Психические нарушения при неврологических расстройствах
Лекция № 14
Тема «Реабилитация когнитивных нарушений»
План лекции:
Психические нарушения при неврологических расстройствах
2. Психологическая реабилитация пациентов с апраксиями при повреждениях головного мозга.
3.Психологическая реабилитация пациентов с нарушениями мышления при повреждениях головного мозга.
4. Психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга.
Психические нарушения при неврологических расстройствах
Восстановительное лечение пациентов с психическими нарушениями проводится в специальных реабилитационных психиатрических отделениях. При некоторых заболеваниях центральной нервной системы изменения психики не носят столь грубого характера, требующего помещения пациента в психиатрическое отделение. Нарушения психики наблюдаются прежде всего у пациентов с заболеваниями головного мозга: при церебральном атеросклерозе, гипертонической болезни, последствиях травмы черепа и инфекционных заболеваний мозга (особенно энцефалита).
Все психические расстройства в зависимости от механизма их возникновения можно условно разделить на две категории: нарушения, связанные с характером и локализацией патологического процесса в головном мозге, и те, которые возникли в виде реакции на длительную инвалидизацию пациентов и их зависимость от постороннего ухода и обслуживания.
Прогрессирующее течение ряда болезней головного мозга приводит к коренной перестройке характера и изменениям личности заболевшего. Наблюдается снижение памяти, расстройства мышления (замедление его темпа, чрезмерная детализация, слабоумие (деменция), нарушения в эмоциональной сфере: эйфория - необоснованно повышенное настроение, депрессия - постоянное снижение настроения, слабодушие - легко наступающая плаксивость или смешливость, не соответствующая вызвавшему ее незначительному поводу (печальная или торжественная музыка, встреча с друзьями, телевизионная передача и др.) или эмоциональная тупость - равнодушие к окружающим событиям. В некоторых случаях пациенты становятся эгоистичными, злобными, жестокими и лживыми. Работоспособность часто значительно снижается, иногда из-за повышенной утомляемости, в других случаях - из-за чрезмерно тщательного выполнения маловажных деталей труда.
Психические расстройства, связанные с проявлениями основного заболевания, при хронической инвалидизации пациентов и уменьшении их социальной роли в обществе, в том числе и в семье, дополняются реактивными личностными изменениями, чаще в виде астенодепрессивных неврозонодобных проявлений с понижением настроения, неверием в возможность выздоровления, фиксацией внимания на своих болезненных ощущениях, а иногда - с суицидными мыслями и попытками самоубийства. Тип и выраженность неврозоподобных расстройств во многом зависят от преморбидных (сформировавшихся до начала заболевания) черт характера пациента. Вторичные реактивно-личностные изменения легче поддаются коррекции с помощью специальных лечебных мероприятий (психотерапия, трудовая и внетрудовая занятость, лекарства), чем психические расстройства, возникновение которых связано с характером и локализацией основного неврологического заболевания.
Согласно определению D.I. Katz (2008), когнитивная реабилитация представляет собой систематически применяемый комплекс лечебных воздействий, направленных на улучшение когнитивных функций и повышение возможности участия пациента в деятельности, ограниченной из-за расстройств в одной или более когнитивных сферах. Под когнитивными (познавательными) функциями понимают восприятие, переработку, запоминание и хранение значимой для человека информации, языковую деятельность, выражение и применение знаний в подходящих для этого ситуациях.
Психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга
Память как способность хранить и использовать приобретенную информацию, знания представляет совокупность сложных процессов, которые объединяются общим понятием «мнестическая деятельность».
Разные виды мнестической деятельности определяются совокупностью процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Дозированные подсказки
Пациент, потерявший возможность вспоминать происходящие с ним события прежним способом, тем, которым он пользовался до болезни, не может самостоятельно сформировать новые стратегии запоминания и воспроизведения информации. Если раньше вспомнить, что происходило десять минут назад, он мог без всяких усилий, то и теперь не прикладывая усилий, отвечает «я не помню». На самом деле информация в том или ином виде остается в памяти пациента, но для ее извлечения требуется новый алгоритм – алгоритм, основанный на подсказках, логических рассуждениях и сопоставлении фактов. Такой алгоритм формируется нейропсихологом. Например, известно, что 10 минут назад пациент был на занятии лечебной физкультуры. Можно, конечно, просто сообщить ему этот факт, однако никакой пользы такое сообщение не принесет. Поэтому зададим пациенту ряд наводящих вопросов. Например, не устал ли он и, если это физическая усталость, то чем, по логике возможных событий, она могла быть вызвана. Предварительно собрав необходимую информацию о занятии, мы можем наводящими вопросами вызвать из памяти какие-то яркие, эмоционально окрашенные эпизоды. В какой-то момент пациент вдруг скажет: «Да, я вспомнил - только что было занятие лечебной физкультуры!». Произошло вспоминание, пациент сумел с нашей помощью найти в памяти нужные сведения. Информация не дается в готовом виде, но через систему подсказок постепенно извлекается из памяти. Этот процесс, особенно на первых порах, не может быть переложен на плечи родственников – только специалист, знающий законы функционирования памяти, может предложить адекватную систему подсказок и опор для обеспечения результативности процесса поиска в памяти у больного с грубым амнестическим синдромом.
Лекция № 14
Тема «Реабилитация когнитивных нарушений»
План лекции:
Психические нарушения при неврологических расстройствах
2. Психологическая реабилитация пациентов с апраксиями при повреждениях головного мозга.
3.Психологическая реабилитация пациентов с нарушениями мышления при повреждениях головного мозга.
4. Психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга.