Биомедицинская этика и медицинское право должны находится в состоянии

А) независимости; Б) медицинское право-приоритетно; В) должен быть выдержан приоритет биомедицинской этики; Г) биомедицинская этика-критерий корректности медицинского права.

3.К верному определению справедливости относится:

А) справедливость-это равенство; Б) справедливость-это польза, действие, результат; В) справедливость-это любовь к ближнему; Г) справедливость-это правильное распределение материальных благ и денежных средств; Д) справедливость-это принцип, регулирующий отношения между людьми.

Обязательная литература:

1.Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.

2.Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.

3. Конституция Российской Федерации ( 1993г.)

Дополнительная литература:

1.Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации.- СПб., 2005.

2.Уильям Джон Р. Руководство по медицинской этике. М., 2006.

4. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995.

Тема 3. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.

Занятие 3.

1. Правовые и этические принципы проведения клинических исследований и экспериментов на человеке. Международные документы, регламентирующие эксперименты с участием человека:

а) Нюрнбергский кодекс (1947).

б) Хельсинская декларация (1964).

в) «Конвенция о правах человека в биомедицине» (1996).

г) Руководство по проведению добросовестных клинических исследований- Good Clinical Practice ( GCP), 1996.

2. Планирование и проведение клинических исследований лекарственных средств. Защита прав испытуемых. Информированное согласие испытуемых.
Одобрение Этического комитета. Обязательное страхование пациента.

3. Особенности морально-этических принципов проведения исследований на животных. Правовые аспекты.

Ключевые понятия: свобода исследования, информированное согласие, 12 золотых правил GCP, этический комитет, этическая экспертиза.

Темы докладов:

1. Свобода исследования и необходимость его этико-правового контроля.

2. Проблема соотношения цели и средств исследований на человеке.

3. «Драматическая медицина»: история и современность.

4. Этико-правовые аспекты проведения исследований на животных.

Темы рефератов:

1. Глобальные риски и новые медицинские технологии.

2. Моральный опыт человечества от опытов на человеке «врачей» нацистской Германии.

3. Этические комитеты: история создания, цели, задачи и их полномочия в России и за рубежом.

4. Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств.

5. Проблемы медицинской этики в произведениях В.В. Вересаева.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем специфика экспериментов с участием человека?

2. Назовите основные международные и российские законодательные акты, регулирующие эксперименты с участием человека.

3. Что такое клиническое исследование и какова цель клинического исследования (Правила проведения качественных клинических исследований (GCP))?

4. Как вы понимаете добровольное информированное согласие испытуемого?

5. Имеет ли право гражданин России отказаться от участия в исследовании?

6. Можно ли проводить медико-биологические эксперименты на военнослужащих или заключенных?

Тесты:

1.« Конвенция прав человека в биомедицине»(1997) при использовании достижений биологии и медицины обязуется защитить и гарантировать все, кроме:

а) уважения достоинства человека

б) защиту индивидуальности каждого человеческого существа

в) уважение целостности и неприкосновенности личности

г) соблюдение прав человека и основных свобод

д) обеспечение экономической выгоды и материального интереса

2. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться на основании

а) свободного, осознанного и информированного согласия больного

б) медицинских показаний

в) редкости картины заболевания, его познавательной ценности

г) требования родственников

д) извлечения финансовой выгоды

Обязательная литература:

1. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. М., 2006.

2. Петров В., Седова Н., Практическая биоэтика. Этические комитеты в России. М., Триумф, 2002.

3. Планирование и проведение клинических исследований лекарственных средств. Под ред. проф. Ю. Б. Белоусова. М, 2000

4. Биомедицинская этика (под ред. В. И. Покровского и Ю.М.Лопухина). М., «Медицина», 2002., с. 121-138.

Дополнительная литература:

1. Вересаев В. В. Записки врача. Собр. Сочинений в 4 томах. Т. 1, М. «Правда», 1995.

2. Гуго Глазер. Драматическая медицина, М. «Молодая гвардия», 1962.

Тема 4. Жизнь как ценность. Медицинские вмешательства в репродукцию человека (искусственное прерывание беременности, пренатальная диагностика, искусственное оплодотворение, стерилизация, контрацепция).

Занятие 4.

1. Индивидуальность, личность, человек. Проблема определения начала человеческой жизни: медико-биологический и этико-философский подходы. Моральный статус эмбриона. Границы допустимого и недопустимого применения методов пренатальной диагностики.

2. Этико-медицинские проблемы аборта. История формирования законодательства о плодоизгнании. Социально-политические аспекты проблемы аборта.

3. Новые репродуктивные технологии: инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение. Приказ МЗ РФ № 301 от 28.12.1993г. и проблемы этико правового регулирования репродуктивных технологий в России. Искусственное размножение и традиционная семья. Проблема идентичности личности. Клонирование.

4. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

Ключевые понятия: индивидуальность, личность, зародыш, эмбрион, плод, статус эмбриона, пост-абортный синдром, репродуктивные технологии, суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение, пренатальная диагностика, искусственная инсеминация, «абортивная контрацепция».

Темы докладов:

1. Медицина и демографический кризис в России.

2. Монотеистические религии мира о плодоизгнании.

3. История формирования медицинских и социальных показаний к аборту.

4. Искусственный аборт: мотив, причина, поступок, последствия.

5. Либеральные основания "прав женщины на аборт".

6. Феминизм: женщины против деторождения.

7. Сравнительный анализ отношения к аборту в православии и католицизме.

8. Суррогатное материнство, как фактор кризиса идентичности человека.

9. Проблема социального и биологического отцовства и материнства.

10. Клятва Гиппократа и современное отечественное законодательство о прерывании беременности: причины различия и перспективы сходства.

Темы рефератов:

1. Этические проблемы «новых технологий зачатия» (оплодотворение in vitro, клонирование).

2. Использование эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) в медицинской практике: проблемы и перспективы.

Вопросы для самоконтроля :

1. Является ли человеком тот, кто должен стать человеком?

2. В каких странах закон защищает ребенка с момента зачатия?

3. Каковы временные параметры формирования основных органных систем плода?

4. Перечислите основные этико-философские трактовки проблемы начала человеческой жизни.

5. Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты.

6. По вашему мнению, согласятся ли сохранить беременность женщины, собирающиеся сделать аборт, если им предложить материальную помощь (деньги, детские вещи, питание)?

7. Назовите основные аргументы сторонников абортов.

8. Перечислите основные этические проблемы ЭКО.

9. На каких трех этапах происходит утрата эмбрионов при ЭКО?

10.Что такое «кризис идентичности» человека вообще и ребёнка в частности?

11.Назовите страны, в которых запрещены технологии ЭКО.

12.Какие альтернативы ЭКО возможны при бесплодии?

13.Имеет ли юридическое право российский врач отказаться от проведения искусственного аборта на основании своих нравственных и религиозных убеждений?

14.Была ли Россия первой страной в мире, легализовавшей аборт в 1920 году?

15.Каковы причины того, что Россия занимает второе место в мире по количеству производимых абортов?

16.Что является главным фактором, определяющим согласие женщины на искусственное прерывание беременности: экономический, политический или нравственный?

17.Когда и в какой стране впервые технология стерилизации стала использоваться и применяться в массовом порядке?

Тесты:

1. Какие из позиций являются определяющими для врача, производящего искусственное прерывание беременности по желанию женщины?

а) желание женщины

б) статья 36 « Основ законодательства об охране здоровья граждан РФ».

в) Этическая Декларация о медицинских абортах ВМА (1983г.)

г) личные этические убеждения врача

д) медицинские показания

е) моральное право на отказ от производства аборта

2. Что является критерием, определяющим начало человеческой жизни:

а) формирование нервной ткани плода

б) формирование легочной системы плода

в) первое сердцебиение

г) слияние женской и мужской половых клеток

Наши рекомендации