Анализ показателей самоконтроля
Анализ показателей самоконтроля, их сопоставление с выполненными физическими нагрузками позволяют оценить эффективность занятий. При правильном проведении занятий (спортивной тренировки) и соблюдении режима школьники чувствуют себя хорошо, меньше болеют, годовой прирост длины и массы тела, мышечной силы соответствуют возрастным нормам и даже превышают их, физическое развитие становится более разносторонним, функциональные возможности кровообращения и дыхания увеличиваются. В состоянии покоя организм работает более экономно, уменьшается частота сердечных сокращений и дыхания, увеличивается ударный объем сердца (количество крови, которое выбрасывает сердце за один удар). Нервная система становится более устойчивой. Ребенок (подросток) хорошо справляется с физическими нагрузками, тренируется с желанием, наблюдается правильная реакция на нагрузку с быстрым восстановлением, т.е. постепенно улучшаются все показатели самоконтроля. Если же нагрузка для занимающегося слишком велика, восстановление между занятиями не наступает — естественное утомление после нагрузки может перейти в переутомление. При этом появляется ощущение постоянной усталости, снижается умственная и физическая работоспособность, ухудшается сон, настроение становится неустойчивым, заниматься не хочется. Учащается пульс, снижается масса тела и мышечная сила. Реакция организма на нагрузки (занятия, тренировки, функциональные пробы и др.) становится напряженной, восстановление замедляется. Труднее усваивается учебный материал, снижается успеваемость. Могут появиться нарушения ритма сердца, повышение артериального давления. Но следует особо подчеркнуть, что при учебных занятиях физическими нагрузками переутомление наступает чрезвычайно редко, нагрузка на уроке, как правило, не бывает чрезмерной. Чаще с этим явлением приходится сталкиваться при тренировке юных спортсменов, особенно на фоне несоблюдения режима, недостаточного отдыха, перенесенных заболеваний, плохого питания и условий жизни. Если вовремя не обратить внимания на эти изменения, явления переутомления нарастают и могут привести к более серьезным нарушениям — перетренированности и физическому перенапряжению.
В любом случае при появлении подобных признаков школьник должен сообщить о них учителю физкультуры, тренеру и врачу и вместе с ними внести соответствующие изменения в тренировку. В начальной стадии для восстановления обычно бывает достаточно в течение нескольких дней снизить нагрузку (особенно скоростные и силовые упражнения), увеличить интервалы отдыха, часы пребывания на воздухе (прогулки, ходьба, легкий бег, катание на лыжах и коньках), провести витаминизацию, больше употреблять в питании свежих овощей, фруктов, молочных продуктов, меда, орехов, удлинить сон.
О слишком большой нагрузке свидетельствует: резкое изменение внешнего вида (побледнение либо, наоборот, покраснение лица), сильное потоотделение, появление слабости, одышки, приступов сердцебиения, головной боли, болей в области шеи, уха, правого подреберья, головокружения, внезапного расстройства кишечника.
Но следует подчеркнуть, что на уроке это бывает чрезвычайно редко, поскольку нагрузка при этом, как правило, не бывает чрезмерной.
Подобные состояния могут возникнуть лишь при неправильном определении медицинской группы (когда школьник с существенными нарушениями в здоровье вместо специальной медицинской группы попадает в подготовительную или даже основную), при занятиях в болезненном состоянии или недостаточном восстановлении после них, при слишком большой моторной плотности занятия, его монотонности и отсутствии переключений, при выступлении в соревнованиях без подготовки, при резком ухудшении внешних условий, после бессонной ночи и пр. Но в любом случае (тренировочное ли это занятие, соревнование, урок, массовое физкультурное мероприятие и др.) нагрузку надо прекратить и немедленно обратиться к врачу.
Большую опасность представляют физические и нервные нагрузки в болезненном состоянии и после него. При любом заболевании меняется общая сопротивляемость организма, ухудшается функция всех его органов и систем, нагрузка дается ценою слишком большого напряжения организма и может стать опасной. Время освобождения от занятий при этом индивидуально — в зависимости от характера и тяжести заболевания, состояния больного, возможных осложнений и др. При этом опасно как преждевременное возобновление занятий (возможность обострения осложнений и перенапряжения), так и неоправданно длительное освобождение, поскольку это ведет к резкому снижению уровня тренированности и большим трудностям при возобновлении тренировки. Но ориентировочные сроки освобождения после различных заболеваний все же можно привести. После респираторных заболеваний и легкого гриппа, ангины без осложнений освобождение от занятий не должно превышать 5—8 дней, а участие в соревнованиях — двух недель, после тяжелой формы гриппа — 10—17 и 18— 20 дней. Расстройство кишечника требует кратковременного (2—3 дня) освобождения, дизентерия — до двух недель. Более длительного освобождения требуют воспаление легких (2—3 недели), почек (1,5—2,5 месяца), печени (инфекционный гепатит — болезнь Боткина — от полугода до года), при остром ревматизме школьник освобождается от занятий на 6—8 месяцев, а от спортивной тренировки и участия в соревнованиях — на 2—2,5 года, после сотрясения мозга — соответственно на 20—25 дней и 2—3 месяца, после операции аппендицита — от 2 недель до 2 месяцев, удаления миндалин и аденоидов без осложнений — 8—10 дней.
Время освобождения от занятий и тренировки при травмах колеблется от нескольких дней (растяжение связок) до нескольких месяцев (переломы крупных костей).
В этот период заболевшие и травмированные занимаются лечебной физкультурой, врач определяет им индивидуальный двигательный режим. Занятия по учебной программе надо начинать постепенно, ограничивая большие нагрузки, силовые и скоростные упражнения, избегать переохлаждения.
При анализе показаний самоконтроля нужно иметь в виду, что снижение работоспособности, ухудшение самочувствия, появление различных жалоб, ухудшение реакции на нагрузку, неблагоприятные изменения пульса, дыхания, мышечной силы и т.д. могут зависеть не только от неправильного двигательного режима (чрезмерная или сниженная двигательная активность), но и от других причин — заболевания, общего переутомления, нарушения режима, экологических факторов, плохих условий жизни и питания и прочего. Разобраться в этом помогают школьнику врач, учитель физкультуры, родители.
Необходимо хорошо знать особенности растущего организма в связи с возрастом, поскольку многие показатели самоконтроля меняются в процессе возрастного развития — от младшего (7— 11 лет) до старшего школьного возраста. Поэтому не надо удивляться, если величина какого-то показателя (например, ЧСС, ЖЕЛ, мышечная сила и др.), ставшие уже как бы привычными, постепенно меняются.
В периоде роста и развития организм ребенка и подростка существенно отличается от взрослого организма (см. выше).
С возрастом организм постепенно начинает работать более эффективно. Физическое развитие, нервная система, внутренние органы постепенно, по мере роста и формирования организма, приближаются к взрослым. Наиболее интенсивный рост — в среднем школьном возрасте. Мышечная масса увеличивается по отношению к общей массе тела: в 8 лет она составляет в среднем 27%, в 15—33, у взрослого человека — 40—45%. Соответственно растет мышечная сила. Снижается возбудимость, усиливаются тормозные процессы, повышается психологическая устойчивость. Увеличиваются возможности кровообращения и дыхания. Если вес сердца в 8 лет равен в среднем 86 г, то в 15 лет — 200 г (у взрослого — 280— 320 г). Объем сердца в 12 лет достигает в среднем 460 мл, в 15 лет — 620 мл (у взрослого — 700—800 мл). Сердце начинает работать более экономно, частота сердечных сокращений уменьшается примерно в 13—14 лет и составляет в среднем 76—80 уд/мин, в 15— 16 лет — 66—74 уд/мин. Артериальное давление повышается с 90—92 мм рт. ст. в 8—9 лет до 100—120 мм рт. ст. у старших школьников. Ударный объем сердца увеличивается с 23—24 мл у 8— 9-летних школьников до 29—32 мл в среднем школьном возрасте и 40—50 мл к старшим классам. Урежается дыхание, повышается жизненная емкость легких, кислородная емкость крови. Максимальное поглощение кислорода в 8—9 лет составляет в среднем 1535 мл/мин у мальчиков и 1022 мл/мин у девочек, в 10—11 лет — в среднем 1657 мл/мин, в 14—15 — 2299 мл/мин (СВ. Тихвинский), у взрослого человека — 3—5 л/мин.
Постепенно совершенствуется реакция организма на физические нагрузки. Наибольшая ее напряженность характерна для младших школьников, у них наиболее выраженное преобладание возбудительных процессов над тормозными.
Для среднего школьного возраста характерен усиленный рост костей и скелета, но мышечная масса еще отстает. В 13—14 лет отмечается наибольшее ускорение роста и повышения массы тела — на 7—8 см и 7 кг у мальчиков и 6 см и 5 кг у девочек, наиболее интенсивно увеличивается мышечная сила в 13—14 лет. Заметно увеличивается вес и объем сердца, наступает экономизация сердечной деятельности и дыхания.
Вместе с тем именно в этом возрастном периоде организм подростка испытывает значительные трудности в связи с началом полового созревания (у девочек несколько раньше — в 11—12 лет), для которого характерно ррзкое усиление деятельности половых желез и других желез внутренней секреции. Появляется нервно-психическая неустойчивость, частые нервные срывы. Снижается сопротивляемость организма, повышается заболеваемость, травматизм. Неустойчива деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхания, ухудшается адаптация к нагрузкам, чаще наступает переутомление и физическое перенапряжение. При этом паспортный возраст часто не совпадает с так называемым биологическим (реальная степень половой зрелости), что определяет большие индивидуальные различия в показателях самоконтроля и требует особого к ним внимания.
В старшем школьном возрасте (16— 18 лет) организм юношей и девушек постепенно приближается к взрослому, но нередко еще в 17 лет отстает от него по ряду показателей. Наибольший прирост работоспособности происходит у девушек в 15—16 лет, у юношей — в 17—18 лет. Из физических качеств раньше всего развивается гибкость и ловкость (уже в младшем школьном возрасте).
Развитие быстроты особенно заметно к 13—14 годам, далее ее показатели увеличиваются значительно медленнее и преимущественно при специальной тренировке. Выносливость начинает увеличиваться с 12—13 лет, более заметно в старшем школьном возрасте, достигая максимума несколько позже (после 20 лет). Сила развивается главным образом с 13—14 лет до 16—18 лет, но достигает максимума в 20—25 лет. В 13—14 лет подростки способны уже к движениям со сложной координацией, к освоению техники в большинстве видов спорта.
Регулярные занятия физкультурой и спортом, развитие организма, работоспособности и физических качеств обеспечивают более разностороннее физическое развитие, повышают сопротивляемость и устойчивость организма, облегчают трудности полового созревания.
Практические занятия
Форма 1
Самоконтроль (заполнить анкету, дать заключение)
Ф.И.О. __________________________________________
Дата рождения___________________________________
Семейное положение______________________________
Вид спорта ______________________________________
Специализация___________
Курс ____________________
Группа
Разряд ___________
Жилищные условия Питание__________
Вредные привычки
Переносимые заболевания ___
Состояние в настоящее время Дата последней тренировки__
Самоконтроль — это систематические наблюдения спортсмена за определенными показателями своего здоровья. По динамике их сдвигов можно оценить состояние здоровья, влияние тренировочной нагрузки, эффективность тренировочного процесса. Эти сведения очень помогут тренеру и самому спортсмену.
Самоконтроль необходимо вести регулярно, фиксируя те или иные показатели в стандартных условиях в одно и то же время, количество регистрируемых объективных (измеряемых) и субъективных (отражающих ощущения спортсмена) параметров должно быть оптимальным, чтобы достигалась высокая информативность при минимальных затратах времени. Поэтому шкалирование субъективных признаков проводится по степени их выраженности, при этом используется балльная система оценок, что позволяет проводить их количественный анализ аналогично анализу объективных показателей.
Форма 2
1. Шкалирование субъективных признаков (в баллах) (заполняется каждую неделю)
Аппетит — отличный | - 5 | Усталость | — отсутств. | __5 | Желание трениро- | |
Сон — хороший | - 4 | — легкая | -4 | ваться | ||
— удовлетв. | -3 | — умеренная | - 3 | — болыи. | __5 | |
— плохой | - 2 | — сильная | - 2 | — выраж. | - 4 | |
— умерен. | - 3 | |||||
— отсут. | - 2 |
2. Недельный дневник самоконтроля
Показатели | Понед. | Вторн. | Среда | Четв. | Пяти. | Субб. | Воскр. |
Содержание и время тренировок или соревнований | |||||||
Масса тела | |||||||
ЧСС утром | |||||||
ЧСС вечером | |||||||
Сон | |||||||
Аппетит | |||||||
Усталость после тренировки | |||||||
Усталость на след. утро | |||||||
Желание тренироваться | |||||||
Нарушение режима |
Использование восстановительных средств (какие, когда, сколько)
Витамины____________________________________________________
Углеводные смеси____________________________________________
Белковые препараты __________________________________________
Минеральные воды, препараты________________________________
Физиотерапия____
Массаж __________
Энергетики _______
Адаптогены_______
Нарушение режима
Заключение
Анамнез (анамнез-воспоминания) — это сведения, полученные при опросе спортсменов. В данную анкету включены основные вопросы, используемые при диспансеризации спортсменов по формам 061-у и 063-у, дополненные нашими разработками.
Анализ и критическая оценка данных анамнеза позволяют выявить отклонения в состоянии здоровья, правильно оценить результаты объективных исследований, вести коррекцию тренировочного процесса.
Форма 3
1. Общий и медицинский анамнез
Ф.И.О.
Дата рождения_____
Семейное положение
Место работы______
Адрес _____________
Профессия________
Жилищные условия
Режим питания ___
Прочие привычки
Перенесенные заболевания, операции, травмы
Пример:
Время | Дни недели | |||||||||||||
П | В | С | Ч | П | С | В | ||||||||
6.00 | ||||||||||||||
8.00 | ||||||||||||||
10.00 | ||||||||||||||
12.00 | ||||||||||||||
14.00 | ||||||||||||||
16.00 | ||||||||||||||
18.00 | ||||||||||||||
20.00 | ||||||||||||||
22.00 | ||||||||||||||
Время | Дни недели | |||||||||||||
П | В | С | Ч | П | с | В | ||||||||
6.00 | ОФП | ОФП | ОФП | |||||||||||
8.00 | //. | '/А | {//, | V/ | ||||||||||
10.00 | 77, | 7/ | ||||||||||||
12.00 | 77) | 7/ | /// | |||||||||||
14.00 | V/. | |||||||||||||
16.00 | с. | |||||||||||||
18.00 | Тр. | Тр. | с. | |||||||||||
20.00 | Тр. | Тр. | с. | |||||||||||
22.00 | ||||||||||||||
/тт
с.
— учеба
соревнования
— работа
ОФП
- ОФП тР.
— обследования
— тренировка
баня
2. Спортивный анамнез
Основной вид спорта
Разряд
Динамика спортивного мастерства Были ли явления перетренировки или перенапряжения (когда, причины, признаки)
Спортивные травмы (когда, характер, локализация, лечение)
Участие в соревнованиях без достаточной подготовки, в болезненном состоянии (когда, последствия) ______________________________________________________
Величина нагрузки в предыдущем сезоне
Общий километраж_______
Тренировочных часов______
Количество соревнований__
Когда вышел на пик формы
Как долго держалась форма _
Лучший результат_____________________________
Какие были недостатки тренировочного процесса
Что необходимо предпринять, чтобы они не повторились
Продолжительность и характер отдыха
3. Характеристика текущего тренировочного процесса
Количество тренировочных часов в неделю__________________________________
Преимущественно развиваемое качество на данном этапе: ловкость, координация, сила, скорость, выносливость ________________________________________
Характер тренировочной подготовки: силовая, скоростная, на выносливость, общефизическая, скоростно-силовая, скоростная выносливость, силовая выносливость, техническая, тактическая, смешанная_______________________________
Уровень тренированности к моменту обследования:
Недостаточн. _________________________Удовлетвор.
Спортивная форма ________________________________
Количество соревнований в сезоне_________________
Дата и характер последней тренировки______________