Профилактика стоматологических заболеваний. Индивидуальные средства гигиены.

Занятие №17

Профилактика стоматологических заболеваний. Индивидуальные средства гигиены.

Актуальность темы: Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока.

Учебная цель. Ознакомить студентов с целями и задачами, стоящими перед стоматологией, структурой стоматологии, историей развития.

Продолжительность занятий 2 академических часа.

Этапы занятия Оборудования Наглядные пособия Время
1. Инструктаж преподавателя     5 мин.
2. Контроль исходных знаний   Контрольные вопросы. 20 мин.
3. Обсуждение темы   Слайды, презентации 45 мин.
4. Контроль результатов усвоения.   Вопросы для контроля результатов усвоения материала. 20 мин.
5. Задание на следующее занятие.     5 мин.

Содержание темы

Профилактика –это система государственных, социальных, гигиенических, медицинских и личных мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней.

В настоящее время известен большой перечень факторов риска, наличие которых способствует заболеваниям, в том числе и зубочелюстной системы. Предложена классификация, (Луцкая, 2009) согласно которой выделяют: эндогенные и экзогенные, специфические и неспецифические факторы риска. К экзогенным можно отнести особенности климата, характер состава воды, почвы, жилищно-бытовые условия, питание, режим жизни. К эндогенным — возрастные и анатомо-физиологические особенности отдельных органов и систем, индивидуальные особенности реактивности организма, иммунитет, семейную и генетическую предрасположенность.

Знание ведущих звеньев патогенеза воспалительных изменений в десне и твердых тканей зуба определяет выбор методов выявления ранних признаков патологии и способов профилактики с устранением факторов риска, среди которых выделяют местные и общие.

К местным факторам риска относят, в первую очередь, зубной налет и зубной камень. К их образованию и накоплению относят:

• чрезмерное употребление мягкой пищи;

• плохой гигиенический уход за полостью рта;

• уменьшение секреции слюны;

• нависающие края пломб;

• ортодонтические аппараты;

• аномалии расположения зубов (скученность, дистопия);

• механическое повреждение;

• химическая и физическая травмы.

Кроме того, важную роль в этом процессе играют зубочелюстные аномалии и деформации, ошибки при ортодонтическом и ортопедическом лечении. Имеют значение и аномалии развития слизистой оболочки полости рта: мелкое преддверие рта, выраженные тяжи слизистой оболочки, аномальное прикрепление уздечек губ и языка.

Среди общих факторов необходимо, прежде всего отметить различные эндокринные заболевания и эндокринопатии (сахарный диабет, нарушение гормональной функции половой системы); нервно-соматические заболевания, ревматизм, туберкулез, нарушение обмена веществ, гиповитаминозы и другие факторы.

В настоящее время знание факторов риска, их своевре­менное устранение позволяет предотвратить развитие забо­леваний пародонта или уменьшить выраженность патологических изменений в тех случаях, когда полное устране­ние их невозможно.

Цель третичной профилактики

• Социальная реабилитация,

• Трудовая реабилитация,

• Психологическая реабилитация,

• Медицинская реабилитация

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ -

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Эффективность стоматологического просвещения складывается из количественных и качественных показателей. Один из показателей касается степени вовлечения людей во внедрение профилактической стратегии: политических партий, других организаций (профсоюзов, женских организаций и др.).

Различные разделы повышения информированности населения о здоровье и способах его улучшения можно оценить с помощью анкетирования.

Занятие №17

Профилактика стоматологических заболеваний. Индивидуальные средства гигиены.

Актуальность темы: Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди населения России достаточно высока.

Учебная цель. Ознакомить студентов с целями и задачами, стоящими перед стоматологией, структурой стоматологии, историей развития.

Продолжительность занятий 2 академических часа.

Этапы занятия Оборудования Наглядные пособия Время
1. Инструктаж преподавателя     5 мин.
2. Контроль исходных знаний   Контрольные вопросы. 20 мин.
3. Обсуждение темы   Слайды, презентации 45 мин.
4. Контроль результатов усвоения.   Вопросы для контроля результатов усвоения материала. 20 мин.
5. Задание на следующее занятие.     5 мин.

Содержание темы

Профилактика –это система государственных, социальных, гигиенических, медицинских и личных мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней.

В настоящее время известен большой перечень факторов риска, наличие которых способствует заболеваниям, в том числе и зубочелюстной системы. Предложена классификация, (Луцкая, 2009) согласно которой выделяют: эндогенные и экзогенные, специфические и неспецифические факторы риска. К экзогенным можно отнести особенности климата, характер состава воды, почвы, жилищно-бытовые условия, питание, режим жизни. К эндогенным — возрастные и анатомо-физиологические особенности отдельных органов и систем, индивидуальные особенности реактивности организма, иммунитет, семейную и генетическую предрасположенность.

Знание ведущих звеньев патогенеза воспалительных изменений в десне и твердых тканей зуба определяет выбор методов выявления ранних признаков патологии и способов профилактики с устранением факторов риска, среди которых выделяют местные и общие.

К местным факторам риска относят, в первую очередь, зубной налет и зубной камень. К их образованию и накоплению относят:

• чрезмерное употребление мягкой пищи;

• плохой гигиенический уход за полостью рта;

• уменьшение секреции слюны;

• нависающие края пломб;

• ортодонтические аппараты;

• аномалии расположения зубов (скученность, дистопия);

• механическое повреждение;

• химическая и физическая травмы.

Кроме того, важную роль в этом процессе играют зубочелюстные аномалии и деформации, ошибки при ортодонтическом и ортопедическом лечении. Имеют значение и аномалии развития слизистой оболочки полости рта: мелкое преддверие рта, выраженные тяжи слизистой оболочки, аномальное прикрепление уздечек губ и языка.

Среди общих факторов необходимо, прежде всего отметить различные эндокринные заболевания и эндокринопатии (сахарный диабет, нарушение гормональной функции половой системы); нервно-соматические заболевания, ревматизм, туберкулез, нарушение обмена веществ, гиповитаминозы и другие факторы.

В настоящее время знание факторов риска, их своевре­менное устранение позволяет предотвратить развитие забо­леваний пародонта или уменьшить выраженность патологических изменений в тех случаях, когда полное устране­ние их невозможно.

Наши рекомендации