Перечень практических навыков по педиатрии

Красноярск

УДК

ББК

С

Стандарты профессиональной подготовки по педиатрии студентов лечебного факультета. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 5 курса лечебного факультета / под ред. Е.И. Прахина. – Красноярск: Изд-во «Версо», 2007. – 80 с.

Составители: доцент Позднякова Л.И., доцент Шебаршова Т.Ф., доцент Фурцев В.И., доцент Бычкова Р.М., профессор Гульман Л.А.

Учебное пособие соответствует требованиям Государственного стандарта (2000). Учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учетом специфики обучения на лечебном факультете.

Рецензенты: зав кафедрой педиатрии № 1 КрасГМА, д.м.н., профессор

Т.Е.Таранушенко,

зав.кафедрой поликлинической педиатрии КрасГМА, к.м.н.,

доцент М.Ю. Галактионова

Утверждено к печати ЦКМС (протокол №__от_____06 г.)

ВВЕДЕНИЕ

Врач общемедицинской практики специалист, наделенный специальной подготовкой в области лечебно-профилактической деятельности, имеющий законченное высшее медицинское образование, владеющий знаниями и навыками, которые позволяют ему профессионально осуществлять все виды профилактической и лечебной работы по сохранению здоровья человека, предупреждению острых заболеваний и развития осложнений от хронических заболеваний (Н.А. Геппе). Этим требованиям отвечают образовательные программы обучения студентов лечебных факультетов по основным разделам педиатрии. Они основаны на перечислении разделов, на указании временных интервалов для преподавания и обозначения форм проведения занятий (лекции и практические занятия). Возникает необходимость в перечне и кратком описании объемов знаний и характеристик практических навыков по педиатрии, обеспечивающих гарантированную успешность работы выпускника Красноярской медицинской Академии в первичных звеньях здравоохранения.

Стратегические задачи профессиональной подготовки современного врача первичного звена здравоохранения по основам педиатрии предусматривают достижения следующих результатов:

l снижение общей заболеваемости детей

l снижение инвалидизации детей

l снижение младенческой и детской смертности

l обеспечение условий для гармоничного физического, нервно-психического и биологического развития детей

l обеспечение качества жизни больных детей

l уменьшение трудопотерь родителей в связи с необходимостью ухода за больным ребенком

Это связано с тем, что большое количество детей проживает в условиях сельской местности, при наличии малокомплектных больниц, амбулаторий. Даже в районных центрах медицинское обслуживание, скажем в Центральных районных больницах, при оказании стационарной помощи детям во многом определено участием врачей общемедицинской практики.

Целью обучения студентов лечебного факультета по педиатрии является подготовка их к работе в различных видах деятельности, связанной с оказанием медицинской помощи детям врачами первичного звена здравоохранения. Таковыми являются: семейные врачи, врачи - дежуранты по районной больницы, по скорой неспециализированной помощи, врач диетолог в системе многопрофильной больницы.

Базовые знания по педиатрии должны формироваться при обучении фундаментальным (анатомия, физиология, медицинская химия, биология, патофизиология) и клиническим дисциплинам (терапия, хирургия, акушерство).

Мотивация к необходимости получения знаний по основам педиатрии у студентов лечебных факультетов формируется на кафедрах философии, медицинской психологии, при прохождении курса биоэтики.

Формирование же понимания и представления об истоках возникновения большинства заболеваний в детском возрасте, о наследуемости многих заболеваний взрослых детьми последующего поколения является одной из существенных задач в работе кафедры педиатрии лечебного факультета

Проблемы педиатрии в стандартах подготовки врача общемедицинской практики сводятся к следующему:

n Формирование понимания и представления об истоках

возникновения многих заболеваний в детском возрасте

n Принципы профилактики, начиная с преконцептивного периода.

n Критические периоды детского возраста и их роль в профилактике заболеваний

n Принципы диагностики и лечения распространенных заболеваний детей

n Принципы оказания медицинской помощи в неотложных ситуациях




Внутриутробный этап

· Эмбриопатии – патология эмбрионального периода – с 16 – го дня беременности до 75 – го дня включительно. Эмбриопатии заканчиваются либо гибелью эмбриона и спонтанным абортом, либо формированием врожденных пороков развития.

· Фетопатии – патология фетального периода – с 76 –го дня до окончания беременности. В этот период развитие плода зависит от состояния плаценты. При различных повреждениях плацента становится проницаемой для микробов, вирусов и других неблагоприятных агентов, которые могут привести к заболеванию плода, нарушить его развитие, вызвать преждевременные роды. Поздние фетопатии характеризуются развитием генерализованной внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, внутренних органов, а также формированием хронических воспалительных процессов.

В интранатальном периоде может произойти нарушение кровообращения в плаценте, что нередко приводит к асфиксии плода, возможны родовая травма, заражение плода, условно-патогенной флорой из родовых путей, а при наличии инфекции у матери воспалительных заболеваний органов – патогенными возбудителями.

Внеутробный период

Период новрожденности

· Выявляются пороки развития, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолитическая болезнь по резус – или групповой несовместимости), проявления асфиксии, травмы, внутриутробного инфицирования;

· В первые дни жизни возникают гнойно-септические заболевания, пиодермия, бактериальные и вирусные поражения дыхательных путей и кишечника;

· В позднем неонатальном периоде могут выявляться заболевания, связанные с патологией внутриутробного и раннего неонатального периодов.

Грудной возраста.

· Интенсивный рост и дифференцировка органов, большая напряженность обменных процессов становятся фоном, на котором легко развиваются: гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, острые расстройства пищеварения, диспепсии, диатезы.

· Функциональная недостаточность дыхательного аппарата при нарушении режима и отсутствии закаливания способствуют возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;

· Пассивный иммунитет, полученный от матери, постепенно ослабевает, и во второй половине первого года жизни дети могут тяжело заболеть корью, ветряной оспой и другими детскими инфекционными заболеваниями;

Преддошкольный период.

· Острые расстройства пищеварения, пневмонии, бронхит, анемия, диатезы встречаются часто, но протекают легче, чем у детей грудного возраста;

· На фоне физиологической гиперплазии лимфоидной ткани развиваются тонзиллит, аденоиды, лимфаденит;

· Наиболее частой патологией становятся ОРВИ, кишечные инфекции, острые детские инфекции (менингококковая, коклюш, краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина и др.);

Дошкольный период.

· Сохраняется высокая заболеваемость острыми респираторными и другими инфекционными заболеваниями с более легким течением и меньшим количеством осложнений

· Появляются аллергические заболевания (бронхиальная астма, ревматическая лихорадка, геморрагический васкулит и др)

Младший школьный возраст.

· Остается высокой частота инфекционных, желудочно-кишечных, аллергических болезней.

· Появляются проблемы нарушения осанки, ухудшения зрения;

· Обнаруживаются очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит).

Старший школьный возраст.

· Часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, вегетативной нервной системы («юношеское сердце», «юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний);

· Широко распространены расстройства питания (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);

· Выявляются дефекты развития полового аппарата;

· Могут обостриться инфекционно-аллергические заболевания, туберкулез;

· Возможны отклонения в функционировании эндокринного аппарата (зоб, гипо- или гипертиреоз и др.).

3. ОСОБЕННОСТИ СБОРА АНАМНЕЗА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:

· Поведение врача и его внешний вид, который в педиатрии приобретает особый смысл (врач должен иметь опрятный вид без использования экстравагантных стилей одежды, без яркой необычной косметики со стойкими запахами, ярких украшений);

· анамнез собирается у родителей, желательно у матери;

· для педиатра расспрос имеет особое значение т.к. за это время необходимо наладить контакт с ребенком и его родственниками;

· очень важно быть предельно доброжелательным, спокойным, уверенным в себе;

· следует спокойно выслушать родителей и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию;

· направить рассказ матери в зависимости от ситуации;

· во время опроса не делать заключения, особенно негативного плана, как по возможному заболеванию, так и по тем мероприятиям, которые применялись коллегами;

· детей младшего возраста заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно поиграть с ребенком;

· при расспросе рекомендуется соблюдать определенную последовательность: анамнез настоящего заболевания, анамнез жизни;

· при выяснении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов;

· при сборе анамнеза жизни у детей старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа жизни.

Грудное вскармливание

· отвечает функциональным потребностям растущего организма;

· повышает устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды;

· обеспечивает высокий уровень иммунологической защиты;

· играет ведущую роль в профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний;

· формирует доверие и преданность ребенка к матери;

· оптимально обеспечивает ребенка всеми нутриентами;

· способствует формированию здорового образа жизни;

· повышает вероятность интеллектуального потенциала раскрытия и реализации;

· обеспечивает дифференцировку органов и тканей в постнатальный период (факторы роста).

4.1.1Исключительно грудное вскармливание:когда ребенок получает только грудь матери и ничего другого.

перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru

4.2 . Количество пищи необходимое ребенку на 1 году жизни:

При условии нахождения ребенка на исключительно грудном вскармливании достаточность молока определяется по клинике и объективным критерия: биологическое развитие соответствует календарному возрасту, гармоническое физическое и нервно-психическое развитие, ежемесячная прибавка в массе не менее 500 г и число мочеиспусканий не менее 6-8 раз в сутки, характеристика стула.

При искусственном вскармливании: новорожденному первых 10 дней жизни требуется молока (суточное количество): 2% от массы умноженное на п (число дней жизни) (формула Зайцевой Г.А.);

В последующее время количество пищи определяется объемным методом:

- от 10 дней до 2-х месяцев - 1/5 часть от массы тела

- с 2-х до 4-х месяцев - 1/6 часть от массы тела

- с 4-х до 6 –ти месяцев - 1/7 часть от массы тела

- от 6 до 9-ти месяцев - 1/8 часть от массы тела

- к концу года - 1/8-1/9 часть от массы тела

4.3. Кратность кормления:

При исключительно грудном вскармливании кормление по требованию;

При искусственном вскармливании - первые 2 месяца 7 раз примерно через 3 часа

От 2 до 4-х месяцев 6 раз в сутки через 3,5 часа

С 6 месяцев (время введения прикорма) 5 раз через 4 часа

 
  перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru

4.4. Сроки введения прикорма:

· первый прикорм с 6 мес. овощное пюре (или злаковая каша)

·

 
  перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru

второй прикорм злаковая каша (или овощное пюре) с 6.5-7 месяцев месяцев;

· третий прикорм: адаптированные кисломолочные смеси с 8 месяцев;

каждый прикорм заканчивается кормлением грудью.

§ фруктовые пюре с 6-и мес.

§ творог с 7 мес. и - яичный желток с 7 мес. (при отсутствии противопоказаний)

§ мясо с 7 мес., начиная с мясного пюре.

§ масло сливочное с 6 мес., затем растительное.

4.5. Потребность в основных пищевых ингредиентах:

Возраст Белки г/кг Жиры г/кг Углеводы г/кг Калории
До 4-х мес. 2,0-2,2 6,5-6,0 13-14 в течение года при любом виде вскармливания 120-125
4-6 мес. 2,6 6,0-5,5 115-125
7-12 мес. 2,9 5,5-5,0 105-120

4.6. Смешанное вскармливании:

Ребенок одновременно получает грудное молоко и докорм адаптированной молочной смесью.

4.7. Искусственное вскармливание:

Кормление ребенка искусственными молочными смесями (адаптированными молочными смесями). Принципы питания ребенка, находящегося на правильном искусственном вскармливании такие же как и при кормлении грудным молоком и зависят от возраста ребенка.

4.7.1.Вскармливание из бутылочки:

перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru

ребенок получает грудное молоко из бутылочки с соской (по рекомендациям ВОЗ выделяется в отдельный вид вскармливания)

4.8. Особенности питания детей старше 1 года:

· с возрастом уменьшается доля жидкой и пюрированной пищи;

· уменьшается кратность кормлений (после 1,5 лет кормят 4 раза в сутки);

· увеличивается в рационе доля растительного белка;

· увеличивается разнообразие продуктов и блюд;

· уменьшается объем молочных продуктов до 600 мл;

· количество пищи с возрастом увеличивается.

перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru

5. ПРИНЦИПЫ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕТЬМИ

Диспансеризация - это система активных мероприятий, обеспечивающая систематическое наблюдение за здоровыми и больными детьми с принятием соответствующих профилактических мер, предупреждающих возникновение и прогрессирование заболеваний, а также отклонений в развитии ребенка. Понятие диспансеризации подразумевает также раннее выявление заболевания и лечение его до полного выздоровления или восстановления функции пораженного органа или системы. Диспансеризация включает в себя мероприятия по оздоровлению окружающей среды и условий быта ребенка.

Целью диспансеризации является основанная на комплексной диагностике состояния здоровья пациента разработка и реализация комплекса активных мероприятий, направленных на формирование оптимального уровня здоровья.

По отношению к детям первых лет жизни применяется весь комплекс профилактических мер с целью раннего выявления начальных признаков заболеваний и предупреждения отклонений в росте и развитии. Периодичность осмотра здоровых детей - ежемесячно - до 1 года, ежеквартально на втором году жизни, раз в полугодие на третьем, ежегодно в более старшем возрасте. При каждом посещении врач и патронажная медицинская сестра знакомятся с условиями жизни ребенка, характером его вскармливания (питания), режимом дня, развитием статико-динамических функций, двигательных умений, нервно-психическим и физическим развитием. С родителями проводятся беседы, они обучаются методам ухода за ребенком, воспитания, закаливания.

Проведение диспансеризации детей дошкольного возраста крайне важно, так как в этом возрасте происходит интенсивное развитие многих органов и систем, в частности иммунитета. На каждого ребенка заполняется карта учета диспансера (ф. 131/у). Основным документом диспансерного наблюдения является история развития ребенка (ф. 112/у).

Ребенка осматривают специалисты, дают рекомендации по закаливанию, физической культуре, профилактике заболеваний, а в случае необходимости и лечению.

Детей, посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ) и школы, берут на учет врачи этих учреждений. Контроль за состоянием диспансеризации проводится заведующим поликлиническим отделением, результаты проверок заслушиваются на медицинских советах лечебно-профилактических учреждений.

5.1.Диспансерное обслуживание детей в детских дошкольных учреждениях и школе

При оформлении ребенка в ДДУ участковый врач заполняет выписку из истории развития, в которой отражает данные о состоянии здоровья и уровне развития ребенка, о характере вскармливания, профилактических прививках и пр. В выписку вносят результаты анализов, данные о контактах ребенка с инфекционными больными, рекомендации по ведению ребенка в период адаптации. На детей поступивших в ДДУ, заполняют индивидуальную карту (форма 026/у), она хранится в учреждении, которое посещает ребенок.

Детей в возрасте от 1 года до 3 лет в ДДУ педиатр осматривает один раз в месяц, детей старше 3 лет - 1 раз в квартал. В период адаптации врач ДДУ осматривает вновь поступивших в возрасте до 3 лет 1 раз в 5-6 дне, старше 3 лет - 1 раза в 10-12 дней. Углубленный осмотр с участием специалистов проводится 1 раз в год (согласно приказу № 770). Результаты диспансерных осмотров заносятся как в форму 026/у, так и в форму 112/у. Этапные эпикризы на детей до 1 года составляют ежеквартально, на детей от 1 до 3 лет - два раза в год, старше 3 лет - 1 раз в год.

Начало обучения в школе в 6-летнем возрасте требует оценки степени зрелости, осуществляемой педиатром совместно с невропатологом и другими специалистами. Оценивают развитие речи, состояние звукопроизношения, тест вырезания круга и тест Керна-Ирасека, процент неадекватной реакции на словесные раздражители.

Диспансерное наблюдение школьников проводится в объеме, установленном приказом №770, и осуществляется школьным врачом и медсестрой с привлечением специалистов. Углубленный осмотр проводится в школах с 1 сентября по 15 ноября (для первоклассников в конце учебного года) с привлечением специалистов детской поликлиники, в районе деятельности которой находится школа. Врачом школы должен быть составлен график медосмотров учащихся, который утверждают заведующий детской поликлиники и директор школы. Директор школы обеспечивает своевременную явку всех учащихся на медосмотр. По результатам медицинских осмотров составляют комплексное заключение о состоянии здоровья каждого школьника, определяют медицинскую группу для занятия физкультурой и назначают лечебно-оздоровительные мероприятия. Все данные по диспансеризации вносят в индивидуальную карту развития школьника (форма 026/у).

Социальный анамнез

Основные параметры социального анамнеза:

· Полнота семьи;

· Возраст родителей;

· Образование и профессия родителей;

· Психологический микроклимат в семье и отношение к ребенку;

· Наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;

· Жилищно-бытовые условия;

· Материальная обеспеченность семьи;

· Санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

·

Параметры социального анамнеза и их характеристика

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1.Характеристика семьи Семья полная, т.е. есть отец или близкие (ближайшие) родственники матери (2 и более взрослых человека) Семья неполная (мать живет одна с ребенком)
2.Образовательный уровень членов семьи Высшее или среднее специальное Нет специального образования
3.Психологический микроклимат семьи: · Отношение к ребенку · Вредные привычки Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек (алкоголизм и др.) Отношения грубые, в семье бытуют вредные привычки
4.Жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность Отдельная благоустроенная квартира (на 1 члена семьи не менее 7 м2). Заработок на 1 члена семьи больше прожиточного минимума Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи менее прожиточного минимума

Оценка социального анамнеза, выделение групп риска:

· Наличие одного и более факторов риска в каждом из 7-8 перечисленных параметров социального анамнеза (а также наличие только одного из таких факторов, как отказ от ребенка, лишение родительских прав, ребенок- подкидыш, постоянное избиение ребенка родителями, отсутствие у семьи постоянного места жительства) свидетельствуют о высокой отягощенности социального анамнеза (группа риска по социальному анамнезу – диспансерная);

· Присутствие одного и более факторов риска в 5-6 параметрах говорит о выраженной отягощенности (группа высокого риска по социальному анамнезу);

· Наличие факторов риска в 3-4 параметрах говорит об умеренной отягощенности (группа риска по социальному анамнезу);

· Наличие факторов риска в одном-двух параметрах свидетельствует о низкой отягощенности социального анамнеза (за исключением факторов, перечисленных в оценке высокой отягощенности) (группа внимания по социальному анамнезу);

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует написать: «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного анамнеза необходимо указать параметры, имеющие отрицательную характеристику.

2.Физическое развитие

К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля за динамикой процессов роста и развития, относятся:

· Масса тела;

· Длина тела:

· Окружность головы;

· Окружность грудной клетки;

При необходимости могут использоваться другие показатели (кожно-жировые складки, окружности отдельных звеньев тела - бедро, голень, плечо и т.п.).

Для оценки показателей физического развития используются нормативные таблицы и шкалы. Вначале оценивают каждый из показателей физического развития, а затем анализируют их соотношение. Для количественной оценки физического развития используют специально разработанные стандарты.

3.Нервно-психическое развитие:

оценка нервно-психического развития ребенка включает:

· Неврологическое исследование

· Определение способности взаимодействовать со своим окружением (выявление поведенческих реакций).

4.Уровень резистентности

Резистентность – совокупность генетически детерминированных неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям.

Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний.

Возрастные критерии для выделения групп часто болеющих детей:

· 1 год жизни – 4 острых заболевания в год и более;

· 2-3 года – 6 острых заболеваний в год и более;

· 4 года – 5 острых заболеваний в год и более;

· 5-6 лет – 5 острых заболеваний в год и более;

· старше 6 лет – 3 острых заболевания в год и более.

5.Уровень функционального состояния организма

Показатели функционального развития ребенка сравниваются со средними нормативными показателями по возрасту (используются таблицы нормативов).

6.Врожденные пороки развития, хронические заболевания.

Группы здоровья:

1 – я группа здоровые дети, подлежащие общемедицинскому наблюдению А. Здоровые дети, но имеющие отдельные малые аномалии развития, не требующие коррекции Б. Подгруппа «внимания» - дети с повышенным (генетическим, социальным, экологическим) риском В. Дети с патологическими привычками
2– я группа Здоровые дети с функциональными и морфологическими отклонениями, требующими повышенного внимания, консультаций специалистов А. Подгруппа краткосрочного наблюдения (не менее 6 мес). Дети с начальными проявлениями рахита, гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся в обще оздоровляющих мероприятиях. Б. Подгруппа длительного врачебного наблюдения; дети с отклонениями, доступными коррекции (умеренная миопия, косоглазие, плоскостопие, аномалии прикуса, начальный кариес зубов, энурез) В. Подгруппа постоянного медицинского наблюдения: дети из семей повышенного риска, с ограниченными состояниями и проявлениями диатеза, с функциональными шумами сердца, минимальной дисфункцией мозга
3. – я группа Дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, подтвержденными диагнозом заболевания, в стадии компенсации. Они требуют ограничений физических и эмоциональных нагрузок, регулярного наблюдения специалистами, необходимо проведение специальных функциональных исследований А. Дети с прогностически благоприятными заболеваниями – кандидаты во 2-ю группу: с хроническим тонзиллитом, задержкой роста и развития речи Б. Дети с прогностическими тревожными заболеваниями: компенсированные врожденные пороки развития, неврозы, синдромы повышенной химической и радиационной чувствительности В. Дети с нетяжелыми проявлениями наследственных заболеваний
4 – я группа Дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития с периодической функциональной декомпенсацией А. Дети с приобретенными заболеваниями, требующими повторных госпитализаций (рецидивирующие болезни) Б. Дети с наследственной патологией, требующие длительного (постоянного) лечения (гемофилии, сахарный диабет, ФКУ, гипотиреоз, адреногенитальный синдром и др.)
5– я группа Дети – инвалиды, требующие постоянного ухода и применения медицинских технологий Дети с онкозаболеваниями, страдающие заболеваниями с серьёзными прогнозами, находящимися на гемодиализе и др.

Месяцев

7 час грудь матери

11 час овощное пюре 130-150,0 (кабачок, цветная капуста, морковь, тыква)

масло слив. (растительное)3-4 г, творог15-10 г,

сок фруктовый (фруктовое пюре 40-50,0),

или грудь матери

15 час грудь матери

19 час грудь матери

23 час грудь матери

Месяцев

7 час грудь матери

11 час каша молочная (рис, греча, кукуруза) 140-150,0,

масло слив. 3-4 г, желток 10-15 г, фруктовое пюре (сок) и/или грудь

матери

15 час суп/пюре овощной 120-130г

мясной фарш – --20-25г

фруктовое пюре (сок) – 40-50 г и/или грудь матери

19 час грудь матери

23 час грудь матери

Месяцев

7 час грудь матери

11 час каша молочная (рис, греча, кукуруза,) 140-150,0

яичный желток 15-20,0, масло слив.4-5 г

фруктовое пюре (сок) 40-60,0 и/или грудь матери

15 час суп/пюре 100 г.

мясное пюре (фрикадельки, котлета) 40-50,0

фруктовое пюре (сок) 40-50 г и/или грудь матери

19 час адаптированная кисломолочная смесь

(или адаптированная молочная смесь - 2) 150-170,0

творог 20-30,0 или грудь матери

23 час грудь матери

При невозможности грудного вскармливания (по различным показаниям) дают адаптированную молочную смесь

Творог ребенку дается по показаниям.

5. Оценить данные клинических анализов крови в зависимости от возраста:

Новорожденного (0-3 дня)

Эр. 5,5- 6,0 х 1012/л, Нв 180-200 г/л, ц.п. 1,2-1,3

Лейк. 13 х 109/л нейтр. 67-68%, лимф.22-23% СОЭ- 2 мм/час

Месяц

Эр. 5,4 - 4,7 х 1012/л, Нв 145 -147 г/л, ц.п. 0,85 - 1,0, СОЭ –7-5 мм/час,

Лейк.8-10х109/л, нейтор.22 - 23%, лимф.67 - 68%

Год

Эр.4,3 – 4,7 х 1012/л, Нв 116-120 г/л, ц п 0,85 – 1,0 СОЭ 8-7 мм/час,

Лейк. 6-8 х 109/л нейтр.33%, лимф. 57%.

Лет

Эр. 4,5-4,7х1012/л, Нв 120-128 г/л, ц. п. 0,85-0,9, Лейк. 8-9х109/л, нейтр.45%, лимф. 45, СОЭ 8-10 мм/час.

6. Оценить данные клинических анализов мочи:

Здорового ребенка -моча прозрачная, светло-желтая, реакция кислая, относительная плотность мочи 1010-1020.

Протеинурия – отсутствует.

Единичные лейкоциты при микроскопии мочевого осадка:

У девочек: 3-5, у мальчиков: 1-2;

При пиелонефрите: моча мутная, светло-желтая, реакция щелочная, относительная плотность до 1005 до 1028.

Протеинурия до 1 г в сутки. Лейкоцитурия от 5-10 до большого количества (массы) в поле зрения. Эритроциты - микрогематурия. Бактериурия от (+) до (++++)

При гломерулонефрите– моча красно-бурая (цвет «мясных помоев»), от 1-до 2 г/сутки, Эритроциты от микро- до макрогематурии, лейкоцитурия- может быть.

7.Читать рентгенограммы детей раннего возраста:

7.1.Особенности:

· остеопороз;

· наличие ядер окостенения в зависимости от возраста;

· открытые зоны роста трубчатых костей;

Интерпретация рентгенограммы легких:

7.2. При пневмонии: инфильтративные очаги, усиление легочного рисунка между участком инфильтрации и корнем, снижение структурности корня легкого.

7.3. При бронхите: усиление сосудисто-интерстициального рисунка в прикорневых зонах, сочность корней, краевая эмфизема.

7.4. При бронхиолите: резкая эмфизема, усиление интерстициального и

сосудистого рисунка в прикорневых зонах, перибронхиальные

уплотнения и сосудистые тени.

8. Проводить дородовую профилактику заболеваний периода новорожденности и детей раннего возраста:

· правильное ведение беременной женщины, на участке профилактика генитальной и экстрагенитальной патологии;

· своевременная диагностика внутриутробных инфекций (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, ОРВИ) для предупреждения аномалий развития;

· профилактика гемолитической болезни путем своевременной диагностики, возможной сенсибилизации к Rh-фактору беременной женщины;

· ведение антиалкогольной пропаганды;

· профилактика вредных привычек (курение, в том числе и пассивное, наркомании и т.д.) и соблюдение условий труда (исключение проф. вредности, физического и психо - эмоционального напряжения);

· правильная организация питания беременной женщины (для предупреждения развития анемии, врожденной гипотрофии, рахита, диатезов);

· правильное ведение родов.

9. Дать рекомендации матери по уходу за ребенком раннего возраста:

9.1. Научить мать уходу за новорожденным ребенком в домашних условиях:

перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru

· уход за глазами новорожденного ребенка заключается в ежедневной обработке их кипяченой охлажденной водой. Промывание глаз осуществляется стерильными ватными шариками по направлению от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используется отдельный ватный шарик.

При отсутствии отделяемого из глаз для профилактики гнойно-воспалительных заболеваний слизистой оболочки глаз возможно после промывания глаз кипяченой водой закапывания материнского молока. При наличии серозно-гнойного отделяемого в углах глаз материнское молоко применять нельзя, так как оно является прекрасной питательной средой для микрофлоры. В данной ситуации уместнее промыть глаза раствором фурациллина (1:5000), свежеприготовленными отварами дуба, ромашки, череды, крепко заваренным чаем. Не рекомендуется применять борную кислоту для обработки глаз новорожденного.

При отсутствии эффекта в течение 2-3 дней - консультация педиатра, окулиста.

перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru

· Уход за слизистой носовой полости должен быть ежедневным и тщательным. Новорожденный ребенок дышит только через нос, поэтому чистота и проходимость носовых ходов определяют хороший, спокойный сон у ребенка и активный процесс сосания.

Туалет носовой полости осуществляется обязательно утром и в течение дня по мере необходимости (перед каждым кормлением ребенка, а при необходимости и в промежутках между кормлениями). Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик). При наличии сухих корочек допустимо для их размягчения использовать несколько капель грудного молока. При наличии серозно-гнойного отделяемого из носовых ходов грудное молоко использовать нельзя.

· Уход за кожей новорожденного включает:

1. утренний туалет

2. подмывание после дефекации

3. гигиеническую ванну

Утренний туалет:

· умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой;

· обработать глаза ребенка;

· прочистить носовые ходы;

перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru

· вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде, для каждого слухового прохода использовать отдельный жгутик (уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости);

· обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле или специальных маслах для ухода за детской кожей малыша, обработка ведется в определенной последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные складки. Можно использовать детский крем и детскую присыпку, которую мать должна высыпать себе на ладонь и затем обработать ей кожу малыша.

Подмывание новорожденного ребенка производится после дефекации и по мере необходимости (после каждого мочеиспускания ребенка подмывать нет необходимости). Снять с ребенка запачканную одежду, положить его на левое предплечье и кисть руки, подмыть под проточной водой (температура 370С), используя марлевые салфетки. Девочек подмывают только движениями спереди назад с целью предупреждения попадания инфекции в мочеполовую систему девочки восходящим путем. Уложить ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями осушить кожу, обработать естественные складки.

Обработка пупочной ранки:

Тщательно вымытыми с мылом руками растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки и внимательно осмотреть её. При наличии корочки и выделений капнуть из пипетки в рану 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода, удалить образовавшуюся в пане «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток). Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать её стерильной ватной палочкой, смоченной 700 этиловым спиртом движением изнутри кнаружи. Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движением от центра к периферии (сбросить палочку в лоток). Обработать пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5% раствором перманганата калия или 2% спиртовым раствором бриллиантовой зелени. В номе у новорожденных детей пупочная ранка закрывается к 7-10-14 дню жизни.

перечень практических навыков по педиатрии - student2.ru 9.2.Купание ребенка следует ежедневно (после 6 месяцев допустимо – через день). При незажившей пупочной ранке купание проводят в кипяченой воде (температура воздуха в комнате не ниже 22-24 0С, воды – 36,5-37 0С). Ванночку наполнить на 1/2 или на 1/3 охлажденной кипяченой водой, долить кипятка до нужной температуры, на<

Наши рекомендации