Взятие материала на палочку Борде-Жангу.
Показания: выделение возбудителя у лиц с подозрением на коклюш.
Взятие материала осуществляют:
а), натощак; б), используют методы:
I метод - с помощью ватного тампона;
II метод - "кашлевых пластинок".
Техническая подготовка:
1.Герметично закрытые стерильные пробирки с ватными тампонами на металлическом стержне.
2.Чашка Петри с питательной средой.
3.Шпатель в крафт-пакете.
4.Штатив, бикс для транспортировки пробирок, термометр, грелка.
5.Стеклограф.
6.Перчатки.
Выполнение манипуляции:
1. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
2. Стеклографом поставить номер на чашке Петри или пробирке, соответствующий номеру в направлении.
3. Установить пробирку в штатив.
4. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник
I метод - взятие материала с помощью ватного тампона.
Открыть пробку, не вынимая тампон из пробирки изогнуть его о край пробирки под углом 35 гр. на расстоянии 3-4 см от его конца.
Предложить ребенку широко открыть рот.
Левой рукой взять шпатель и фиксировать язык. Ввести тампон в полость рта и взять слизь с задней стенки глотки. Не касаться десен, зубов, языка.
Извлечь тампон, поместить его в пробирку, пробку плотно закрыть. Поставить в термостат (тем. 37 гр.).
П метод - "кашлевых пластинок".
1.. Чашку Петри с питательной средой открыть на расстоянии 5-10 см. от рта,
больного просят 5-6 раз покашлять в течении 10-20 секунд (при отсутствии
кашля надавить на гортань).
2. Быстро закрыть чашку. Поместить в термостат (37-38 гр.).
Заключительный этап:
1.Вымыть и обработать антисептиком руки в перчатках, снять перчатки , зымыть руки.
2.Оформить направление в лабораторию.
Взятие материала на энтеробиоз (метод отпечатка на липкой ленте). Метод Грехэма.
Заранее предупредить маму ребенка или медицинский персонал о том, что процедура делается утром и ребенка не подмывают.
Техническая подготовка:
1. Вымыть и высушить руки. Надеть перчатки.
2. На инструментальный столик положить:
- прозрачную липкую ленту;
- шпатель;
- ножницы;
- предметные стекла;
- стеклограф;
- лотки;
- бланк-направление.
Выполнение манипуляции:
1. Стеклографом поставить номер на предметном стекле, аналогичный номеру в направлении.
2. На кушетке постелить чистую пеленку.
3. Уложить ребенка на левый бок.
4. Отрезать кусок липкой ленты по размеру предметного стекла.
5. Раздвинуть ягодицы ребенка (выполняется матерью или помощником).
6. К перианальной области приложить отрезок ленты, плотно прижав его шпателем.
7. Снять ленту и перенести ее на предметное стекло.
Заключительный этап:
Вымыть и обработать антисептиком руки в перчатках, снять их, вымыть и высушить руки.
Оформить направление в лабораторию.
Соскоб на энтеробиоз (метод Рабиновича)
Техническая подготовка:
1. Глазная лопаточка.
2. Пенал-штатив.
3. Перчатки.
4. Клей: клеол-10 гр., касторовое масло-2,5 грамма, этиловый спирт 96,5 градусный-2,5 грамма, этиловый эфир-5грамм.
Выполнение манипуляции:
1.Уложить ребенка на живот.
2.Вымыть руки, надеть перчатки.
3.Развести ягодицы.
4.Стерильную глазную лопатку опустить в клей и подсушить.
5.Провести соприкосновение лопатки с кожей перианальных складок.
6.Поставить лопатку в соответствующее гнездо штатива.
Заключительный этап:
1.Снять перчатки и вымыть руки.
2.Направить штатив в клиническую лабораторию
Примечание:
· Использованные глазные лопатки прокипятить в мыльном растворе,
· Штатив – пенал протереть тампоном, смоченным 70 градусным этиловым спиртом и промыть в мыльном растворе.
· Перчатки замочить в 3% растворе хлорамина.
Сбор мочи для анализа у детей раннего возраста.
Техническая подготовка:
1.Бикс или крафт-пакет со стерильным материалом.
2.Антисептический раствор.
3.Перчатки.
4.Чистая сухая емкость.
5.Мочеприемник.
6.Клеенка.
7.Пеленки.
8.Направление.
9. Два лотка.
10.Ножницы.
Выполнение манипуляции:
1. Вымыть руки, надеть перчатки.
2. Постелить клеенку, пеленку.
3. Ребенка подмыть, обсушить.
4. Зафиксировать мочеприемник.
5. После мочеиспускания отклеить мочеприемник с мочой и перелить в емкость, обрезав нижний край мочеприемника над баночкой.
Заключительный этап:
1.Ребенка запеленать, уложить в кроватку.
2.Снять перчатки и вымыть руки.
3.Оформить направление на исследование.
Литература.
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение М. «Медицина»» 2005.
2. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М., 1991.
3. Детские болезни (Под ред. Л.А. Исаевой. М.) 1994.
4. Каткова З.И. Медицинские манипуляции в детских лечебно-профилактических учреждениях. Киев. 1989.
5. Мазурин А.В., Запруднов A.M., Григорьев К.И. Общий уход за детьми. М., 1989.
6. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского ухода. М., 1997.
7. Солодухо Н.Н., Ежова Н.В., Русакова Е.М. Сестринское дело в педиатрии. 1998.
8. Щамсиев Ф.С, Еренкова Н.В. Уход за больными детьми. 1999.