Краткое описание терапевтического курса
Лечение больного началось в июне 1997 года. Оно проходило без перерывов и включало в себя 25 терапевтических сеансов. Пациент жаловался главным образом на физическое недомогание и страхи, которые, выступая в качестве факторов пресса, негативно влияли на ход болезни и тем самым существенно ухудшали качество жизни больного.
Наблюдение и дистанцирование
33-летний, неряшливо одетый господин обнаруживал в разговоре с врачом излишнее возбуждение и казался испуганным. Он пришел в кабинет вместе со своей женой и производил впечатление беспомощного, несамостоятельного человека. Во время разговора он вел себя раздраженно и часто замыкался в себе. Он был бледен, а лицо и все тело отличались нездоровой отечностью.
Он жаловался на покалывания в области сердца, затрудненное дыхание, страх умереть от удушья, головокружение, повышенное давление, усталость, боли в желудке, стресс на работе, весеннюю депрессию и социальную изоляцию. Он говорил, что испытывает страх, когда ему приходится в одиночку ехать по автомагистрали, так как в случае сердечного приступа своевременная помощь вряд ли будет оказана. Помимо этого у него были и другие страхи. Так, он боялся один ездить в лифте, гулять в лесу, находиться в пустых помещениях, кататься на карусели. Оказываясь в этих ситуациях, он чувствовал себя как человек, который хочет убежать, но не может этого сделать.
После изучения модели жизненного баланса и анализа распределения витальной энергии пациент признал, что все четыре жизненные сферы находятся у него в состоянии вопиющего дисбаланса. Он уделял повышенное внимание сфере успех, оставляя в полном забвении сферы, посвященные телу, контактам и будущему. Пациенту было осторожно указано на то, что его болезненные симптомы отнюдь не безосновательны. Ему посоветовали обратить внимание на те жизненные сферы, которые до сих пор находились в тени, и открыть для себя новые, незнакомые потребности. Поскольку общение проходило в легкой, вежливой и деликатной манере, пациент адекватно воспринял совет врача и таким образом первая ступенька была преодолена.
Инвентаризация
Позитивное осмысление того, что все многообразие болезней имеет психофизические причины, по всей вероятности, было для пациента очень полезным. Он осознал, что до настоящего момента вместо того, чтобы конструктивно бороться со своими проблемами, он находил для их решения половинчатые компромиссы, тем самым приближая наступление кризиса. Пациент понял, что ему необходимо искать новые пути выхода из конфликтных ситуаций для того, чтобы, по крайней мере в будущем, почувствовать настоящее качество жизни. Теперь он должен был научиться узнавать и понимать концепции и идеалы, которые всегда лежат в основе правильных решений.
История болезни нашего пациента включала в себя следующие факторы стресса, которые он сам признал наиболее значимыми для себя:
• Женитьба в 1989 году.
• Строительство дома, начавшееся в том же году.
• Рождение ребенка в 1989 году (всего в семье двое детей).
• Переквалификация из автослесаря в работника химической промышленности.
• Вечерние курсы мастеров, начавшиеся в мае 1997 года.
• Смерть близкого коллеги по работе, который умер от астматического удушья.
Перечислив на бумаге названные выше пункты и еще раз осознанно просмотрев их, пациент ужаснулся. До настоящего момента он не до конца понимал масштаб некоторых событий и поэтому недооценивал связанную с ними хроническую эмоциональную нагрузку. При инвентаризации перечисленных им жизненных событий стало ясно, какие психосоциальные нормы наложили отпечаток на представления, ожидания и образ действий пациента. В качестве микротравм в его поведении фигурировали справедливость, аккуратность, надежность и вежливость. Внутренний конфликт пациента в первую очередь, был вызван амбивалентностью между вежливостью и честностью.
В результате дальнейшего анализа жизни пациента получилась следующая картина: господин Л. – второй из пятерых детей. У пациента и его старшей сестры один отец. Остальных детей его мать родила от других мужчин. Господин Л. никогда не видел своего отца. Он вспоминает, что один из поздних партнеров его матери, всякий раз приходя к ним, запирал их с сестрой в комнате, и держал их там вплоть до своего ухода. С остальными братьями и сестрами у господина Л. так и не сложилось близких отношений. Свои отношения с матерью он также охарактеризовал как «не слишком хорошие». Она никогда не интересовалась его делами и самочувствием, что глубоко задевало ребенка. Он сказал, что отношения с матерью до сих пор остаются натянутыми. Во время семейных праздников она просто игнорирует его, а сам пациент чувствует себя незваным гостем. К отчиму он с детства сохранил крепкую привязанность. Мастер на все руки, он по просьбе мальчика брал ребенка с собой, когда соседи звали его помочь исправить какие-то неполадки в хозяйстве. Именно поэтому успех стал для нашего пациента той сферой, через которую ему легче всего было развивать отношения с другими людьми. Беспорядочные связи своей матери с различными партнерами он никогда не принимал близко к сердцу. Гости появлялись дома крайне редко. В домашнем окружении члены семьи никогда не разговаривали на религиозные и этические темы. Отец был католиком, а мать протестанткой.
Ситуативное воодушевление
Терапия, включающая в себя различные истории, притчи и пословицы, дала пациенту возможность шире взглянуть на свою болезнь и представить ее во взаимосвязи с мировым опытом. Эмоциональная релаксация и доверительная обстановка благоприятно воздействовали на пациента. Он впервые за много лет почувствовал облегчение и понял, что к нему наконец-то относятся серьезно. Проблемная ситуация, в которой он оказался, начала наполняться смыслом. Чувствуя поддержку со стороны врача, он сам стал внимательно изучать и истолковывать имеющиеся у него симптомы с точки зрения позитивной психотерапии (потоотделение, дрожание рук).
Вербализация
В процессе социализации у пациента развился сильный агрессивный комплекс, в котором парадоксальным образом сочетались преувеличенная вежливость и желание соответствовать ожиданиям окружающих. Он учился, не противореча другим на слонах, на практике делать все по-своему и добиваться жизненно необходимого для него признания собственного успеха. Наслоение ярко выраженной вторичной способности "справедливость" на уже имеющееся противоречие между вежливостью и честностью породило неуверенность во взаимоотношениях с окружающими и неспособность к конструктивному решению конфликтов.
В рамках пятиступенчатой схемы преодоления конфликтов пациенту было предложено внимательно проанализировать, свои проблемы и подвергнуть критическому пересмотру принятую в его семье концепцию, девизом которой было: «каждый сам должен прокладывать себе дорогу в жизни». С помощью детального обсуждения недоразумений, возникающих в общении с окружающими, с учетом корреляции таких факторов, как успех и признание, а также путем обстоятельного разбора позиции пациента по отношению к другим людям и желания соответствовать их ожиданиям, были выявлены и рассмотрены внутренние конфликты, наиболее важными составляющими которых оказались честность, справедливость и послушание. Важным терапевтическим достижением стало то. что больной научился распознавать симптомы и правильно относиться к своему заболеванию. Работа по активизации невостребованных до той поры жизненных сфер началась с обращения к потребностям, связанным с чувствами и планированием будущего. Активная поддержка супруги, ее роль в качестве «повседневного терапевта» поддержали господина Л. в предпринятой им переработке старой семейной парадигмы и устранении ряда существенных составляюших его прежних страхов.
Определение новых целей
У господина Л., поддерживаемого супругой и позитивно мотивированного, стал развиваться скрывавшийся в нем до того момента потенциал самопомощи, который побудил его к конкретным действиям. Вопрос о том, какие цели господин Л. хочет поставить перед собой после решения и устранения им актуальных проблем, будет конкретизирован в процессе дальнейшего лечения.
Второй случай: госпожа Б. (34 года),
сильное ухудшение зрения и депрессивные
расстройства на почве диабета
Диагноз
Периодически повторяющиеся через определенные отрезки времени депрессивные расстройства, появляющиеся на почве излишне острой психической реакции на диабет, начавшийся в возрасте девяти лет и сопровождавшийся продолжительными физическими недомоганиями (повышенное глазное давление, ограничение зрительной способности, инсулиновые инъекции).