Кафедра эпидемиологии в ПГМА
Организована в 1941 году. Основатель Борис Осипович Райхель. 60-70 гг заведующая кафедрой – профессор Анна Тимофеевна Вайдыш. С 1978 г – 20 лет заведовала профессор Коза Наталья Михайловна.
Эпидемиологический метод: понятие, структура (типы эпидемиологических исследований).
ЭИ – популяц иссл-ния, позв-щие кол-но оценить пок-ли здоровья населения (забол-ть, смертность, др) в конечном итоге с выходом на причинно-следств связи.
Объекты: инфекц, неифекц б-ни, здоров население (фон для формир патол: вр привычки, питание).
Цели: 1. Описание явления, события на попул ур-не. 2. Выявление причины. 3. Прогнозирование. 4. Разработка мер проф-ки. В соотв с целями сущ-т след типы исследований:
1. Описательные.
2. Аналитические (цель: оценка гипотез о ф-рах риска, определение направлений проф-ки в соотв с террит, группами, временем и ф-рами риска)
• случай-контроль (сопоставление информации о подвержености действию изучаемого ф-ра больных и небольных данной болезнью). Полетные.
• когортное (определение интенсивных показателей забол-ти в когортах, подверженных и не подверженных воздействию ф-ра риска). Окончат. В рез-те выявл-ся непоср риск (разность пок-лей забол-ти у лиц, подверж-х и не подв-х действию ф-ра риска) и относит риск (отношение показателей забол-ти в группе лиц, подвергающихся действию ф-ра риска, к показателям лиц, не подверг-ся действию этого ф-ра)
3. Математич моделирование (формально-математическое, качественное).
4. Экспериментальные.
• контролируемый эпид эксперимент (когортн эпид исслед)
• некотролир эпид эксперимент (вмеш-во в естеств ход ЭП проведением мероприятий с послед оценкой в когортн исследов)
- «естественный эксп-т» (напр, связь между облуч и лейкозом в Хиросиме и Нагасаки)
- «физич» моделиров ЭП (замещение в-ля, реже людей, в естеств условиях развития ЭП)
• эксперимент эпизоотия
Этапы. Формулировка цели – выбор вида ЭИ – выбор единицы наблюд и созд определения случая – выявление всех случаев, подходящих под определение – первичная сводка – группировка материала – сравн анализ, статистич обраб – превращ статистич гипотезы в логич – проведение противоэпид меропр – оценк кач-ва и эф-ти меропр.
Хар-ки ЭИ: 1) описательные, аналитич; 2) наблюдение, эксперимент; 3) ретро- и проспективн; 4) поперечные (скрининг), продольные (мониторинг); 5) клинические, полевые; 6) рутинные, спец; 7) полетные (предположительные), окончательные.
Скрининговые исследования: понятие, цель и виды скрининговых исследований.
Вторичная профилактика включает скрининговые исследования для выявления ранних стадий болезни, бессимптомных форм. Целям вторичной профилактики служат периодические обследования работников угрожаемых профессий, флюорографические обследования на туберкулез, измерение АД, сахара и холестерина в крови, серологические реакции, аллергические пробы и др. Скрининговые исследования проводят в виде опроса, анкетирования, физикальных исследований. Скрининговые исследования нужны для дальнейшего углубленного обследования и лечения больных на ранних стадиях заболевания. Проводится вторичная профилактика медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений.
Третичная профилактика направлена на предупреждение ухудшения состояния, осложнений, инвалидизации после того как болезнь проявилась, т.е. предусматривает медицинскую реабилитацию, улучшение качества жизни.
Аналитические исследования. Понятие об исследованиях типа «случай-контроль» и когортных исследованиях.
Цель: оценка гипотез о ф-рах риска, определение направлений проф-ки в соотв с террит, группами, временем и ф-рами риска)
• случай-контроль (сопоставление информации о подвержености действию изучаемого ф-ра больных и небольных данной болезнью). Полетные.
• когортное (определение интенсивных показателей забол-ти в когортах, подверженных и не подверженных воздействию ф-ра риска). Окончат. В рез-те выявл-ся непоср риск (разность пок-лей забол-ти у лиц, подверж-х и не подв-х действию ф-ра риска) и относит риск (отношение показателей забол-ти в группе лиц, подвергающихся действию ф-ра риска, к показателям лиц, не подверг-ся действию этого ф-ра)
1)параллельное (когорта сформирована в настоящее времяи прослежена в будущем);
2) историческое (когорта выделена по архивным документам и прослежена до настоящего времени).