Психология соматических заболеваний

1. Психосоматическая проблема в истории психологии. Понятие психосоматического типа.

2. Понятие психосоматических расстройств. Концепции психосоматических расстройств.

3. Клинико-психологическая классификация и характеристика психосоматических расстройств.

4. Механизмы и типы психологической защиты у психосоматических больных.

5. Психологические особенности личности больных с психосоматическими расстройствами.

На занятии студенты представляют рефераты по проблеме.

Семинарские занятия №№ 4–5

Аддиктивные расстройства. Психология зависимости и созависимости

1. Общая характеристика аддиктивных расстройств. Понятие аддиктивной личности, ее характеристика.

2. Психологическая характеристика зависимости от употребления психоактивных веществ.

3. Психологическая характеристика игровой зависимости, компьютерной и интернет-зависимостей.

4. Нарушения пищевого поведения.

5. Психология созависимости. Характеристика созависимой личности.

6. Возможности психологической помощи при зависимостях и созависимостях.

На занятии студенты представляют рефераты по проблеме.

Семинарское занятие № 6

Клинико-психологическая характеристика олигофрении
и дементивных расстройств

Вопросы для обсуждения:

1. Олигофрения как врожденное заболевание головного мозга с преимущественным нарушением познавательной деятельности.

2. Клинико-психологические характеристики олигофрении.

3. Особенности психических функций и поведения при олигофрении.

4. Деменция как приобретенное слабоумие, этиология и нозология.

5. Клинико-психологическая характеристика деменции.

6. Особенности психических функций и поведения при деменции.

7. Возможности оказания социально-медицинской и психологической помощи больным при олигофрении и деменции.

Литература(*обязательная литература)

1.*Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 287 с.

2.*Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2006. – 960 с.

3. Карсон, Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. – 11-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 1167 с.

4.*Блейхер, В.М. Практическая патопсихология : руководство для врачей и мед. психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов н/Д : Феникс, 1986. – 448 с.

Лабораторное занятие № 1

Психосоматические заболевания

Проведите изучение одного испытуемого, страдающего соматическим расстройством, с помощью методик, описанных в разделе 2.3 данного пособия. На занятие представьте протоколы.

Лабораторное занятие № 2

Клинико-психологическая характеристика шизофрении и маниакально-депресивного психоза

Самостоятельно посмотрите художественные фильмы «Игры разума» (о человеке, больном шизофренией) и «Мистер Джонс» (о человеке с маниакально-депрессивным психозом»). Приготовьтесь охарактеризовать патопсихологические особенности главных героев данных фильмов.

Лабораторные занятия №№ 3–4

Нарушения психической деятельности при психопатологии

Практическое задание: составьте таблицы «Нарушения сознания», «Нарушения ощущений и восприятия», «Нарушения внимания и умственной работоспособности», «Нарушения памяти», «Нарушения личности».

Таблица 15 – Нарушение сознания при психопатологии

Название нарушения Нозология Краткая характеристика Результаты диагностического обследования

Примечание:

1. В качестве образца используйте таблицу «Нарушения мышления при психопатологии» на с. 146.

2. Ознакомьтесь с патопсихологическими характеристиками больных с разными психическими расстройствами (разделы 2.5.1 и 2.5.3 данного пособия).

Тематика рефератов по темам «Психосоматическая проблема в клинической психологии», «Психосоматические заболевания», «Психология соматических заболеваний», «Аддиктивные расстройства. Психология зависимости и созависимости»

1. *Акушерско-гинекологическая патология: психологические аспекты (тип личности, структура конфликта, психотерапия).

2. *Психология беременности и родов.

3. *Нарушения пищевого поведения.

4. Хирургическая патология: психологические аспекты (тип личности, структура конфликта, психотерапия).

5. *Гастроэнерологическая патология: психологические аспекты (тип личности, структура конфликта, психотерапия). Нозологии: гастриты, язвы, дуодениты, колиты, болезни почек и печени.

6. *Сердечно-сосудистая патология: психологические аспекты (тип личности, структура конфликта, психотерапия). Нозологии: болезни сердца, гипертонии, гипотонии.

7. *Онкологическая патология: психологические аспекты (тип личности, структура конфликта, психотерапия).

8. Эндокринная патология: психологические аспекты (тип личности, структура конфликта, психотерапия). Нозологии: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы.

9. Кожная патология: психологические аспекты (тип личности, структура конфликта, психотерапия).

10. Патология дыхательной системы: психологические аспекты (тип личности, структура конфликта, психотерапия).

11. *Психология зависимости и аддиктивное поведение.

12. *Психология созависимости при различных аддикциях.

13. Химические виды зависимости.

14. Нехимические виды зависимости.

*Темы, по которым рефераты могут готовить два студента.

Литература для подготовки рефератов

1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М. : Кафедра-М, 1998. – 272 с.

2. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер. – М. : Эксмо, 2002. – 352 с.

3. Арина, Г.А. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью / Г.А. Арина, Е.Б. Айвазян, М.В. Маклакова // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 59–66.

4. Бороздина, Л.В. Триада риска у пациентов с дуоденальной язвой / Л.В. Бороздина, Н.Д. Былкина-Михеева // Психологический журнал. – 2002. – № 2. – С. 65–78.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М. : Мысль, 1988. – 301 с.

6. Васильева, О.С. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект / О.С. Васильева, Е.В. Могилевская // Психологический журнал. – 2001. – Том 22. – № 1. – С. 82–89.

7. Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. – СПб. : Речь, 2004. – 368 с.

8. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 169 с.

9. Змановская, О.В. Девиантология : (Психология отклоняющегося поведения) / О.В. Змановская. – М. : Академия, 2004.– 288 с.

10. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2006. – 960 с.

11. Карсон, Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. – 11-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 1167 с.

12. Клиническая психология / М. Перре [и др.] ; под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб. : Питер, 2002.–1312 с.

13. Кулаков, С.А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. – СПб. : Речь, 2003. – 288 с.

14. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика : Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2005. – 992 с.

15. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2005. – 432 с.

16. Москаленко, В.Д. Зависимость : семейная болезнь / В.Д. Москаленко. – М. : ПЕРСЭ, 2004. – 336 с.

17. Непомнящая, Н.И. О психологическом аспекте онкологических заболеваний / Н.И. Непомнящая // Психологический журнал. – 1998. – № 4. – С. 132–144.

18. Николаева, В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В. Николаева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 168 с.

19. Саймонтон, К. Исцели себя сам. Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни / К. Саймонтон, С. Саймонтон. – СПб. : Питер, 1996. – 288 с.

20. Сандомирский, М. Психосоматика и телесная психотерапия : практ. руководство / М. Сандомирский. – М. : Класс, 2005. – 592 с.

21.Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию : в 2-х т. / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М. : Академ. Проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 381 с.

22.Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 216 с.

23.Филиппова, Г.Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. – М. : Изд-во Ин-та психиатрии, 2002. – 240 с.

24. Фролова, Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья : учеб. пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск, 2000. – 124 с.

25. Харди, И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными / И. Харди ; пер. с венг. – 5-е изд., перераб. и доп. – Будапешт : Изд-во АН Венгрии, 1988. – 338 с.

26. Шорохова, О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / О.А. Шорохова. – СПб. : Речь, 2002. – 136 с.

27. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб. : Речь, 2003. – 336 с.

КОНТРОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

4.1 Итоговое контрольное задание

Составить психологический портрет больного с психосоматическим расстройством.

Примеры психологических портретов в разделе 2.4.

– Обследовать одного больного с психосоматическим расстройством с помощью опросников: (1) опросник, оценивающий влияние болезни на разные сферы социального статуса больных; (2) методика незаконченных предложений, модифицированная для соматических больных; (3) личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ); (4) Торонтская алекситимическая шкала. Использовать также результаты анализа рисунков на тему «Моя болезнь».

Материалы и результаты обследования использовать при составлении психологического портрета.

Вопросы к экзамену

1. Предмет клинической психологии, ее место в системе клинических и психологических дисциплин.

2. Разделы клинической психологии.

3. Теоретическое и прикладное значение клинической психологии.

4. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.

5. Проблема здоровья в клинической психологии.

6. Болезнь как психологический феномен. Концепция преодоления болезни.

7. Факторы отношения человека к болезни.

8. Внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни.

9. Типы внутренней картины болезни и методы ее изучения.

10. Проблема реагирования личности на стресс в клинической психологии.

11. Уровни реагирования личности на стресс.

12. Психосоматическая проблема в клинической психологии. Психология телесности.

13. Психосоматические расстройства, концепции происхождения психосоматических расстройств.

14. Психология соматических болезней (соматопсихология).

15. Психологическая характеристика акушерско-гинекологической патологии.

16. Психология беременности. Пренатальная психология.

17. Психологическая характеристика хирургической патологии.

18. Психологическая характеристика сердечно-сосудистой и дыхательной патологии.

19. Психологическая характеристика кожной и эндокринной патологии.

20. Психологическая характеристика заболеваний желудочно-кишечного тракта.

21. Психологическая характеристика онкологической патологии.

22. Понятие и классификация невротических и соматоформных расстройств.

23. Соматизированное и конверсионное расстройства.

24. Болевое и ипохондрическое расстройство.

25. Обсессивно-компульсивное расстройство.

26. Тревожно-фобическое и депрессивное расстройства.

27. Психология зависимости, ее виды. Понятие аддиктивного поведения.

28. Психология созависимости.

29. Химические виды зависимости.

30. Нехимические виды зависимости.

31. Психологическая характеристика нарушений пищевого поведения.

32. Нервная анорексия.

33. Нервная булимия и ожирение.

34. Клинико-психологическая характеристика шизофрении.

35. Клинико-психологическая характеристика эпилепсии.

36. Клинико-психологическая характеристика олигофрении.

37. Клинико-психологическая характеристика маниакально-депрессивного психоза.

38. Клинико-психологическая характеристика травм и опухолей головного мозга.

39. Клинико-психологическая характеристика дементивных расстройств.

40. Клинико-психологическая характеристика психопатии.

4.3 Тестовые задания

Темы: «Клиническая психология как наука и как область практики», «Основные понятия клинической психологии», «Внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни»

1. Соотнесите название отрасли клинической психологии и ее предметную область

а Нейропсихология изучает взаимосвязь психических и соматических явлений, а также соматические заболевания, которые возникли под преимущественным влиянием психического фактора
б Патопсихология изучает и оказывает помощь больным с соматическими заболеваниями
в Соматопсихология изучает и оказывает помощь больным с невротическими расстройствами
г Психосоматика изучает и оказывает помощь больным с психическими заболеваниями
д Неврозология изучает мозговые механизмы психической деятельности на основе изучения нарушений психической деятельности у больных с локальными поражениями головного мозга
а б в г д

2. В клинической психологии существуют следующие виды нормы, кроме:

а) социальная норма;

б) идеальная норма;

в) субъективная норма;

г) позитивная норма;

д) статистическая норма.

3. Психическое нездоровье определяется как:

а) состояние душевного благополучия человека;

б) отсутствие в данное время психических расстройств (заболеваний);

в) состояние, характеризующееся сниженной способностью человека адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение;

г) поведенческое расстройство, обусловленное нарушением работы головного мозга и подтвержденное диагнозом врача-психиатра.

4.Критериями психологического здоровья не являются:

а) позитивная установка по отношению к окружающей природной среде;

б) духовный рост и самореализация;

в) самодостаточность личности;

г) адекватность восприятия реальности;

д) компетентность в преодолении требований окружающего мира.

5.Определите основные измерения болезни:

а Телесно-биологическое измерение изменившееся поведение, роль больного
б Психологическое измерение болезнь
в Социальное измерение плохое самочувствие
а б в

6. Какие факторы не определяют отношение человека к болезни:

а) пол и возраст;

б) место и время рождения;

в) профессия и социальный статус человека;

г) необходимая продолжительность лечения;

д) мнения окружающих о болезни.

7. Внутренняя картина здоровья определяется следующим образом:

а) представления человека о том, что такое здоровье;

б) представления человека о состоянии своего организма;

в) представления человека о здоровье и соотнесение с ними своего актуального состояния;

г) знания и представления человека о том, как поддерживать и укреплять свое здоровье.

8. Соотнесите уровни внутренней картины болезни и их содержание:

а Чувственный уровень эмоциональные состояния, связанные с болезнью, эмоциональная реакция на отдельные симптомы, на заболевание в целом
б Аффективный уровень знания и представления о болезни, ее симптомах, способах лечения и исходах
в Информативный уровень действия больного, направленные на излечение
г Регулирующий уровень ощущения, вызванные болезнью
а б в г

9. Найдите ошибочное определение типа внутренней картины болезни:

а) анозогнозический тип – отсутствие понимания, полное отрицание своей болезни;

б) гипонозогнозический тип – недостаточное понимание, приписывание себе болезни;

в) гипернозогнозический тип – преувеличение тяжести заболевания, избыточная эмоциональная напряженность в связи с болезнью;

г) прагматический тип – реальная оценка своего заболевания, адекватные эмоции по отношению к ней.

Тема «Психосоматическая проблема в клинической психологии. Психосоматические заболевания»

1. Термин «психосоматический» обозначает:

а) влияние соматических явлений на психические явления;

б) влияние психики на телесные проявления человека;

в) преобладание психических явлений над телесными, соматическими;

г) разнообразные взаимосвязи между психическими и телесными явлениями.

2. Содержанием психосоматического подхода является все перечисленное, кроме:

а) привлечение психологических данных для лучшего понимания физических симптомов и патофизиологических процессов;

б) использование психологических данных для лечения соматических расстройств;

в) отрицание роли психики в лечении соматических расстройств;

г) обоснование психосоматической медицины как особой отрасли медицинской науки и практики.

3. Под психосоматическими расстройствами понимаются:

а) соматические заболевания, в этиологии которых существенную роль играют психические процессы и функции;

б) наследственно обусловленные симптомы и синдромы нарушений различных органов и систем организма;

в) индивидуально-психологическая реакция человека на стрессовые события его жизни;

г) аффективная реакция личности на кризисные события.

4. Соотнесите название уровней реагирования личности на стресс и их содержание

а Нормативный уровень психосоматические расстройства и заболевания; этот уровень реагирования на стресс появляется тогда, когда человек «не может позволить себе» иметь симптомы отклонений в поведении, которые типичны для предыдущего уровня
б Невротический уровень стрессор является непереносимым, он превышает возможности психики справиться с ним, и у человека возникает психическое расстройство
в Психосоматический уровень зрелая личность способна преодолеть последствия действия стрессора, используя эффективные копинг-стратегии, а также зрелые механизмы психологической защиты
г Психотический уровень при формировании реакции у человека наблюдаются различные невротические расстройства, проявляющиеся в фактах отклонений в поведении, а также в возникновении соматических симптомов, не имеющих органической природы
а б в г

5. Термин «алекситимия» обозначает:

а) учение об эмоциях;

б) раздел психологии речи;

в) отсутствие слов для описания чувств;

г) нарушение функций вилочковой железы (тимус).

6. Алекситимия при психосоматических расстройствах характеризуется всеми признаками, кроме:

а) трудности в идентификации и описании собственных чувств;

б) типичная неспособность выражать переживаемые чувства;

в) трудности в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

г) недостаточный активный словарный запас;

д) снижение способности к символизации, бедность фантазии и других проявлений воображения;

7. В перечень психосоматических заболеваний «святая семерка» изначально не входили:

а) эссенциальная гипертония;

б) бронхиальная астма;

в) сахарный диабет;

г) ревматоидный артрит;

д) язвенный колит.

Тема «Невротические, обусловленные стрессом и соматоформные расстройства»

1. Термин «соматоформный» обозначает;

а) выражение психологических проблем на телесном языке;

б) явление, соматическое по форме своего проявления;

в) процесс формирования соматического симптома;

г) форма проявления соматических заболеваний.

2. Понятие невротических расстройств обозначает все перечисленное, кроме:

а) выражение человеком своих психологических проблем на языке симптомов тела;

б) выражение человеком своих психологических проблем на языке симптомов поведения;

в) повышенный уровень нервной возбудимости у человека;

г) осуществление адаптации к стрессу на уровне нервной системы.

3. К невротическим, обусловленным стрессом и соматоформным расстройствам не относится:

а) обсессивно-компульсивное расстройство;

б) маниакально-депрессивный психоз.

в) тревожно-фобические расстройства;

г) соматоформное расстройство;

д) депрессивные расстройства.

4. Соотнесите виды соматоформных расстройств и характеристику их важнейших симптомов

а Соматизированное расстройство жалобы на боли достаточной продолжительности и силы, которые серьезно осложняют жизнь пациента; боли существуют на фоне отсутствия объективных данных, позволяющих говорить о болезни
б Ипохондрическое расстройство стойкая озабоченность возможностью наличия тяжелых соматических заболеваний с прогрессирующим течением; постоянное предъявление соматических жалоб или выражение беспокойства по поводу соматического состояния или внешности
в Болевое расстройство множественные, повторно возникающие и часто видоизменяющиеся соматические симптомы, которые наблюдаются в течение нескольких лет. Симптомы могут относиться к любой части тела или системе органов
а б в

5. Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется следующими признаками, кроме:

а) повторяющиеся навязчивые действия и ритуалы;

б) понимание человеком абсурдности своих действий и способность их предотвратить;

в) идеи и образы, которые навязчиво возникают у больного;

г) сочетание навязчивых идей и образов с навязчивыми действиями.

Тема «Клинико-психологическая характеристика шизофрении и маниакально-депрессивного психоза

1. Термин «шизофрения» в научный обиход ввел:

а) Э. Крепелин

б) С.С. Корсаков

в) Э. Блейер

г) Б.В. Зейгарник

2. Термин «шизофрения» обозначает:

а) снижение активности и интересов;

б) расщепленный ум;

в) бред и галлюцинации;

г) нарушение психомоторики.

3.Прогноз при шизофрении более благоприятен при наличии следующих факторов, кроме:

а) резко обозначенный дебют;

б) преобладание негативных расстройств над позитивными;

в) начало в более молодом возрасте;

г) отсутствие в роду тяжелых психических заболеваний;

д) отсутствие у человека семьи.

4. Прогноз при шизофрении:

а) исключительно неблагоприятный;

б) благоприятный при наличии своевременного и адекватного лечения;

в) подчиняется правилу трех частей;

г) зависит от типа шизофрении.

5. Соотнесите между собой тип шизофрении и основные симптомы:

  Тип шизофрении   Симптомы
а Недифференцированный тип Мягко выраженные признаки шизофрении, демонстрируемые больными в состоянии ремиссии после шизофренического эпизода.  
б Параноидный тип Набор симптомов представляет собой быстрое изменение всех индикаторов шизофрении
в Кататонический тип Доминирует абсурдный, алогичный и изменчивый бред, который часто сопровождается яркими галлюцинациями
г Дезорганизованный тип Характеризуется периодами крайнего отчуждения и крайнего возбуждения. При реакции отчуждения наблюдается резкая утрата активности и тенденция к сохранению неподвижности в одной и той же позы на протяжении нескольких часов или даже дней.
д Остаточный тип Нарушения и притупление эмоций обычно проявляются в неуместном смехе или печали, специфических манерах и необычном, иногда непристойном поведении
а б в г д

6. Позитивные симптомы при шизофрении обозначают:

а) наличие дополнительных симптомов, которые не характерны для обычного поведения человека;

б) наличие симптомов, отражающих недостаточность поведения и психической деятельности человека;

в) наличие симптомов, характеризующих положительные стороны больного;

г) наличие симптомов, которые привлекают к себе внимание окружающих.

7. Негативные симптомы при шизофрении обозначают:

а) наличие отрицательных черт поведения и личностных качеств больного человека;

б) отсутствие положительных качеств больного человека;

в) наличие таких черт поведения и психической деятельности, которые свидетельствуют об отсутствии каких-либо признаков или свойств у человека по сравнению с обычными его проявлениями;

г) отрицательные черты поведения, на которые необходимо направить лечебное воздействие.

8. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:

а) резонерства;

б) разноплановости;

в) соскальзывания;

г) склонности к детализации.

9. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:

а) замедленности;

б) тугоподвижности;

в) актуализации малозначимых «латентных» признаков;

г) вязкости.

10. Галлюцинации как нарушение восприятия при шизофрении характеризуются следующими признаками (укажите неверный ответ):

а) ложное восприятием действительности;

б) искаженное восприятием действительности;

в) больной верит в истинность воспринимаемого;

г) галлюцинации управляют поведением человека;

д) галлюцинации могут быть разных модальностей.

11. Нарушение процесса обобщения при шизофрении называются:

а) снижение уровня обобщения;

б) нарушение логического хода мышления;

в) искажение процесса обобщения;

г) повышение уровня обобщения.

12. Резонерство как характерная особенность мышления больных с шизофренией характеризуется всеми признаками, кроме:

а) преобладание случайных признаков предметов в процессе их обобщения;

б) выхолощенность суждений;

в) наличие целенаправленности мыслительного процесса;

г) соскальзывания в процессе рассуждения;

д) склонность к расширенным обобщениям по поводу незначительных объектов суждения.

13. Маниакально-депрессивный психоз – это:

а) эндогенное заболевание;

б) экзогенное заболевание;

в) заболевание, являющееся реакцией на стрессовое событие;

г) заболевание, возникающее вследствие травм или опухолей нервной системы.

14. Маниакально-депрессивный психоз обозначают также следующим образом (укажите неверный ответ):

а) биполярное аффективное расстройство;

б) депрессивно-маниакальное расстройство;

в) циклотимическое расстройство;

г) дистимическое расстройство.

15. Маниакально-депрессивный психоз характеризуется сменой фаз настроения:

а) пониженного и нормального;

б) повышенного и нормального;

в) повышенного и пониженного;

г) бредовой депрессии и психотической мании.

16. При маниакально-депрессивном психозе в фазе мании наиболее типичными расстройствами мыщления являются все обозначенные, кроме:

а) нарушение динамики мыслительных процессов;

б) снижение уровня обобщения;

в) непродуктивность мышления, связанная с недостаточностью предпосылок интеллекта;

г) поверхностность суждений;

д) возникновение побочных ассоциаций в процессе рассуждения.

Тема «Клинико-психологическая характеристика олигофрении и дементивных расстройств»

1. К критериям выделения умственной отсталости относятся все перечисленные, кроме:

а) наличие органического поражения головного мозга;

б) низкая способность к обучению и усвоению знаний;

в) необычное поведение, отклоняющееся от социальных норм;

г) стойкое нарушение познавательной деятельности.

2. Приолигофрении у человека наблюдаются все признаки, кроме:

а) первичное нарушение интеллекта;

б) нарушение преимущественно познавательной деятельности;

в) поражение зрительного и слухового анализатора;

г) поражение мозговой коры;

д) прижизненное действие вредности на головной мозг.

3. Закон тотальности недоразвития при олигофрении обозначает:

а) преимущественное недоразвитие высших психических функций;

б) преимущественное недоразвитие низшего звена психических функций;

в) недостаточность функционирования коры головного мозга;

г) недоразвитие всех психических функций – от низших до высших.

4. Закон иерархичности недоразвития при олигофрении обозначает:

а) преимущественное недоразвитие высших психических функций;

б) преимущественное недоразвитие низшего звена психических функций;

в) относительную сохранность высших психических функций;

г) относительную сохранность низшего звена психических функций.

д) недоразвитие всех психических функций – от низших до высших.

5. В международной классификации болезней МКБ-10 описаны следующие виды умственной отсталости, кроме:

а) умеренная умственная отсталость;

б) тяжелая умственная отсталость;

в) умственная отсталость в степени дебильности;

г) глубокая умственная отсталость;

д) умственная отсталость в степени имбецильности.

6. Деменция (дементивный синдром) возникает вследствие поражения головного мозга:

а) в период беременности;

б) после тяжелого стрессового события;

в) во время рождения человека;

г) после рождения человека, прижизненно.

7. Этиологическими факторами при деменции являются все перечисленные, кроме:

а) травмы нервной системы;

б) опухоли нервной системы;

в) злоупотребление алкоголем;

г) нарушения пищевого поведения;

д) сосудистые заболевания головного мозга;

е) воспалительные заболевания головного мозга.

8. «Сдвиг в прошлое» при старческом слабоумии характеризуется следующими признаками, кроме:

а) больные совсем не помнят большую часть жизни;

б) у больных оживают воспоминания о далеком прошлом;

в) происходящее вокруг расценивается больными как события настоящего;

г) прошлое характеризуется больными как самый лучший период их жизни.

9. «Корсаковский синдром» при деменции характеризует такое нарушение памяти, как:

а) утрата памяти на события детства;

б) усиление памяти на текущие события;

в) утрата памяти на текущие события;

г) усиление памяти на события прошлого.

Тема «Клинико-психологическая характеристика эпилепсии, травм и опухолей головного мозга»

1.Для этиологии эпилепсии характерны:

а) наследственная обусловленность;

б) врожденная предрасположенность;

в) сочетание врожденной и приобретенной предрасположенности;

г) экзогенная обусловленность.

2. Для личность эпилептоидного склада не характерно:

а) злобность, гневливость, раздражительность;

б) биполярность в поведении;

в) двигательная расторможенность, повышенная возбудимость;

г) обострение памяти на события прошлого;

д) резкое снижение памяти.

3. Для больных с эпилепсией типичны следующие личностные особенности, кроме:

а) злопамятность и мстительность;

б) выраженные эгоцентрические установки личности;

в) скрупулезность и организованность;

г) скупость и педантизм;

д) слащавость и прилипчивость по отношению к другим людям.

4. Дисфория как типичное расстройство настроение при эпилепсии характеризуются:

а) сочетанием тоски, злобы и беспричинного страха;

б) сочетанием злобы и беспричинного страха;

в) снижением настроения в крайне выраженной степени;

г) повышенной злобностью как реакцией на беспричинный страх.

5. Нарушения мышления при эпилепсии характеризуются следующими признаками, кроме:

а) склонностью к детализации;

б) вязкостью и тугоподвижностью;

в) застревание на второстепенных малосущественных деталях;

г) неспособность выделения важных, существенных признаков;

д) соскальзывание и скачка идей.

6. Соотнесите названия стадий черпно-мозговой травмы с описанием типичных симптомов на каждой стадии:

Острая стадия а после контузии наступают оглушенность, растерянность, сумеречные состояния, головная боль с головокружением, нарастает амнезия, расстройства речи; при комоции – головные боли и головокружение, но без выраженной амнезии и расстройств сознания
Подострая стадия б церебрастения и вестибулярные расстройства
Резидуальная стадия в расстройства сознания, вплоть до коматозного состояния; типичны оглушенность, сонливость, нарушение ориентировки в окружающем, амнезия, расстройство сна
в а б

7. При опухолях головного мозга, локализованных в левом полушарии, возникают:

а) деперсонализационно-дереализационные пароксизмы по типу «уже виденного» или «уже пережитого»;

б) приступы тревоги с двигательным беспокойством;

в) приступы тоскливости, страха, ужаса;

г) деперсонализационно-дереализационные пароксизмы по типу «никогда не виденного» или «никогда не переживавшегося».

Тема «Клинико-психологическая характеристика психопатии»

1. Основными чертами психопатии не являются:

а) тотальность личностных изменений;

б) относительная стабильность личностных изменений;

в) девиантное поведение;

г) выраженность черт личности: дисгармония до степени социальной дезадаптации.

2. Соотнесите название вида психопатического расстройства личности и описания его характерных особенностей

  Астенический тип (или расстройство типа зависимой личности). а

Наши рекомендации