Как подготовиться к встрече вертолета
ПОСАДКИ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ
7. К посадкам в особых случаях можно отнести:
8. — посадку на вязкий грунт — пахоту, глубокий снег, болото и высокую траву;
9. — посадку на пыльный грунт или на свежий снежный покров;
10. — посадку на площадку, ограниченную высокими препятствиями (деревьями, домами и пр.);
11. — посадку вне аэродрома вследствие отказа двигателя в полете.
12. Особенностью посадки на вязкий грунт в отличие от посадки на гладкий плотный грунт является только приземление.
13. Заход на посадку, планирование, торможение и зависание выполняются так же, как и при обычной посадке. В этом случае особенно строго необходимо соблюдать условия посадки точно против ветра. Приземление должно быть строго вертикальным, без каких-либо перемещений вертолета, особенно в стороны. Приземление должно быть более энергичным, т. е. должно производиться с большей вертикальной скоростью, чем обычно.
14. Перед приземлением на вязкий грунт необходимо особенно тщательно осмотреть поверхность площадки в месте приземления, чтобы исключить возможность попадания одного из колес шасси в яму или борозду, что может привести к опрокидыванию вертолета.
15. При посадке на незнакомой площадке, когда неровности почвы скрыты, например, высокой травой, приземление рекомендуется выполнять плавно, не уменьшая сразу оборотов двигателя, для того чтобы при кренении вертолета иметь возможность оторвать его от земли и произвести посадку в другом месте. {157}
16. Руление после посадки на вязкий грунт недопустимо, так как попытки руления неизбежно приведут к опрокидыванию вертолета.
17. В случае необходимости перемещение вертолета следует производить подлетом на высоте 2—5 м.
18. При посадках на пыльный грунт или свежевыпавший снег необходимо иметь в виду, что при обычном подходе на посадку с зависанием вертолета на высоте 1—2 м пыль или снег, поднятые струей несущего винта, окружают вертолет
19.
Рис. 94. Посадка на площадку, покрытую пылью или свежевыпавшим снегом |
20.
21. сплошным облаком. В результате резко ухудшается видимость вблизи вертолета, и летчик может потерять представление о его пространственном положении.
22. Подход к месту посадки в этом случае следует выполнять выше, чем обычно, и строго против ветра, а первое зависание производить на высоте 5—7 м. Удерживая вертолет на этой высоте, следует небольшими перемещениями вперед, назад и в стороны развеять пыль или снег на большей площади. Если поднявшаяся пыль начинает сильно мешать наблюдению за горизонтом и за поверхностью земли, надо несколько увеличить высоту висения и маневра. По мере улучшения видимости можно начать снижение вплоть до посадки (рис. 94). {158}
23. Привыполнений посадок на незнакомые площадки, покрытые глубоким снегом, для обеспечения благополучного приземления рекомендуется, зависнув на малой высоте, высадить одного из членов экипажа, который, убедившись, что под снегом нет ям или больших неровностей, даст сигнал о возможности посадки. Проверку поверхности площадки в этом случае удобно производить с помощью рейки длиной 1—1,5 м.
24. Посадка на площадке, ограниченной высокими деревьями или сооружениями, наиболее сложна по выполнению. Подходить к такой площадке надо против ветра на высоте, превышающей окружающие площадку препятствия не менее чем на 10 м. Снижение и выполнение посадки на такой площадке сильно усложняются при наличии ветра. Чем сильнее
25.
Рис. 95. Посадка на площадку, ограниченную высокими препятствиями |
26.
{159} |
27. ветер, тем сложнее выполнение снижения и посадки вследствие изменения скорости ветра по высоте и наличия нисходящих потоков над площадкой (рис. 95).
28. Нисходящие потоки и необходимость зависания вертолета на высоте, где эффект «воздушной подушки» отсутствует, сильно усложняют выполнение посадки на площадке, ограниченной высокими препятствиями, поэтому посадку в этих случаях необходимо выполнять особенно внимательно и осторожно.
29. В жаркое время года посадки на такие площадки следует выполнять при полетном весе вертолета менее максимального, что особенно важно для грузовых вертолетов.
30. Размеры площадок в зависимости от высоты препятствий, обеспечивающие безопасную посадку рассматриваемого одновинтового вертолета, могут быть определены по графику (рис. 96). Чем больше высота препятствий, тем больших размеров должна быть площадка. Сплошная кривая дает размеры площадки при ветре до 5 м/сек, пунктирная — при ветре до 10 м/сек.
31.
Рис. 96. График для определения размеров площадок, ограниченных высокими препятствиями, в зависимости от их высоты и скорости ветра |
32.
{160} |
33. Размеры площадок с препятствиями, полученные из приведенного графика, обеспечивают безопасную посадку вертолета при пилотировании его летчиком средней квалификации.
34. Летчики, имеющие большой,опыт полетов на вертолетах, могут выполнять посадки на площадках несколько меньших размеров, но это требует особого внимания.
35. Следует иметь в виду, что в тех случаях, когда площадка ограничена высокими деревьями, особенно с развесистыми кронами, ее размеры должны определяться по расстоянию между кронами, а не между стволами.
36. Перед полетом с посадкой на площадке с высокими препятствиями очень важно знать ее размеры и высоту препятствий. Лучше всего, если летчик, которому предстоит выполнять посадку, перед вылетом побывает на этой площадке лично.
37. Рассмотрим порядок выполнения посадки на площадку, окруженную высокими домами, при скорости ветра 10 м/сек; в этих условиях выполнение посадки усложняется наличием завихрений.
38. Как уже упоминалось ранее, подходить к площадке следует против ветра. Очень важно перед выполнением посадки хорошо осмотреть площадку и окружающие ее препятствия. Для этого на высоте 75—100 м от уровня земли, но не ниже чем 25—30 м над препятствиями, следует пролететь над площадкой. Полет над площадкой рекомендуется выполнять на скорости 60—70 км/час по прибору, пролетая над правой стороной площадки. При этом следует определить размеры и состояние поверхности площадки. Если при первом пролете не удалось хорошо все осмотреть, следует произвести второй полет над площадкой. После осмотра площадки летчик, выполнив полет по малому кругу, должен с небольшим снижением подойти к середине площадки.
39. Заход для посадки надо выполнять с плавным гашением поступательной скорости таким образом, чтобы зависание вертолета было точно над серединой площадки. В процессе торможения необходимо своевременно увеличивать мощность двигателя в таком темпе, чтобы вертолет прошел над препятствиями, окружающими площадку, с превышением над ними около 10 м.
40. После зависания над площадкой плавным движением рычага «шаг-газ» вниз нужно перевести вертолет на снижение со скоростью около 0,5 м/сек. При снижении основное внимание следует обращать на строгое выдерживание {161} вертикальности снижения, немедленно парируя все попытки вертолета сместиться в какую-либо сторону.
41. Наиболее трудно удерживать вертолет при переходе из воздушного потока над препятствиями в зону затенения, так как в этом месте резко меняется скорость перемещения вертолета относительно воздушной среды. Для сохранения неизменного его положения относительно середины площадки могут потребоваться довольно энергичные движения ручкой управления.
42. Дальнейшее снижение вертолета будет более спокойным. Приземление не отличается от приземления в обычных условиях.
43. Дать какой-либо рецепт по выполнению вынужденной посадки вне аэродрома в случае отказа двигателя, конечно, невозможно. Тем не менее можно дать некоторые рекомендации по выполнению посадки такого типа.
44. Как уже говорилось ранее, отказ двигателя вертолета можно обнаружить не только по звуку, но и по резкому изменению поведения вертолета.
45. В этом случае необходимо, не задерживаясь, опусканием рычага «шаг-газ» вниз перевести вертолет на режим самовращения, одновременно удерживая его в нормальном положении.
46. После перевода вертолета на режим самовращения необходимо немедленно установить наивыгоднейшую скорость планирования и направить вертолет к ближайшей площадке, которая может обеспечить безопасную посадку. При этом предпочтение следует отдать той площадке, подход к которой и посадка будут выполняться против ветра.
47. Если позволяет высота полета, следует попытаться выяснить причину отказа двигателя, а если удастся — то и запустить его. При невозможности запустить двигатель необходимо выключить зажигание, закрыть пожарный кран и отключить муфту включения.
48. Подходить к земле следует на наивыгоднейшей скорости. На высоте 25—20 м достаточно большим по величине и энергичным движением ручки управления на себя начать гасить поступательную скорость полета. Темп взятия ручки должен быть таким, чтобы вертолет уменьшил скорость снижения и завис на высоте 7—5 м только от взятия ручки управления. При таком задирании вертолета угол между продольной осью фюзеляжа и горизонтом будет около 25—30°. Обороты несущего винта при этом заметно возрастут. {162}
49. Как только после кратковременного зависания вертолет будет продолжать снижение, одновременно с плавным поднятием вверх рычага «шаг-газ» следует отклонить от себя ручку управления, чтобы вертолет занял горизонтальное положение для обеспечения нормального приземления и сохранения рулевого винта от поломки (рис. 97).
50. Следует помнить, что при посадке на вязкий и неровный грунт очень важно выполнить посадку без пробега, даже ценой поломки рулевого винта, так как это менее опасно, чем
51.
Рис. 97. Посадка вне аэродрома при отказе двигателя |
52.
53. опрокидывание вертолета вперед вследствие поломки носовой ноги шасси при посадке на такой грунт с поступательной скоростью.
54. Если размеры площадки, на которую производится вынужденная посадка, очень малы, то планирование на режиме самовращения следует выполнять с малой поступательной скоростью. Однако при этом очень усложняется выполнение посадки вследствие большой вертикальной скорости снижения.
55. Кроме того, летчик должен помнить, что при заходе на посадку на режиме самовращения с поступательной {163} скоростью запас энергии, которым он располагает для выполнения посадки, слагается из живой силы вертолета и.энергии вращения несущего винта. Живую силу вертолета летчик использует, гася скорость до нуля и зависая, взятием на себя ручки управления вертолетом; энергию несущего винта — подъемом вверх рычага «шаг-газ».
56. В случае вертикального снижения на режиме самовращения остается только энергия несущего винта. Поэтому темп взятия рычага «шаг-газ» вверх при такой посадке должен быть значительно большим.
57. В случае отказа двигателя над местностью, на которой нет подходящих для посадки площадок, планирование следует выполнять против ветра для уменьшения поступательной скорости.
58. При посадке на лес зависание следует выполнять, принимая вершины деревьев за поверхность земли.
59. Если приземление придется выполнять в населенном пункте или на местности с препятствиями, лучше садиться без пробега, избегая лобового удара о препятствия. В этом случае, избегая удара, выгоднее отворачивать вертолет вправо вследствие лучшей его управляемости в эту сторону на режиме самовращения.
60. Вообще всегда следует иметь в виду, что для повышения безопасности полета не рекомендуется без особой необходимости производить полеты на малых, высотах. Наиболее выгодной высотой при обычных полетах и перелетах на большое расстояние следует считать 500 м. При дальних полетах и перелетах высоту полета следует выбирать из условия получения максимальной дальности.
61.
62.
Наиболее сложна по выполнению посадка ночью на площадке, ограниченной высокими препятствиями. Так же как и для взлета ночью с подобной площадки, по размерам она должна быть в 1,5—2 раза больше, чем площадка, обеспечивающая посадку днем.
Очень важно, чтобы летчик хорошо знал размеры площадки, высоту и характер окружающих препятствий. Желательно, чтобы вершины препятствий были обозначены световыми ориентирами. Заход на посадку следует выполнять строго против ветра. В сильный порывистый ветер взлет и посадка ночью на подобные площадки запрещаются. Посадочная фара включается на высоте 30—50 м над вершинами препятствий и выключается по окончании посадки.
Заход на посадку ночью в сложных метеорологических условиях на аэродроме, оборудованном средствами, обеспечивающими такую посадку, не отличается по выполнению от захода на посадку днем в сложных метеорологических условиях.
Если же площадка, которую ограничивают высокие препятствия, по размерам мала, то взлет с такой площадки придется производить с вертикальным набором высоты после отрыва вертолета от земли.
Размеры площадки, обеспечивающие безопасный взлет, зависят в первую очередь от высоты окружающих ее препятствий. При высоте препятствий не более 5 м размеры площадки для взлета рассматриваемого одновинтового вертолета в тихую погоду должны быть не менее 30—35 м. Это условие относится к летчикам средней квалификации, хорошо овладевшим пилотированием вертолета. При высоте препятствий до 10—15 м размеры площадки должны быть не менее 40—45 м.
Для определения размеров площадки, обеспечивающих безопасный взлет вертолета в зависимости от высоты препятствий, можно воспользоваться графиком, помещенным в главе VII.
Порядок взлета с таких площадок следующий: установив вертолет точно посередине площадки носом против ветра, дующего над препятствиями, и проверив положение заслонок, триммеров и показания приборов, летчик приступает {83} к выполнению взлета. Темп взятия рычага «шаг-газ» вверх должен быть достаточно плавным, чтобы легче было удерживать вертолет на месте. В процессе увеличения мощности двигателя и после отрыва вертолета особенно тщательно следует удерживать вертолет посередине площадки, не допуская резких раскачиваний вертолета. Движения ручкой управления должны быть при этом особенно точными и соразмеренными для предупреждения стремления вертолета сместиться в какую-либо сторону.
После отрыва вертолета от земли, продолжая увеличивать наддув двигателя, летчик плавным перемещением рычага «шаг-газ» до номинального наддува выполняет вертикальный набор высоты. Наиболее трудным при этом является сохранение вертикальности набора высоты. Несоблюдение этого условия может привести к задеванию концами лопастей за препятствия и к аварии вертолета.
Соблюдение вертикальности набора высоты после отрыва усложняется тем, что взгляд летчика, направленный на поверхность площадки, невертикален, вследствие чего по мере набора высоты точка падения взгляда перемещается (рис. 59); поэтому вертикальность набора приходится дополнительно контролировать по расстоянию до препятствий.
После вертикального набора высоты, превышающей не менее чем на 10 м препятствия, окружающие площадку, следует, плавно выполнив разгон, перевести вертолет в набор высоты с поступательной скоростью.
Взлет с подобных площадок усложняется тем, что скороподъемность вертолета при вертикальном наборе высоты меньше, чем при наборе высоты с поступательной скоростью.
Кроме того, следует иметь в виду, что устойчивость вертолета при вертикальном наборе заметно хуже, чем при наборе с поступательной скоростью, вследствие чего значительно усложняется его пилотирование на этом режиме.
Еще более усложняется взлет вертолета с площадки, ограниченной высокими домами или деревьями, при наличии сильного ветра, так как при этом вертолет, вертикально набирающий высоту, вблизи этих препятствий подвергается воздействию нисходящего потока и завихрений в зоне перехода от неподвижного воздуха у поверхности земли к потоку воздуха, перемещающемуся с большой скоростью над препятствиями.
Поэтому в случае взлета с площадки, органиченной препятствиями, в сильный ветер особенно внимательно следует {84} пилотировать вертолет на высоте набора, равной высоте препятствий.
Следует также иметь в виду, что, если площадка окружена деревьями, надо обязательно учесть возможность их
Рис. 59. Схема взлета вертолета с площадки, ограниченной высокими препятствиями |
раскачивания не только ветром, но и струей от несущего винта.
.
Рис. 2. Произошло летное происшествие, имеются пострадавшие:
Рис. 4. Покажите в каком направлении идти
Глава пятая
Глава шестая
Глава девятая
Общие положения
186. Для эвакуации раненых и больных предназначены санитарные автомобили УАЗ-452А, АС-66.
187. Вынос раненых с поля боя производится личным составом подразделений сбора и эвакуации, а также солдатами, выделяемыми для этой цели распоряжением командиров частей и подразделений.
188. Для вывоза раненых с поля боя, как правило, используются санитарные транспортеры (бронированные медицинские машины). В отдельных случаях может использоваться боевая техника - бронетранспортеры, боевые машины пехоты.
189. Пути подвоза совмещаются с путями эвакуации раненых, что позволяет использовать обратные рейсы порожняка транспорта подвоза. В этом случае требуется дополнительное оборудование их приспособлениями для размещения и укрытия раненых от непогоды (тенты, сидения и т.п.).
Грузовые автомобили медицинских частей и подразделений оборудуются для перевозки раненых универсальными санитарными транспортными приспособлениями.
190. В отдельных случаях для эвакуации раненых используются вертолеты, а также самолеты, не требующие больших взлетно-посадочных полос.
Рис. 10.1. Автомобиль санитарный УАЗ-452А
Рис. 10.2. Автомобиль санитарный АС-66
Рис. 10.3. Транспортер гусеничный снегоболотоходный ГТ-СМ
Рис. 10.4. Транспортер малогабаритный гусеничный бронированный ГТ-МУ
2. Погрузка раненых на санитарные автотранспортные средства
191. Для эвакуации раненых и больных в войсковом звене применяются автомобили УАЗ-452А и АС-66.
192.Эваковместимость УАЗ-452А: на носилках -4, на сиденье - 1; на носилках - 2 (в два яруса) и на сиденьях - 4, только сидя - 9 человек, включая место рядом с водителем.
При подготовке к перевозке раненых на носилках необходимо: привести подножки задней двери в рабочее положение;
полностью открыть створки задней двери и застопорить их фиксаторами;
поднять боковые сиденья и закрепитьих ремнямив походное положение;
откинуть от бортов и установить в рабочее положение четыре бортовых кронштейна;
закрепить ремни подвески в потолочных гнездах и на полу (имеющиеся на ремнях петли для установки рукояток носилок должны быть обращены к середине кузова).
193. Погрузка раненых производится по командам первого номера звена носильщиков.
Носилки подаются головным концом к задней двери машины. По команде«Звено, стой», «Ставь» носилки опускаются на землю.
«На стороны марш» - носильщики становятся по обеим сторонам носилок (первый - слева, второй - справа).
«К погрузке» - носильщики берутся за брусья носилок обеими руками каждый со своей стороны (расстояния между руками должно быть не менее 1 м).
«Поднимай» - носильщики поднимают носилки на нужную высоту и устанавливают ножки головного конца носилок на направляющие на полу кузова, а середину и ножной конец придерживают, стоя с боку носилок.
«Вдвигай» - носильщики продвигают носилки в кузов, где их принимает находящийся там водитель.
После этого носильщики поднимаются внутрь кузова и помогают водителю закрепить носилки.
Очередность установки и крепления носилок (по ходу движения машины) с левого борта - сверху вниз, а затем с правого борта - аналогично.
194. Погрузка раненых и больных на автомобиль АС-66 производится так же, как и на автомобиль УАЗ-452А.
Для погрузки требуется 3-5 человек (включая водителя). Разгрузка производится в обратном порядке. Первым разгружается нижний ярус.
195. Погрузка в бронированную медицинскую машину производится следующим образом: носильщики выполняют те же команды, что и при погрузке раненых на санитарный автомобиль.
По команде«Поднимай» носильщики поднимают носилки на нужную высоту.
«Вноси» - носильщики вносят раненого в машину головным концом носилок вперед. В машине принимает их находящийся там водитель - санитар.
После этого носильщики внутри бронетранспортера помогают водителю-санитару установить носилки.
Очередность установки и крепления носилок (по ходу движения машины) - от головной части машины.
196. При погрузке раненых на машину водитель-санитар находится на верху бронетранспортера. Носильщики поднимают носилки с раненым и устанавливают их совместно с водителем.
197. Выгрузка раненых с БММ-1 производится в обратной последовательности.
Б ь
Рис. 10.6. Варианты размещения раненых на санитарном автомобиле УАЗ-452А
Рис.10.7. Варианты размещения раненых на санитарном автомобиле АС-66
Рис. 10.8. Размещение раненых на бронированной медицинской машине БММ-1
Последовательность погрузки следующая.
По команде«Звено, стой. Ставь» носилки опускаются на землю у автомобиля головным концом к заднему борту.
По команде«На стороны марш» носильщики становятся с левой и правой сторон носилок к головному концу, третий - к торцу ножного конца носилок.
По команде «Кпогрузке. Поднимай» носильщики поднимают носилки, ставят их передние ножки на платформу кузова и вдвигают их с помощью работающих в кузове, до передней штанги.
Носильщики, находящиеся в кузове, становятся лицом друг к другу у головного и ножного концов носилок (первый - между передним бортом и передней штангой, второй - за задней штангой), нагибаются через штанги, берутся за рукоятки и начинают подъем носилок с превышением их головного конца над ножным. Первый носильщик поднимает головной конец носилок выше штанги и подает его на себя так, чтобы обеспечить второму возможность вывести ножной конец носилок из-под задней штанги и затем поднять его. Затем оба носильщика перемещают носилки к левому борту машины, устанавливают и закрепляют их в кронштейнах.
Вторые носилки устанавливаются у правого борта, третьи - рядом с первыми.
Носильщики помогают пройти двум легкораненым к переднему борту машины и усаживают их на левую и правую скамейки. Затем они устанавливают остальные носилки с ранеными на полу кузова в той же последовательности, что и на штанги.
Носилки, установленные на полу, крепятся к специальным скобам (ГАЗ-66) или бортам (у остальных автомобилей с помощью подручных средств).
После установки проверяется надежность крепления носилок.
Водитель автомобиля поднимает и закрепляет задний борт автомобиля, опускает и закрепляет тент.
Выгрузка раненых из автомобилей производится в обратной последовательности.
4. Погрузка раненых и больных в вертолет 201. Погрузка раненых и больных в вертолет осу-ществляется специально выделенной командой под руководством командира вертолета. В погрузке ра-неных и больных принимают участие члены экипажа вертолета.
202. Автомобильный транспорт, доставивший раненых и больных к вертолету, должен подъезжать слева от борта по транспортной петле, которая прокладывается на расстоянии 7-10 м от фюзеляжа вертолета.
Кузов машины устанавливается против погрузочной двери задним бортом под углом 45° относительно оси вертолета.
203. Перед погрузкой раненых и больных внутри грузовой кабины устанавливаются санитарные стойки с кронштейнами, санитарные ленты с петлями для крепления рукояток носилок, столик медицинского работника, бачок для питьевой воды, поильник и другое оборудование для ухода и оказания первой помощи эвакуируемым.
204. Раненые на носилках вносятся головой вперед через открытые створки грузолюка по трапу и устанавливаются в секции, начиная с верхнего яруса. Загрузку вертолета следует начинать с секций от кабины экипажа. Раненых и больных, требующих особого наблюдения и обслуживания, целесообразно размещать на средних ярусах, обеспечивая таким образом наилучшие условия ухода за ними в пути.
Рис. 10.9.Схема подъезда автомобилей к вертолету
Рис. 10.10. Размещение санитарного и бортового оборудования в грузовой кабине вертолета МИ-8
205. Для установки и крепления носилок в секциях имеются санитарные стойки с кронштейнами, которые в рабочем положении поворачиваются на 90° по отношению к борту фюзеляжа, а в походном положении располагаются параллельно ему. Для крепления второй пары рукояток носилок санитарные ленты верхним концом закрепляются в кронштейнах на потолке фюзеляжа (в точках под декоративной облицовкой) с помощью шариковых фиксаторов. Нижние концы санитарных лент имеют скобы с крючками, вдеваемые во встречные скобы, вклепанные в виде гнезд в пол грузовой кабины. Длина лент изменяется с помощью регулировочных петель с крантами. По правому борту между секциями носилок для сопровождающего устанавливаются столик и сиденье.
206. Выгрузка раненых и больных из вертолета производится в обратном порядке: сначала выносят раненых и больных с нижних ярусов, затем средних и верхних. Носилки снимают сначала с петель подвесных ремней, а затем с замков кронштейнов стоек.
207. При отсутствии в вертолете санитарного оборудования или носилок, раненые и больные могут перевозиться на полу грузовой кабины. В этих случаях кабину вертолета необходимо тщательно убрать, закрепить все находящиеся в ней предметы, а пол застелить матрацами или чехлами.
208. Погрузка раненых и больных в вертолет в режиме «висения» производится, как правило, в местах, не имеющих посадочных площадок. Для подъема раненых в вертолет в режиме «висения» применяются бортовые механическая или электрическая лебедки.
Перед подъемом раненого на носилках на режиме «висения» необходимо закрепить лямки и фиксировать раненого к носилкам. Для этого продергивают один конец лямки Ш-4 в ножку носилок и закрепляют карабин в кольце.
Кольцо свободного конца первой лямки Ш-4 соединяют с карабином второй лямки, затем укладывают пострадавшего на носилки и привязывают лямками Ш-4 к носилкам, сделав 4 оборота. Первый оборот должен проходить через голени, второй - по бедрам, третий - по груди и четвертый - под мышками.
Продеть один из концов лямки Ш-4 с внутренней стороны в ножку головной части носилок, обернуть один раз у основания рукоятки и закрепить карабином в кольце. Второй конец лямки Ш-4 таким же образом закрепить на основании рукоятки и в ножке второго бруса этого же конца носилок.
Другую лямку Ш-4 закрепить на противоположных концах носилок аналогичным способом.
Образовавшиеся над носилками две петли от лямок поочередно вложить в карабин троса лебедки и перевязать их (ниже карабина) веревкой или поясным ремнем. Во избежание раскачки при подъеме, к ножному концу носилок привязывается 20-метровая веревка, а 7-метровая - к карабину троса лебедки.
Рис. 10.11. Закрепление конца лямки Ш-4 в ножке носилок
Рис. 10.12. Положение раненого, привязанного к носилкам лямками Ш-4
Подвесные петли лямок Ш-4 не должны быть слишком длинными, так как при подъеме рукоятки головного конца носилок могут оказаться ниже проема двери, что затруднит прием раненого на борт вертолета. Носилки, подвешенные на лебедки, должны находиться в горизонтальном положении или с незначительно приподнятым (6-7°) головным концом. Раненым, находящимся в бессознательном состоянии, во избежание травм при подъеме в вертолет необходимо фиксировать руки бинтом.
209. Перед подъемом носилки с раненым устанавливают под тросом лебедки. Петли лямок Ш-4 надевают на карабин лебедки и закрепляют веревкой или поясным ремнем. Затем носилки приподнимают на 1 м от земли и проверяют надежность крепления и правильность центровки их. Потом производится подъем к проему двери вертолета.
Во время подъема лицо, осуществляющее погрузку, стоит на земле, натягивает веревку, направляя головной конец носилок к двери вертолета, и удерживает носилки от раскачивания.
210. После поднятия носилок до упора карабина троса в блок лебедки, лицо, находящееся в кабине вертолета, приподнимает носилки за рукоятки голов
ного конца и ставит их передними ножками на край кабины. Затем свободный конец 7-метровой веревки пропускается через кольцо, расположенное под потолком кабины, и втягивает носилки внутрь до упора задних ножек в край пола. Натягивая веревку, поднять носилки верх и снять их с карабина лебедки. Установить носилки в соответствующем ярусе секций.
211. Подъем легкораненых в вертолет на режиме «висения» производится в специальном табельном сидении или при отсутствии его в комплекте вертолета с помощью лямки Ш-4.
Для этого необходимо развернуть лямку, пропустить оба конца ее под руки раненого в направлении от спины к груди и перекрестить их у основания грудной клетки. Затем конец лямки, идущий из-под правой руки, протянуть до наружной стороны верхней трети левого бедра, а конец лямки, идущий из-под левой руки, - в противоположную сторону, к правому бедру. Подвести карабины сначала под правое, а затем под левое бедра, протянуть концы лямки между ног настолько, чтобы можно было свободно застегнуть карабины за кольцо лямки. Надеть сверху лямок поясной ремень и обернуть его петлей лямки снизу вверх.
Рис. 10.14. Закрепление петель лямок Ш-4 к карабину лебедки и положение носилок с раненым у проема двери вертолета
Рис. 10.15. Подъем в вертолет легкораненого при помощи табельного сидения
Рис. 10.16. Вид спереди и сзади наложенной лямки Ш-4
212. После подготовки подвесной системы для подъема раненый подходит или его подводят к тросу лебедки и закрепляют подвесную систему на карабине троса и привязывают 20-метровую веревку спереди, а 7-метровую - сзади. Подняв раненого на 1 м от земли, убеждаются в правильности его положения и надежности крепления, после чего продолжают подъем.
Лицо, осуществляющее погрузку, стоит на земле, натягивает 20-метровую веревку, удерживая раненого в положении спиной к проему двери грузовой кабины. Подняв раненого до упора карабина в блок лебедки, необходимо 7-метровую веревку провести через кольцо в потолке грузовой кабины, взять раненого за подвесную систему или под мышки и втянуть гго в кабину. Натянуть 7-метровую веревку и, соблюдая меры предосторожности, отпустить трос лебедей, снять с раненого подвесную систему и провести ;го на место в кабине.
213. При погрузке (разгрузке) раненых и больных 1 вертолет запрещается:
присутствовать посторонним лицам на посадочной площадке;
применять открытый огонь для освещения места работы;
курить;
обходить вертолет со стороны хвостовой части при вращающихся лопастях;
подавать автомобиль задним ходом.
214. Для приема вертолетов, осуществляющих эвакуацию раненых и больных, оборудуется посадочная площадка.
Рис. 10.17. Схема оборудования посадочной площадки
НАСТАВЛЕНИЕ
Как подготовиться к встрече вертолета
Без техники сейчас никуда. Даже если вы принципиально ею не пользуетесь, обстоятельства могут сложиться так, что без помощи техники жизнь и здоровье ваших попутчиков могут оказаться под угрозой. Это прежде всего касается экстремальных ситуаций, от которых, к сожалению, почти никто не застрахован.
В труднодоступных районах помощь скорее всего придет с неба в виде вертолета. Но многие переоценивают возможности современной летной техники. Им кажется, если вертолет пролетел над ними, то если трудности уже позади. Погоди! Вертолет еще должен приземлиться, а вам необходимо в него погрузиться, а после этого надо взлететь. Поэтому каждому необходимо знать в какую погоду можно рассчитывать на помощь авиации, как выбрать место для посадочной площадки, как ее следует организовать.
Основываясь на практике спасательных, пилоты КСП Эльбрусского района составили перечень необходимых условий и требований для рационального использования вертолетов на спасательных работах в горах.
Условия, необходимые для полетов:
- Облачность - высота над местом посадки: не ниже 350 м (на местности с абсолютной отметкой до 2000 м), не ниже 600 м (на местности с абсолютной отметкой свыше 2 км).
- Видимость не менее 5 км.
- Ветер не более 5 м/сек - в закрытых ущельях, котловинах; до 18 м/сек - на открытых плато, гребнях, седловинах.
Выбор места и организация посадочной площадки
на снежно-ледовом рельефе высокогорья:
- Наилучшим местом для организации посадочной площадки являются открытые плато, седловины, перевальные точки.
- Посадочную площадку необходимо организовывать ближе к перегибу склона, идущего вниз (взлет со снижением компенсирует недостаток мощности двигателя на большой высоте). Избегать подбора площадок близко к склону, уходящему вверх, так как нисходящие потоки воздуха по склону препятствуют взлету.
- На снежно-ледовых склонах небольшие выположенные площадки малопригодны для посадки и взлета вертолета. Наиболее подходящим местом для организации посадочной площадки будут выпуклые участки склона с ровной центральной частью.
- Теневые участки склона наименее подходящи для посадки вертолета, так как пилоту трудно определить уклон местности и расстояние до поверхности посадочной площадки.
- Уклон посадочной площадки не должен превышать 5°.
- Размер посадочной площадки (минимальный) 30X20 м с открытыми подходами на расстояние не менее 300 м.
- При организации посадочной площадки на снежной поверхности нет необходимости ее сплошь вытаптывать. На ней должно быть много следов (для пространственного ориентирования пилота в условиях ограниченной видимости из-за снежного вихря, поднимаемого лопастями вертолета при посадке).
- Посадочная площадка должна быть обозначена по углам и в центре, т. е. в месте приземления вертолета, темными предметами (рюкзаки, спальные мешки и т. д.).
- Необходимо показать пилоту направление ветра (для этого люди должны встать спиной к ветру, выстроившись в "затылок", в 3-4 м