Устройство и организация работы цсо
Набор помещений ЦСО и их площадь должны соответствовать СНИП П-69-78 и II: Нормативы проектирования. Централизованные стерилизационные отделения.При отсутствии возможности иметь полный набор помещений можно ограничиться следующим минимумом:
· приемная;
· моечная;
· подготовительная;
· стерилизационная;
· помещение для хранения стерильного инструментария и материалов.
В ЦСО предусмотрены разделение на две изолированные зоны (стерильную и нестерильную) и организация двух потоков обработки. Первый поток — обработка и стерилизация инструментов, резиновых изделий. Второй поток — подготовка и стерилизация белья и перевязочных материалов. Стерилизационная и помещение для хранения стерильного инструментария и материалов оборудованы бактерицидными лампами.
В приемнойпроверяют количество и качество доставленных из отделений, кабинетов, участков шприцев, игл, инструментария, материалов; сортируют и регистрируют в журнале учета весь поступивший инструментарий. Приемную оборудуют рабочими столами, лотками, подносами, канцелярским столом, стульями.
В моечнойпроводится тщательная механическая очистка инструментария от остатков крови и лекарственных веществ. Здесь должны быть столы, ванны для моющих растворов, полуавтоматические и автоматические установки для промывания шприцев, игл, дистилляторы, моечные машины для инструментов, термометры. Шприцы, иглы, инструментарий, изделия из резины погружают в специальные ванны с моющим или дезраствором. Предстерилизационную очистку проводят в соответствии с методами и режимами, принятыми в данном лечебном учреждении. После очистки заведующий ЦСО проводит самоконтроль качества предстерилизационной очистки инструментария от крови, жира, щелочных компонентов поверхностно-активных веществ. Результаты фиксируют в журнале по утвержденной форме.
В подготовительнойпроводят подсушку и упаковку инструментария, шприцев и игл, изделий из резины. Предварительной подсушке подвергают весь инструментарий, подлежащий воздушному методу стерилизации, при температуре 80-90 "С в течение 15-30 минут. Перед упаковкой проверяют качество инструментария, игл, шприцев. По окончании упаковки в каждый бикс или укладку помещают химические индикаторы для контроля эффективности стерилизации. На пакетах со шприцами проставляют только дату стерилизации (вручную или штампом), для остальных изделий — на бирке, прикрепленной к набору с изделиями в мягкой упаковке или к стерилизационной коробке, указывают наименование изделий, дату стерилизации и подпись лица, проводившего стерилизацию. В журнале фиксируют наименование стерилизуемого изделия, фамилию лица, проводившего упаковку и стерилизацию, и дату стерилизации.
Упаковочнуюоснащают сушильными шкафами, рабочими столами, стульями. Упакованные изделия передают в стерилизационную.
Стерилизационнаяоборудуется различными типами воздушных и паровых стерилизаторов, рабочим столом. В стерилизационной должен быть бикс со стерильными простынями, которыми накрывают стерильные биксы сразу же после выгрузки из стерилизатора до их охлаждения с целью предотвращения вторичного загрязнения.
В экспедициипроизводят прием стерильного инструментария и материалов из стерилизационного зала, сортировку и укомплектование инструментария согласно заявкам из кабинетов, отделений поликлиники. Простерилизованный инструментарий хранится на стеллажах или в шкафах, полки которых маркируют по участкам, кабинетам поликлиники. Срок хранения простерилизованных изделий в экспедиции включается в общий срок хранения. Для предупреждения возможного нарушения целостности и стерильности пакеты с инструментарием могут укладываться в биксы так, чтобы они Не прилегали близко друг к другу и не располагались слишком свободно. Для выемки стерильного материала необходимо иметь чистый комплект спецодежды (халат, матерчатые перчатки, колпак, маска, бахилы), который заменяется не реже одного раза в смену. Оборудование экспедиции: шкафы и стеллажи для хранения стерильного материала, передвижные столики, стол, биксы.
Контроль санитарного состояния ЦСО проводят дезинфекционные отделы центра санитарно-эпидемиологического надзора не реже одного раза в квартал Объектами исследования при проведении бактериологического контроля являются воздух и поверхности различных предметов в стерильной и нестерильной зонах.
Таким образом, при организации ЦСО в ЛПУ необходимо соблюдать основные принципы размещения и планирования его помещений:
1. Изоляция от других помещений ЛПУ.
2. Разделение помещений на стерильную и нестерильную зоны для обеспечения рационального технологического процесса.
3. Обработка отдельными потоками:
- белья и перевязочного материала;
- инструментов, шприцев, игл, термолабильных изделий;
- перчаток.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"