УРАВНЕНИЕ С ОДНИМ ОБЕЗДОЛЕННЫМ (в сокращении)
...Любовью в полном смысле слова можно считать лишь то, что кажется ее идеальным воплощением, - а именно, - соединение с другим человеком при условии сохранения целостности своего "я". Все остальные формы любовного влечения - незрелы, их можно назвать симбиотической связью, то есть отношениями совместного существования.
Симбиотическая связь имеет биологический прообраз в природе - это близость между матерью и зародышем, находящимся в ее утробе. Это два разных существа, но в то же время и единое целое. Они живут вместе и нуждаются друг в друге. Зародыш - часть матери; мать - его мир, он получает от нее все, что ему нужно для жизни. Жизнь матери также зависима от него.
В психическом симбиозе два человека независимы друг от друга, но психологически они неразрывны. Говоря другими словами, это союз одного человека с другим, в котором каждый из них теряет свое личностное содержание и попадает в полную зависимость от другого.
Пассивная форма симбиотической связи - МАЗОХИЗМ (подчинение). Мазохистская личность преодолевает свое психологическое одиночество, свойственное каждому, становясь неотъемлемой частью другого человека. Этот "другой" руководит ею, направляет ее, защищает; он становится ее жизнью, ее воздухом. Безропотно покоряясь какой-нибудь личности, мазохист невероятно преувеличивает ее силу и достоинства, всячески принижая при этом самого себя. Он - все, а я - ничто; я значу что-то лишь постольку, поскольку я - его часть. Являясь его частью, я становлюсь причастным к его славе, его величию.
Мазохист никогда не принимает никаких решений, избегает любой самостоятельности; ему чужда всякая независимость, и поэтому он никогда не остается в одиночестве. Такая личность не является целостной, она как бы еще не вполне родилась.
Взаимоотношения, основанные на мазохистской любви, по своей сути являются идолопоклонством. Это психологическое чувство проявляется не только в эротических переживаниях. Оно может выражаться в мазохистской привязанности к Богу, судьбе, главе государства, музыке, болезни и, конечно, к конкретному человеку. В последнем случае мазохистское отношение может сочетаться с физическим влечением, и тогда человек покоряется не только душой, но и телом. Как бы то ни было, во всех случаях человек отрекается от своей целостности и индивидуальности, становясь орудием в чужих руках, перестает самостоятельно решать жизненные проблемы.
Наиболее частые формы мазохистских проявлений - чувства собственной неполноценности, беспомощности, негодности. Люди, испытывающие подобное, стараются избавиться от этого, но в их подсознании заложена некая сила, которая заставляет их чувствовать свою неполноценность. Многие пытаются объяснить эти ощущения осознанием своих действительно существующих недостатков и слабостей. Но особенность мазохистской личности в том и состоит, что она испытывает потребность намеренно принижать себя. Такие люди никогда не делают того, что им хочется, а подчиняются действительным или воображаемым приказам своего кумира. Иногда они просто не способны испытывать чувство своего "я" или "я хочу".
В более тяжелых случаях, наряду с постоянной потребностью в подчинении и самоподавлении, появляется страстное желание причинить себе страдания, боль. Подобные стремления выражаются по-разному. Есть люди, упивающиеся критикой человека, которого боготворят; они сами возводят на себя такие обвинения, какие не придумали бы и их злейшие враги. Другие - обнаруживают склонность к физическим заболеваниям, намеренно доводя свои страдания до такой степени, что действительно становятся жертвами болезней или несчастных случаев. Некоторые восстанавливают против себя тех, кого любят и от кого зависят, хотя на самом деле испытывают к ним самые лучшие чувства. Они как бы делают все, чтобы причинить себе как можно больше вреда.
Часто мазохистские тенденции выглядят патологическими и бессмысленными, но оправдание им сразу же находится, если они выступают под маской любви. Такая форма псевдолюбви довольно распространена и часто воспринимается как "великая любовь". Описание ее можно встретить в романах и кинофильмах.
Когда человек перестает осознавать собственную индивидуальность, он начинает "боготворить" любимого, творить из него кумира. Он направляет все свои силы на того, кого любит, кому поклоняется как носителю своего блаженства. Как правило, объект любви мазохиста ведет себя прямо противоположным образом. Но это не только не уменьшает поклонения последнего, а, напротив, притягивает его. Подобное явление можно назвать мазохистским извращением, оно доказывает, что страдание может быть целью человеческих стремлений, пределом его желаний. Люди вполне сознательно хотят страдать и наслаждаются своими мучениями.
При мазохистском извращении человек способен испытывать половое возбуждение, когда его партнер причиняет ему боль. Но это не единственная форма мазохистских извращений. Часто возбуждение и удовлетворение достигается состоянием собственной физической слабости. Бывает так, что мазохист довольствуется лишь моральной слабостью: ему нужно, чтобы объект его любви относился к нему как к маленькому ребенку или чтобы унижал его и оскорблял.
Моральный мазохизм и мазохизм как сексуальное извращение чрезвычайно близки. По сути, они представляют собой одно и то же явление, в основе которого лежит изначальное стремление человека избавиться от невыносимого чувства одиночества. Испуганный человек ищет кого-нибудь, с кем мог бы связать жизнь, он не может быть самим собой и пытается обрести уверенность, избавившись от собственного "я". С другой стороны, им движет желание превратиться в часть более сильного целого, раствориться в другом. Отрекаясь от своей индивидуальности, от свободы, он обретает уверенность в своей причастности к силе и величию того, кому поклоняется. Неуверенный в себе, подавленный тревогой и чувством собственного бессилия, человек пытается найти защиту в мазохистских привязанностях. Но эти попытки всегда заканчиваются неудачей, так как проявление своего "я" необратимо, и человек, как бы он этого ни хотел, не может слиться до конца в одно целое с тем, к кому прилепился. Между ними всегда существуют и будут существовать непримиримые противоречия.
Почти те же причины лежат в основе активной формы симбиотической связи, которая называется САДИЗМ (господство). Садистская личность стремится освободиться от мучительного одиночества, превращая другого человека в часть себя самой. Садист самоутверждается тем, что подчиняет себе безраздельно личность, которую любит.
Можно выделить три типа садистской привязанности.
· Первый тип заключается в желании поставить другого человека в зависимость от себя, приобрести неограниченную власть над ним, сделать его "послушной глиной" в своих руках.
· Второй тип выражается в стремлении не только властвовать над другим человеком, но и эксплуатировать его, использовать в своих целях, овладевать всем, что есть у него ценного. Это относится не столько к материальным вещам, сколько, в первую очередь, к моральным и интеллектуальным качествам зависимого от садиста человека.
· Третий тип заключается в желании причинять страдания другому человеку или видеть, как он страдает. Целью такого желания может быть активное причинение страдания (самому унизить, запугать, причинить боль) и пассивное наблюдение за страданиями.
Очевидно, что садистские наклонности труднее осознать и объяснить, чем мазохистские. Кроме того, они не так безобидны в социальном отношении. Желания садиста нередко выражаются в завуалированной форме сверхдоброты и сверхзаботы о другом человеке. Часто садист оправдывает свои чувства и поведение, руководствуясь соображениями типа: "Я управляю тобой потому, что лучше тебя знаю, что для тебя лучше", "Я настолько необыкновенен и уникален, что имею право подчинять себе других"; или: "Я так много для тебя сделал, что теперь имею право брать от тебя все, что хочу"; и еще: "Я терпел обиды от других и теперь хочу отомстить - это мое законное право", "Ударив первым, я защищаю от удара себя и своих близких".
В отношении садиста к объекту его наклонностей есть фактор, который роднит его действия с мазохистскими проявлениями - это абсолютная зависимость от объекта. Но если зависимость мазохиста удивления не вызывает, то садист, наоборот, кажется настолько сильным и властным, что невозможно представить его в зависимости от более слабого человека, над которым он властвует. Однако, это так. Садист отчаянно нуждается в человеке, над которым издевается, так как его собственное ощущение силы и власти основано только на том, что он кем-то безраздельно владеет. Зависимость эта, часто даже не осознаваемая, наиболее ярко проявляется в любви.
Так, например, мужчина садистски издевается над любящей его женщиной. Когда же ее терпению приходит конец и она покидает его, он совершенно неожиданно и для нее, и для себя впадает в крайнее отчаяние, умоляет ее остаться, уверяет в своей любви и говорит, что не может без нее жить. Как правило, любящая женщина верит ему и остается. Тогда все начинается сначала, и так без конца. Женщина уверена, что он обманывал ее, когда уверял, что любит и не может без нее жить. Что касается любви, то все зависит от того, что под этим словом понимать. Но утверждение садиста, что он не может без нее жить - чистая правда. Он действительно не может жить без объекта своих садистских устремлений и страдает как ребенок, у которого вырвали из рук любимую игрушку.
Поэтому неудивительно, что чувство любви проявляется у садиста только тогда, когда его отношения с любимым человеком должны вот-вот разорваться. Но и в других случаях, садист, безусловно, "любит" свою жертву, как любит всех, над кем осуществляет свою власть. И, как правило, оправдывает эту властность по отношению к другому человеку тем, что очень его любит. На самом деле все наоборот. Он любит другого человека именно потому, что тот в его власти.
Любовь садиста может проявляться в самых замечательных формах. Он дарит любимому подарки, уверяет в вечной преданности, подкупает остроумием в разговорах и изысканным обхождением, всячески демонстрирует заботу и внимание. Садист может дать человеку, которого любит, все, кроме свободы и независимости. Очень часто подобные примеры встречаются в отношениях родителей и детей.
Такой тип "любящего" садиста нашел классическое воплощение в романе Бальзака "Утраченные иллюзии". Герой романа беглый каторжник Вотрен, выдающий себя за аббата, так выражает свое отношение к молодому Люсьену дю Рюбампре: "Я вытащил вас из реки, я вернул вас к жизни, вы принадлежите мне, как творение принадлежит творцу, как тело душе! Я поддержу вас могучей рукой на пути к власти, я дам вам жизнь, полную наслаждений и почестей. ...Никогда не ощутите вы недостатка в деньгах... Вы будете блистать, покуда я, копаясь в грязи, буду закладывать основание великолепного здания вашего счастья. Я люблю вас ради власти! Я буду наслаждаться вашими наслаждениями, запретными для меня. Я перевоплощусь в вас. Я хочу любить в вас свое творение, создать вас по образу и подобию своему, я буду любить вас, как отец любит сына. Мой мальчик, я будут радоваться твоим успехам, как своим собственным, и говорить: "Этот молодой красавец - я сам! Маркиз дю Рюбампре создан мною; его величие - творение моих рук, он и молчит и говорит, следуя моей воле, он советуется со мной во всем".
В чем сущность садистских побуждений? Желание причинить боль и страдание не являются самоцелью. Все формы садизма сводятся к единственному стремлению - полностью овладеть другим человеком, стать его абсолютным повелителем, проникнуть в самую его суть, стать для него Богом.
Добиваясь такой неограниченной власти над другим человеком, заставляя его думать и действовать по своему желанию, превращая его в свою собственность, садист как бы отчаянно старается постичь тайну человеческой природы, человеческого бытия. Таким образом, садизм можно назвать крайним проявлением познания другого человека. В этом страстном желании проникнуть в тайну человека, а значит, и в тайну своего "я", заложена одна из главных причин жестокости и тяги к разрушению.
Подобное стремление часто можно наблюдать у детей. Ребенок ломает игрушку, чтобы узнать, что у нее внутри; с удивительной жестокостью он отрывает крылья бабочки, пытаясь отгадать тайну этого существа. Отсюда видно, что основная, глубинная причина жестокости заключается в желании познать тайну жизни.
Возникает ощущение, что стремление к неограниченной власти над другим человеком прямо противоположно мазохистскому стремлению, поэтому трудно понять, как эти два явления могут быть связаны. На самом же деле, при всей своей непохожести, обе эти тенденции имеют одну и ту же психологическую причину - неспособность человека выносить собственное одиночество и слабость его личности.
Как уже говорилось ранее, оба эти явления носят симбиотический характер и поэтому тесно связаны друг с другом. Человек не бывает только садистом или только мазохистом. Между активным и пассивным проявлением симбиотической связи существует тесное взаимодействие, и поэтому иногда довольно трудно определить, какая из двух страстей овладевает человеком в определенный момент. Но в обоих случаях личность утрачивает свою индивидуальность и свободу.
Жертвы этих двух пагубных страстей живут в постоянной зависимости от другого человека и за его счет. И садист и мазохист по-своему удовлетворяют потребность в близости с любимым существом, но оба страдают от собственного бессилия и неверия в себя как личность, ибо для этого необходимы свобода и независимость.
Страсть, основанная на подчинении или господстве, никогда не приводит к удовлетворению, потому что никакое подчинение или господство, сколь бы велико оно ни было, не может дать человеку ощущения полного единения с любимым существом. Садист и мазохист никогда не испытывают полного счастья, так как пытаются добиться все большего и большего.
Результат такой страсти - полный крах. Иначе и быть не может. Направленные на достижение чувства единения с другим, садизм и мазохизм при этом разрушают ощущение целостности самого человека. Те, кто одержим этими страстями, не способны к саморазвитию, они становятся зависимыми от того, кому подчиняются или кого порабощают.
Есть только одна страсть, которая удовлетворяет потребность человека в соединении с другим, в то же время сохраняя его целостность и индивидуальность - это ЛЮБОВЬ. Любовь позволяет развивать внутреннюю активность человека. Переживания любви делают бесполезными всякие иллюзии. Человеку больше не надо преувеличивать достоинства другого или же представления о самом себе, потому что реальность любви позволяет ему преодолевать свое одиночество, ощущая себя частицей тех могучих сил, которые заключены в акте любви.
В любви человек един со всей Вселенной, он открывает для себя целый мир, оставаясь тем не менее самим собой: особым, неповторимым и в то же время ограниченным и смертным существом. Именно из этой полярности единения и обособленности рождается любовь.
Любовные переживания приводят к парадоксальной ситуации, когда два человека становятся единым целым, но при этом остаются двумя равноценными личностями.
Настоящая любовь никогда не ограничивается одним человеком. Если я люблю только одного-единственного и никого больше, если любовь к одному человеку отчуждает меня от других людей и отдаляет от них, то я определенным образом привязан к этому человеку, но я его не люблю. Если я могу сказать: "Я люблю тебя", то тем самым я говорю: "В тебе я люблю все человечество, весь мир, я люблю в тебе самого себя". Любовь противоположна эгоизму, она делает человека, как это ни парадоксально, более сильным и счастливым, а значит, и более независимым.
Любовь - это особый путь познания тайны самого себя и другого человека. Человек проникает в другое существо, и его жажду познания утоляет соединение с любимым. В этом единении человек познает себя, другого, тайну всего живого. Он "познает", но не "узнает". К познанию он приходит не путем размышлений, а соединяясь с тем, кого любит.
Садист способен уничтожить предмет своей страсти, разорвать его на части, но он не может проникнуть в тайну его существа. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, человек открывает себя, открывает другого, открывает человека. Переживания любви - единственный ответ на вопрос, что означает быть человеческим существом, и только любовь может служить гарантией душевного здоровья.
Для большинства людей проблема любви, прежде всего, заключается в том, как быть любимым. На самом же деле быть любимым гораздо легче, чем любить самому. Любовь - это искусство и ею нужно уметь овладеть так же, как любым другим видом искусства.
Любовь - это всегда действие, проявление силы человеческой натуры, которое возможно только при условии полной свободы и никогда - вследствие принуждения. Любовь не может быть пассивным проявлением чувства, она всегда активна, в состояние любви нельзя "впасть", в нем можно "пребывать"…
Фромм Э. Уравнение с одним обездоленным. Эрос. Сборник. - М., 1991, с. 299-311.http://www.aquarun.ru/psih/psex/ps10.html
Эксгибиционизм(от лат. еxhibeo – выставлять, показывать) – периодическая или постоянная наклонность к демонстрации собственных половых органов (обычно лицам противоположного пола) или в общественных местах без предложения и без намерений более близкого контакта.
Не всегда, но иногда во время демонстрации имеет место половое возбуждение с видимой эрекцией у мужчин, которое может сопровождаться мастурбацией. Эта наклонность обостряется в периоды эмоционального стресса или кризиса, после долгой напряженной работы, перемежаясь длительными периодами без подобного поведения.
Это одна из чаще всего встречающихся сексуальных девиаций, составляющая 25-30% всех проявлений подобного рода. Эксгибиционизм также относится к наиболее известным отклонениям, вызывая интерес, живую реакцию, дискуссии и неся на себе оттенок сенсационности. Объяснение этому кроется в том, что прочие девиации скрываются, маскируются, а подверженные им лица по вполне понятным причинам реализуют собственные потребности тайно.
В случае эксгибиционизма нетипичное поведение носит "открытый", демонстративный характер. Кроме того, большинству людей сексуальные девиации известны лишь по литературе и устным рассказам, а вот с эксгибиционизмом значительной части женщин довелось столкнуться на практике, причем своими впечатлениями от этого (в значительной мере драматизированными) они, естественно, делились с другими.
Возникновение эксгибиционизма, как явления, связано с распространением постоянного ношения одежды и сопутствовавшему ему представления о постыдном характере наготы. Случаи эксгибиционизма были известны уже в античности.
Так, Феофраст писал:
«Бесстыдство нетрудно определить: это явное и непристойное озорство, а бесстыдный вот какой человек. Повстречавшись со свободными женщинами, он задирает плащ и показывает свой пол…»
В культурах, где нагота не считалась постыдной, эксгибиционизм не наблюдается. В западной цивилизации его появление связывают с распространением пуританской идеологии, связанной с подавлением сексуальности.
В человеческом обществе мужские гениталии являются символом силы и власти, что закреплено в некоторых непристойных, часто агрессивных жестах, имеющих фаллическое значение. Комплексы, порождающие подсознательные сомнения в своей мужской полноценности, являются основой фаллической демонстрации, предпринимаемой для самоутверждения. Посредством акта эксгибиционизма человек пытается восстановить в своих глазах и восстанавливает на некоторое время свой престиж.
Исходя из сказанного - акт эксгибиционизма у человека является своеобразной формой подсознательного самоутверждения, соединен с эмоциональным напряжением, дающим разрядку в столь своеобразной агрессии, наблюдении ответных эмоциональных реакций, а также в собственных эмоциональных реакциях, связанных с архаичным страхом предстоящей схватки, символизирующейся возможностью преследования и наказания.
Цель эксгибициониста – эпатаж с наблюдением ответной эмоциональной реакции жертвы, в которой бы удивление смешивалось с испугом и любопытством. Наличие комплекса этих реакций может привести к продолжению демонстрации половых органов, но уже с мастурбацией. Отсутствие всякой реакции ведет к неудовлетворенности эксгибициониста с возможностью развития фрустрационной агрессии и к поиску новой жертвы. Важнейшим компонентом удовлетворения эксгибициониста являются его собственные эмоции и вегетативные реакции, связанные не только с эмоциями жертвы, но и со страхом преследования.
Важное значение при этом имеет испуг женщин, и эксгибиционисты стремятся появиться внезапно - из-за кустов, в проеме окна, в подъезде дома. Некоторые эксгибиционисты вечерами, надев плащ или пальто и обнажив половые органы, прячутся в тени возле пустынных остановок городского транспорта, электропоездов, а затем, внезапно появляясь в свете фонарей, распахивают одежду.
Abraham считает, что эксгибиционизм является проявлением садомазохизма или его тенденций: садистским потребностям удовлетворяет страх и возмущение жертвы ситуацией, а также ее страх перед половым членом внушительных размеров, мазохистским же — желание быть осмеянным, особенно в случаях обладания эксгибициониста половым членом скромных размеров. При сочетании эксгибиционизма с садизмом пациента в первую очередь привлекают реакции страха и стыда у женщины, а при сплетении с мазохизмом, наоборот, у него преобладают собственные ощущения стыда и страха перед наказанием.
Эксгибиционизм в зачаточной форме, как возрастную норму, можно обнаружить у детей в обнажении и разглядывании друг у друга половых органов. Попытки обнажения отмечены
Ø у 5% детей моложе 7 лет,
Ø единичные случаи - у детей 7-11 лет,
Ø а среди подростков к этому склонны - 1% мальчиков и 1% девочек.
Отмечена зависимость частоты явлений эксгибиционизма в детских учреждениях от психопатологической и соматической отягощенности детей.
- У соматически больных и ослабленных детей обнажение встречается редко,
- у соматически здоровых наблюдается чаще, чем у соматически больных или ослабленных,
- максимума достигает у психически больных детей.
В детском возрасте в норме демонстрация половых органов сексуальным возбуждением не сопровождается. При снижении порогов возбудимости и нарушении сроков психосексуального развития, чаще всего обусловленных психическими заболеваниями, демонстрация половых органов сопровождается вначале половым возбуждением, а затем подкрепляется оргазмом.
Одним из механизмов возникновения эксгибиционизма в пубертатном возрасте может быть внезапное появление взрослых во время мастурбации. Страх, стыд резко усиливают высокое половое возбуждение, в связи с чем, наступает необычно яркий оргазм. В последующем для получения ярких ощущений пациенты ищут повторения подобных ситуаций, а долго практикуемые акты эксгибиционизма закрепляют патологическое влечение.
Актам эксгибиционизма в большинстве случаев предшествуют продромальные явления, которые характеризуются беспокойством, генерализованной тревожностью, рассеянностью внимания, раздражительностью, повышением двигательной активности, появлением интенсивных мастурбаторных фантазий с кристаллизацией в них объекта влечения. Возникает навязчивая потребность в эксгибиционистском акте, вначале слабо осознаваемая, затем вполне сознательная. Однако эта потребность не всегда осознается, акт эксгибиционизма может быть выполнен неожиданно и для эксгибициониста по велению внезапно возникшего импульса, которому невозможно противостоять.
Деликт осуществляется при сильном сужении сознания с нарушением способностей руководить своими поступками в полной мере, прогнозировать ситуацию и замечать внешнюю опасность со стороны посторонних. Ввиду этого эксгибиционист не может запомнить посторонние для него объекты (людей, обстановку и т.д.). После совершения деликта интеллектуальное и физическое благополучие эксгибициониста восстанавливается. Период ремиссии (благополучия) индивидуален, зависит от сочетания многих факторов.
Эксгибиционизм - типичный невротический симптом, за которым стоит неуверенность в себе, страх перед женщиной, неумение подойти к ней. Это своеобразная форма компенсаторного поведения и символической агрессии.
Анти - сексуальные установки и незнание сути эксгибиционизма приводят к тому, что неожиданное столкновение с актом эксгибиционизма вызывает психическое потрясение, негодование «зрителя», да и сам акт эксгибиционизма в некоторых странах Запада расценивается как сексуальное насилие. Подобные реакции, желанные для эксгибиционистов, являющиеся их целью, только благоприятствуют увеличению частоты случаев эксгибиционизма.
Из всех сексуальных правонарушителей эксгибиционисты, пожалуй, являются самыми безобидными. Однако описаны редкие случаи избиения эксгибиционистами потерпевших из-за неадекватной их ожиданиям реакции жертв.
Страх жертвы более связан с опасностью физического насилия, но он обычно необоснован. Однако нет правил без исключения – изредка встречаются случаи перехода эксгибициониста к физической, сексуальной агрессии. В таких случаях уместно говорить о сексуальном насилии, предваренном актом эксгибиционизма. Субъект такого преступления, по своей сути, является не эксгибиционистом, а насильником.
Большинство эксгибиционистов - молодые, люди,
старше 40 лет, среди них - мало.
В быту эксгибиционисты часто бывают робкими, стыдливыми, безынициативными, инфантильными, неагрессивными и неконфликтными людьми, с некоторым комплексом своей неполноценности, сниженным чувством самосознания. Отличаются застенчивостью, испытывают разные сексуальные трудности, стесняются своего тела, хотели бы иметь более внушительный член и т. п. Они имеют затруднения в общении с женщинами, характеризуются отсутствием стремления к установлению с ними сексуальных контактов, хотя в мечтах это стремление может быть высказано.
- Эксгибиционистами часто бывают "витально-суженные" натуры, с неудовлетворенной потребностью в любви и неспособные найти удовлетворение в самих себе. Для них эксгибиционирование служит поиском контакта или аутистической формой самоутверждения.
Наблюдения, касающихся эксгибиционистов, основываются на изучении весьма специфического контингента - лиц, столкнувшихся с представителями правопорядка и подвергнутых по решению суда врачебной экспертизе.
- Существует популяция эксгибиционистов, удовлетворяющих свои потребности более утонченным, тайным образом, не вступая в открытый конфликт с законом. Такие эксгибиционисты состоят в браке, обеспечены хорошей работой, обладают довольно высоким интеллектом, обычно ничем другим, кроме эксгибиционизма, они не проявляют своей асоциальности.
Эти подгруппы существенным образом отличаются одна от другой, причем вторая часто не испытывает проблем в своей сексуальной жизни, состоит в удачных и прочных партнерских союзах, а эксгибиционизм служит ей "дополнением" к нормальному половому сожительству. Такое дополнение свидетельствует о скрытых мотивах, одним из которых является потребность нравиться, демонстрировать себя, свою значимость, власть. Это касается главным образом тех мужчин, которые, чувствуя себя порабощенными собственными матерями, а потом женами, в результате проявляли стремление к доминированию в фаллической форме.
Партнерши некоторых женатых эксгибиционистов не подозревают о другой натуре мужа, и такое поведение может продолжаться достаточно долго, так как тот не проявляет ни малейших девиационных тенденций в супружеской половой жизни. Лишь приблизительно 1/3 женатых эксгибиционистов проявляют склонность к экспонированию своей наготы в форме, отличающейся от типично мужского поведения. Бывает, что в результате собственного "расследования" или чисто случайно жена все-таки узнает правду, что становится для нее шоком. В последнем случае мужчину чаще всего характеризуют как доброго, спокойного человека, мягкого по характеру, любящего детей, не отличающегося какими-либо нарушениями в половой жизни.
Позитивное отношение к мужу побуждает жену к оказанию ему помощи, хотя характер девиационного поведения причиняет ей боль: "Уж лучше бы он изменял мне, чем вытворять такое". Кстати, и это уже доказанная закономерность: подавляющее большинство женатых эксгибиционистов никогда не изменяют своим супругам.
В большинстве случае лечение эксгибиционизма возможно, и дает положительные результаты, однако длится оно несколько месяцев.
Наиболее эффективной является психотерапия в сочетании с фармакотерапией. Когда в процессе лечения существует возможность сотрудничества с партнершей пациента, используются специальные тренировочные методы, облекаемые в форму "домашних заданий" с целью не только ликвидировать мотивацию к поведению подобного рода, но и исключить его вообще. Хуже, если эксгибиционизм связан с глубокими нарушениями индивидуальности, тогда психокоррекция требует более продолжительного времени, равно как и фармакотерапия.
Установлены также случаи возникновения эксгибиционизма при психических заболеваниях (в таких случаях он относился к комплексу симптомов данной болезни).
Эксгибиционизм может быть связан не только с патологией психики, встречаются случаи эксгибиционизма из хулиганских побуждений.
Так, например, клиническая оценка 19 юношей – сексуальных правонарушителей, совершивших множественные акты эксгибиционизма или непристойных телефонных звонков (скатофилия), показала, что большинство их воспитывались в мульти-проблемных семействах, но их психический статус не соответствовал критериям диагноза paraphilia (сексуальное извращение), однако, это не исключало наличие каких-либо сексуальных проблем и отклонений.
Эксгибиционизм традиционно считается мужской “привилегией”. Однако ряд авторов отмечают, что некоторые женщины, имеют определенные эксгибиционистские тенденции. По результатам исследований Г. Б. Дерягина, склонность к эксгибиционизму наблюдается у 4,2 % студенток и 1,6 % студентов. Это говорит о том, что несмотря на большую известность случаев мужского эксгибиционизма, эта девиация довольно распространена и среди женщин.
К проявлениям мужского эксгибиционизма общество более нетерпимо, чем к проявлению женского. Более того, пуританские традиции сформировали поощрение женского эксгибиционизма для удовольствия мужской части общества, загнав их в общественно приемлемые рамки стриптиза, либо клубного, либо кинематографического. В последнее время получил развитие и мужской стриптиз. На некоторых курортах развивающихся стран достаточно распространен «завлекательный» эксгибиционизм со стороны аборигенов, проявляющийся в демонстрации гениталий с целью меркантильной вербовки сексуального партнера.
А. М. Свядощ считает целесообразным дифференцировать эксгибиционизм как форму половой психопатологии от обнажения, не связанного с патологией полового влечения.
Современные «эксгиби», как и далёкие предки, демонстрируют свое тело в различных местах, начиная с «невинных» эротических сессий для телешоу, журналов, интернета и заканчивая порнографическими оргиями на всевозможных информационных носителях. Эксгибиционизму подвержены не только нудисты, стриптизёры но и «фанаты обнажёнки», эти случаи не могут быть отнесены к эксгибиционизму как форме половой психопатологии, однако, здесь возможно наличие каких-либо психологических проблем и отклонений.
Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух вариантах, определяемых термином эксгибиционизм:
Ø Неприемлемый (нелегальный, девиантный) эксгибиционизм – непреодолимая потребность в обнажении перед зрителем или партнёром (партнёрами) вопреки их желанию и нормам и правилам установленных законами страны проживания.
Ø Приемлемый (легальный) эксгибиционизм – это возможность удовлетворить собственную потребность в обнажении перед зрителем или партнёром (партнёрами) не нарушая норм и правил, установленных законами страны проживания.
Случаи эксгибиционизма из хулиганских побуждений, также следует рассматривать отдельно.
Вуайеризм (от франц. voyeur-зритель), визионизм (от лат. visionis - взгляд), или скоптофилия (от лат. scope-обозрение), - это влечение к созерцанию полового акта или обнаженных половых органов, потребность подсматривать за обнаженными женщинами или за сексуальными действиями других. Это стремление получить сексуальное удовлетворение от мечтаний и эмоций, возникающих во время тайного рассматривания полового акта других. Вуайеризм характеризуется навязчивостью проявлений, сочетающихся с ощущением удовольствия. Термин охватывает широкий спектр клинических состояний, одни из которых считаются нормальными, другие извращенными.
Сам по себе такой интерес вполне нормален. Редкий мальчик удержится от соблазна тайком посмотреть на голую женщину, а многие мужчины охотно смотрят порнографические картинки и фильмы.
Перверсный вуайеризм предполагает навязчивую ненасытную потребность; он может приводить к высокой тревожности, чувству вины и мазохистскому поведению. Сам акт разглядывания часто имеет садистское значение. Он может выполнять и защитную функцию, защищая наблюдателя от активного действия.
Плачевна была участь первых «известных вуайеристов». Сын Аристея и Автонеи беотийский охотник Актеон подсмотрел за купающейся Артемидой, за что был обращен разгневанной богиней в оленя и растерзан собаками. С другой стороны, император Тиберий, по свидетельству Светония, любил наблюдать, как «молодые девушки и юноши образовывали друг с другом тройную цепь, и обнявшись, таким образом, совокуплялись на его глазах; зрелище это имело целью подогреть потухавшие страсти старика». Той же цели – разнообразить эротические удовольствия и придать им наибольшую пикантность – служило подглядывание в XVII–XVIII веках. Причем в это время подсматривание, предполагающее анонимность наблюдателя, превращается почти в театр, когда актеры прекрасно осведомлены о наличии в зале публики. Вуайеризм является принципиально важной особенностью китайского эроса. Подглядывать может кто угодно за кем угодно: приятель за приятелем – для развлечения, слуга за хозяином, безбрачные монахи за брачующимися мирянами. Наблюдая разнообразие любовных игр, разумная девушка занимается самообразованием, узнает немало нового, интересного и полезного. То, что «третьим лицом» выступали, как правило, женщины, объясняется социальным устройством общества. Согласно даосским представлениям, переживание экстаза внутри, без его реализации вовне, питает божественные сущности, живущие в человеческом организме. Возможен и еще более рафинированный вуайеризм – подглядывание за подглядыванием. Так, на одной из картинок XIX века дама следит за любящими друг друга кошками, а за ней в окно наблюдает юноша. Совсем иначе обстоит дело у мусульманских народов – ислам предписывает тщательнейшим образом скрывать гениталии от нескромного взгляда, так что даже мужчины справляют малую нужду на корточках и штаны снимают, уже присев. С другой стороны, такая регламентация, вероятно, служит косвенным подтверждением того, что явление существует – хотя бы как намерение, поскольку если чего-то вообще нет, нечего его и запрещать. < |