Санитарная обработка помещений, мебели, медицинского оборудования и инструментария.

Дезинфекция (лат. de – приставка, означающая прекращение, устранение, inficio – зара-

жать; син. – обеззараживание) – комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и

условно-патогенных микроорганизмов. Существует два основных направления дезинфекции:

• профилактическая дезинфекция – предупреждение внутрибольничных инфекций;

• очаговая дезинфекция – обеззараживание в выявленном очаге инфекции.

Дезинфекцию можно осуществлять четырьмя методами: механическим, физическим, хи-

мическим и комбинированным

Методы дезинфекции медицинских инструментов

К основным методам дезинфекции медицинских инструментов относят их кипячение и по-

гружение в дезинфицирующие растворы.

Метод кипячения. Кипячение рекомендуют для медицинских изделий из стекла, металла,

термостойких материалов, резины. Кипятят в 2% растворе натрия гидрокарбоната в течение 15

мин.

Метод погружения в дезинфицирующий раствор. Для дезинфекции методом погруже-

ния используют следующие растворы.

• 3% раствор хлорамина Б с погружением медицинских инструментов на 60 мин (для обработки

инструментов в туберкулёзных стационарах – в 5% раствор хлорамина на 240 мин).

• 6% раствор водорода перекиси с погружением на 60 мин или 4% раствор – на 90 мин.

• 2% раствор глутарала с погружением на 15 мин.

• 70% раствор спирта с погружением на 30 мин. Стерилизация (лат. sterilis – бесплодный) – полное освобождение какого-либо вещества

или предмета от микроорганизмов путём воздействия на него физическими или химическими фак-

торами. Предстерилизационной очистке должны подвергаться все медицинские изделия много-

кратного использования перед их стерилизацией и/или дезинфекцией с целью удаления белковых,

жировых, механических загрязнений, а также лекарственных препаратов.

Разъёмные изделия подлежат Предстерилизационной очистке разобранном виде в сле-

дующем порядке.

• Ополаскивание проточной водой в течение 30 с.

• Замачивание в моющем комплексе («Биолот», «Лотос») при пол ном погружении изде-

лия в течение 15 мин при температуре 50 °С

• Мойка каждого изделия с помощью ерша, ватно-марлевого тампона или щётки в мою-

щем комплексе в течение 30 с.

• Ополаскивание проточной водой при применении «Биолота» в течение 3 мин, «Лотоса-

медицинского» в течение 10 мин.

• Выдерживание в дистиллированной воде в течение 30 мин.

• Сушка горячим воздухом при температуре 80–85 °С до полною исчезновения влаги.

Контроль качества Предстерилизационной обработки медицинского инстру-

ментария

Предстерилизационную обработку считают эффективной, если на изделиях после обработ-

ки не обнаружены остаточные количества крови с помощью амидопириновой или азопирамовой

пробы.

Раствор для проведения амидопириновой пробы: непосредственно перед проведением

пробы смешивают равные количества (по 2–3 мл) 5% спиртового раствора аминофеназона («Ами-

допирина»), 30% раствора уксусной кислоты и 3% раствора водорода перекиси.

Раствор для азопирамовой пробы: для приготовления 1-1,5% раствора азопирама разво-

дят солянокислый анилин в 95% растворе 5 этилового спирта. Готовый раствор может храниться в

плотно закрытом флаконе в темноте в холодильнике в течение 2 мес., при комнатной температуре

(18–23 °С) – не более 1 мес. Непосредственно перед пробой готовят рабочий раствор, смешивая

равные количества азопирама и 3% водорода перекиси. Рабочий раствор может быть использован

в течение 1-2 ч. При более длительном хранении возможно спонтанное окрашивание реактива в

розовый цвет. Нельзя подвергать проверке горячие инструменты, а также держать раствор на яр-

ком свете или вблизи нагревательных приборов.

Для проверки пригодности рабочего раствора азопирама 2-3 капли его наносят на кровяное

пятно. Если не позже чем через 1 мин появляется фиолетовое окрашивание пятна, переходящее

затем в синее, реактив годен к употреблению.

Технология постановки пробы (применяют для многоразовых медицинских инструмен-

тов). На нестерильную вату наносят реактив. Через несколько секунд при отсутствии цветовой

реакции на вате ей протирают поршень шприца, цилиндр с наружной стороны, иглы, канюлю. За-

тем заливают реактив в цилиндр шприца, пропускают его через шприц на другую вату (проверяет-

ся цилиндр шприца). После этого на шприце закрепляют иглу, вновь наливают в цилиндр реактив

и пропускают его через шприц и иглу (проверяется игла).

Интерпретация результата: при наличии кровяных загрязнений на вате появляется сине-

зелёное (положительная амидопириновая проба) или фиолетово-синее (положительная азопирамо-

вая проба) окрашивание.

Если проба положительная, повторный контроль инструментов следует проводить ежедневно до получения

3-кратного отрицательного результата.

Самоконтроль в лечебно-профилактическом учреждении проводят не реже 1 раза в неде-

лю. Контролю подвергают 1% одновременно обрабатываемых изделий одного наименования, но

не менее 3-5 единиц. Сотрудники санитарно-эпидемиологической станции контроль качества

Предстерилизационной очистки проводят 1 раз в квартал.

Дезинфекция помещений, предметов обстановки процедурного кабинета

Её осуществляют путём двукратного протирания ветошью, смоченной в 1 % растворе хло-

рамина Б с моющим средством или в 3% растворе водорода перекиси с моющим средством.

Обработка ветоши:

1) погружение в один из растворов (1% раствор хлорамина Б, 0,5% раствор кальция гипо-

хлорита) на 60 мин перед использованием;

2) кипячение в 2% содовом растворе в течение 15 мин. Если предметы обстановки или ветошь загрязнены кровью, следует немедленно перейти на

режим обработки с использованием 3% раствора хлорамина Б.

Текущая уборка процедурного кабинета. Её проводят 2 раза в день с применением 1%

раствора хлорамина Б. Ультрафиолетовое облучение и проветривание кабинета осуществляют 4

раза в день по 15–20 мин (после уборки и в процессе работы помещение следует облучать стацио-

нарными или передвижными ультрафиолетовыми лампами).

Генеральная уборка процедурного кабинета. Её выполняют 1 раз в неделю с примене-

нием 500 г 5% раствора хлорамина Б на 10 л воды.

Приготовление рабочих дезинфицирующих хлорсодержащих растворов

Хлорсодержащие дезинфицирующие растворы применяют для обеззараживания различ-

ных помещений, туалетов, предметов ухода, посуды, выделений пациентов и пр. Приготовление

дезрастворов должно проводиться централизованно в специально оборудованных помещениях,

имеющих приточно-вытяжную вентиляцию.

Необходимое оснащение.

• Защитная одежда (длинный халат, шапочка, клеёнчатый фартук, респиратор, защитные

очки, резиновые перчатки, сменная обувь).

• Сухая хлорная известь, хлорамин Б (сухой порошок).

• Ёмкости (эмалированные, пластмассовые или из тёмного стекла) для дезинфицирующих

растворов с обязательной маркировкой.

• Мерная посуда (1л, 10 л) с маркировкой.

• Деревянная лопатка для размешивания раствора.

• Вода.

• Средства личной гигиены (полотенце, мыло). Порядок приготовления 10% раствора

хлорной извести.

1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть спецодежду, про-

верить оснащение, отметить время начала процедуры.

2. Налить в ёмкость 2–3 стакана воды.

3. Осторожно всыпать туда 1 кг сухой хлорной извести и тщательно размешать, разминая

комочки.

4. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать до однородной массы.

5. Плотно закрыть ёмкость крышкой и оставить на сутки в тёмном помещении; раствор

необходимо перемешать несколько раз в течение суток.

6. Через сутки слить отстоявшийся раствор в другую ёмкость (процедуру также проводить

в защитной одежде), сделать на ней надпись о дате приготовления и хранить в тёмном месте.

7. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки.

Порядок приготовления 1% раствора хлорной извести.

1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть спецодежду,

проверить оснащение, отметить время начала процедуры.

2. Налить в ёмкость 1 л 10% раствора хлорной извести (для получения 0,5% раствора

хлорной извести – 0,5 л).

3. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать.

4. Плотно закрыть ёмкость крышкой и сделать на ней надпись о дате приготовления.

5. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки. Такой раствор используют

для работы сразу после его приготовления.

Процедура приготовления раствора хлорамина Б также должна выполняться с соблюдени-

ем всех правил техники безопасности, в защитной одежде и с обязательной маркировкой ёмкостей

с жидкостью. Для получения 1% раствора хлорамина Б нужно 10 г сухого хлорамина Б сначала

тщательно размешать в специальной ёмкости и затем долить водой до метки 1 л.

Обеспечение здорового микроклимата

1. Для поддержания здорового микроклимата (в прямом смысле, т.е. в плане физиче-

ских параметров в помещении) в лечебном учреждении необходимо соблюдать определённые тре-

бования, предъявляемые к основным параметрам, обеспечивающим здоровый фон окружающей

пациента среды. Особое внимание рекомендуется уделять следующим факторам (табл. 3-9):

• освещению: естественному (солнечный свет), искусственному;

• вентиляции: проветриванию, кондиционированию),

• отоплению (может быть водяным, паровым, воздушным)

Санитарно-гигиеническая уборка помещений

Флоренс Найтингейл ещё в 1860 г. в своей книге «Записки об уходе» («Notes on Nursing»)

впервые подняла проблему влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья, а

уход за больным определила как «...действие по использованию окружающей пациента среды в

целях его выздоровления». Особо Ф. Найтингейл подчёркивала важность таких факторов окру-

жающей пациента среды, как чистота, свежий воздух, тишина, правильное питание.

Обеспечение санитарно-гигиенического режима в лечебном учреждении предусматривает

тщательную регулярную уборку помещений. Тщательная влажная уборка больничных помещений

и содержание в чистоте оборудования, медицинского инвентаря, предметов по уходу, мебели –

обязательное условие соблюдения правил санитарно-гигиенического режима в лечебном учрежде-

нии (табл. 3-10).

Таблица 3-10. Общие правила санитарно-гигиенической уборки больничных помещений

Мероприятия по

санитарно-

гигиенической

уборке

Основные требования к санитарно-гигиенической уборке Кратность проведения уборки

1 2 3

Влажная уборка Мытьё полов, протирание дверей и дверных ручек, подоконни-

ков, мебели, оборудования; обязательно применение моющих и

дезинфицирующих растворов

2 раза в сутки и чаще

Протирание внут-

ренних оконных

стёкол

Использование жидких моющих средств Не реже 1 раза в месяц

Протирание окон-

ных стёкол снаружи

Использование жидких моющих средств Не реже 1 раза в 4 мес.

Генеральная уборка

палат и кабинетов

Мытьё стен, полов, дверей и дверных ручек, подоконников,

мебели, оборудования, светильников, защитных жалюзи, обра-

ботка потолков и пр.; обязательно применение моющих и де-

зинфицирующих растворов

Не реже 1 раза в месяц

Генеральная уборка

процедурных и

перевязочных

Влажная уборка с освобождением помещений от оборудования

и мебели

1 раз в неделю

Проветривание

палат, кабинетов

Проветривание с открыванием форточек и оконных створок Не менее 4 раз в сутки

Уборка пищеблока Мытьё стен, осветителей; дезинфекция помещений с примене-

нием 1% раствора хлорной извести (1% раствора хлорамина Б")

Ежедневно

Уборка буфетной Мытьё посуды горячей водой с дезинфицирующим раствором

и стерилизация её (в воздушном стерилизаторе) в течение 1 ч

при температуре 180 °С; уборка помещения с применением

растворов дезинфицирующих средств

После каждой раздачи пищи Мероприятия по

санитарно-

гигиенической

уборке

Основные требования к санитарно-гигиенической уборке Кратность проведения уборки

1 2 3

Смена белья в пала-

тах

Грязное бельё собирают в специальные клеёнчатые мешки или

бельевые тележки

Не реже 1 раза в 7 дней и по мере

загрязнения

Уборка санузлов

Мытьё ванн после каждого больного тёплой водой с мою-

щим (мыльным) раствором, затем обработка 0,5% раство-

ром хлорной извести или 1-2% раствором хлорамина Б; мы-

тьё унитазов 0,5% раствором хлорной извести

Несколько раз в день и по мере

загрязнения

Обработка под-

кладных суден и

мочеприемников

Замачивание суден (мочеприёмников) в дезинфицирующем

растворе (время выдержки зависит от применяемого рас-

твора, например в 0,5% растворе хлорной извести следует

выдерживать 60 мин) и промывание под струёй горячей

воды с помощью ёршиков

Постоянно (по мере использо-

вания)

Уборку проводят щёткой, шваброй, тряпками, смоченными дезинфицирующим раствором.

Уборка палат. В палате уборку следует начинать с прикроватных тумбочек: стирают

пыль, убирают всё лишнее, оставляют мыло, зубную пасту, печенье, варенье, конфеты, книги.

Фрукты и скоропортящиеся продукты должны находиться в холодильнике. Затем вытирают пыль

с поверхности кроватей, радиаторов, труб, с подоконников, плафонов, мебели. Во время уборки

должно быть тихо. Движения младшей медсестры не должны беспокоить больных. Убирать сле-

дует чисто, не пропуская углы и труднодоступные места. Подметать палату нужно по направле-

нию к двери, мусор подбирать совком и выносить в мусоропровод или сжигать.

Уборка коридоров. В коридорах протирают влажной тряпкой двери, панели, мебель, руч-

ки, завершают уборку мытьём пола раствором хлорной извести.

Оснащение и уборка туалетных комнат. Туалетные комнаты должны быть хорошо изо-

лированы от прочих помещений, иметь промежуточный шлюз, надёжно действующую вытяжную

вентиляцию, достаточное освещение. Здесь следует разместить закрытые шкафы для суден, моче-

приёмников, посуды для сбора кала и мочи. Уборочный инвентарь должен быть отдельным для

палат и туалетных комнат, применяться строго по назначению. Он должен иметь со-

ответствующую маркировку, содержаться в чистоте. Щётки, ветошь, тазы регулярно промывают

горячей водой, а ветошь просушивают. Ерши для мытья суден и мочеприёмников («уток») также

промывают водой и дезинфицируют. Ванны, подкладные судна, мочеприёмники моют и дезинфи-

цируют после каждого употребления 0,5% раствором хлорной извести. Судна, «утки» тщательно

промывают горячей водой и дезинфицируют 2% раствором хлорамина Б.

Если у больного обнаружено инфекционное кишечное заболевание, кал заливают 20% рас-

твором хлорной извести на 2 ч, а потом опорожняют судно. Чистые судна, «утки» хранят в туалет-

ных комнатах в специальных гнёздах. В некоторых больницах имеются машины для мойки суден.

Туалетные комнаты убирают по мере надобности и хорошо проветривают, чтобы не было

запаха. Раковины, унитазы, писсуары, баки для хранения воды, плевательницы моют ежедневно

горячей водой с мылом, 2% содовым раствором и дезинфицирующим раствором; бурые пятна

протирают уксусной кислотой. Уборку туалетных комнат младшая медсестра должна проводить в

резиновых перчатках. После уборки она должна мыть руки с мылом и с помощью 2% раствора

хлорамина Б, который должен быть в каждой туалетной комнате.

Наши рекомендации