Височные доли и лимбическая система

Височные доли больших полушарий мозга, которые находятся ниже висков и позади глаз, и глубинная лимбическая система делают жизнь эмоционально яркой. Совместно они образуют эмоциональный центр мозга, который непосредственно причастен к нашим страстям, желаниям и духовным переживаниям. Они либо возносят нас на вершины жизни, либо бросают в пропасти отчаяния. Это эмоциональное пламя питает нас, но, выходя из-под контроля, может разжечь темные мысли и жестокость по отношению к другим или себе.

В терминологии компьютера, эти части мозга — важный элемент операционной системы души. К несчастью, в психиатрии часто забывают об этом (если не считать лечение припадков, связанных с височной эпилепсией). Тем не менее указанные области могут отвечать за религиозный опыт.

В этой главе мы обсудим, как работают височные доли и лимбическая система. Мы увидим, что они участвуют в образовании памяти, эмоций, духовного опыта, социальной привязанности, стабильности настроения и контроля над характером. В конце главы вы узнаете, как травмы головного мозга влияют на возникновение эмоциональных и поведенческих проблем.

Из-за особенностей расположения височные доли часто страдают даже при умеренных черепно-мозговых травмах.

При нормальной работе височных долей и глубокой лимбической системы мы хорошо ощущаем свою личную историю и обладаем полноценной памятью, испытываем равномерно-разнообразные эмоции, способны пережить духовный опыт и контролируем свое поведение. При проблемах в этих областях мозга страдает память, духовность и возможны перепады настроения и эмоциональные взрывы.

Доминирующая височная область (у правшей она будет слева) помогает процессу понимания и обработки языка.

Она также связана с промежуточной и долговременной памятью и вспоминанием слов. В клинической практике я часто видел, что левая височная доля отвечает за стабильность настроения и контроль над характером. Недоминирующая височная доля (у правшей — справа) задействована в распознавании выражений лица (понимание того, что другой человек счастлив, опечален, заинтересован, равнодушен), распознавании интонаций или звуков («Меня взбесило, каким тоном ты говорил») и обработки ритма и музыки.

Височные доли и лимбическая система - student2.ru

Височные доли и лимбическая система - student2.ru

Здесь также скрывается интуиция, то есть, например, ощущение, что кому-то из твоих детей плохо, даже если он находится в другом городе. Кроме того, недоминирующая височная доля связана с переживанием духовного опыта: вспышками озарения или тем, что апостол Павел пережил на пути в Дамаск. Великий русский писатель Федор Достоевский страдал от припадков, вызванных дисфункцией височных долей. Его переживания во время припадков воспринимались им как сакральный опыт. Его биограф Рене Фьелоп-Миллер (Rene Fueloep-Miller ) цитирует слова Достоевского об эпилепсии: «Во мне пробуждаются чувства, о которых я даже не подозревал. Все предстает ярким, насыщенным и вечным». В романе «Идиот» Достоевский писал:

«В эпилептическом состоянии его была одна степень почти пред самым припадком (если только припадок приходил наяву), когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его. Ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось в эти мгновения, продолжавшиеся как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом; все волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной, гармоничной радости и надежды, полное разума и окончательной причины. Но эти моменты, эти проблески были еще только предчувствием той окончательной секунды (никогда не более секунды), с которой начинался самый припадок. Эта секунда была, конечно, невыносима. Раздумывая об этом мгновении впоследствии, уже в здоровом состоянии, он часто говорил сам себе: что ведь все эти молнии и проблески высшего самоощущения и самосознания, а стало быть и „высшего бытия“, не что иное, как болезнь, как нарушение нормального состояния, а если так, то это вовсе не высшее бытие, а, напротив, должно быть причислено к самому низшему. И, однако же, он все-таки дошел наконец до чрезвычайно парадоксального вывода: „Что же в том, что это болезнь? — решил он наконец. — Какое до того дело, что это напряжение ненормальное, если самый результат, если минута ощущения, припоминаемая и рассматриваемая уже в здоровом состоянии, оказывается в высшей степени гармонией, красотой, дает неслыханное и негаданное дотоле чувство полноты, меры, примирения и восторженного молитвенного слития с самым высшим синтезом жизни?“»

Психиатр Дитрих Блумер (Dietrich Blumer) из Университета Теннесси в Мемфисе является одним из мировых экспертов по эпилепсии височных долей. В 1999 году он написал в журнале «Неврология » [А]:

«Среди пациентов с эпилепсией срединных участков височных долей клинические психиатры описывали случаи повышенной эмоциональности с развитием серьезных высокоэтических и духовных поведенческих типов. Многие из этих пациентов говорили связно и подробно и часто испытывали относительное снижение сексуального интереса и возбуждения. Эти личностные изменения, отличные от личностных изменений у других пациентов, были почти незаметны у большинства других пациентов с эпилепсией. Пациенты с описанными изменениями также иногда показывали умеренные симптомы интериктального дисфорического расстройства (то есть депрессии между приступами) с эпизодами раздражительности, которые ярко контрастировали с преимущественно доброжелательным отношением и которое сами пациенты не любили в себе».

В Университете Лаурентано в Садбери, Канада, доктор Майкл Персингер открыл лабораторию для изучения религиозных переживаний. Испытуемых просили надеть похожий на мотоциклетный шлем, в котором находились электромагниты, создающие магнитное поле и вызывающие приступы повышенной активности в височных долях. Доктор Персингер заметил, что спровоцированная активность в этой части мозга вызывала у испытуемых духовные и сверхъестественные переживания. Люди сообщали, что ощущали присутствие в комнате чего-то, что они называли Богом, ангелами или пришельцами, а также переживали опыт выхода из тела и приближения к смерти.

Согласно доктору Персингеру, чувство «я», за которое отвечает левополушарная часть височной коры, связано с соответствующим чувством «я» в правополушарной части височной коры. Когда два полушария рассогласовываются, возникает ощущение другого «я». Если наш эмоциональный мозг подвергать стимуляции, эти чувства усиливаются и возникают интенсивные духовные переживания.

Подобные ощущения могут вызываться разными событиями: аварией, нехваткой кислорода на больших высотах, хирургической операцией, сильным перепадом уровня сахара в крови, многочасовой бессонницей, связанными с активностью височных долей припадками, наркотиками, трансом от ритуальных танцев или медитации. Возможно, что височные доли — это встроенные Богом приемники для его коммуникации с людьми.

Можно с известной долей иронии сказать, что на пути в Дамаск у святого Павла был припадок, вызванный дисфункцией височных долей, а можно — что Бог использовал височную долю святого Павла, чтобы привлечь его внимание и пообщаться с ним. Височные доли отвечают за восприятие языка и поэтому являются важной частью мозга по приему и интеграции информации.

Лимбическая система находится глубоко в толще мозга. Учитывая размер входящих в нее структур[7]эмоциональных центров (примерно с лесной орех), можно сказать, что они перегружены жизненно важными для поведения и выживания человека функциями. С эволюционной точки зрения эмоциональные центры являются самой старой корой мозга у млекопитающих.[8]Лимбическая система освободила животных от действий лишь в рамках простых рефлексов, замыкаемых на уровне спинного мозга. Последовательное развитие головного мозга у высших животных, в частности у человека, позволило решать проблемы, планировать, организовывать себя и рационально мыслить. Однако для того, чтобы эти функции проявились, необходимо было обладать эмоциями и желанием совершить что-то.

Наши рекомендации