Центры желаний и удовольствий

Привлечь внимание к потребности именно в никотине помогла такая модель поведения: когда уже доходил до точки отказа, как правило была почти полная пачка. И говорил себе, мол эта пачка последняя будет.

Мог так день-другой-третий не закуривать, а потом сразу две скурить, помогало успокоиться и прислушаться к ощущениям, которыми организм явно протестовал.

Кроме того, это помогало «раздвинуть» моменты, в которые не курил, то есть ввести в привычку обходиться обычным воздухом. Приучить внимание работать без отвлечений на паттерн курения.

Еще одно золотое правило — не закуривать до обеда. А лучше вообще только вечером выходить покурить. Помните, еда должна усваиваться, чтобы нести пользу.

Этот способ позволил прислушаться к самоощущению чистой головой на контрасте с задымленной.

Закуривая с утра весь день как-то не очень заходил всегда, влияя на качество жизни в целом. Поразмыслив над этим, помнится пришел к выводу, что дело в банальной нехватке свежего воздуха, что спаленные легкие не успевали набрать в кровь в активной фазе бодрствования необходимого кислорода, что в свою очередь влияло на самоосознание (а это — получается, что от работы мозга зависит, которому банально не хватало питательных веществ — кислорода — для правильной и слаженной работы, отсюда и головные боли.

Быть может дело тут еще и в том, что ГМ очищается от вредных токсинов ночью, то бишь во время сна, когда свободен от обработки образов восприятия.

Так, вроде все рассказал, но кое-что еще осталось…

Ах да, рецидивы… Рецидивы будут случаться так или иначе, например, в компании выпимши будете, все закурят, и вы захотите. Как с этим бороться?

Решение есть и на это. Заранее проигрывать в голове с помощью воображения ситуации, в которых все будут закуривать, и даже предлагать вам, и вы прямо «зависните», окунувшись в сильные паттерны-шаблоны, прислушиваясь к себе.

Будь то клуб, или курилка на работе, друзья или коллеги — главное быть подготовленным к таким ситуациям, и «переписать» их привычный сценарий заблаговременно, чтобы привычные паттерны для этих вот случаев, в которых активируются старые привычки, переставить на новые рельсы, а вернее вообще — снять с рельсов, не зависеть от того, есть пути или нет — и двигаться исключительно своим намерением, безусловно.

Кроме того, отличный способ избавиться от привычки — заменить её на что-нибудь другое. Я лично, нашёл отличную привычку дышать чистым воздухом, и жить качественно лучше, улучшив все процессы организма, быть начеку ежемоментно.

Помните, что цель – не волей и упрямством сдерживать себя от желания покурить, а вытеснить и сами сигареты, и ритуал из своей жизни, так чтобы и забыть, и внимание тратить с большей продуктивностью.

Можно здесь описать чувство непередаваемой радости и эйфории, свежих чувств и свежих сил — но остались еще проблемы и вопросы, требующие разрешения, помимо пристрастия (что является только следствием, одним из прочих), так что об эйфории речи пока нет. В одном признаюсь — моя жизнь вышла на новый уровень. И пуская на этом уровне я по началу чувствовал себя лежачим, но отдышавшись как следует занялся спортом, восстановил лёгкие, и начал вставать. Даже невысокая позиция на этом новом уровне для меня выше, чем позиция во весь рост на уровне, ограниченном моими зависимостями, губительными, как и для восприятия самой жизни, так и для тела.

Как стимулируется мотивация

Есть два параллельных центра в мозгу, отвечающих за мотивацию: Центр удовольствий (примитивный) и центр желаний.

Центр удовольствийработает очевидно, как. А именно — подходящее слово — кайф. Подходящая аналогия — экспериментальная крыса, которая жмет на предоставленную ей кнопку, стимулирующую отдел удовольствий в мозге с таким рвением, что не отвлекается даже на еду. В конце концов сдыхает.

Центр желаний работает иначе. В этом случае в мозге выделяется дофамин при достижении желаемого — цели. То есть вознаграждение за проделанный путь и за то, что прошли до конца, преодолевая трудности, которые удовольствием назвать никак нельзя. Желания, в отличие от удовольствия, связаны априори с выходом из зоны комфорта, развитием себя — а развитие дело такое, что требует усилий.

Центр желаний таким образом является системой мотивации, которой можно пользоваться практически в любой ситуации. В том числе для достижения большой цели — можно разбить её на множество маленьких ступеней, за каждую из который получать чуть-чуть поощрения, не давая себе тем самым чрезмерно расслабиться, сохраняя себя в «боевом», работоспособном состоянии, а уже при достижении намеченной высоты — можно выдохнуть.

Но и тут, на вершине, расслабиться полностью нельзя. Можно лишь отдышаться, оглядеться, насладиться красотой нового вида — и не привязываясь двигаться дальше, к соседним вершинам — для достижения который порой нужно немного спуститься, чтобы потом снова и снова подниматься в гору.

Шаг назад делать может быть полезно, чтобы оценить картину в целом, как-бы отдалившись, освободив своё внимание ненадолго от мелочей, которые поглощают его в работе и в пути — надо же смотреть на то, куда поставить ногу, чтобы не соскользнуть в пропасть.

Так вот, возвращаясь к механизму желаний и связи с привычкой курить. На примере объясню, как это выглядит.

Проявление собственной воли. Каждому важно чувствовать, что он чего-то решает, делает выбор - это дает чувство самоудовлетворения в некотором роде. Центр желаний поощряет сделанный шаг, или даже попытку – любое движение.

На фоне стресса ли, или апатии, этот механизм побуждает человека к действию, заманивая выбросом дофамина.

Ситуацию возьмем к примеру — работа.

Трудовой процесс, может быть утомительным и волнительным, угнетающим спокойную работу нервной системы, а потому негативно настраивая сознание. И здесь можно подбодрить себя, выполнив небольшой «квест», за что, как за достижение цели, получите дофамин – испытаете удовольствие от заслуженной награды.

В стрессовой ситуации вы про себя думаете: «пойти бы покурить поскорее», надеясь взять передышку. И наконец выйдя и закуривая, вы к успокоительному действию никотина (агониста ацетилхолина) получаете награду — небольшую дозу дофамина, как за достижение поставленной цели.

Таким образом эта привычка способна заменять собой достижение серьёзных в масштабе жизни целей.

Вот и всё, в чем удовольствие от сигарет, помимо удовлетворения желания саморазрушения. Но откуда оно возникает? Об этом ниже.

Таким образом это может (теоретически) подменить вообще всю жизнь человека — которая замкнется, и будет крутиться от удовольствий как таковых к удовольствию за достижение целей.

И цель здесь станет — удовольствие, что очень примитивно.

Мотив получения желаемого всегда состоит из ступеней, которые приходится преодолевать. И с помощью суррогатов эту лестницу можно замкнуть, как на картинах фантазистов.

Вот почему я так часто ловил себя на мысли, что хочу пойти покурить, но закуривая смотрел на сигарету, и не понимал, в чем кайф, такой ведь отвратительный вкус.

То есть было важно достичь желаемого, и для простоты оно сводилось к тому, чтобы закурить.

В эти моменты закуривание — как повод для движения, как потенциал действия – импульс к движению для ленивого.

Не буду говорить Вам, читатель, и убеждать, чтобы Вы бросили курить. Но рекомендую, чтобы Вы понимали механизмы собственного поведения и возможные способы манипулирования Вами, к выгоде тех людей, кому Вы – лишь мешок с костями, который приносит пото'мпо'том заработанные денежки в карман Скруджа.

И возможно, присмотревшись к себе, вы найдёте места где можно сэкономить ресурсы Вашего здоровья, а с тем и ресурсы всего общества.

Кроме всего прочего, внимательно присмотревшись через эти механизмы, вы т.о. разовьете осознанность.

Поняв же себя, Вы станете на ступень выше к тому, чтобы получить от жизни то, чего хотите действительно. Ведь довольствоваться суррогатами — значит идти на поводу у того, кто использует вас в своих целях. Кто считает вас не за человека, а за расходник, превращающийся из души в золото.

Кто топчет вас, продажными руками придавая форму вашему сознанию?

И не будьте наивными, бездумно уверенными в собственной независимости.

Кроме всего прочего (вода, еда, сигареты, алкоголь, наркотики) — человек имеет потребность в одобрении. И уж поверьте, что те, которые из ваших душ заставляют вас самих делать золото и приносить им — будут одаривать вас одобрением. И в эти моменты вы будете чувствовать себя ребенком, таким радостным, и не обремененным задумчивостью.

К сожалению, дороги к осознанности пролегают в толпе тех, кому эти стремления покажутся неясными, а потому глупыми, дурацкими. Возможно, они будут осмеивать, одергивать, цепляться за вас — как те самые крабы, о которых говорилось выше.

Главное — всегда думать, к чьей выгоде то, что я делаю, и есть ли от того польза. А еще раньше подумать – а не будет ли от этого вреда?

Слушайте себя, своё сердце, свою душу, свой ум, свою интуицию. Мыслите, а не переваривайте то, что для вас разжевывают и скармливают комбикормом — в чем нет питательных веществ, столь полезных, в чем лишь меняющее душу на золото и анестетик, чтобы этого не было заметно.

Для каждого действия должна быть причина, и она есть. Если вы много двигаетесь и впали в суету – пора вернуться к осознанности.

Саморазрушение.

Что касается упомянутого выше желания саморазрушения, Танатоса, продолжением чего может быть пристрастие как к сигаретам, так к алкоголю и к наркотикам. Откуда оно берёт корни?

Думается мне, что дело здесь в том, что подсознательно человек не желает смириться с теми внешними условиями, обстоятельствами, с которыми ему приходится мириться сознательно, и он бастует таким образом, выказывая протест: «ах так?! Тогда вот так!»

Получается, что человек в принципе не способен смириться с обстоятельствами. Это значит, что, соглашаясь с ними, с обстоятельствами, которые против него, и потому вредны ему, он перестаёт быть человеком, превращаясь в «расходник», увядает, не в силах жить в мире, где его используют. Нанося таким образом вред тем, кто его использует, хотя бы так. Единственная форма протеста, доступная рабу — плохо делать свою работу. В условиях капитализма — ухудшать и без того плохое и без перспектив качество жизни, укорачивая невыносимую непостижимым смыслом жизнь, проходящую в недружелюбной среде. Здесь я имею ввиду не друзей, а в принципе — отсутствие нравственности у тех, кто взял на себя смелость представлять интересы народа. Бесспорно, это не про всех, но про многих. Да и чего ожидать, когда в качестве идеологии и мироустройства выбрали капитализм — то есть обыкновенный инструмент, созданный для удобства, но никак не для системы, регулирующей все области человеческой жизни.

Потому, что даже если внешне, по законам спектакля человек принимает правила определенной игры, повинуясь культивируемому страху, подсознательно человек будет видеть человека обманывающего, который будет проявлять помысел к обману невербально; внешне соглашаясь, подвластный этикету и «правильному воспитанию», человек человека всегда будет чувствовать внутренне, понимать эмпатически.

Этикет – отговорка для испытывающего страх и культивирующих его. Страх распространяется, особенно в нашем месте — на территории постсоветского пространства, как огонь, взглядом от одного к другому.

Другое дело, что навязанное системно, так сильно вдалбливается повторениями и стрессом наказания, зачастую глупого и бесполезного, карательного (круговая порука, компенсаторные механизмы мщения не по адресу) — безумного проявления агрессии, желания подчинить, возместив таким образом желание дать ответ давнему или не очень обидчику, которому в лицо ответить не позволяют негласные правила, по которым живёт спектакль — та самая система, против которой высказывались и интеллектуалы, и борцы за свободы (чьи лозунги потом опошлили, превратив в инструмент достижения корыстных целей), и духовно развитые люди. Вот против какой системы, а не против той (как я раньше думал), которую использовали большевики-ли, французская монархия-ли, или кто еще из такого же длинного списка, как история человечества.

Вот для чего нужна свобода — для видения пространства жизни таким, каким его создавал Бог, а не тем, которое заключено в весьма условные правила и законы, способные растоптать и перемолоть человеческие души, унизить человека настолько, что тому и жить не захочется, а ответить он не сможет, так как не будет понимать правил, в плоскости которых нанесён удар, но будет ощущать, с помощью всем доступному механизму эмпатии, чувство злого превосходства и даже обиды, испытываемых обидчиком, будет ощущать так, как будто это его собственные переживания и эмоции.

Но увы, сознание, заключенное в рамках условной системы, привыкшее к жестокому и безжалостному наказанию за оставление её, будет под страхом страха и детских обид неспособно истолковать ощущения и понять истинный смысл происходящего в конкретной ситуации, для чего нужно время спокойствия, которого вам непозволено.

Вот почему человек любит быть дураком — потому что ему невыносимо тяжело поверить и признать то, что вся картина мира, представшая пред ним всей его жизнью — фуфло. Потому что, если всё это фуфло — то какой же он, этот конкретный человек, дурак? Мало того, что дурак, так еще и сущий ребенок, который расплачется теми слезами, что пришлось подавлять под страхом унижения и погружать в такие глубины, в такой раздел памяти, который закутан в колючую проволку, ибо не дай то Бог влезть туда — убьёт.

И вот страх испытать все те обиды, которые по правилам спектакля пришлось не решать, а просто смиряться, и забывать о них, все эти обиды таким грузом лежат где-то в глубине подсознательного, что даже самая мельчайшая мысль о том, что их придётся вытащить на свет — повергает в чувство ужаса, и дрожь берет, и страх. Этим можно манипулировать, как пером.

Так при выборе: открытие себя самого (что подобно вскрытию), или же признания себя дураком в этой одной мелочи, в данном моменте, человек по правилам спектакля примет роль дурака и будет рад, ведь это вполне выгодная сделка: «я дурак, но я избежал воли встретить боль. Пусть лучше думаю, что дурак, но никто не видит тех слёз и той обиды (т.е. слабости). Я должен быть сильным. Я должен сохранить лицо, так принято».

Но принято — кем? Мне, честно говоря, смешно, что внешние условности могут сдерживать проявление свободного духа. Смешно от понимания того, что люди делаются рабами тех правил, которые сами они не принимали, но которые им навязали, как единственно верные, угрожая испугом. Смешно от того, насколько люди запуганы, что простейшая мелочь способна вытолкнуть их из равновесия и заставить согласиться с тем, что черное — это белое.

Почему один человек вправе говорить другому, что тот должен делать. Это оскорбительно и унизительно. Это умаляет человека как такового, делает его сущим ребенком, то есть взрослым, очень взрослым. Очень взрослым и умным, рассудительным. Делает его выгодоприобретателем. Ведь играя нежелательную роль дурака, он получает плату — сокрытие себя в дебрях себя, сохранение дрёмы, которая позволяет ему, этому дураку, не думать о том, что он дурак, которая не даёт думать человеку, делать собственные выводы, а лишь силой страха принуждает к таким, в некоторым роде даже красивым, условностям-правилам.

Вот она — почва для вавилонского разговора слепого с глухонемым.

Культивация страха.

Страх — это дьявол.

«Послесловие»

На данный момент я занимаюсь редакцией написанного. И недавно, устроившись на работу в мастерскую, в первый день вышел такой помятый, что закурил. Скурил уже около 4-5 пачек.

И знаете, что - я думаю, это даже хорошо неизбежно позволит утвердить в качестве действенного мой метод. Курю только во второй половине дня (невыносимо чувствовать ужасный вкус во рту вначале дня). По одной-две сигарете. Зачастую скуриваю лишь по половине.

К тому моменту, как я поставлю точку в этой главе, как работа будет готова, я планирую подтвердить свой метод и отказаться (лучше, конечно, окончательно) от пагубной для жизни привычки - увлечения курением.

Главное – не это. Вне зависимости от того, оставлю ли я эту привычку, или не, эта работа, как сборник полезной информации будет существовать и, надеюсь, приносить пользу.

Редакция подходит к концу. На данный момент не курю 3 дня. Последнее время выходил вечером на сигаретку, в отдельные дни скуривал несколько. Один раз за день столько скурил, что вечером натурально плохо себя чувствовал.

Три дня назад заленился выйти на сигарету — поспешил спать лучше. По наблюдениям: было тяжеловато разрывать цикл, но благодаря плавному снижению усилия приложил минимальные, практически с отсутствием стресса.

Могу сказать, что стресса было больше в этот небольшой период, когда вновь закурил — повышенное сердцебиение, сухость во рту, снижение аппетита, плохая работоспособность и быстрая утомляемость — всё вместе влияло на фон весьма ощутимо не в лучшую сторону.

Спасибо за внимание и за время, уделенное на прочтение данного труда.

Буду рад обратной связи.

P.S.

Желаю Вам, Вашим семьям, Вашим родам здоровья и разума.

Желаю России, чтобы было то, что объединит идеей души народа — взаимопонимание необходимости общности перед лицом прошлого, перед спиной прошлого.

Рекомендуемая информация

Подборка лекций Вячеслава Дубынина о том, как устроен мозг - https://vk.com/search?c%5Bq%5D=%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%8B%D0%BD%D0%B8%D0%BD&c%5Bsection%5D=auto&w=wall-124609314_49743

Clevermind.ru – сайт, на котором автор пишет статьи и снимает короткие видеоролики на тему каждой из них, в которых освещает действие различных ноотропов – препаратов, направленных на улучшение работы мозга и, следовательно, улучшение контроля самого себя и качества жизни.

КУРС ВИДЕОЛЕКЦИЙ ОБ УСТРОЙСТВЕ ГМ «Совершенствуйте ваш мозг» (2016)https://cloud.mail.ru/public/DFoq/zZBSeusbr

Лекция TED —75-ти летнее исследование «о счастье» - https://www.youtube.com/watch?v=AAkx68Yu6Ng

Лекция TED проболезнь дегенеративные болезни стареющих организмов - https://www.ted.com/talks/lisa_genova_what_you_can_do_to_prevent_alzheimer_s

Вообще очень рекомендую Вам, читатель, лекции TED. Гостями программы становятся люди, которым есть, что сказать.

Особый интерес в наш век информационных технологий вызывают анализ и интерпретации так называемых «больших данных» - большого объема статистических выводов из самых разных исследований из самых разнообразных областей нашей необъятной жизни.

Невероятно расширяет кругозор и окрыляет мысль, давая возможность побывать в самых разнообразных уголках планеты и увидеть проблемы, с которыми сталкиваются в бою за человеческие условия пребывания в этом мире люди, как они их решают.

На что ставят свою жизнь, для чего живут, ради чего рискуют ей.

Петр Передерий, декабрь 2017

Наши рекомендации