китае – в V веке нашей эры. Веком позже, в VI столетии, свастика приходит в Японию вместе с буддизмом, сделавшим ее своим символом.
И вот что весьма важно: во всем семитском районе – в Египте, Халдее, Ассирии, Финикии – свастика либо совершенно неизвестна, либо встречается случайно. В 1891 году Эрнест Клаус привлек внимание публики к тому, что свастика есть знак, свойственный индоевропейцам. А Гвидо Лист в своих работах по расшифровке рунической эпопеи, так называемой «Старшей Эдды», в 1908 году описал свастику как символ чистоты крови и тайных магических знаний».
Свастика (санскр. «су» – прекрасный и «асти» – быть) – древнеиндийский знак благоденствия и процветания. В древнеиндийской философии – символ вечного круговращения Вселенной. В буддизме – символ знака Будды, которому подвластно все сущее.
Буддизм (словарь). М. 1992
Тем более авторы не могли не затронуть этой проблемы, что в культе бога Шивы, то есть чисто индуистской традиции, берущей свое начало еще от великого Индры – царя богов, громовержца и устроителя мира, а также во всех видах тантризма свастика является одним из главных метафизических символов, как проявленный символ Бога.
Левосторонняя и правосторонняя свастики.
Слово это санскритское и в своем чисто геометрическом значении имеет в виду крест с загнутыми под прямыми углами концами. Угол может быть не обязательно прямым, а концы могут продолжаться в противоположном направлении. В частности, шиваистская свастика представляет собой именно такое изображение.
Здесь свастика означает символ благоприятной судьбы и солнца. Изогнутые вправо лучи свастики обозначают непрямой путь, которым достигается Божественность, – интуитивный, но не интеллектуальный.
Это древний символ плодородия, солнца, вселенской гармонии и т.п. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве.
Что касается буддизма, родиной которого, как известно, является Индия, то в его традиции свастика – это символ совершенства. Изображения Будды часто сопровождаются этим знаком, вертикальная черта которого обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения инь‑ян. Загнутые влево концы олицетворяют мягкость, любовь, сострадание, а их развернутость вправо – твердость, разум и силу. Как в буддистской, так и в индуистской традиции они изображаются определенным образом и подразумевают обе свастики, выражая таким образом идею взаимосвязи любви и сострадания с силой и твердостью, силы и разума с милосердием и любовью, разрушение единства которых является нарушением мировой гармонии, ведущим к умножению зла.
Многолучевая медитативная диаграмма.
Фашисты, как известно, избрали своей эмблемой правостороннюю свастику, тем самым выразив свой идеал, извратив заветы древних мудрецов и осквернив сам знак, которому более пяти тысяч лет.
Следует отметить, что свастика является исключительно метафизическим символом, не имеющим ничего общего с черной магией. Далекие предки славян изображали свастику на одеждах, украшениях, оружии, щитах, конской сбруе, жилищах, определенно зная о мощном защитном действии свастики против оккультного влияния.
Свастика Янтра. Риджастам, VIII в.
Россия также не является исключением по богатству применения свастики как религиозного, так и культурно‑бытового символа. Европа не может сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывавших русское оружие, стяги, национальный костюм, дома, предметы повседневного быта, храмы, предметы религиозных культов.
На Руси крест с изогнутыми концами имел свое, русское, название – «коловрат». «Коло» – древнерусское название солнца, «врат» – древнерусское «возвращать» или «ворота». На современном русском языке «коловрат» означает «возвращающий солнце», «ворота солнца». «Коловрат» символизировал победу солнца, света над тьмой, жизни (вечной) над смертью.
Не имел ли в виду Н.К.Рерих, исходя из огромного сравнительного потенциала, и эту символическую деталь, объединяющую две великих культуры, говоря, что Россия и Индия едины? Ведь у предков славян также были как правая, так и левая свастики, и назывались они, соответственно, «посолонь» и «солнцеворот». Правая означала покровительство и присутствие бога в повседневной жизни, изобилие, счастье, благополучие. Левая – присутствие и покровительство бога в борьбе с врагами, его защиту как от врагов физических, так и от врагов оккультных...
Свастика одинаково широко распространена и в Старом, и в Новом свете. Ее образ чаще всего связывается с представлением о действии или изменении; она означает путь солнца, соединяющего воедино четыре кардинальные точки – север, юг, восток и запад – определяя начало сезонов.
Хосе Аргуэлес
В христианстве широко была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из греческой буквы «гамма». Крест «гамматический», на Западе «crux gammata», – ни что иное, как свастика. Из книги «Христианская символика» графа А.С. Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV веке. В альбоме же «Византийская миниатюра» можно прочитать о том, что в IX веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандрда. В альбоме В.Н.Лазарева можно увидеть орнамент из гамматических крестов, которым украшены и своды монастыря Хосиос Лукас в XI веке, и апсида собора Святой Софии Киевской в XI веке, и стена храма Святого Георгия в Курбиново в XII веке, и западная стена Стамбульского Кахрие джами начала XIV века, таблицы, а также архиерейские облачения Византийского периода и многие фрески на Балканах.
Автор рядом с плитой объясняющей значение свастики. Мандир Марг.
Автор на медитативном постаменте. Индия.
В книге «Матенадаран» изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов, где рядом поясняется: «Иллюстрации Эчмиадзинского Евангелия отражают прообразовательную связь двух Заветов, утверждая важнейшие формы христианства...»
Свастика – древний символ, обозначающий судьбу и удачу. В традиции индуизма ассоциируется с солнцем и его энергией. Хараппа. 2 тысячелетие до н.э.
В районе Нью‑Дели есть храмовый комплекс Мандир Марг, представляющий собой взаимосвязь и взаимопреемственность всех религий и верований Индостана. Кришнаит и джаин, шиваит и буддист могут найти тут атрибуты своего культа, изображения своих божеств рядом с божествами других, но не чуждых культов. Все здесь сооружено в таком единстве и гармонии, что как бы отражает Космический порядок, который и есть цель всех светлых устремлений духа, а то, как идут к этой цели, – это пути, избираемые каждым. И каждый путь по‑своему правилен, если он ведет к раскрытию лучших качеств человеческой природы в ее соединении со Вселенским Духом. Именно эту идею и выражает этот храмовый комплекс, в котором, кстати, есть мраморная доска, висящая на одной из стен, на которой на хинди и английском выгравирована надпись, называющая свастику древним индо‑арийским символом космической гармонии, единством всех светлых начал. Поэтому возможно, что в будущем свастика индусов, мандзи японцев и китайцев и солнцеворот древних славян снова обретет свое истинное значение для европейцев, привыкших воспринимать этот символ негативно.
Глава 9.
Асаны
Прежде всего, приступая к изучению асан или определенных поз, необходимо уяснить, что выполнение их имеет смысл только вкупе со всеми практическими требованиями йоги, с которыми они связаны как физически, так и духовно. Бездумный подход к этому крайне серьезному делу может превратить выполнение асан в серию физических трюков, что непременно пагубно скажется на общем восприятии начинающим системы хатха‑йоги, а ее кажущаяся трудность отобьет желание заниматься до того, как человек осознает, на что он способен и, главное, – что способны асаны дать ему.
Каждый занимающийся должен понять не только значение и важность практики асан, но и со временем, чутко прислушиваясь к своему организму, определить, какие из них более подходят ему для включения их в свою повседневную жизнь, а какие необходимо оставить или выполнять иногда по настроению.
Регулярная практика принесет свои плоды в развитии вашего тела, гибкости суставов, эластичности мышц. Но не переоценивайте никогда своих возможностей: если упражнение кажется сложным или вы чувствуете, что оно может повлечь за собой повреждение, оставьте его немедленно. Вернитесь к нему позже, когда‑нибудь, или, повинуясь инстинкту, который в данном случае может срабатывать безукоризненно, – исключите его вообще. Помните всегда, что вы не соревнуетесь ни с самим собой, ни с кем другим. Делайте только доступное для вас с должной регулярностью и подходом.
Некоторые позы, относящиеся к так называемым мудрам, применяются, например, в основном для медитации и релаксации и представляют собой статические положения тела, при которых происходит прямое влияние на физическое состояние организма. Главное отличие при этом асан от известного понимания физических упражнений заключается в том, что все йогические упражнения определяют для себя минимум действия и выполнение в медленном темпе. Физические упражнения хороши для обретения силы мышц, для поддержания тела в спортивной форме, но они не затрагивают большей частью умственной, интеллектуальной, духовной, а, самое главное, терапевтической стороны. Западная система физических упражнений, направленная на развитие объема и силы мышечной массы, очень широко распространена во всем мире. Эта система чуть ли не вся основана на создании значительного напряжения в мышцах и соответственно лишает их расслабления. Напряжение во время выполнения упражнений пагубно сказывается на костных и суставных поверхностях. Также высокая степень напряжения в моторных органах тела иногда способствует возникновению различных степеней органических повреждений. Хронические артриты и миалгии могут опять‑таки быть следствием чрезмерных перегрузок.
Йогические асаны, напротив, не стремятся к развитию выдающихся мышечных сил и форм. Цель их – создание гармонически интегрированной системы мускульных движений, когда за сжатием мышц сознательно следует их расслабление. Здесь умственная связь устанавливается с физическими действиями таким образом, что неизмеримые резервы и силы сознания задействуются для достижения совершенной физической культуры тела.
Таким образом, йога предлагает упражнения, которые помогут всестороннему развитию тела, ума и духа.
Асаны оказывают положительное влияние на такие как бы «спрятанные» органы, как железы внутренней секреции, внутренности брюшной полости, а, главное, на нервную систему и мозг. Они снимают усталость, успокаивают нервы и организуют сознание. Большинство же динамических физических упражнений не влияет на эти жизненно важные органы. Асаны без напряжения на сердце тонизируют мышцы и нервы, наполняют их свежей кровью, вводят в ритм дыхание и увеличивают силу ума. Патанджали говорит: «Йогические методы контроля жизненного дыхания (пранаяма) и статических поз (асан) непосредственным образом связаны с сознанием».
Так как асаны поддерживают здоровье всех жизненно важных органов тела и делают их менее подверженными заболеваниям, то и старение организма в целом замедляется. Йога как бы атакует коренные причины болезней, ведущие к старению и смерти. Лечебные свойства йогических асан – а это доказано и результатами исследований современной науки – поистине велики и разнообразны. Например, ожирение, одна из причин многих недугов, устраняется при практике асан, и тело становится стройным и крепким. Даже на такие сложные болезни, как высокое кровяные давление, диабет, эпилепсия и т.д. асаны способны оказывать благотворное влияние. А с такими недоразумениями, как простуда, запоры, головная боль, утомляемость занимающийся асанами распростится навсегда.
Но надо также усвоить, что в отличие от медицинской аллопатической системы, по которой вы глотаете таблетку и ждете возможно скорого устранения, например, головной боли, имея при этом возможность заполучить побочный отрицательный эффект, от асан не стоит ждать подобного быстрого «чуда излечения». Наоборот, тут необходимы терпение и настойчивость, и правильная практика асан благотворно повлияет на многие недуги, с которыми не справляются препараты.
Наконец, у многих уже не вызывает сомнения, что сознание и тело, психическое и соматическое, взаимосвязаны и взаимозависимы. Йога утверждает, что достижение немыслимых результатов возможно с подключением сознания. Эти результаты представят собой не только физическое здоровье, но могут даже затронуть и внедриться в состояния, которые находятся за пределами обычного опыта. И ни в коем случае нельзя принимать подобные вещи за чудо или аномалию. Дело просто заключается в том, что подлинные пределы «нормального» едва ли известны большинству людей. Большая часть человечества поколениями адаптировала уровень существования, при котором немощность по сути считалась за норму.
Йога предлагает возможность смелого отказа от этих условных рамок, высвобождения сознания от устоявшихся веками понятий о необходимости стареть и умирать. Здоровое тело не умирает, от него просто отказываются, когда приходит время, без мук и сожалений.
Итак, стройте храм вашего тела в чистоте и гармонии. И пусть радость от этого труда переполняет вас, изливаясь на окружающий вас мир.
А теперь, прежде чем приступить к описанию асан, предлагаем некоторые основные рекомендации для практического их выполнения.
1. Лучше всего заниматься асанами на рассвете, на свежем воздухе, но в зависимости от обстоятельств занимайтесь в удобное время, а также просто у открытого окна в хорошо проветренном помещении.
2. Перед занятиями кишечник должен быть, по возможности, очищен. Желательно не купаться в течение 2‑3 часов после занятий, но до занятий можно принять душ или ванну. За 3 часа до занятий не следует есть, и лучше ограничить объем принимаемой жидкости.
3. Нельзя заниматься асанами в обуви. Занятия проводить на коврике или подстилке на твердой и ровной поверхности. Одежда должна быть как можно более легкой и свободной, из натуральных тканей. Если есть возможность, занимайтесь вообще без нее.
4. В начале занятий не надо пытаться делать асаны в совершенной их форме. Только со временем совершенство будет достигнуто во многих из них, особенно у молодых людей. Людям же среднего возраста нет никакой необходимости стремиться к завершенности форм в любой асане. Чувства дискомфорта или боли быть не должно.
5. Время нахождения в той или иной асане можно варьировать в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Для начинающих это время должно колебаться от 10 до 30 секунд. Постепенно продолжительность выполнения асан может быть увеличена, но при этом следует избегать напряжения.
6. Дыхание при выполнении асан должно быть обычным, кроме тех асан, которые будут указаны.
Асаны
Эту часть мы бы хотели начать словами уже не раз цитировавшегося нами Патанджали, который сумел систематизировать и теоретически обосновать великое учение йоги. Итак, он писал: «Асана – это состояние уравновешенности и блаженства». И далее: «...асана означает то, во что мы себя облекаем». О пользе овладения искусством асан он, со свойственным ему обобщением, пишет так: «Когда достигается совершенство в асанах, йоги не подвержены ни холоду, ни зною, ни голоду, ни жажде – вот в чем суть».
Мы же подойдем более конкретно к вопросу об асанах, дав, насколько это в наших силах, понятие о технике их выполнения с описанием всех полезных воздействий их на организм, так называемых терапевтических эффектов.
Из всех приведенных и описанных ниже асан многие начинающие, возможно, будут способны сделать только две‑три или четыре. Но это не столь важно. Мы снова и снова указываем, что йога – не просто система культуры тела, и так как вы не соревнуетесь ни с самим собой, ни с кем‑то другим, то не следует огорчаться или падать духом из‑за неспособности выполнить сразу все то, что вам бы хотелось. Конечно, запасаясь терпением, вы сможете постепенно преуспеть в гибкости, но в конце концов это не основная цель занятий йогой. Всегда помните, что ваши ежедневные занятия, определенные вами же, должны представлять сплав умственного, духовного и физического опыта. Вам необходимо научиться жить в полную меру своих возможностей, но не заходить за эту меру.
Почти все европейцы, исключая атлетов и молодых или от природы гибких людей, найдут свои суставы болезненно неподатливыми с началом занятий йогой. Более того, при определенных позах могут возникнуть болезненные ощущения и в некоторых членах. Все это вполне естественно, и, когда это случится, то разомните и аккуратно промассируйте беспокоящее вас место, а затем повторите упражнение. Если вы будете плавно, без натуги выполнять упражнения, то к концу уже первой недели почувствуете некоторую легкость в выполнении. Лучше практиковать две‑три асаны утром и вечером, в течение некоторого времени, пока не почувствуете, что достигли прогресса в них, нежели сразу выполнять множество упражнений небрежно и без должного обдумывания.
Еще раз хотим напомнить, что асаны следует делать в связи с обычным ритмическим дыханием и полным сосредоточением (концентрацией). Обязательно также немного отдыхать после каждой асаны. Лучше чередовать асаны, требующие известных усилий, с совершенно спокойными: после стойки на голове, например, – Шавасану, после «плуга» – «лотос» и так далее.
Так как контроль сознания – очень важная цель, то само собой разумеется, что необходимо сосредоточиваться на том, что вы делаете. Только так ваш разум окажет максимальное влияние на каждую отдельную мышцу и сухожилие, на каждый нерв и клетку крови, и в то же время ваше дыхание будет наполнять тело праной – положительными жизненными струями, необходимыми для оздоровления организма и долгой жизни.
Всегда начинайте упражнения с глубокого расслабления. Как уже упоминалось, утро – лучшее время для занятий. Для некоторых окажется невыполнимым оправляться до занятий, так как многие люди привыкли делать это после завтрака. Не беспокойтесь по поводу последнего, просто заведите правило оправляться в одно и то же время, и постепенно ваши привычки переменятся.
Если же вы выбрали для занятий йогой вечернее время, необходимо всегда чувствовать, не переутомлены ли вы, сможете ли в достаточной мере расслабиться, но не уснуть и сосредоточиться на том, что выполняете. Помните, что без должного умственного настроя занятия превратятся в физические упражнения, в экзотическое, но не эффективное подобие гимнастики. Поэтому не стоит заниматься, если разум ваш переутомлен.
Перечисленные ниже асаны не даны в какой‑то определенной последовательности, которую необходимо соблюдать, хотя в какой‑то степени они прогрессируют от относительно простых к более сложным. Конечно, нет необходимости делать их все, да многие и не смогут этого просто физически или от недостатка времени. Все, что вам надо сделать, – выбрать те упражнения, которые подходят к вашим индивидуальным способностям и потребностям или которые вам просто нравятся. И всегда помните, что вы вольны изменять установленную программу, расширяя или урезая ее по вашему усмотрению.
Поза на цыпочках (Падангуштасана)
Автор демонстрирует Падангуштасана на битом стекле.
Встаньте в положение на коленях. Выберите себе точку и сфокусируйтесь на ней. Медленно поднимите колени. Держите равновесие, стоя на цыпочках. Поднимите правую ногу и положите ступню на левое бедро. Подержите так несколько секунд, после чего выполните позу в другую сторону. Вы можете медленно подниматься и опускаться. Данная поза улучшает равновесие, концентрацию, регенерирует уставшие мышцы стопы и голени. Точка фокуса на равновесии.
Удхитта‑Падасана (поза поднятых ног)
Асана, не требующая особых физических способностей, доступна для любого возраста и является прекрасным упражнением для начинающих.
Для выполнения ее необходимо лечь, как и при Шавасане, на спину, руки вдоль тела. Медленно вдыхая, поднимайте также очень медленно обе ноги. Как только ноги приняли перпендикулярное положение, задержите дыхание и останьтесь в такой же позе 3‑5 секунд. Затем медленно, насколько это возможно, опустите ноги, сопровождая это действие выдохом. Отдохните. Постепенно увеличивайте счет до десяти‑пятнадцати секунд. Повторять упражнение можно до 3‑5 раз. Заметим, что ноги не должны сгибаться в коленях при поднимании, фиксации и опускании их. Сначала, вероятно, вы почувствуете легкое болезненное ощущение в мышцах живота, но это пройдет через несколько дней. Главное, не спешите увеличивать время пребывания в асане и число повторений ее. Кто не в состоянии поднимать обе ноги сразу, рекомендуем попеременное поднимание и опускание ног. Также медленно вдыхая, поднимите сперва правую ногу, не сгибая колено и стараясь как можно больше подвести ее до прямого угла. Другая нога лежит прямо на полу. Оставайтесь в таком положении несколько секунд, на задержке дыхания, на вдохе, затем, выдыхая, медленно опустите ногу. Выдох также очень медленно должен завершиться в момент соприкосновения пятки с поверхностью. Отдохните и проделайте все с левой ногой.
Помните, что подъем, а также опускание ног должны выполняться в одинаковом, очень медленном темпе, сопровождаемом медленным вдохом и выдохом. Также не перетруждайте себя на конечном этапе асаны при задержанном дыхании!
Необходимо отметить, что эта асана дает животу внутренний массаж, укрепляя все его мышцы и избавляя их от излишнего жира. Упражнение это полезно людям, работающим сидя и тем, кто желает избавиться от преждевременного живота. Оно прекрасно помогает восстановить мышцы после родов. Но в этом случае лучше проконсультироваться с врачом перед тем, как приступать к его выполнению.