Двенадцатая директива — «не чувствуй себя хорошо».
Передается родителями, говорящими в присутствии ребенка: «Несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5» или «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку».
Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл этого поведения такой — «вам должно быть стыдно — ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы».
Последствия такого поведения могут быть печальными, ведь эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате, их состояние, естественно, ухудшается. Постепенно история жизни таких людей трансформируется в историю болезни.
Может быть, вы увидели в описании директив кое-что «про себя», и первым вашим внутренним побуждением было оправдать своих родителей (например — «они растили меня в трудное время»). Это желание совершено нормально, поскольку каждый из нас несет в себе внутреннего ребенка всю жизнь. А для ребенка, чувствующего себя продолжением родителей, считать, что его родители «плохи», значит считать «плохим» себя. Ребенок никогда не выдвигает к родителям требования: «Я буду любить тебя, если ты...» (по крайней мере до определенного возраста и определенных обстоятельств, о которых мы, может быть, расскажем в другой раз). Любовь маленького ребенка к родителям всегда безусловна.
Чем же можно помочь себе и другому, если действие подобных директив препятствует самореализации в жизни? Скажем сразу, пытаться «изменять», «перевоспитывать» родителей, выяснять с ними отношения по поводу того, как они вас воспитывали в детстве — дело совершенно бесперспективное.
Если вы ожидаете, что родители своей властью отменят одни директивы и дадут другие, «лучшие», то вы до сих пор пребываете в инфантильной зависимости и стремитесь жить по указке «старших».
Просто допустите, что с данного момента именно вам принадлежит право сделать выбор —делать или не делать чего бы то ни было.
Следование директивам помогало вам — маленькому и зависимому — приспособиться к требованиям больших и свободных людей, которые, не спрашивая вашего согласия, решали, опираясь на вашу безусловную любовь, свои собственные, не всегда вам известные проблемы. Но сейчас ситуация изменилась: взрослый — это вы. А каждый человек имеет право сознательно изменять бессознательные решения, принятые им в детстве.
Возникает вопрос: а можно ли в принципе воспитать ребенка, никогда не прибегая к подобным директивам? Это возможно лишь теоретически — если ребенка воспитывает человек, полностью решивший все свои личные проблемы и свободный от создания новых, что практически нереально.
Все мы, воспитывая детей, остаемся детьми собственных родителей и продолжаем решать задачу своего взросления именно в ходе воспитания детей. И другого пути у нас нет.
Поэтому избежать директив вы как родитель не можете. Это трагично, но это не главное. Главное же состоит в том, чтобы, во-первых, ваш ребенок смог увидеть, что вы сами освобождаетесь от директив, данных вам вашими родителями, и, во-вторых, вы оставляете и ему возможность изжить директивы, полученные от вас, уже не в отношениях с вами, а в более широкой человеческой общности. Имеет смысл и ограничить время своей психологической власти определенными возрастными границами, о которых ребенок должен знать. Эти границы могут совпадать и со временем гражданского становления человека.
Директивы неизбежны, но зависимость от них отнюдь не фатальна. С освобождением от этой зависимости обычно и связан кризис середины жизни.
И еще об одном. Не следует путать директивы с моралью. Директивы всегда бессознательны, мораль же всегда сознательна. Родители прибегают к дерективам именно потому, что они не всесильны, а задачу управления ребенком с них никто не снимет.
И в заключение — несколько слов апологии директивам. «Радуйтесь препятствиям — ими вы растете». Директивы в нашей жизни есть вызов нашей способности к развитию. И как и всякий вызов — его можно принимать, а можно и не принимать. Осознание в себе бессознательных влияний дает опыт, который невозможно получить иным путем. Создание же стерильной «воспитательной среды», лишенной директив, есть педагогическая утопия, которая стоит ровно столько, как и любая другая утопия.
Взрослые действительно многое могут, но они не могут одного — решить за ребенка задачу его взросления и освобождения от их собственных бессознательных влияний. Каких? Пусть каждый решит это сам.
И как ребенок своих родителей, и как родитель своих детей.
Литература
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1993.
2. Беттельхейм Б. Просвещенное сердце // Человек. — 1992. — №№2— 5.
3. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. — М., 1991. За. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. — Воронеж, 1994.
4. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль.—М., 1994.
5. Классический психоанализ детского возраста. — Красноярск, 1994. 5а. Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии. —
М., 1994.
6. Марконе М. Д. Девятимесячный сон: Сны в период беременности.— М., 1993.
7. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. — Воронеж, 1993.
8. Сидоренко Е. В. Экспериментальная групповая психология: Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. — СПб., 1993.
8а. Скинер Р., Клина Дж. Семья и как в ней уцелеть. — М., 1995.
9. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. — М., 1994.
10. Урсано Р., Зонненберг С, Лазар С. Психодинамическая психотерапия.—М., 1992.
11. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
12. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. — М., 1991.
13. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. — М., 1989.
14. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
15. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
17. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.
18. Юнг К. Г. Конфликты детской души. —М., 1995.
Публикации авторов
19. По обе стороны запретов // Если, 1993, № 10.
20. «Ими вы растете...» // Знание —сила, 1994, № 10.
21. «Моя мама —учительница...» // Учит, газ., 1992, № 29.
22. Управление через тайну, или Игры вокруг секса // Там же, № 41—45.
23. «В детстве рос и развивался нормально...» // Там же, № 48.
24. В чем ущемлен «неущемленный» секс // Там же, 1993, № 5.
25. Запрет на инцест и его «победители» // Там же, 1993, № 31.
26. Лосева В. К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений.— М.: А. П. О., 1995 (серия «Психологическая помощь и консультирование», вып. 1).