Сократимость как основное свойство мышц.

Основными физиологическими свойствами мышц является возбудимость, проводимость и сократимость. Мышцы получают импульс из нервной системы и выполняют действие, при этом мышца сокращается или растягивается. Работа мышц зависит от толщины мышечных волокон. Сила мышц зависит и от прикрепления их к костям. Кости вместе с мышцами представляют собой рычаг. Мышца может развивать тем большую силу, чем дальше от точки рычага и ближе к точке приложения силы тяжести она прикрепляется. Человек может длительно сохранять одну и ту же позу. Это статическое напряжение мышц. К нему относятся стояние, удержание головы в вертикальном положении и т.д. При статическом усилии мышца находится в состоянии напряжения. При динамической работе поочередно сокращаются различные группы мышц, они быстро утомляются и истощаются. Для предотвращения истощения в работу включаются то одни, то другие группы мышц. Нервная система, управляя группой мышц, приспосабливает их работу с текущими потребностями организма. Это дает им возможность работать экономно, с высоким коэффициентом полезного действия. Для каждого вида мышечной деятельности можно подобрать некий оптимальный вариант ритма и величины нагрузки, при которой работа станет максимальной, а утомление будет развиваться медленно. С целью укрепления деятельности мышечной системы с детьми занимаются физкультурой или физическим трудом. Работа мышц – необходимые условия ее существования. Длительная бездеятельность мышц (рука в гипсе после перелома) ведет к их атрофии и потере трудоспособности. Для восстановления функций мышц необходимы тренировки, т.е. систематические, нетяжелые занятия, способствующие увеличению их объема, возрастанию силы и работоспособности, что важно для физического развития всего организма.

Мышечный тонус. Мышцы человека всегда находятся в напряжении, несколько сокращены. Состояние длительно удерживаемого напряжения называется тонусом мышц. Во время сна или при наркотическом состоянии тонус мышц снижается, тело расслабляется. Величина тонуса мышц зависит от функционального состояния центральной нервной системы. Тонус скелетных мышц связан с поступлением к мышце следующих один за другим нервных импульсов из нейронов спинного мозга. Активность этих нейронов поддерживается импульсами из вышележащих отделов нервной системы, а также от рецепторов, находящихся в самих мышцах (проприорецепторов). Тонус мышц играет большую роль в осуществлении координации движений.

У новорожденных детей преобладает тонус сгибателей руки; у детей 1-2 месяцев преобладает тонус мышц разгибателей. Тонус выравнивается, обеспечивая возможность производить первые непроизвольные движения. Повышение мышечного тонуса у новорожденных связано с повышением возбудимости красных ядер среднего мозга (экстрапирамидная система). По мере функционального созревания коры головного мозга и пирамидной системы (после 6 месяцев от рождения) тонус мышц нормализуется, что обуславливает подготовку к движениям нижних конечностей (стоянию и ходьбе).

Утомление. После длительной напряженной работы происходит ослабление деятельности, снижение работоспособности, которая восстанавливается после отдыха. Это физическое утомление. Развитие утомления связано с изменениями, происходящими в нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов, истощением запасов питательных веществ в мышцах, служащих источником энергии, накоплением продуктов обмена (молочная кислота). Скорость наступления утомления зависит от физического состояния человека, состояния нервной системы, частоты и ритма движений, в которых производится работа, от выполняемой нагрузки. Утомление может быть вызвано неблагоприятной обстановкой, в которой производилась работа.

Физическое утомление является физиологическим актом. После отдыха работоспособность восстанавливается. Если работа производилась правой рукой, то во время отдыха неплохо поработать левой рукой. Как показали работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова – лучший отдых это смена деятельности. Чередование умственного и физического труда, динамические физкультурные паузы до занятий и во время занятий, на переменах способствуют повышению работоспособности учащихся. Такой отдых называется активным.

Значение физической культуры в развитии двигательного аппарата у детей. Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности, происходит рост мышечных волокон, т.е. увеличивается масса мускулатуры. Способность к физической работе, выносливость является результатом тренировки мышечной системы. Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. Физические упражнения и спортивные тренировки, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Малоподвижный образ жизни – гипокинезия – вреден здоровью, приводит к нарушению обмена веществ и кислородному голоданию. Мышцы становятся дряблыми. В результате слабости мышц брюшной полости происходит опущение или выпячивание внутренних органов. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки. Постепенно развивается сутулость. Нарушается координация движений. При систематическом выполнении физических нагрузок формируется более совершенный механизм дыхательных движений, увеличивается глубина дыхания, повышается использование кислорода тканями организма. Под влиянием тренировок увеличивается жизненная ёмкость легких. Кровеносные сосуды в процессе тренировок становятся более эластичными, что улучшает условия передвижения крови. Благоприятный эффект, который оказывают физические упражнения на формирование здорового, сильного, выносливого человека с правильным телосложением и гармонично развитой мускулатурой, становится гармонично развитой личностью.

Вопросы для повторения и самоконтроля.

1. Назовите общие свойства мышечной системы.

2. Расскажите о строении мышц, их особенности.

3. Какие мышцы головы (головной и лицевой части) вы знаете.

4. Какие особенности строения мышц верхнего плечевого пояса вы знаете?

5. Назовите особенности строения и функции межреберных мышц.

6. Назовите основные мышцы, располагающиеся в области пояса нижних конечностей.

7. Чем отличается (по строению и функции) запястно-пястный сустав первого (большого) пальца кисти?

8. Назовите группы мышц на стопе.

9. Какую функцию выполняет портняжная мышца?

10. Какую функцию выполняет икроножная мышца?

11. Расскажите об основных свойствах мышц.

12. Что представляет собой мышечный тонус? Какой мышечный тонус у маленьких детей?

13. Чем обусловлено мышечное утомление?

14. Какие последствия гипокинезии вы знаете?

15. Расскажите о значении физической культуры и труда в жизни человека.

Глава 6

УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ

В полости тела расположены внутренние органы, или внутренности. К ним относятся органы пищеварения, кровообращения, дыхания, эндокринной и мочеполовой систем. Большинство органов имеет трубчатое строение. В каждом из них имеется трехслойное строение: внутренний серозный слой, средний – гладкая мускулатура и наружный слой – каждый орган покрыт эпителием. Слизистая оболочка увлажнена слизью, выделяемой железами.

Эпителий отграничивает стенки внутренних органов от внешней среды. В зависимости от расположения органов и их функций, эпителий может быть однослойным и многослойным, плоским и цилиндрическим. Так, у ротовой полости, глотки, пищевода, заднепроходного канала располагается многослойный, плоский, неороговевающий эпителий; у желудка, тонкой и толстой кишок, трахеи и бронхов эпителий однослойный, цилиндрический; у мочевыводящих путей эпителий переходной. Собственная пластинка слизистой оболочки (подслизистый слой), на которой лежит эпителий, образована рыхлой волокнистой соединительной тканью, в которой располагаются железы, лимфоидные узелки, кровеносные и лимфатические капилляры, нежные окончания. Мышечная оболочка состоит из двух слоев: внутреннего кругового и внешнего продольного, построенных из гладкой мышечной ткани. У верхнего отдела пищеварительного тракта мышечный слой исчерчен, благодаря чему возможно сокращение мышц и продвижение пищи. Мышечный слой в пищеварительном тракте дает возможность сужаться и расширяться, обеспечивая передвижение пищи и каловых масс по кишечнику (перистальтика). Наружная оболочка (адвентиция) состоит из рыхлой соединительной ткани, в которой заложены кровеносные сосуды и нервные окончания. Некоторые органы покрыты серозной оболочкой, влажной, облегчающей передвижение одного органа по отношению к другому (брюшная полость: желудок, петли кишечника, печень, селезенка, почки). В стенках внутренних органов имеется большое количество желез, выполняющих секреторную функцию – вырабатывают ферменты, биологически активные вещества, необходимые для пищеварения, и слизь, которая защищает слизистую оболочку от травм и действия различных химических веществ. С пищеварительным трактом тесно связаны парные слюнные железы, смачивающие пищу в ротовой полости, печень и поджелудочная железа – в брюшной полости, непосредственно связаны с двенадцатиперстной кишкой.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

С органами пищеварения связана механическая и химическая обработка пищи, переваривание и всасывание продуктов питания в кровь и лимфу, и выделения из организма не переваренных веществ. Пищеварительная система состоит из полостей и трубок, расширений, изгибов, петель, подвижных и малоподвижных отделов.

Начинается пищеварительная система ротовой полостью (расширением пищеварительной трубки), в которой происходит прием, пережевывание и смачивание пищи слюной. В задней части ротовой полости начинается глотка, в которой происходит перекрест пищеварительного и дыхательного пути. Регулирует движение воздушного потока и пищевого комка корень языка и надгортанник, подвижное мышечное и хрящевое образование.

Полость рта.

Полость рта подразделяется на преддверие рта и собственно ротовую полость.

Преддверие рта представляет собой узкую щель, ограниченную спереди верхними и нижними губами, сбоку щеками и сзади деснами верхней и нижней челюсти. Начинается преддверие рта губами, состоящими из круговой мышцы рта, покрытой кожей, переходящей в слизистую на губах, на область преддверия рта и весь пищеварительный тракт.

Собственно ротовая полость ограничена спереди и с боков деснами и зубами, сверху – твердым и мягким небом, переходящим в маленький язычок (увула), свисающий в спокойном состоянии между двумя дужками зева. Дно ротовой полости заполнено подъязычной мышцей и мышцами языка. Сзади условная граница ротовой полости представлена зевом. Зев образован двумя дужками, между которыми располагаются глоточные миндалины, сверху – маленьким язычком (увула), являющегося продолжением мягкого неба, снизу – корнем языка. В ротовой полости происходит пережевывание пищи и смачивание слюной. Пищевой комок проталкивается в глотку при помощи движений языка.

Патология полости рта.

Из болезненных состояний ротовой полости можно обратить внимание на воспалительные процессы и структурные нарушения.

А) К воспалительным процессам ротовой полости в детском возрасте можно отнести стоматиты: катаральный, язвенный, острый герпетический и кандидозный.

1) Катаральный стоматит характеризуется гиперемией и отечностью слизистой оболочки полости рта. На слизистой видны отпечатки зубов и кровоточивость десен.

2) Язвенный стоматит является продолжением нелеченного катарального стоматита, а также у детей и подростков возникает при наличии кариозных зубов. Начинается язвенный стоматит с повышения температуры, отечности, болезненности, кровоточивости десен. Слизистая оболочка ротовой полости гиперемирована, покрыта грязно-серым налетом, на ее поверхности образуются мелкие язвочки. Отмечается гнилостный запах изо рта.

3) Острый герпетический стоматит является одним из клинических проявлений локальной герпетической инфекции. Встречается в основном у детей раннего возраста. На фоне высокой температуры развиваются симптомы интоксикации: вялость, отказ от пищи, плохой сон. На слизистой оболочке полости рта в определенной последовательности появляются элементы поражения: пятна, везикулы, афты. Афты представляют собой болезненные белесовато-желтые бляшки различной величины, окруженные поясом гиперемии. Количество пузырьков может быть различным, иногда они сливаются, охватывая большие участки слизистой. Слизистая оболочка гиперемирована, отечна, появляется неприятный запах изо рта. Увеличены регионарные железы.

4)Кандидозный стоматит (молочница) наиболее часто встречается у детей грудного возраста, особенно у новорожденных и недоношенных, вызывается дрожжевыми грибками (кандидами) и проявляется точечными налетами на слизистой оболочке щек, языке, деснах, твердом и мягком небе. Сливаясь, они образуют белые пленки, напоминающие свернувшееся молоко. Заболевание проходит с высокой температурой, увеличением регионарных желез, выраженной интоксикацией.

Б) Структурные нарушения характеризуются незаращением верхней губы и твердого неба (генетические расстройства). Незаращение верхней губы может быть одно- или двустороннее, проникающее с незаращением альвеолярного отдела верхней челюсти и твердого неба, или ограничено верхней губой. Дефект губы выявляется сразу после рождения ребенка. Оперативное вмешательство проводят рано, так как дефект губы мешает вскармливанию. Незаращение твердого неба мешает приему пищи и голосообразованию, необходимому для речи (открытая ринолалия). В раннем возрасте ставят обтуратор, закрывающий дефект твердого неба. В школьном возрасте делают пластическую операцию (уранопластику). Необходимость закрытия отверстия в твердом небе связана с актом употребления пищи и дыхания, обеспечивающего голосообразование для речи. При ранней уранопластике (в дошкольном возрасте) происходит деформация лицевого скелета или расхождение швов на твердом небе.

Зубы

У взрослого человека зубы располагаются в альвеолярных ямках верхней и нижней челюсти. В структуре зуба различают: корень, шейку и коронку. Корень зуба залегает в альвеолярных ямках верхней и нижней челюсти, через него проходят кровеносные сосуды, питающие зубную пульпу, и нервные окончания. Коренные зубы плотно срастаются с поверхностью зубных ячеек посредством периодонта. Шейка зуба располагается на уровне костной части челюсти и прикрыта тонким мышечным слоем и слизистой (десна). Над шейкой зуба находится основное тело зуба (коронка), состоящее из эмали, дентина и пульпы. Сверху коронка зуба покрыта эмалью, представляющей собой плотную соединительную ткань, в которой много неорганических веществ (97%), обеспечивающих ее плотность. В дентине около 28% органических веществ (преимущественно коллагена) и 72% неорганических веществ. Цемент по своему составу приближается к кости и покрывает шейку зуба. Внутренняя часть зуба состоит из рыхлой соединительной ткани – пульпы, в которой имеется большое количество капилляров и нервных окончаний.

По функции и форме коронки различают: резцы, клыки, малые и большие коренные зубы.

Резцы располагаются на передней поверхности верхней и нижней челюсти, имеют уплощенное строение и один корень. У клыков имеется два режущих края, бугорок с внутренней поверхности и один корень. Малые коренные зубы располагаются позади клыков, на внутренней поверхности у них также имеются бугорки и один корень. Большие коренные зубы располагаются за малыми коренными зубами, имеют кубовидную форму, несколько бугорков на жевательной поверхности и два-три корня. Смыкание зубов получило название прикус.

Зубы закладываются в верхней и нижней челюсти еще внутриутробно. Различают молочные и постоянные зубы. Начало прорезывания зубов зависит от общего состояния ребенка. Молочные зубы начинают прорезываться в возрасте 5-7 месяцев. Первыми появляются два нижних зуба (медиальные резцы), затем два верхних зуба. К 8-10 месяцам прорезаются боковые (латеральные) резцы. К году у ребенка должно быть 8 зубов. Постепенное появление зубного ряда зависит от употребляемой пищи. На первом году пища преимущественно молочная (молоко, творог, кефир, каша). На втором году жизни и по мере взросления включается более плотная пища, для размельчения которой необходимо больше зубов. Появляются малые, а затем первые большие резцы. Формула молочных зубов записывается 2—1—0—2 с каждой стороны (верхний и нижний ряд). Всего 20 зубов.

В 6-7 лет начинается смена зубов: выпадают молочные зубы, а на их месте вырастают постоянные. У взрослых 32 зуба. Между резцами и малыми коренными зубами начинает прорезаться клык (2—1—2—3), место для которого не всегда хватает и он появляется сбоку над зубным рядом. В этих случаях необходима консультация дантиста и использование специальных шин, выравнивающих зубной ряд. В связи с тем, что постоянные зубы находятся под молочными зубами, следует особо обратить внимание на состояние зубов в дошкольном и школьном возрасте. Большое значение имеет прикус (передний и боковой) на произнесение звукового ряда и формирование речи. Раннее наблюдение и своевременная консультация специалиста окажет положительную роль в формировании прикуса.

Следует помнить, что при химическом воздействии на эмаль кислотами, образующимися в результате распада остатков пищи, происходит деминерализация, растворение минеральных солей эмали. Разрушается не только эмаль, но и дентин, что называется «кариес». Наибольшее губительное действие на эмаль оказывает молочная кислота – основной продукт брожения углеводов. В дальнейшем происходит внедрение микробов (стрептококков) в образовавшуюся кариозную полость, что вызывает воспаление и разрушение зуба. Воспалительный процесс переходит от шейки зуба на десну. Причиной возникновение кариеса могут быть внешние и внутренние причины. К внешним причинам относится отсутствие гигиенического ухода за полостью рта, к внутренним – недостаток питательных веществ, витаминов (особенно группы «В» и «Д»), солей кальция, фосфора, фтора в пищевых продуктах и в воде, отсутствие или недостаток ультрафиолетовых лучей. Одной из причин разрушения эмали является курение, о чем должны знать педагоги и родители. Соответственно необходимо следить за чистотой полости рта, добавлять в пищу соответствующие продукты питания и витамины, не грызть зубами орехи. С целью охраны зубов в дошкольных и школьных учреждениях проводят санацию зубов, предупреждая разрушение других зубов и очага воспаления в ротовой полости.

Язык

В ротовой полости располагается мощное мышечное образование – язык. Язык образован мышцами (поперечно-полосатая мускулатура), покрыт слизистой оболочкой, принимает участие в акте сосания, в пережевывании пищи, в акте глотания и артикуляции. В мышцах языка заложены окончания двигательных и чувствительных нервов. Для удобства сосания у грудного ребенка язык более толстый и широкий.

Особенность языка состоит в том, что передняя его часть и кончик языка свободные, подвижные. Малоподвижным является корень языка. Между кончиком языка расположено тело языка. Верхнюю поверхность языка называют спинкой, боковые части – краями. Слизистая оболочка языка покрыта неороговевающим многослойным кожным эпителием. Слизистая оболочка языка образует большое количество сосочков разной формы и величины. Так, нитевидные сосочки маленькие (0,3 мм), придают поверхности шероховатый вид, в них имеются нервные окончания, ощущающие прикосновение. Количество грибовидных сосочков меньше, чем нитевидных, но они больше по размеру (их длина составляет 0,7 – 1,8 мм, диаметр – 0,4 – 1мм). Желобоватые сосочки (окруженные желобком) располагаются на границе между спинкой и корнем еще крупнее нитевидных сосочков (длина 7 – 12, диаметр – 2 –3 мм). На поверхности грибовидных и желобоватых сосочков в толще эпителия располагаются вкусовые почки – группы специализированных рецепторов вкусовых клеток. Листовидные сосочки располагаются на боковых поверхностях языка, также имеют нервные окончания. У корня языка сосочков нет, там имеется скопление лимфоидной ткани, образующей язычную миндалину, которая входит в лимфоидное кольцо вместе с миндалинами и аденоидами.

Язык образован двумя группами мышц: наружными мышцами и собственно мышцами языка. Особенностью наружных мышц является то, что они одним концом прикрепляются к корню языка, а другим к костям черепа: подбородку, шиловидному отростку и подъязычной кости. К ним относятся: подбородочно-язычная мышца (высовывает язык из полости рта), шило-язычная мышца (втягивает язык в полость рта) и подъязычно-язычная мышца (опускает вниз корень языка). К собственным мышцам языка относятся длинные продольные верхние и нижние мышечные волокна, идущие от корня языка к кончику. К этой группе мышц относятся короткие поперечные мышцы, идущие от серединной соединительно-тканной перегородки к боковым частям языка. На месте соединения двух половинок языка образуется желобок. Собственные мышцы языка обеспечивают форму (утолщенную или уплощенную) и подвижность кончика языка, что очень важно для произнесения звуков речи. В мышцах языка заложены окончания подъязычного (12 пара черепно-мозговых нервов) и частично языкоглоточного (9 пара черепно-мозговых нервов)

Нарушение подвижности мышц языка приводит к затруднениям звукопроизношения. В зависимости от тяжести поражения нервной системы может отмечаться полная неподвижность мышц языка и артикуляционной мускулатуры – анартрии. Частичная подвижность артикуляционной мускулатуры обозначается как дизартрия, что соответствует определенным формам речевых нарушений, обусловленные нарушением подвижности артикуляционной мускулатуры, и входят в синдром детского церебрального паралича.

Железы полости рта.

В ротовой полости открывается большое количество малых и больших желез. К мелким железам относятся губные, щечные, язычные и небные, расположенные в толще щечной мышцы и в подслизистом слое соответствующих участков ротовой полости. К крупным железам, открывающимся в ротовую полость, относятся три пары больших слюнных желез, околоушных, поднижнечелюстных и подъязычных. Все железы выделяют серозный и слизистый секрет, который не только смачивает пищевой комок при пережевывании пищи, но и производит первую химическую реакцию с пищевыми продуктами, растворяя углеводы.

Из всех желез, открывающихся в ротовой полости, самой большой является околоушная железа (вес 20-30 г). Она покрыта соединительно-тканной капсулой, расположена на боковой поверхности лица, спереди и ниже ушной раковины, кпереди частично прикрывая жевательную мышцу. Выводной проток железы проходит через щечную мышцу и открывается на боковой поверхности преддверия рта на уровне второго верхнего большого коренного зуба.

Поднижнечелюстная железа (вес 13 – 16г) располагается в поднижнечелюстном треугольнике, покрыта плотной соединительно-тканной капсулой, выводной проток ее открывается на сосочке сбоку от уздечки языка. Уздечка языка состоит из двух листков слизистой и располагается под языком. В зависимости от длины уздечки определяется возможность высовывания языка из полости рта. При короткой уздечке ребенок затрудняется сосать грудь, артикулировать некоторые звуки..

Подъязычная железа самая маленькая (вес 5г), удлиненная, расположенная на верхней поверхности диафрагмы рта под языком. Железа имеет один большой проток и несколько маленьких, открывающихся в подъязычной складке.

Регуляция слюноотделения. Слюноотделение осуществляется рефлекторно. Запахи пищи, ее вид (раздражение идет по дистантным анализаторам), разговоры о пище уже вызывает слюноотделение. Тем более, когда пища попадает в ротовую полость и раздражает непосредственно окончания вкусовых нервов, идущих в составе черепно-мозговых нервов.

В ротовой полости пища измельчается, смачивается слюной и в таком виде поступает в глотку. При употреблении более сухой пищи при недостаточном количестве слюны у ребенка возникают трудности прохождения пищевого комка для чего необходимо дополнительно пользоваться водой, смачивающей пищу и улучшающей прохождение ее в пищевод.

Глотка и пищевод

Глотка представляет собой воронкообразной формы трубку, имеет длину у взрослого человека 10 – 12 см, обращенную кверху своим расширенным концом. Задней границей глотки на всем протяжении является позвоночник, покрытый тонким мышечным слоем и слизистой оболочкой. Сверху глотка приращена к основанию черепа, спереди глотка соприкасается с хоанами, зевом и гортанью, что обусловливает выделение трех уровней: носоглотка (передней границей являются хоаны), ротоглотка (передней границей является зев) и гортаноглотка (передней границей являются хрящи гортани). Условная граница между носоглоткой и ротоглоткой проходит уровню твердого и мягкого неба. Граница между ротоглоткой и гортаноглоткой проходит по линии корня языка и надгортанника. На уровне гортаноглотки происходит перекрест дыхательного и пищеварительного путей. Если человек одновременно пытается есть и говорить, то может возникнуть поперхивание в связи тем, что при говорении вход в дыхательное горло должен быть открыт, а при глотании – закрыт. Несовмещение двух действий приводит к тому, что пища попадает в дыхательное горло. Отсюда поговорка: «когда я ем, я глух и нем».

Носоглотка спереди граничит с полостью носа. Условной границей между ними являются хоаны. В куполе носоглотки располагаются аденоиды, железистое образование, выполняющие защитную функцию. При воспалительных процессах в полости носа аденоидная ткань в носоглотке разрастается, закрывая вход в носоглотку, придавая голосу особый оттенок. Нарушается дыхание. Такое затрудненное дыхание и носовой оттенок речи называется закрытой ринолалией.

На боковой поверхности носоглотки открывается вход в евстахиеву трубу, возле которого также имеется маленькая трубная миндалина. У маленьких детей вход в евстахиеву трубу постоянно открыт, что обеспечивает вентиляцию всей системы среднего уха. Вместе с воздухом легко проникает инфекция из полости носа и носоглотки в полость среднего уха, вызывая воспаление барабанной полости (отит). У взрослых – вход в евстахиеву трубу прикрыт мышцей и открывается только во время глотания.

Передней условной границей ротоглотки является зев, состоящий из двух боковых дужек (передней и задней), между которыми располагаются глоточные миндалины. На задней стенке глотки имеются лимфатические узелки.

Аденоиды (железистые образования, располагающиеся в куполе носоглотки), небные, язычная, глоточная миндалины, лимфатические узелки на задней стенке глотки, составляют лимфоидное (защитное) кольцо Пирогова -- Вальдейера, играющее важную роль в функции иммунной системы. На задней стенке глотки имеется выступ, называется валик «Пассована», с которым соприкасается мягкое небо во время глотания или говорения (закрывающие вход в носоглотку). Если мягкое небо недостаточно подвижно или короткое, то вход в носоглотку будет открыт во время речи и речь будет с носовым оттенком (открытая ринолалия)

Ротоглотка переходит в гортаноглотку, передней границей которой являются хрящи гортани. Гортаноглотка плавно переходит в пищевод.

Вся поверхность глотки выстлана однослойным плоским ресничным эпителием, который задерживает мелкие пылевые частицы из воздуха. Под слизистой оболочкой располагается плотная фиброзная пластинка, которая наверху сращена с надкостницей черепа, а по всему длиннику глотки – со слизистой. Под фиброзной пластинкой располагается тонкий мышечный слой, состоящий из двух групп мышц: продольных (поднимающих глотку) и круговых (сжимателей глотки), благодаря которым пища продвигается вниз.

Пищевод является продолжением глотки, начинается на уровне 6-7 шейных позвонков и заканчивается на уровне 11 грудного позвонка, имеет в длину у взрослого человека 22 – 30 см. У пищевода выделяют шейную, грудную и брюшную части, из них шейная и грудная части располагаются в грудной полости, а брюшная (короткая) часть, пройдя через диафрагму, находится в брюшной полости. Задняя стенка пищевода на уровне грудной полости, прилежит к позвоночнику, имеет так же, как и глотка, трехслойное строение: слизистый, мышечный и серозный слой. Особенно выражен мышечный слой, его констрикторы (сжиматели) глотки, благодаря которым пища продвигается по пищеводу. Передняя стенка пищевода граничит с трахеей, задняя стенка которого состоит из мышечного слоя, покрытого слизистой оболочкой. На этом участке трахеи имеются полукольца хрящевого типа, что обеспечивает тесный контакт пищевода и трахеи. Съеденная человеком, особенно ребенком, холодная пища вызывает катаральные изменения в трахее (появляется кашель). В слизистой оболочке глотки и пищевода находится большое количество нервных окончаний блуждающего нерва, обеспечивая чувствительную, двигательную и вегетативную функцию. Пищевод непосредственно переходит в желудок.

Вопросы для повторения и самоконтроля.

1. Расскажите о строении пищеварительной системы. Из каких отделов она состоит?

2. Назовите и покажите на таблице составные части полости рта.

3. Расскажите о строении зубов и формировании их в возрастном аспекте.

4. Что такое «кариес»? Расскажите о профилактике кариеса.

5. Что такое «прикус» и какие отклонения в формировании прикуса могут быть?

6. Опишите строение языка, назовите функциональное значение мышц языка.

7. Расскажите о расположении и значении желез полости рта.

8. Покажите на таблице (муляже) расположение и структуру глотки, ее частей и границ.

9. Объясните значение лимфоидного кольца. Какое значение аденоидов?

10. Расскажите, как образуется открытая и закрытая ринолалия?

11. Покажите на таблице расположение пищевода. Расскажите об особенностях строения и функционального значения пищевода.

12. Какие воспалительные процессы могут быть в полости рта?

13. Что такое «обтуратор» и где его используют?

14. Почему нельзя разговаривать во время еды?

15. Объясните, почему дети медленно жуют пищу? Как им помочь?

Желудок

Желудок располагается в брюшной полости под диафрагмой (вход в желудок находится на уровне 10 – 11 грудных позвонков и выход на уровне 12 грудного – 1 поясничного позвонка), имеет грушевидную форму, которая изменяется в зависимости от съеденной пищи и положения человека (лежит, стоит или сидит). Вместимость желудка у взрослого человека от 1,5 до 4 литров. У грудного ребенка желудок маленький и вмещает в себя небольшое количество жидкой пищи. По мере взросления и увеличения количества употребляемой пищи ёмкость желудка увеличивается.

В желудке различают: вход в желудок (кардиальная часть), малую и большую кривизну желудка (вогнутая и выпуклая часть), переднюю и заднюю стенку. Узкая правая часть желудка образует привратник (пилорус), место перехода желудка в двенадцатиперстную кишку. Стенки желудка имеют 4 слоя: слизистый, подслизистый, мышечный и серозный.

Слизистая оболочка желудка покрывает внутреннюю поверхность, имеет продольные, косые и поперечные складки, обеспечивающие увеличение или уменьшение объема желудка по мере поступления в него пищевой массы. В области отверстия привратника образуется круговая складка, который по мере переваривания пищи в желудке пропускает ее в кишечник. На поверхности слизистой располагаются особые поля, в которых имеются углубления – желудочные ямки, в каждой из которых открываются железы, вырабатывающие желудочный сок. У каждой железы различают дно, шейку и перешеек, переходящий в желудочную ямку. Различают собственно желудочные железы, располагающиеся в области дна и тела желудка, и пилорические железы. Собственно желудочные железы содержат главные клетки, вырабатывающие пищеварительные ферменты (пепсин, химозин), обкладывающие, выделяющие соляную кислоту, и слизистые клетки. В стенках собственных желез имеются также клетки эндокриноциты, вырабатывающие биологически активные вещества (серотонин, гастрин, гистамин и другие).

Пилорические железы располагаются на границе желудка и двенадцатиперстной кишки, содержат обкладочные клетки, мукоциты и желудочно-кишечные эндокриноциты. Некоторые из них выделяют фермент «К», имеющий большое значение для формирования красной крови. При операциях на желудке с удалением пилорической части, больным необходимо проводить заместительную терапию.

Подслизистый слой желудка выражен хорошо. Мышечная оболочка имеет три группы мышц: наружный продольный, средний круговой и внутренний косой. Продольный и круговой слой мышц является продолжением мышечных слоев пищевода. Круговой слой возникает самостоятельно как необходимость удержания большого количества пищи в желудке. При этом круговой слой в месте перехода желудка в двенадцатиперстную кишку образует утолщение – сфинктр (сжиматель) привратника. При сокращении сфинктера поступление пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку прерывается. Такие явления могут быть функционального (невротического) характера (пилороспазм) или органического порядка (пилоростеноз). В этих случаях больному (врожденные и приобретенные нарушения) делают операцию по рассечению сфинктера. Мышцы живота поддерживают тонус и обеспечивают перистальтику.

Особенности пищеварения в желудке.

Пищеварение происходит в желудке благодаря различным жидкостям, выделяемыми железами. Так, желудочный сок человека – бесцветная жидкость кислой реакции, с большим содержанием соляной кислоты (0,5%) и слизи. Слизь, вырабатываемая железами слизистой оболочки желудка, предохраняет ее от химического и механического повреждения. Соляная кислота способна губительно действовать на бактерии, попадающие в желудок, выполняя тем самым защитную функцию, размягчает волокнистую пищу, вызывает набухание белков, способствует активированию пищеварительного фермента пепсина. Пепсин вырабатывается желудочными железами в неактивной форме и активизируется в присутствии соляной кислоты. Химозин (сычужный фермент) вызывает створаживание молока в желудке. Обнаруживается в желудочном соке грудных детей. У старших детей створаживание происходит под влиянием пепсина и соляной кислоты желудочного сока. Содержащаяся в желудочном соке липаза расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот и действует на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (жиры молока). Кроме химической обработки в желудке пища подвергается механической обработке благодаря толстому мышечному слою, состоящему из гладких мышц, идущих в разных направлениях (продольном, косом и круговом). Сокращение мышц желудка перемешивает пищу с желудочным соком и проталкивает её в кишечник.

У грудных детей желудок преимущественно находится в горизонтальном положении в левой половине брюшной полости. Когда ребенок начинает вставать на ноги и передвигаться желудок занимает вертикальное положение. С возрастом меняется не только положение, но и форма желудка: до 1,5 лет она круглая, до 2-3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок принимает форму взрослого человека.

Мышечный слой желудка детей грудного возраста слабо развит, особенно в области дна желудка. Вход из пищевода в желудок относительно широкий, что является причиной частых срыгиваний и рвоты. У новорожденных детей

Наши рекомендации