Метод паровой стерилизации выделен ООН как приоритетный для обезвреживания медицинских отходов.

«Методы, отличные от метода стерилизации паром, следует использовать лишь в тех случаях, когда применение метода стерилизации паром является неоправданным или нецелесообразным»(Протокол UNEP/CHW.6/20 от 22 Августа 2002 «Технические руководящие принципы экологически обоснованного регулирования биомедицинских и медицинских отходов», п. 87).

Таким образом, при создании участка для обеззараживания опасных медицинских отходов в ЛПУ, в первую очередь стоит рассмотреть перспективу применения парового утилизатора, оснащенного функцией измельчения. И лишь в случае, когда в силу каких-либо обстоятельств это невозможно, подбирать установку, которая осуществляет обеззараживание по другому принципу.

Сбор, временное хранение отходов цитостатиков и генотоксических препаратов и всех видов отходов, образующихся в результате приготовления их растворов (флаконы, ампулы и другие), относящихся к медицинским отходам класса Г, без дезактивации запрещается. Отходы подлежат немедленной дезактивации на месте образования с применением специальных средств. Также необходимо провести дезактивацию рабочего места. Работы с такими отходами должны производиться с применением специальных средств индивидуальной защиты и осуществляться в вытяжном шкафу.

Лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, собираются в одноразовую маркированную упаковку любого цвета (кроме желтого и красного).

Накопление и временное хранение отходов

Контейнеры с отходами класса А хранятся на специальной площадке. Контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны не менее чем в 25 м от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 1,5 метра во все стороны. Площадка должна быть ограждена.

Накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов Б и В осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц. В небольших медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное оборудование). Применение холодильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.

Участок по обращению с отходами классов Б и В является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок). Участок располагается в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории и осуществляет сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизацию отходов классов Б и В. Размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается (кроме помещений для обеззараживания в лабораториях, осуществляющих работы с возбудителями 1 - 4 групп патогенности).

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И проведению производственного контроля

Основными документами, регламентирующими порядок осуществления государственного санитарного надзора, являются:

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”;

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ);

Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”;

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322;

“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

В рамках осуществления своей функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ и защиты прав потребителей Роспотребнадзор проводит проверки медицинских учреждений – плановые 1раз в три года и внеплановые.

Поводом для внеплановой проверки может послужить, например, обращение заявителя, содержащее информацию о нарушении его прав как потребителя, либо о нарушении санитарных требований. Как указано в п. 17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, “в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется”.

Производственный контроль производится лечебной организацией с целью обеспечения безопасных условий осуществления лечебно-диагностического процесса для пациентов и медицинского персонала, а также с целью профилактики возникновения и распространения ИСМП.

В ходе производственного контроля в ЛПО проверяются:

- соответствие состава и площади помещений санитарным нормам, их санитарно-техническое состояние и санитарное содержание;

- санитарное состояние и содержание прилегающей территории;

- наличие санитарно-эпидемиологических заключений (в целом по ЛПУ, аптеки, лаборатории, рентгеновского кабинета);

- наличие лицензий на медицинскую и фармацевтическую деятельность;

- параметры микроклимата, микробиологических, химических показателей внутрибольничной среды, а также проводится гигиеническая оценка вредных факторов производственной среды.

Кроме того производственный контроль согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность” включает проверку:

- наличия в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- назначения лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;

- организации лабораторно-инструментальных исследований;

- наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;

- ведения визуального контроля уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

В рамках производственного контроля не проводятся лабораторно-инструментальные исследования в организациях осуществляющих деятельность без парентерального вмешательства, без использования медицинского инструментария и оборудования, без применения лечебно-диагностических приборов, являющихся источниками ионизирующего и неионизирующего излучения, не осуществляющих работы с микроорганизмами 1-4 группы патогенности.

Периодичность проведения производственного контроля зависит от объекта контроля, например: за эффективностью работы стерилизационного оборудования - химический при каждом цикле, бактериологический - 1 раз в полгода; за эффективностью дезинфекционных мероприятий (смывы, воздух) 2 раза в год: контроль содержания химических веществ в воздухе – 1 раз в год или в 2 года и т.д.

В целях профилактики внутрибольничного легионеллеза в отделениях (палатах) для лечения иммунокомпрометированных пациентов (трансплантологии, онкогематологии, ожоговых и т.п.) при температуре горячей воды в точках разбора (душевые сетки) ниже 60 градусов рекомендуется применять дополнительные средства защиты (специальные фильтры). Микробиологический контроль на наличие легионелл в этих учреждениях осуществляется 2 раза в год, точка отбора - перед поступлением в распределительную сеть. При температуре горячей воды выше 65 градусов и холодной воды ниже 20 градусов микробиологический контроль не проводится.

Администрацией ЛПО организуется контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже 1 раза в год.

Контроль эффективности работы системы вентиляции проводится 1 раз в год, при необходимости чаще (ремонтные работы). Замена бактерицидных фильтров, очистка и дезинфекция приточной системы вентиляции проводится 1 раз в полгода.

При использовании сплит-систем очистка и дезинфекция фильтров и теплообменника производится 1 раз в 3 месяца. При наличии централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха в целях профилактики внутрибольничного легионеллеза микробиологический контроль данных систем на наличие легионелл проводится 2 раза в год. Кондиционирующие установки небольшой мощности без увлажнения воздуха и сплит-системы контролю на легионеллы не подлежат.

Вопросы для самоподготовки

1. Определение понятия больничная гигиена. Специфика проблемы и основные задачи больничной гигиены.

2. Характеристика современных лечебно-профилактических организаций. Виды ЛПО по профилю, месторасположению и территории обслуживания.

3. Гигиенические требования к размещению больницы на территории населенного пункта. Выбор земельного участка для строительства ЛПО.

4. Сравнительная гигиеническая характеристика существующих систем больничного строительства.

5. Характеристика больничного участка, зонирование территории.

6. Особенности внутренней планировки лечебных организаций, планировки и гигиенические требования к палатной секции.

7. Архитектурно-планировочные мероприятия по оптимизации внутрибольничной среды в специализированных отделениях больниц (инфекционное отделение; хирургическое отделение, оперблок; детское отделение; акушерских отделений (стационаров)).

8. Архитектурно-планировочные мероприятия по оптимизации внутрибольничной среды стоматологических организаций.

9. Гигиенические требования к санитарно-техническому обеспечению лечебно-профилактических учреждений.

- водоснабжение, канализация;

- отопление, вентиляция, кондиционирование.

10. Классификация, правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ.

11. Санитарно - гигиенические мероприятия по профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи в организациях здравоохранения.

12. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению производственного контроля

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ

1. В инфекционном боксе предусматривается вентиляция

1. приточная с механическим побуждением

2. вытяжная с механическим или естественнымпобуждением

3. приточно-вытяжная с преобладанием притока

4. приточно-вытяжная с преобладанием вытяжки

5. приточно-вытяжная с равным объемом притока и вытяжки

2. В операционной предусматривается вентиляция

1. приточная с механическим побуждением

2. вытяжная с естественным побуждением

3. приточно-вытяжная с преобладанием притока

4. приточно-вытяжная с преобладанием вытяжки

5. приточно-вытяжная с равным объемом притока и вытяжки

3. Бактериальные фильтры в системе приточной вентиляции операционной должны располагаться

1. в воздухозаборной шахте

2. в вентиляционной камере вместе с калорифером

3. в воздуховоде

4. перед приточной решеткой

4. Сточные воды инфекционных отделений больниц

1. отводятся в городскую канализацию

2. обеззараживаются перед спуском в городскую канализацию

3. перед спуском в городскую канализацию подвергаются очистке и обеззараживанию

4. решение вопроса зависит от конкретных санитарных условий

5. В помещениях душевых, санитарных узлов предусматривается вентиляция

1. приточная

2. вытяжная с естественным побуждением

3. вытяжная механическая

4. приточно-вытяжная с равным объемом притока и вытяжки

5. приточно-вытяжная с преобладанием вытяжки

6. В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИ-ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УСЛОВИЙ ДОПУСКАЕТСЯ РАЗМЕЩАТЬ

1. фельдшерско-акушерские пункты мощностью не более 300 посещений в смену

2. противотуберкулезный диспансер мощностью не более 100 посещений в смену

3. амбулаторно-поликлиническую ЛПО с дневным пребыванием не более 150 пациентов

4. наркологический диспансер мощностью не более 50 посещений в смену

5. кабинет консультативного приема врача-дерматолога мощностью не более 100 посещений в смену

7. Палаты для совместного пребывания родильниц и новорожденных в родильном доме предусматриваются

1. не более 2-х коек

2. не более 4-х коек

3. не более 2-х материнских и 2-х детских коек

4. не более 4-х материнских и 4-х детских коек

8. Набор помещений палатой секции определяется

1. количеством коек в отделении

2. количеством отделений в больнице

3. профилем больницы

9. Факторами передачи внутрибольничной инфекции являются

1. воздух, руки, инструменты, бессимптомные носители патогенных микроорганизмов, перевязочный материал

2. воздух, руки, инструменты, больные острыми формами гнойно-септических заболеваний, перевязочный материал

3. воздух, руки, инструменты, белье, перевязочный материал

10. Медсестры, работающие в процедурных кабинетах, подлежат периодическим медицинским осмотрам в связи с

1. перенапряжением зрения

2. нагревающим микроклиматом

3. локальным перенапряжением кистей рук

4. контактом с антибиотиками

11. Ответственным за определение контингента лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в ЛПУ, является

1. специалист ФГУЗ

2. терапевт отделения

3. профпатолог

12. При размещении операционных друг над другом

1. септические операционные следует размещать выше асептических

2. асептические операционные следует размещать выше септических

13. СИСТЕМА БОЛЬНИЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРИ КОТОРОЙ ВСЕ ОТДЕЛЕНИЯ, ЗАНИМАЮЩИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ, СОЕДИНЕНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ОТАПЛИВАЕМЫМИ ПЕРЕХОДАМИ, НАЗЫВАЕТСЯ

1. Централизованная

2. Смешанная

3. Децентрализованная

4. Блочная

14. ПРИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЕ БОЛЬНИЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫЙ ВХОД ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ДЛЯ

1. детского отделения

2. психиатрического отделения

3. инфекционного отделения

4. противотуберкулезного отделения

15. Минимальный размер зоны санитарного разрыва между лечебными корпусами и хозяйственной зоны лпо

1. 15 м

2. 30 м

3. 25 м

4. 50 м

16. с целью снижения естественной освещенности и инсоляции деревья на участке ЛПО высаживаются на расстоянии не ближе

1. 50 м

2. 35 м

3. 15 м

4. 25 м

17. сТРУКТУРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЕЙ БОЛЬНИЦЫ ЯВЛЯЕТСЯ

1. Палатная секция

2. Лечебный корпус

3. Палата на одну койку

4. Палата на 2-4 койки

18. Высота помещений лпо составляет не менее

1. 3,5 м

2. 2,4 м

3. 1,8 м

4. 2,6 м

19. Система больничного строительства, при которой все подразделения размещены в отдельных корпусах небольшой этажности, называется

1. Централизованная

2. Смешанная

3. Децентрализованная

4. Блочная

20. ЛПО, которые располагаются в пригородной зоне в зеленых массивах или жилой зоне, но на расстоянии не менее 100 метров от территории жилой застройки

1. Кожно-венерологический диспансер

2. Психиатрическое отделение

3. Травматологическое отделение

4. Стационар общего профиля с поликлиническим отделением

21. Площадь зеленых насаждений и газонов от площади больничного участка должна составлять не менее

1. 25%

2. 50%

3. 60%

4. 75%

22. ДОпустимая температура воздуха в палатах ожоговых больных находится в пределах

1. 20-210С

2. 21-230С

3. 18-200С

4. 15-180С

23. Окна стоматологических медицинских организаций должны иметь ориентацию на

1. ЮВ, В, СВ

2. З, СЗ, С

3. С, СВ, СЗ

4. ЮВ, Ю, ЮЗ

24. В ОСНОВЕ ДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ НА КЛАССЫ ОПАСНОСТИ ЛЕЖИТ

1. эпидемиологическая опасность

2. токсикологическая опасность

3. пожароопасность

4. негативное воздействие на среду обитания

5. радиационная опасность

25. Дневные стационары при размещении их в жилых и общественных зданиях должны быть

1. ориентированы на ЮВ

2. оборудованы самостоятельной системой вентиляции, канализации

3. оборудованы отдельным входом для пациентов

4. расположены на первом этаже здания

26. Основным условием проектирования операционного блока является

1. изоляция

2. большая площадь

3. удобная связь с другими отделениями

4. расположение на верхнем этаже больницы

27. Площадь участка больницы зависит

1. от системы застройки

2. от коечной емкости стационара

3. от размера населенного пункта

4. от профиля стационара

Выберите все правильные ответы

28. Помещения аптек, в которых приток преобладает над вытяжкой

1. рецептурная

2. ассистентская

3. стерилизационная, дистилляционная

4. расфасовочная

5. хранения запаса лекарственных веществ

29. Специфическими вредностями для операционных блоков стационаров являются

1. анестетические газы, наркотические вещества

2. риск заражения ТБ, В и С- гепатитом, ВИЧ-инфекцией

3. нервно-эмоциональное напряжение

4. скелетно-мышечное напряжение (работа стоя)

5. контакт с антибиотиками

30. Специфическими вредностями в стоматологических кабинетах и отделениях являются

1. шум, вибрация

2. латексные перчатки

3. метилметакрилат

4. риск заражения ТБ, В и С гепатитом, ВИЧ-инфекцией

5. ультразвук

31. Санитарные требования к помещениям и оборудованию асептического блока

1. не допускается подводка воды и канализации

2. предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с преобладанием вытяжки

3. рекомендуется создание чистых камер с ламинарными потоками чистого воздуха

4. проведение дезинфекции воздуха и различных поверхностей бактерицидными лампами

5. наличие специально оборудованного шлюза при входе в блок

32. Организация системы сбора, хранения и транспортирования отходов ЛПУ состоит из

1. сбора отходов внутри медицинского подразделния

2. транспортирования и перегрузки отходов в межкорпусные контейнеры

3. временного хранения отходов на территории ЛПУ

4. транспортирования отходов на полигоны захоронения промышленных отходов

33. Открытые площадки для установки межкорпусных контейнеров

1. не должны организовываться на территории ЛПУ

2. должны располагаться не менее чем в 25 м от лечебных корпусов

3. должны превышать площадь основания контейнера не менее чем на 2,5 м во все стороны

4. должны располагаться не менее чем в 50 м от лечебных корпусов

5. должны превышать площадь основания контейнера не менее чем на 1,5 м во все стороны

34. Операционные блоки должны соответствовать следующим гигиеническим требованиям

1. Размещение наркозных и стерилизационных отдельно от операционной

2. Устройство естественного проветривания

3. Предусмотрено трехзональное деление оперблока

4. Ориентация операционных на восток или юго-восток

5. Наличие санитарного пропускника из трех смежных помещений

35. Показателями чистоты воздуха больничных помещений являются

1. Содержание диоксида углерода

2. Влажность воздуха

3. Содержание продуктов деструкции полимерных материалов

4. Окисляемость

5. Количество микроорганизмов в м3 воздуха

36. Санация воздуха УФ-лучами должна проводится в

1. Операционных

2. Шлюзах

3. Кабинетах врачей

4. Боксах

5. Родильных залах

37. Для обеззараживания воздуха в помещениях стационаров применяются

1. Открытые облучатели

2. Комбинированные облучатели

3. Закрытые облучатели

4. Эритемные люминесцентные лампы

38. При проектировании многопрофильной больницы должно быть предусмотрено размещение в отдельных зданиях (блоках) отделений

1. Инфекционного

2. Операционного блока

3. Терапевтического

4. Детского

5. Физиотерапевтического

39. Очистка воздуха на бактериальных фильтрах в приточных системах вентиляции должна быть предусмотрена для следующих помещений больницы

1. Операционного блока

2. Терапевтической секции

3. Палаты ожоговых больных

4. Хирургической секции

5. Палаты новорожденных

40. Самостоятельные системы приточно-вытяжной вентиляции в больницах предусматриваются для

1. операционного блока

2. родовых залов

3. палатных секций терапевтического отделения

4. палат новорожденных

5. рентгеновских кабинетов

41. Обсервационное отделение в составе родильного дома следует размещать

1. в отдельном отсеке, смещенном относительно основного здания

2. на первом этаже здания

3. на последнем этаже здания

4. не имеет значения

42. Бактериологическую чистоту воздуха в операционном блоке оценивают по следующим показателям

1. общее количество колоний в воздухе

2. золотистый стафилококк

3. общие колиформные бактерии

4. плесневые и дрожжевые грибы

5. гемолитический стрептококк

Ситуационные задачи

Задача № 1

В Управление Роспотребнадзора поступило заявление от стоматологической клиники на получение санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие помещений клиники санитарному законодательству.

В клинике предполагается осуществлять лечение и протезирование зубов.

При обследовании установлено, что стоматологическая клиника находится на первом этаже жилого дома, расположенного в санитарно-защитной зоне фабрики офсетной печати.

Помещения клиники не имеют отдельного входа.

Лечебный комплекс состоит из:

кабинета № 1 - площадью 17,2 кв.м, на одну стоматологическую установку, окна кото­рого ориентированы на ЮЗ;

кабинета № 2 - площадью 9,0 кв.м, на одну стоматологическую установку, окна которого ориентированы на СВ.

В кабинете № 1 (лечебном) пол выложен плиточным линолеумом, стены оклеены моющимися обоями, потолок подвесной армстронг. С целью ускорения диагностики стоматологическая установка снабжена визиографом (дентальный рентгеновский аппарат с приставкой для видеографии).

В кабинете № 2 (ортопедическом) стены оклеены моющимися обоями, пол покрыт линолеумом, потолок подвесной – типа «армстронг».

В момент обследования в кабинете № 2 вел прием врач-ортопед.

ЗАДАНИЕ:

1. Дать заключение о расположении стоматологической клиники и характере внутренней отделки помещений.

2. Дать рекомендации по проведению дополнительных исследований.

3. Перечислить выявленные недостатки внутренней планировки помещений и нарушения санитарно-противоэпидемического режима.

4. Решить вопрос о возможности выдачи заключения.

Задача №2

Специалистами отдела по надзору за состоянием среды обитания и условиями проживания Управления Роспотребнадзора проведено санитарно-гигиеническое обследование нейрохирургической клиники. Установлено, что нейрохирургический стационар размещен в современном больничном комплексе, построенном по индивидуальному проекту. Палаты для больных, диагностические и процедурные кабинеты располагаются на трех этажах главного больничного корпуса. Операционный блок расположен в специальной пристройке - двухэтажном здании, соединенном с больничным корпусом при помощи закрытого перехода на уровне второго этажа. Переход представляет собой коридор с двусторонним остеклением, при входе в операционный блок предусмотрен шлюз. Воздухообмен в помещении коридора происходит за счет действия механической вытяжной вентиляции. Для санации воздуха используется система бактерицидных ламп БУВ-30.

В составе операционного блока предусмотрены два непроходимых, разделенных шлюзом отделения: асептическое (для «чистых» операций) и септическое. Инструментальным обследованием операционной асептического отделения установлено: в помещении длиной 6 м, шириной 6 м высотой 3,5 м размещен один операционный стол.

Стены операционного зала облицованы на всю высоту керамической плиткой белого цвета, потолок крашен масляной краской, пол покрыт плиткой.

При исследовании микроклимата зафиксированы следующие показания приборов: показания сухого термометра психрометра Ассмана — 25°С, влажного - 16,5°С. Время охлаждения цилиндрического кататермометра - 153 с (фактор прибора равен 612 мкал см2).

Для оценки влияния осветительных приборов на микроклиматические параметры исследования температуру воздуха на высоте 50 см от поверхности операционного поля - показания термометра - 29°С.

Помещение имеет восточную ориентацию. Площадь застекленной поверхности окон составляет 18,5 м , угол падения световых лучей - 36°, угол отверстия - 15°, высота окон над уровнем пола - 3 м. При освещении естественным светом освещенность на поверхности инструментального столика, расположенного у внутренней стены, определялась на уровне 100 лк, наружная освещенность - 5000 лк. Общая искусственная освещенность операционной составляла 450 лк.

Асептическая операционная снабжена автономной системой механической приточно-вытяжной вентиляции. Ежечасно в помещение подается 560 м3 воздуха, извлекается по системе вытяжной вентиляции 550 м. Поступающий воздух подвергается двухкратной очистке от пылевых частиц и микроорганизмов.

Химический и микробиологический анализ воздушной среды помещения после операционного дня показал: содержание закиси азота составило 7 мг/м3. Бактериальная обсемененность составила 1600 микробных тел в 1 м3.

ЗАДАНИЕ:

1. Дайте гигиеническую оценку планировке и внутренней отделке операционного блока и асептической операционной.

2. Оцените микроклимат операционной с учетом комплексных показателей. Какие изменения состояния оперируемого и хирургов возможны при данных микроклиматических параметрах?

3. Дайте оценку светового режима помещения. Какие мероприятия для создания зрительного комфорта необходимо предусмотреть в операционной.

4. Оцените правильность организации и эффективность работы системы вентиляции операционной.

5. Назовите источники инфицирования воздуха операционной. Какие мероприятия по профилактике ИСМП необходимо проводить в операционных боксах?

Задача №3

Санитарно-гигиеническое обследование инфекционной больницы на 50 коек проведено в связи со значительным увеличением числа случаев внутрибольничной инфекции вирусной этиологии в течение последнего полугодия. Больница построена в шестидесятые годы, имеет два отделения - для воздушно-капельных и кишечных инфекций.

На первом этаже располагаются 4 приемно-смотровых бокса и отделение кишечных инфекций на 20 коек. Для размещения больных используются многоместные палаты. На втором этаже больничного здания располагается отделение воздушно-капельных инфекций на 30 коек, в котором для размещения больных предназначены 14 одноместных и 8 двухместных боксов. В период обследования на лечении в отделении кишечных инфекций находилось 25 человек, в отделении воздушно-капельных инфекций 34. Отделения первого и второго этажей имеют общую лестничную клетку и общий грузовой лифт для подъема белья, пищи и медикаментов. Для ввоза больных в отделение воздушно-капельных инфекций предусмотрен наружный пандус. В больнице предусмотрена система водяного отопления.

При обследовании одной из палат отделения кишечных инфекций установлено: длина помещения - 7,5 м, ширина - 4 м, высота - 3,3 м. В палате размещены 4 больных с диагнозом "дизентерия" и один больной с диагнозом "пищевое отравление" и клиническими признаками ОРЗ. Механическая вентиляция отсутствует, воздухообмен осуществляется через форточку. Средняя температура воздуха 250С, относительная влажность воздуха75-95 %, скорость движения воздуха 0,1 м/сек, КЕО – 2%.

При обследовании одного из боксов отделения воздушно-капельных инфекций установлено высота помещения 3,6 м. В составе бокса: одноместная палата площадь 9 м2, санитарный узел и шлюз и тамбур. В стене, выходящей во внутренний коридор отделения, имеется остекленный проем площадью 4,5 м2. Специальные проемы для передачи пищи и лекарств отсутствуют. Средняя температура воздуха 250С, относительная влажность воздуха 70-75%, скорость движения воздуха 0,15 м/сек.

В отделении воздушно-капельных инфекций воздухообмен осуществляется за счет действия приточной вентиляции с механическим побуждением, подающей воздух в коридор отделения с кратностью - 1,5.

ЗАДАНИЕ:

1. Проанализируйте сложившуюся ситуацию и определите возможные неблагоприятные факторы, которые привели к увеличению числа случаев ИСМП вирусной этиологии в данном лечебно-профилактическом учреждении.

2. Дайте гигиеническую оценку планировке больницы и ее подразделений. Оцените микроклимат и эффективность вентиляции помещений

3. Составить план медико-гигиенических мероприятий для предупреждения внутрибольничных инфекций.

Эталоны ответов к тестовым заданиям

1 – 2 22 – 2
2 – 3 23 – 3
3 – 4 24 – 1
4 – 4 25 – 3
5 – 3 26 – 1
6 – 5 27 - 2
7 – 3 28 – 3,4,5
8 – 4 29 – 1,2,3,4
9 – 1 30 - 1,2,3,4
10 – 4 31 - 1,2,5
11 – 4 32 – 1,2,3
12 – 1 33 – 2,5
13 – 4 34– 1,3,5
14 – 3 35 – 3,5
15 – 3 36 – 1,4,5
16 – 1 37 – 1,2,3
17 – 1 38 – 1,2,4
18 – 4 39 – 1,3,5
19 – 3 40 – 1,2,4,5
20 – 2 41 – 1,3
21 – 2 42 – 1,2

Наши рекомендации