Специализированные социальны» службы.
Среди множества социальных служб в США, имеющих определенную специализацию и нацеленных на проблемы личности (А. Кан и Ш. Камерман, 1976), здесь будут рассматриваться только службы помощи детям, психического здоровья и службы, занимающиеся проблемами стариков, так как они наиболее важны для жителей сельских районов.
Службы помощи детям.
Закон о социальном страховании (1935) обязал штаты уделять особое внимание больным детям. Статья IV этого закона содержала в себе принципы сохранения семьи и социального обеспечения, необходимых для того, чтобы ухаживать за больным ребенком в собственном доме, в семье. Масштабы ответственности, которую правительства штатов разделяли с различными местными союзами, зависели от законов каждого штата и от тех соглашений, которые были разработаны этими союзами. Принцип местной ответственности хорошо прижился в организациях службы помощи детям, и довольно часто такими службами руководит окружной совет. Из-за тесной взаимосвязи между окружными служащими и местными избирателями служащие детских благотворительных организаций часто играют роль посредников организации взаимодействия между сельекими жителями и профессиональными службами. Они вынуждены решать огромное количество проблем, с которыми им приходится сталкиваться в отдаленных районах, даже в тех случаях, когда их основной задачей является забота о детях. Из-за специфики инфраструктуры проблемы детских благотворительных организаций в сельских районах порой носят уникальный характер. В случае недолжного обращения с детьми профилактические действия затруднены из-за того, что семьи, испытывающие различные стрессы (разногласия в семье, безработица, проблемы со здоровьем и др.), часто находятся слишком далеко от служб, которые могли бы облегчить ситуацию и предотвратить злоупотребления, и эти стрессы часто переходят в серьезные кризисы (Г. Шепард, 1977). Кроме того, хотя тесные взаимоотношения служащих из организаций, осуществляющих помощь детям, и местных жителей могут играть положительную роль, они также могут создавать сложности, так как наблюдается стремление смягчать сообщения о злоупотреблениях из опасения, что об этом узнают окружающие.
Службы психического здоровья.
Сельские центры психического здоровья часто обслуживают крупные районы, включающие в себя несколько округов. Довольно часто создаются крупные клиники, но в них либо небольшой штат сотрудников, либо часть сотрудников выезжает для работы в отдаленные районы. Люди, работающие в сельских центрax психического здоровья, занимаются не только психически больными людьми или людьми с различными психическими отклонениями, но и алкоголиками, детьми с замедленным развитием, наркоманами. В сфере внимания этих служб — депрессии и случаи самоубийств в сельских районах, которые являются следствием изоляции людей (М. Мэйзер, 1976; Д. Мюррей и С. Калински, 1982). Разграничительная черта между психиатрическими и другими социальными службами не так заметна в сельской местности, работникам социальных служб приходится заниматься огромным количеством различных проблем, требующих вмешательства специалиста. В сельских службах также намного труднее соблюдать профессиональные границы, так как очень трудно, например, видеть в своем соседе врача (Б. Фенби, 1978). Поэтому социальным служащим нелегко работать, особенно если они проживают в том же районе, где практикуют. Очень трудно также решать проблемы конфиденциальности.
Службы помощи престарелым.
Закон о социальном обеспечении содержал в себе основные установления об обеспечении доходов пожилого населения страны. В 1965 г. конгресс издал Закон о положении престарелых американцев, который предусматривал создание Администрации по делам пожилых людей в Министерстве здравоохранения и социального обеспечения. Хотя действие закона в сельских районах оказалось не очень эффективным, его направленность на поднятие сознательности пожилых американцев привела к тому, что в сельских районах намного повысилась активность избирателей. Поправки к закону (1973) обязывали создать общенациональную систему местных агентств, занимающихся проблемами престарелых. Такие агентства, обслуживающие один или несколько округов, являются бесприбыльными организациями и финансируются через государственные ведомства и службы, занимающиеся проблемами стариков. Местные организации, желающие заняться проблемами стариков, обращаются в такие агентства за помощью. К сожалению, средства, выделяемые на деятельность агентств, рассчитываются исходя из общего количества населения данной местности, что приводит к выделению меньшей доли средств на сельские районы. Эта проблема, вместе с инфраструктурными проблемами и проблемами территориальной отдаленности многих сельских районов, приводит к тому, что оказание помощи престарелым на селе сильно затруднено. Местные агентства, занимающиеся проблемами пожилых людей, опираются в основном на добровольцев и родственников.
Сельские меньшинства.
Чернокожие, испаноязычное население и американские индейцы (включая эскимосов и алеутов) составляют основную массу сельских меньшинств, хотя каждая из этих групп может превалировать в каком-либо районе. Кроме того, исторически сложилось так, что сельские женщины составляют также отдельную группу, имеющую определенные возможности и потребности. Люди, переселяющиеся в сельские районы, также имеют специфические проблемы, прежде всего связанные с адаптацией к сельской жизни. Не уделялось достаточного внимания и азиатским эмигрантам, хотя в литературе уже появляются материалы на эту тему.
Чернокожие.
Перепись 1980 г. в США показала, что в провинциальных областях проживает более 5 млн чернокожих. Несмотря на их постоянную миграцию, за последние десятилетия чернокожие жители южных сельских областей составляют самое крупное из всех проживающих там расовых меньшинств. Они всегда были самыми бедными и плохо обслуживаемыми жителями в Америке. Исторически сложилось так, что бедность заставляет их покидать сельские районы, и даже очень плохие условия проживания в больших городах кажутся им привлекательными (под ред. Л. Макги и Р. Буна, 1979).
Многие ученые утверждали, что передвижение чернокожих американцев с Юга на Север было вызвано главным образом влиянием быстро развивающейся промышленности. Однако современные исследователи отвергают чисто экономическое объяснение и вместо этого указывают на притеснения в сельскохозяйственной деятельности на Юге и считают, что это также явилось одним из основных факторов миграции. Стремление чернокожих стать собственниками земли сдерживалось дискриминацией и различными политическими силами. Формирование крепкой законодательной базы для передачи земли во владение чернокожим и для их экономической самостоятельности являлось частью идеологии лидеров чернокожих южан.
В 1977 г. 6,5 млн чернокожих жили в провинции, а к 1980 г. эта цифра упала до 5 млн. В 1970—1980 гг. чернокожее фермерское население сократилось на 65%, а белых фермеров — лишь на 22%. Комиссия по гражданским правам США с беспокойством сообщала, что если эта тенденция не изменится, то к концу века не останется ни одного чернокожего фермера. Дополнительный фактор в сокращении черного фермерского населения — это особо тяжелые для него последствия корпоративного фермерства.
Во время правления президента Дж. Картера Администрация общественных служб поддержала обучающие программы, помогающие чернокожим фермерам создавать рынок для сбыта своей продукции. Федерация южных кооперативов в Алабаме, например, обеспечивала техническую и образовательную помощь сельским фермерским кооперативам. После прекращения деятельности администрации Национальный совет церквей, руководствуясь протестантским вероисповеданием и в духе кампании развития человека, осуществляемой католической церковью, взял на себя осуществление поддержки таким организациям, как Федерация южных кооперативов и др.
Отдельные чернокожие фермеры на своих маленьких фермах активно занимаются поиском различных альтернатив для выживания, как, например, выращивание особых видов продукции (сладкий картофель, клубника и др.), что более выгодно, чем выращивать требующие больших затрат табак или земляные орехи.
Испаноязычные.
Согласно данным переписи 1980 г., испаноязычные, хотя их истинное количество не выяснено, являются наиболее быстро растущим меньшинством в США. Из 2 млн испаноязычных, проживающих в провинциальных областях континентальной Америки, 1,3 млн являются американцами мексиканского происхождения. В данных переписи имеется определение "другие испаноязычные", под которыми подразумеваются латиноамериканцы, и они представляют вторую по величине группу, проживающую в провинции. Конечно, если 1 408 793 пуэрториканца, которые проживают в сельских областях Пуэрто-Рико, будут включены в эти данные, то цифры будут значительно выше.
В 1981 г. 2,5 млн испаиоязычных зарабатывали на жизнь, нанимаясь на сельскохозяйственные работы. В низовьях побережья Тихого океана 49% нанимаемых работников былы испаноязычными гражданами. Переселенцы просто необходимы для сельскохозяйственных работ во многих районах страны. Хотя не все переселенцы являлись испаноговорящими. В 1981 г. испаноговорящие составляли по крайней мере 17% из переселенных жителей, работающих в сельском хозяйстве США. Эти официальные данные конечно, не включают незаконных переселенцев из испаиоязычных стран и отражают национальную, а не региональную их концентрацию. Согласно другим подсчета только в Калифорнии находится более 250 тыс. переселенных сельскохозяйственных рабочих (большинство из которых испаноговорящие).
Жизнь коренных и переселенных испаноязычных на селе продолжает оставаться трудной, но благодаря усилиям многих фермерских организаций происходят некоторые улучшения.
Деятельность социальных служб на селе должна обязательно затрагивать проблемы испаиоязычных. На Западе и Юго-Западе необходимо принимать во внимание корни и традиции мексиканских и испанских американцев, проживающих в отдаленных высокогорных деревнях Нью-Мексико и Колорадо. На Востоке надо учитывать интересы пуэрториканских и латиноамериканских переселенных рабочих, которые следуют за урожаем от Флориды до Мэна.
. Американские индейцы.
Американские индейцы включают в себя представителей многих племен, а также огромное количество людей смешанного происхождения. Из-за этого количество американских индейцев в национальной статистике указано неверно. Однако для проведения переписи населения 1980 г. был создан метод, позволяющий определить людей, ведущих свое происхождение от американских индейцев. Кроме того, многие племена утвердили списки людей, которые являются законными собственниками доходов племени.
Динамичная и сложная последовательность событий, включая войну и прерывающийся конфликт между американскими индейцами и белым населением, легла в основу социального, экономического и политического статуса американских индейцев на сегодняшний день. Культурное, экономическое и политическое преобладание белых лишило американских индейцев власти. Лишенные возможности поддерживать взаимодействие с окружающей природой (В. Делориа, 1970), сталкиваясь с проблемами ассимиляции и др., американские индейцы все же продолжают борьбу за национальное самоутверждение.
С момента первого контакта с белыми людьми и до первой четверти XX в. количество американских индейцев в США заметно сократилось. Затем ситуация стабилизировалась и был даже отмечен рост индейского населения. Перепись 1980 г. выявила, что 679 227 американских индейцев проживают в крупных городах и 684 806 — в провинции. Штаты, где процент индейского населения высок, — Аляска, Аризона, Монтана и Южная Дакота — являются штатами с наибольшим количеством сельских районов. Другие штаты с хорошо развитыми крупными сельскохозяйственными районами (Калифорния и Вашингтон) также имеют большое количество американских индейцев. В Оклахоме и на Юго-Западе американские индейцы находят работу как сезонные сельскохозяйственные рабочие. Высокий процент американских индейцев в Айдахо, Монтане, Северной Каролине, Вермонте, Вайоминге и Юте занимается фермерским трудом; многие жители Аризоны и Нью-Мексико зарабатывают себе на жизнь тем, что пасут овец; некоторые представители племени апачей, проживающие в Аризоне, являются животноводами. В силу экономического роста больших городов многие американские индейцы, проживающие на селе, выезжают на работу в город, тем самым теряя свои сельские корни и место жительства.
Эскимосы и алеуты.
Согласно переписи населения 1980 г., в США живут 42 162 эскимоса и 14 205 алеутов. Аляска является родным домом для 81 % эскимосов и 57% алеутов, а в Калифорнии и в Вашингтоне живет около 1000 эскимосов. Аборигены являются наиболее значительной группой в сельских районах Аляски, так как очень невысок процент белых, проживающих в них. Эскимосы и алеуты живут в основном на побережье, и их жизнь традиционно зависит от моря. Основные проблемы и трудности их привычного образа жизни составляют нехватка пищи, внешние угрозы, такие, как эпидемии и др. Изменение жизни этих людей тесно связано с событиями, происходящими в Вашингтоне, и с деятельностью государственных агентств на Аляске. Однако в целом их сообщества имеют постоянную внутреннюю связь, которая говорит об их силе. До сих пор не существует документов, описывающих работу социальных служб с этой категорией населения, и очень мало материалов о путях организации социальной помощи эскимосам и алеутам можно найти в литературе.
Сельские женщины.
Женщины всех возрастов составляют чуть больше половины всего сельского населения Америки. Хотя численно сельские женщины не составляют меньшинства, их потребности и заботы всегда привлекали особое внимание. В 1908 г. комиссия, занимающаяся проблемами жизни в сельских районах, при изучении условий проживания на селе адресовала свои вопросы "фермерам и их женам". И хотя все члены этой комиссии были мужчинами, сделанные ими рекомендации конгрессу содержали утверждения типа "работа женщины на фермах является... одной из темных сторон жизни страны" или: недостаточная поддержка сельских женщин со стороны мужчин "приводит к тому, что бремя сельской жизни намного труднее вынести женщинам, чем мужчинам".
Сельские женщины были и остаются равноправными с мужчинами партнерами в фермерской деятельности. Однако их экономическая роль в сельском хозяйстве является скрытой. Совсем недавно критики спрашивали, чьи интересы (мужчин или женщин) были удовлетворены при создании семейных ферм, занимающихся производством разного рода продукции. Неоплачиваемый, непризнанный и невознагражденный труд женщин является необходимым для выживания семейной фермы. Однако не на всех фермах руководящую роль играют мужчины. Согласно сообщениям Бюро трудовой статистики, в 1981 г. одним из каждых девяти руководителей ферм является женщина. Эта удивительная статистика только подтверждает важную экономическую роль сельских женщин. Во времена рабства более 80% всех женщин-рабынь работали на полях, такую же работу в начале XX в. выполняли женщины-эмигрантки.
Роль женщины в сельском хозяйстве выходит за рамки работы на ферме. В общем более двух третей сельских женщин работают полный день, но особенности их жизни и деятельности во многих сельских районах не позволяют рассматривать женщину как трудовую силу. Для того чтобы поддержать и увеличить доходы своей семьи, сельские женщины работают в различных отраслях сельской промышленности, выполняют большинство оплачиваемых и неоплачиваемых социальных услуг, а также несут тяжкий груз домашнего хозяйства. Из-за сложившихся традиций и ценностей в сельских районах женщины в основном рассматриваются как матери и хранительницы домашнего очага. Хотя рождаемость в сельских районах снижается намного быстрее, чем в городах, очевидным остается факт, что сельские женщины хотят иметь детей раньше и больше, чем городские.
Традиции, и по сей день существующие в сельских районах, делают жизнь женщин, не желающих им подчиняться, просто невыносимой, поэтому женщины стремятся уехать. Исследователи предполагают, что традиционализм привел к тому, что в сельской местности остались те женщины, которые предпочитают жить для семьи. Иммиграция более молодых, способных и образованных людей в сельские районы за последние десять лет, вероятно, приведет к глубокому изменению нравов.
Социальные работники не уделяют достаточного внимания проблемам сельских женщин, за исключением, пожалуй, случаев психических отклонений, так как количество женщин, испытывающих депрессию, значительно больше, чем мужчин. Национальный совет по делам женщин выпустил доклад об образовательных, социальных и политических проблемах сельских женщин (1977). В этом докладе отмечалось, что сельским женщинам недостает политического образования, необходимо дать им знания об их правах на собственность, законах о недопущении дискриминации и т. д. В нем также отмечалось, что необходимо усилить внимание к таким проблемам, как уход за детьми, начальное и среднее образование, забота о здоровье и т. д. Любые преобразования на селе не должны приводить к оттоку женщин в большие города. Хотя социальные работники и многие специалисты на селе начинают постепенно уделять все больше внимания общим проблемам женщин, отдельные их трудности и потребности, особенно связанные с существующими традициями, часто выпадают из поля зрения профессионалов, ориентированных в основном на решение городских проблем.
Эмилия Мартинес-Броули.
См. также: Естественные источники помощи; Комплексный подход в социальной работе; Мигрирующие и сезонные сельскохозяйственные рабочие.
• BealeC. (1981, February). Rural and Small Town Population Change, 1970—80. Wash , D. C: Economics and Statistics Service, U. S. Department of Agriculture. • Brigham '/', (1968). Faculty Convocation Address.—Fresno School of Social Work, California Stale University. Mimeographed. • Brown J. C. (1935). Rural Social Work.— Social Work Yearbook (p. 427—431). Philadelphia: Russell Sage Foundation. • CaudillH. M. (1962).Nighl Comes to the Cumberlands. Boston: Little, Brown & Co. • Chadwick B. A., Bahr H. M. (1978). Rular Poverty. In: T. R. Ford (Ed.). Rural U.S.A.: Persistence and Change (p. 182—195). Ames: Iowa State University Press. • Deloria V, (1970). We Talk, You Listen. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Dillman D. A., Hobbs D. J, (Eds.) (1982). Rural Society in the U.S.—Issuci for the 1980s. Boulder, Colo.: Westview Press. • DuncombeP. (1982). Rural Churches and Rural Networks: Implications for Service Delivery. In: M. J. Jacobsen (Ed.). Nourishing People and Communities Through the Lean Years (p. 22— 31). Iowa School of Social Work. • FenbyB. L (1978). Social Work in a Rural Setting.— Social Work, 23(2), 162—163. • FettermanJ. (1967). Stinking Creek. N. Y.: E. P. Dutton. • FinkR.L (1977). The Role of Mental Health Programs In Rural Areas. In: R. K. Green, S. A. Webster (Eds.). Social Work in Rural Areas: Preparation and Practice (p. 328—341). Knoxvillc: University of Tennessee School of Social Work. • Forstall R. L., Engels R. A. (1984, March 16). Growth in Metropolitan Areas Slows. Wash., D. C: U.S. Bureau of the Census. • GiffordD. M., Nelson G. JL, Ingram £. (Eds.) (1981). Rural America in Passage: Statistics for Policy. Wash., D. C: National Academy Press. • Ginsberg L. H. (Ed.) (1976). Social Work in Rural Communities: A Book of Readings. N. Y.I Council on Social Work Education. • Ginsberg L. H. (1983). The Practice of Social Work in Public Welfare. N. Y.:FreePress. • HinesF. K, Brown D. L, ZimmerJ. M. (1975). Social and Economic Characteristics of the Population in Metro and Nonmetro Counties, 1970. Wash., D. C: Economic Research Service, U. S.: Department of Agriculture. • Hoppe R. A., Martin G.V. (1981). Transfer Payments: An Important Source of Nonmetropolitan Income. In: L. Clemmons Morris (Ed.). Dignity, Diversity and Opportunity in Changing Rural Areas (p. 140—152). Columbia: University of South Carolina Press. • JacobsenM. G. (1980). Rural Communities and Community Development. In: W. II. Johnson (Ed.). Rural Human Services: A Book of Readings (p. 196—202). Itasca, III.: F. E. Peacock Publishers. • Kahn A. J.,kumrrman S. B. (1976). Social Services in linn national Perspective. Wash., D. C: U. S. Iliipartment of Health, Education & Welfare. • lUttrtlriez-BrawleyE. E. (1981). Seven Decades ■rfMural Social Work. N. Y.: Praeger Publishers. • Miner M. (1976). People and Predicaments: К Life and Distress on Martha's Vineyard. «mlirldge: Harvard University Press. • McGee , п<нте R. (Eds.) (1979). The Black Rural landowner—Endangered Species. Westport, Conn.: Greenwood Press. • Mermelstein /., tumid P. (1978, March). Education for Social Wmk Practice in the Rural Context.— Keynote lililicss delivered at the Conference on Niuaiing for Social Practice in Rural Areas, mino, California. • Murray D. J., KupinskyS. [\тп. The Influence of Powerlessness and Nadu al Support Systems on Mental Health in the din ill Community. In: P. A. Keller, D. J.Murray JKiIn ). Handbook of Rural Community Mental Hmilili (p. 62—73). N. Y.: Human Sciences Prrw • O'Neil J. (1984a). Thoughts on )» nrralist Practice.— Inland Empire School of кllll Work and Human Services Newsletter, ID. • O'Neil /. (1984b). Curriculum for Advanced Generalist Practice.— Presented at I» Annual Program Meeting, Council on Social fenrk Education, Detroit. • Piven F. Fox, thiwurd R.A. (1979). Poor People's jluvrmcnts: Why They Succeed and How They nil N. Y.: Vintage Books. • Shepard G.77). Child Protection in a Rural Setting. In: p Hast (Ed.). Second Annual Northern Iftaconsin Symposium on Human Services in the diiiiiI Environment Reader. Madison: University Ц Wisconsin Extension. • Stephenson J. B. П«''Н). Shiloh: A Mountain Community. tinlnglon: University of Kentucky Press. • Vlnwn E. A., JesbergK. M. (1978). The Rural itaki- in Public Assistance. Wash., D. C: Minimal Rural Center. • Watkins J. M., Wutkins D. A. (1984). Social Policy and the Nunil Setting. N. Y.: Springer Publishing Co. • Wtllrr J.E. (1965). Yesterday's People. l#Kingion: University of Kentucky Press. • Wilkinson K.P. (1982). Changing Rural Communities. In: P. A. Keller, L. D. Murray. Handbook of Rural Community Mental Health f, 20—28). N. Y.: Human Sciences Press 182.
СЕМЬИ В ПОВТОРНЫХ БРАКАХ.
Отличительной чертой современных американских семей является их многообразие. Один из видов — семья в повторном браке. Возрастающее число повторных браков в обществе и обращений в социальные организации людей, которые вступили в такие браки, предполагает изменение в Соединенных Штатах моделей брака, развода и повторного брака. Изменения в обществе и в семье отражают изменение индивидуальных целей и ценностей, и если судить по тенденции к повторному вступлению в брак, то можно предположить, что близкие отношения в рамках семьи продолжают оставаться желаемой целью личности.
Хотя семьи в повторном браке являются важной частью "семейного" населения, парадокс заключается в том, что литература о таких семьях мала и противоречива. Клиенты из семей в повторных браках объясняют свое разочарование деятельностью профессиональных учреждений недостаточным вниманием к их уникальным проблемам и реальностям. Действительно, многие рассматривают семью в повторном браке как традиционную семью в первом браке, несмотря на различия между ними.
Определение.
И нуклеарная семья, и семья в повторном браке являются семьями с двумя родителями, в них представлены два поколения. Они отличаются родственными и правовыми отношениями, а также этапами семейного развития и культурной идентификацией. Типичная семья в первом браке — основное и идеальное семейное образование, с которым сравниваются все другие типы семей, — состоит из юридически оформивших брак мужа и жены, которые являются родными или приемными родителями общих детей, живущих совместно с ними до достижения возраста, когда они смогут жить самостоятельно. В противоположность этим семьям, типичная семья в повторном браке состоит из заключивших юридически брак мужа и жены, один из которых или оба имеют детей от прежних браков или отношений. Эти дети могут жить вместе с вновь поженившимися родителями или в другом месте. В семье в повторном браке могут родиться дети, и таким образом семьи в первом и в повторном браке будут сосуществовать.
Один из вариантов семьи в повторном браке следующий: не состоявший в браке родитель имеет своего или приемного ребенка и позже вступает в брак первый раз. В этой ситуации супруг или супруга этого родителя становится соответственно отчимом или мачехой для ребенка. Другой вариант: живущие совместно мужчина и женщина имеют от предыдущих браков детей, которые живут вместе с ними. Такие семьи обычно называют "повторными в социальном отношении браками", так как они отчасти, но не полностью отвечают приведенному выше определению семьи в повторном браке.
Кроме целостных отличий от нуклеарной семьи, в семье в повторном браке могут быть представлены разные варианты соотношений детей и родителей. Например, детей от первого брака может иметь только муж, или только жена, или же они оба. Все эти особенности могут иметь важное значение для развития семьи и отражаться на природе стресса, испытываемого семьей.
Разными терминами называются семьи, где хотя бы один ребенок принадлежит лишь одному из супругов. Это ключевая характеристика, она определяет атмосферу повторного брака, все то множество нормальных, непатологических проблем, с которыми сталкиваются эти семьи.