Биологическийикалендарныйвозраст. Акселерация.
ПредставлениеПавловаолокализациифункцийвкореголовногомозга
Кораголовногомозга - этосовокупностьмозговыхотделов, анализаторов. Различныеотделыкорыголовногомозгамогутвыполнятьодновременноиафферентныеиэфферентныефункции.
Мозговойотделанализатора - состоитизядра (центральнаячасть) ирассеянныхнервныхклеток. Ядро - совокупностьвысокоразвитыхнейроноврасположенныхвстрогоопределеннойзонекорыголовногомозга. Поражениеядраприводитквыпадениюопределеннойфункции. Ядрозрительногоанализаторарасположеновзатылочнойобласти, мозговойотделслуховогоанализатора - ввисочнойобласти.
Рассеянныенервныеклетки - менеедифференцированныенейроны, разбросанныеповсейкоре. Внихвозникаютболеепримитивныеощущения. Наибольшиескопленияэтихклетоквтеменнойобласти. Этиклеткинеобходимы, т. к. внихвозникаютощущения, которыеобеспечиваютвыполнениефункцииприпораженииядра. Внормеэтиклеткиобеспечиваютсвязьмеждуразличнымисенсорнымисистемами.
Биологическийикалендарныйвозраст. Акселерация.
Биологическийвозраст, илиВозрастразвития—понятие, отражающеестепеньморфологическогоифизиологическогоразвитияорганизма. Введениепонятия«биологическийвозраст»объясняетсятем, чтокалендарный (паспортный, хронологический) возрастнеявляетсядостаточнымкритериемсостоянияздоровьяитрудоспособностистареющегочеловека.
Средисверстниковпохронологическомувозрастуобычносуществуютзначительныеразличияпотемпамвозрастныхизменений. Расхождениямеждухронологическимибиологическимвозрастом, позволяющиеоценитьинтенсивностьстаренияифункциональныевозможностииндивида, неоднозначнывразныефазыпроцессастарения. Самыевысокиескоростивозрастныхсдвиговотмечаютсяудолгожителей, вболеемолодыхгруппахонинезначительны.
Биологическийвозрастопределяетсясовокупностьюобменных, структурных, функциональных, регуляторныхособенностейиприспособительныхвозможностейорганизма. Оценкасостоянияздоровьяметодомопределениябиологическоговозрастаотражаетвлияниенаорганизмвнешнихусловийиналичие (отсутствие) патологическихизменений.
Биологическийвозраст, помимонаследственности, вбольшойстепенизависитотусловийсредыиобразажизни. Поэтомувовторойполовинежизнилюдиодногохронологическоговозрастамогутособенносильноразличатьсяпоморфо-функциональномустатусу, тоестьбиологическомувозрасту. Моложесвоеговозрастаобычнооказываютсятеизних, укоторыхблагоприятныйповседневныйобразжизнисочетаетсясположительнойнаследственностью.
Основныепроявлениябиологическоговозрастапристарении–нарушенияважнейшихжизненныхфункцийисужениедиапазонаадаптации, возникновениеболезнейиувеличениевероятностисмертиилиснижениепродолжительностипредстоящейжизни. Каждоеизнихотражаеттечениебиологическоговремениисвязанноеснимувеличениебиологическоговозраста.
Акселера́ция (отлат. acceleratio —ускорение) —ускоренноефизическогоразвитиеиформированияфизиологическихсистеморганизма.
4.Ростиразвитие детей - этообщебиологическоеуниверсальноесвойствоживойматерии. Чтожекасаетсяростаиразвитияорганизмачеловека, тоэтотпроцессначинаетсясмоментаоплодотворенияяйцеклеткиипродолжаетсявтечениевсейжизни. Ростиразвитиевзаимосвязаныивзаимообусловлены, т. е. онинесуществуютотдельно, причемодинпроцесссоздаетусловиядлядругогоинаоборот. Однако, выраженностьэтихпроцессов, т. е. ихинтенсивностьнаразныхвозрастныхэтапахможетбытьразной: темподногопроцессаможетопережатьтаковойдругого.
Развитиевширокомсмыслевключаетвсебяпроцессыколичественныхикачественныхпреобразований, происходящихворганизме, которыеприводяткповышениюуровнясложностиегоорганизацииисовершенствованиюрегулярныхмеханизмов.
Развитиевключаетвсебятриосновныхфактора: рост,
дифференцировкуиформообразование.
Рост - этоколичественныйпроцесс, характеризующийсянепрерывнымувеличениеммассыорганизма, достигаемымлибопополнениемчислановыхклеток, либовозрастаниемихразмеров, либоодновременно - темидругим.
Дифференцировкапредставляетсобойкачественныйпроцесс. Внастоящемконтекстеонозначаеткачественныепреобразованияклеток, определяющиеособыефункции, например, образованиевклеткахсократительныхэлементовприводиткформированиюмышечныхклетокит. п.
Формообразование - этоболеесложныепространственныепреобразованияорганизма, придающиехарактерные, присущиеемуформы. Особенноинтенсивныеформообразовательныепроцессыпроисходятнараннихэтапахразвитияивпериодполовогосозревания.
Такимобразом, мыубеждаемсянетолькововзаимосвязанностипроцессовростаиразвития, ноивтом, чтоодинизнихявляетсячастьюилифакторомдругого. Всвязисэтим, определенныестадииразвитиямогутнаступатьтолькопридостижениинеобходимыхразмеровтела.
Ростиразвитие - процессмногосторонний. Онохватываетвесьорганизм, изменяяразныесферыегожизнедеятельности. Вместестем, вцелом, приняторазличатьтрисферыразвития: физическое, половоеиумственное.
5.Сензитивныепериодыразвития - Возрастныеинтервалыиндивидуальногоразвития, втечениекоторыхвнутренниеструктурынаиболеечувствительныкспецифическимвлияниямокружающегомира.
Психическоеразвитиевонтогенезепредставляетсобойпоследовательныйрядпереходовотоднойступениразвитияккачественнодругой. Первостепенноезначениеприэтомимеетвозрастнаячувствительностькокружающему. Неодинаковостьвозрастнойчувствительностивразныепериодыдетства, временноеповышениеееуровняиизменениенаправленностиприводятктому, чтовгодысозреваниязакономернонаступаютсензитивныепериоды, когдаобнаруживаютсяблагоприятныеусловиядляразвитияпсихикивтехилииныхнаправлениях, азатемэтивозможностипостепенноилирезкоослабевают. Приэтомнаоднихвозрастныхэтапахимеютсяпредпосылкиразвитиячувствительностикоднимсторонамдействительности, надругих - кдругим.
Младшийшкольныйвозрастсензитивенкучебнойдеятельности. Психологическиеособенностидетейэтоговозраста, такие, какавторитетностьдлянихучителя, веравистинностьвсего, чемуучат, доверчиваяисполнительность, содействуютповышениювосприимчивости: детилегковпитываютучение. Ихумственнаяактивностьнаправленанато, чтобыповторить, внутреннепринять, подражая, учебныедействияивысказывания.
Младшиеподросткисензитивныквнеучебнымделам, которыеимдоступныигдеонимогутпроявитьсвоиновыевозможности. Онисклонныкдеятельностисосверстниками. Наибольшеепроявлениеунихимеетпотребностьвсамоутвержденииибезогляднаяготовностьдействовать.
Старшийшкольныйвозрастсензитивенкосвоениюсвоеговнутреннегомира. Старшимшкольникамсвойственнаневсегдазамечаемая, огромнаявнутренняяработа: поискиперспективыжизненногопути, развитиечувстваответственностиистремлениеуправлятьсобой, обогащениеэмоциональнойсферы.
Важноразличатьтесносвязанныемеждусобой, нонетождественныевидыдетскогоразвития: функциональное, прямозависящееотовладенияребенкомотдельнымизнаниямииспособамидействий, исобственновозрастноеразвитие, котороехарактеризуетсяновымпсихофизиологическимуровнем, новымпланомотражениядействительности, новымивидамидеятельности.
Распространенозаблуждениеотом, чтосвозрастом, помереумственногороста, внутренниеусловияразвитиястановятсявовсехотношенияхболееблагоприятными. Надопомнить, чтокаждыйпериодособоблагоприятен (сензитивен) дляразвитияпсихикивопределенномнаправлении. Сензитивныепериоды (каждыйдетскийвозрастпо-своемусензитивен!) указываютнакачественноесвоеобразиеотдельныхэтаповразвитияинаогромныепотенциидетства.
Спереходомнановуювозрастнуюступеньизменившиесявнутренниепредпосылкиумственногоразвитиянетольконадстраиваютсянадпредыдущими, ноивзначительноймеревытесняютих.
Индивидуальноеразвитиепсихическихпроцессовисвойствбудетпротекатьтемуспешнее, чембольшевозможностейдлянегополучитребеноквсоответствующийсензитивныйпериод. Окружающиееговзрослыедолжныпомнитьотом, чтовпервуюочередьонисамисоздаютсоциально-педагогическиеусловия, вкоторыхнаиболееполноможетосуществитьсяразвитиеиндивидуальностиребенка. Неупуститьвремени, помочьполностьюраскрытьсяиндивидуальнымсвойствамвнаиболееблагоприятныйдляэтогомомент - задачаиродителейшкольника, иегоучителей.
6.Возрастнаяпериодизация — периодизацияэтаповвжизничеловекаиопределения возрастных границэтихэтапов, принятаявобществесистемавозрастной стратификации.
Принципыпериодизации
Выготский различалтригруппыпериодизаций: повнешнемукритерию, поодномуинесколькимпризнакамдетскогоразвития.
Перваягруппапериодизацийосновываетсянавнешнемкритерии, безсвязисфизическимипсихическимразвитиемчеловека. Например, изпринципа«онтогенезповторяетфилогенез» выводиласьпериодизация, ставящаякаждыйэтапжизнивсоответствиисстадиямибиологическойэволюциииисторическогоразвитиячеловечества. Досихпорсохраняетсяпериодизацияпоступенямсистемывоспитанияиобучения, оперирующаятакимипонятиями, как«дошкольныйвозраст», «младшийшкольныйвозраст»и т. д. Таккакструктураобразованияразвиваласьсучетом психологииразвития, такаяпериодизациякосвенносвязанаспереломнымимоментамивдетскомразвитии.
Втораягруппапериодизацийосновываетсянаодномвнутреннемкритерии. Выборкритерия, которыйложитсявосновуклассификации, субъективенипроисходитпосамымразнымпричинам. Так, врамках психоанализа Фрейдом быларазработанапериодизацияразвитиядетскойсексуальности (оральный, анальный, генитальныйэтапы). ВосновупериодизацииП. П. Блонского легтакойобъективныйипростойдляучетафизиологическийпризнак, какпоявлениеисменазубов. Вполучившейсяклассификациидетстводелитсянатрипериода: беззубоедетство, детствомолочныхзубовидетствопостоянныхзубов; споявлениемзубовмудростиначинаетсявзрослость.
Третьягруппапериодизацийосновываетсянанесколькихсущественныхособенностяхразвитияиможетучитыватьизменениеважностикритериевсовременем. Примеромтакихпериодизацийявляютсясистемы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существуетмногопериодизацийвозрастногоразвития. Детальностьпроработкипериодизацийнеодинаковадляразныхвозрастов; периодизациидетстваиюности, какправило, привлекалибольшевниманияпсихологов, чемпериодизациязрелости, посколькуразвитиевзрелостиненесеткачественныхизмененийисодержательнаяпериодизациязрелостизатруднена.
Врамкахпсихологииразвития, догматическиепериодизации, основанныенаумозрительныхпринципах, былизамененыпериодизациями, основанныминапредварительномизученииразвитиядетей, втомчислеина лонгитюдных (многолетних) исследованияходнихитехжедетей, разработанных АрнольдомГезеллом (англ. ArnoldGesell)[1].