Причины возникновения наркотизма и подходы к его консультированию
Наркомания — это одна из многочисленных на сегодняшний день социальных болезней всего мирового сообщества. В различных работах и статьях довольно часто рассматривается то, каким социально-опасным явлением стало употребление психоактивных веществ (ПАВ). Угроза этого явления обществу и государству, ужасные последствия наркомании несомненны, однако не останавливают ее распространение. Существует значительное количество теорий, рассматривающих причины возникновения аддиктивного поведения химического плана. К химическим аддикциям относят: алкоголизм, наркоманию, кофеиновую и никотиновую зависимости; адциктивное пристрастие к снотворному, транквилизаторам, токсикоманию. Некоторые авторы к этой же группе относят аддикцию к еде, которая описана нами ранее.
Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая возникает при первой встрече способом аддиктивной реализации и производит определенное впечатление на аддикта. Фиксация чаще всего связана участием в каком-либо виде деятельности. Например, в случае компьютерной аддикции это участие в игре, в случае алкогольной или наркотической — совместный прием препарата, ощущение приятности этого процесса или внутренние переживания измененного состояния сознания, которые запомнились как неповторимые и вызывают желание повторения процесса или самого состояния. Фиксация является определенным пусковым моментом аддиктивного процесса. Фиксация также является определяющей для способа выбора аддиктивного агента. Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева (2001) подчеркивают важность фиксации для организации аддиктивного процесса. Авторы обозначают, что фиксация в аддиктивном процессе проходит с большой легкостью и не требует напряжения для удовлетворения желания. Постепенно из фиксации возникает сверхценное отношение или отношение навязчивости к агенту реализации, что серьезно изменяет жизнь аддиктивной личности. Необходимо помнить, что фиксация — это особое чувство, связанное с обретением психологической свободы, возможностью контролировать и изменять свое состояние, что формирует иллюзию самодостаточности и независимости личности. В результате сверхценное отношение к реализации аддиктивного желания не позволяет личности формировать какие-либо другие желания.
Рассматривая факторы аддиктивной реализации или причины формирования аддиктивных расстройств, Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. (2001) выделяют семь гипотез.
1. Развитие аддикции обусловлено слабостью суперэго, которое не способно противостоять тенденции в получении удовольствия, без учета ближайших и дальних последствий.
2. Дальнейшее прогрессирование аддикции связано с нарушениями в структуре Эго, которое не справляется с фрустрацией.
3. Закрепление человека в аддиктивной реализации связано с внутренним дискомфортом, возникающим вследствие недовольства своим профессиональным или ролевым поведением. Прием ПАВ позволяет достичь ощущения приближения транцедентного состояния, достижения удовлетворения, единства с космосом.
4. Аддиктивный процесс развивается вследствие влияния вытесненных в бессознательное деструктивных конфликтов, которые провоцируют тревогу, беспокойство или генерализованное чувство вины.
5. Причинами возникновения аддиктивного процесса являются затруднения в социальной сфере, связанные с наличием социальных фобий, чувства скуки, одиночества, пустоты.
6. Причиной развития аддикций считается отсутствие поддержки со стороны первичной группы (близкие люди, члены семьи) в первые годы жизни.
7. Причиной возникновения аддиктивного процесса является эмоциональная нестабильность или отсутствие постоянства стратегий воспитания в семье. Эти перепады семейных взаимодействий вызывают состояния тревоги, неуверенности в себе, спутанности и являются благоприятной почвой для формирования аддиктивной реализации (Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева, 2001).
Все вышеперечисленное может стать причиной аддикции и привести к формированию гиперкомпенсации через адциктивную реализацию. Дело в том, что аддиктивная реализация в этой ситуации дает аддикту ощущение превосходства (о котором мы говорили ранее), ощущение возможности менять свое эмоциональное состояние, ощущение контроля над своей жизнью, которых он не имел ранее. При этом эмоциональное состояние, которое возникает в процессе аддиктивной реализации и следующие за ним аффективные переживания, фиксируются как на сознательном, так и на бессознательном уровне и серьезно изменяют как взаимодействие психических функций, так и восприятие окружающие.
Достаточно часто причиной аддиктивной реализации считают желание избавиться от неприятного или неустраивающего личность состояния эмоциональной и психической нестабильности и заменить его состоянием другого содержания. В этом случае внутренние потребности аддикта практически не вербализуются, так как связаны с состояниями первичными, возникающими вранний довербальный период. В этом контексте Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева (2001) выделяют так называемые аутодеструкции, которые выражаются бессознательным стремлением к регрессу до чувства океанического единства.
Авторы подробно рассматривают специфику возникновения аддиктивной реализации за счет неудовлетворенных потребностей, к числу которых относится любовь, чувство принадлежности, стремления к власти, попытки добиться полной свободы или получить удовольствие. Так как реализация этих потребностей крайне затруднена в жизни, а отсутствие их сопровождается чувством психологического дискомфорта, то возникает попытка найти другие способы (например, активное фантазирование) для получения необходимых ощущений, удовлетворяя собственные потребности. Аддиктивная реализация позволяет снизить чувство неудовлетворения и дать ощущение психологического комфорта.
При этом консультирование подобных аддиктивных состояний встречается с рядом сложностей. Научить аддикта адекватным способам удовлетворения своих потребностей, особенно если это связано с неразвитым чувством любви, которое трудно компенсируется через другие способы и дает чувство постоянного дискомфорта, — крайне затруднительно. То есть добиться ремиссии, при лежащем в основе возникновения аддикции подобном комплексе, крайне затруднительно, так как прекращая участие в аддиктивной реализации, человек не становится здоровым, и причины, приводящие его к аддикции, начинают работать с удвоенной силой.
Другой фактор, выделенный авторами, — это аддиктивная реализация как суррогат в межличностных контактах. Так как социальным контактам такие люди не доверяют, зная по опыту, что другие люди могут быть агрессивными, сложно прогнозируемыми, зависимым проще и безопаснее общаться с аддиктивными агентами. Происходит своеобразное смещение межличностных отношений на область аддитивной реализации с однозначной гарантией получения удовольствия. В этом варианте аддикции, все объекты имеют определенную социально приемлемую функцию и являются способом выстраивания отношений: это отношения с пищей, играми, медикаментами. Специфической особенностью являются то, что все эти агенты используются для изменения психического состояния в нужном направлении. При этом к людям появляется отношение как к объектам манипулирования. Отношение к близким также становится утилитарного характера. Авторы Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева (2001) отмечают, что в этом случае поведение аддиктов будет характеризоваться предпочтением общению с людьми — общению с объектами. Среди причин подобного смещения множество разных историй: отсутствие возможности адекватно выстраивать отношения из-за особенностей семьи, значимые потери, утрата дружеских контактов, социальная изоляция. В этом случае возникают и особенности прогрессирования аддиктивного процесса. В структуре жизни аддикта основными чувствами являются одиночество, стыд, злость, страх, психологическая боль, что и является стимулом для нахождения различных способов, позволяющих снизить деструктивные чувства. Чаще всего аддиктивная личность пытается найти способы снижения боли, скуки, одиночества и аддиктивная реализация помогает в этом. Однако в процессе развития аддиктивной зависимости аддиктивная реализация не способна полностью избавить от скуки и боли. В этом случае аддиктивный ритуал становится менее эмоционально насыщен. Это состояние обычно тяжело переживается аддиктом и связывается с некоторой временной потерей контроля над поведением.
При этом аддикт держится за стиль жизни, как за спасательную соломинку, которая дает ему ощущение уверенности. Постепенно отношения начинают выстраиваться только с теми, кто находится в рамках аддиктивного процесса. Мышление аддикта становится направлено только на сохранение аддиктивного поля. Окружающий мир воспринимается как враждебный, часто у аддикта формируются социофобии.
АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
По структуре и форме алкогольная зависимость является ведущей среди зависимостей от ПАВ. Специфика ее протекания и последствия в виде нарушений психического и физического характера, нарушений поведения и авитальностость патологического пристрастия выводит алкогольную зависимость на первое место среди угроз здоровью нации.
Рассматривая факторы риска возникновения алкогольной зависимости выделяют три основные группы: социальные; психологические; индивидуально-биологические факторы.
К индивидуально-биологическим факторам относят наследственность и индивидуальную реакцию на алкоголь.
Группа психологических факторов риска формирования алкогольной зависимости включает личностные особенности человека,
в том числе его комплексы, внутренние и внешние конфликты, склонность к тревоге и депрессии.
К социальным факторам риска возникновения зависимости относят специфику социальной ситуации в стране, влияния средств массовой информации, доступность и качество алкогольной продукции, финансовых трудностей населения и т.д. Особым фактором воздействия является структура и особенности семейного воспитания.
Выделяются 3 стадии развития алкоголизма:
I. стадия связана с первичным влечением к алкоголю, которое еще может быть подавлено усилием воли или обстоятельствами. Характеризуется пропаданием рвотного рефлекса, снижением количественного контроля (хочется выпить больше).
II. стадия может продолжаться от 10 до 15 лет. Симптомы алкоголизма нарастают, возникают проблемы с социальным окружением: конфликты в семье, скандалы, запои, вытрезвитель, прогулы, может появиться склонность пропивать вещи. Первичное влечение перестает быть ритуальным (зависимому уже не надо повода, чтобы выпить). Количественный контроль утрачивается, после первой дозы возникает стойкое стремление выпить еще. На этой стадии пьют либо до состояния «отключки», либо «всегда не хватает». Присутствует высокая толерантность к алкоголю, которая может продолжаться на протяжении ряда лет, однако появляется абстинентный синдром (похмелье), на основе которого появляются запои различной длительности. По сути, болезнь входит в ситуацию порочного круга, с потребностью в опохмелении, снимаемой последующей выпивкой, вновь приводящей к похмелью.
Идут изменения личности в виде усиления гипертимных черт личности, снижения интеллекта, снижения моральных требований и запретов, вплоть до деградации.
III. стадия является конечной, с отсутствием каких-либо сдерживающих факторов. Характерна полная утрата контроля, толерантность к алкоголю очень снижена (пьянеет от минимальных доз). Прием спиртного не требует никаких поводов. Характеризуется постоянным ощущением злобы, раздражения, особенно по отношению к семье. Обучение новому не возможно. Стадия заканчивается смертью зависимого.
Формы зависимости. Психологическая зависимость от алкоголя появляется уже с первых случаев приема его в виде сильного влечения к одурманивающему состоянию. Со временем формируется физическая зависимость вследствие того, что алкоголь входит в химический состав тканей организма.
Рассматривая аспекты психологической зависимости, принято выделять альфа-, бета- и йота-тип зависимости. Альфа-алкоголизм связан с употреблением алкоголя для ухода от неприятной или конфликтной ситуации. Для бета-алкоголизма характерно стремление к времяпровождению в компаниях, где алкоголь является гарантом повышенного настроения, легкого, интересного общения. Со временем такой способ общения становиться единственным, так как в состоянии трезвости человек понимает собственную некомпетентность и испытывает комплекс неполноценности.
Йота-алкоголизм связан с потребностью в усилении воображения, с центральным образом — смерти, ее приближения, преодоления. Страх смерти выражен и может явиться основой воздержания от алкоголя. Также выделяют гамма-, дзета- и дельта-формы, которые относятся к физической зависимости.
Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева (2001), описывая химические аддикции, приводят соответствующие разным формам алкогольного поведения — аддиктивные мотивации: 1) атарактическая мотивация, заключающаяся в приеме алкоголя с целью снижения явлений эмоционального дискомфорта; 2) субмиссивная мотивация, связанная с неспособностью отказа при предложении алкоголя хоть сколько-нибудь значимым лицом; 3) гедонистическая мотивация, связанная с попытками достижения кайф-эффекта при приеме алкоголя, поиск позитивных ощущений; 4) мотивация с гиперактивацией поведения, субъективным повышением тонуса и самооценки; 5) псевдокультурная мотивация, выражающаяся в желании произвести впечатление на окружающих, показать «вкус к жизни». Часто является компенсацией комплекса неполноценности.
Достаточно часто прием алкоголя вызывает ситуацию потребности в неотложной помощи зависимому больному как вследствие поражения жизненно важных органов и систем, так и вследствие острых психотических расстройств (бред, нарушение сферы влечения, агрессия, алкогольные делирии, алкогольный абстинентный синдром и Т.Д.).
Рассматривая основные подходы к лечению алкоголизма, необходимо заметить, что мировая практическая наркология не знает средств для радикального, одномоментного избавления от зависимости. Лечение всегда представляет собой сложный многоаспектный процесс с включением медицинского, психологического, психиатрического и социального компонентов. Напомним, что, опираясь на понятие доминанты Ухтомского, мы можем делать вывод, что полное 100-процентное избавление от зависимости вообще невозможно. Все существующие методики ведут речь о воздержании и ремиссии, или переводе аддикции в другие, более социально приемлемые формы.
Терапевтический процесс всегда имеет определенную этапность и зависит от целевого назначения воздействий. Обычно выделяют этапы, направленные на: купирование наркологического состоянии, выведение из запоя; дезинтоксикацию; противоалкогольную терапию, направленную на принятие новых принципов жизни, без алкоголя; поддерживающая терапия; реабилитация, направленная на восстановление социальных связей, умений и навыков зависимого.
Противоалкогольный этап лечения всегда проводиться в клинике и направлен на формирование отвращения к алкоголю, коррекцию аффективных и поведенческих нарушений, научение необходимым социальным навыкам в плане межличностного взаимодействия, решения конфликтов и т.д. Особое внимание на этом этапе придают работе по снижению или купированию патологического влечения к алкоголю (угашение доминанты). В этом направлении выделяют ряд методов.
Условно-рефлекторная противоалкогольная терапия. Заключается в принятии алкогольных напитков в сочетании с веществами, вызывающими тошноту и рвотный рефлекс, наступающий незамедлительно после принятия алкоголя. В результате формируется отрицательный условный рефлекс, отвращение к спиртному.
Сенсибилизирующая противоалкогольная терапия. Опирается на прием средств, повышающих чувствительность к алкоголю и их непереносимость.
Блокирующая терапия. Основывается на приеме средств, нейтрализующих эйфорические эффекты алкоголя.
Максимально часто для лечения алкоголизма применяются программы, основанные на методологии «12 шагов» Сообщества Анонимных Алкоголиков. Рассмотрим ее.
Обычно программа начинает использоваться после первичного лечения, проведенного в стационаре в течение шести недель, и направлена на зависимых, которые хотят поддерживать безалкогольный образ жизни. Сообщество Анонимных Алкоголиков (АА) появилось в 1935 г. Основная идея программы направлена на признание своих ошибок и изменение образа жизни зависимого. Впоследствии в рамках сообщества появились дополнительные программы, направленные на помощь наркоманам (Сообщества Анонимных Наркоманов (АН) появилось в 1953 г.), семьям зависимых, созависимым. «Ал-Анон» — сообщество для семей и родственников алкоголиков, «Нар-Анон» — сообщество родственников наркоманов. Появились группы для подростков — «Алатин» и группы для детей из семей алкоголиков — «Алатот». Более подробно с программами можно ознакомиться на официальном сайте сообщества www.aa.org. Ниже приведен список шагов и традиций.
Двенадцать шагов Анонимных Алкоголиков(www.aa.org.).
1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.
2. Пришли к убеждению, что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение вверить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем.
4. Произвели глубокое и бесстрашное исследование своего поведения.
5. Признались перед Богом, собой и другим человеком в сущности своих ошибок.
6. Полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех отрицательных черт нашего характера.
7. Смиренно попросили Его устранить наши изъяны.
8. Вспомнили всех, кому мы причинили зло, и приготовились возместить им нанесенный ущерб.
9. Лично возместили ущерб всем этим людям, где это было возможно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или кому-либо другому.
10. Продолжали критически наблюдать за своим поведением и, когда ошибались, своевременно признавали это.
11. Старались путем молитвы и размышления углубить наш сознательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь о знании Его воли и о силе для исполнения этой воли.
12. Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих Шагов, мы старались делиться опытом с другими алкоголиками и применять эти принципы во всех наших делах.
Двенадцать традиций(www.aa.org.)
Двенадцать традиций являются основополагающими для организации деятельности участника группы АА. Мы приводим традиции в варианте дублирования принципов АА для АН.
1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА (АН).
2. В делах нашей группы есть только один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители — всего лишь облеченные доверием исполнители, они нами не управляют.
3. Единственное условие для членства в АА (АН) — это желание прекратить употреблять алкоголь (наркотики).
4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, кроме тех случаев, когда дело касается других групп или АА (АН) в целом.
5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков (наркоманов), которые все еще страдают.
6. Группе АА (АН) никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА (АН) для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью или престижем, не отвлекали нас от нашей главной цели.
7. Каждой группе АА (АН) следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
8. Сообщество Анонимных Алкоголиков (Наркоманов) должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией.
9. Сообществу АА (АН) никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.
10. Сообщество Анонимных Алкоголиков (Наркоманов) не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА (АН) не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
11. Наши отношения с обществом основываются на привлекательности наших идей, а не на пропаганде. Мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и телевидением.
12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главными являются принципы, а не личности.
Группы Анонимных Наркоманов и Алкоголиков опираются на ряд принципов, соблюдение которых является условием работы данной программы.
1. Сплоченность является основополагающим принципом жизни сообщества, и оговорен в «12 традициях» АА. Считается, что отсутствие сплоченности не позволит справиться с заболеванием.
2. Внушение надежды направлено на формирование веры в успех работы группы АА и достижение личного и социального благополучия. Внушение надежды поддерживается присутствием членов сообщества, имеющих большие сроки ремиссии и достигших высоких социальных достижений.
3. Обобщение. Принцип связан со снижением уникальности проблем каждого человека, унификации сложностей, позволяющих по- новому взглянуть на собственную жизнь и получить надежду на то, что с ними можно справиться.
4. Альтруизм как ощущение необходимости друг другу членов в ситуации долгой ремиссии, так и вновь прибывших.
5. Предоставление информации как способность к взаимообмену участников методами преодоления тяги к алкоголю, решения возникающих в жизни алкоголика проблем.
6. Множественный перенос. Принцип связан с ситуацией перехода групповых отношений в отношения, подобные в рамках семейного взаимодействия. Такие отношения прорабатываются в рамках занятий по программе как групповых, так и индивидуальных.
7. Межличностное общение. В рамках взаимодействия с группой АА человек испытывает комплекс как положительных, так и отрицательных эмоциональных состояний, позволяющих научиться решению многих межличностных проблем.
8. Развитие межличностных коммуникаций. В группе АА идет активное научение межличностной коммуникации, через соблюдение групповых ритуалов представления, участие в группе.
9. Имитирующее поведение. Для формирования трезвого поведения участникам программы предлагается имитировать поведение уже имеющих такой опыт участников, поддерживая себя Лозунгами, как словесными «формулами» программы (готовые способы преодоления сложностей).
10. Катарсис. Связан с работой с чувствами, которые лежат в основе алкоголизации. Проработка негативных чувств, их осознание и научение, управление чувствами, что приводит к психологическому облегчению состояния.
Основой работы АА является групповая форма, в рамках которой обеспечивается эффективный уровень обратной связи, подкрепляется мотивация трезвости, формируются адекватное самосознание и самооценка.
В рамках программы существуют три основных лозунга, позволяющих удерживаться в рамках трезвой жизни: «Живи одним днем», как принцип, направленный на текущий момент «главное остаться трезвым в течение одного этого дня»; «Первым делом — главное», связанный с рассмотрением трезвости как основы жизни; «Тише едешь — дальше будешь», связан с идеей, что сразу изменения невозможны, движение к трезвости должно быть постепенным и не терпит суеты.