Тема№7. Ожоги. Отморожения. Электротравма.

2. Цель: Формирование знаний и умений по диагностике и лечению ожогов, электротравм и отморожений

Задачи обучения

3.1 Формировать знания:

1) обучение студентов правильной оценке площади и глубины поражения;

2) обучение студентов при оказании первой медицинской помощи ожоговым больным в зависимости от вида травмирующего агента;

3) обучение принципам комплексного лечения ожоговых больных и возможных осложнений, в зависимости от вида травмирующего агента;

4) определение показаний к оперативному лечению.

- по этиологии, патогенезу и классификации ожогов, электротравм и отморожений;

- по клинике течения ожогов, электротравм и отморожений;

- по дифференциальной диагностике и лабораторно-инструментальным исследованиям;

- о показаниях и противопоказаниях к оперативному лечению при ожогах электротравме и отморожений;

- по осложнениям ожогов электротравм и отморожении.

3.2. Формировать коммуникативные компетенции:

- по эффективному взаимоотношению с пациентами;

- по общению с родственниками и близкими людьми больного;

- по эффективному сотрудничеству с однокурсниками, врачами и медицинским персоналом отделения.

3.3. Формировать правовые компетенции:

- по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной хирургической службе Республики Казахстан;

- по профессиональным аспектам деятельности врача с объяснением его прав, обязанностей и ответственности на основании Кодекса Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (19.01.2011 г.);

- по юридическим и медицинским аспектам установления диагноза, определения тактики лечения и оформления медицинской документации.

4. Основные вопросы темы:

- определения понятия, этиопатогенез и классификация ожогов, электротравм и отморожений:

- клиническая картина и методы определения площади ожогов;

- методика сбора жалоб и анамнеза с выявлением глубины поражения кожи при ожогах, электротравме и отморожении;

- патогенез ожоговой болезни;

- методы лечения ожогов, электротравм и отморожений.

5. Методы обучения и преподавания:

1. Устный опрос

2. Работа в малых группах, ролевые игры, кейс-стадии

3. Работа с дидактическими материалами, решение тестовых и ситуационных задач

Литература

6.1 Основная:

1. В.К. Гостищев. Общая хирургия. -Москва, Медицина, 1993, 1997, 2002.

2. Б.С. Вихриев, В.М. Бурмистров. Ожоги: руководство для врачей. Москва, Медицина, 1981.

Дополнительная

1. М.И. Кузин, В.К. Сологуб, В.В. Юденич. Ожоговая болезнь. Москва, Медицина, 1982.

2. Э.А. Нечаев, А.К. Ревской, Г.Г. Савицкий. Синдром длительного сдавления. Руководство для врачей. Москва, Медицина, 1993.

3. Б.А. Парамонов, Я.О. Порембский, В.Г. Яблонский. Ожоги: руководство для врачей. Спб.: СпецЛит, 2000.

7. Контроль:устный опрос, тестовые задания, ситуационные задачи.

Тестовые задания:

1. Какой период не выделяют в течении ожоговой болезни?

1. продромальный период

2. ожоговый шок

3. реконвалесценция

4. остроя ожоговая токсемия

5. септикотоксемия

2. Сколько процентов от всей поверхности тела человека занимает размер ладони взрослого человека (учитывая правило «ладони»)?

1. 1%

2. 2%

3. 3%

4. 0,5%

5. 1,5%

3. Прогноз ожога относительно благоприятный, если индекс Франка составляет:

1. менее 30 единиц

2. –30-60 единиц

3. –61-90 единиц

4. –90-120 единиц

5. – более 120 единиц

4. Какие химические соединения приводят к образованию коагуляционного некроза с формированием плотного поверхностного струпа?

1. щелочи

2. кислоты

3. соли тяжелых металлов

4. соли легких металлов

5. аминокислоты

5. Какие химические соединения приводят к образованию колликвационного некроза?

1. щелочи

2. кислоты

3. соли тяжелых металлов

4. соли легких металлов

5. аминокислоты

6.Каковы отличительные особенности электроожогов?

1. распространение некроза по поверхностным слоям кожи

2. безболезненность электрических ожогов

3. выраженная болезненность в области электроожогов

4. распространение некроза в глубжележащие ткани

5. образование очагов некроза под неповрежденными слоями эпидермиса

7. При какой степени ожога происходит гибель всей дермы?

1. 1 – степень

2. 2 – степень

3. 3 а – степень

4. 3 б – степень

5. 4 – степень

8. Какова длительность ожогового шока при ожоговой болезни?

1. 1 сутки

2. 12 – 36 часов

3. 2 – 72 часа

4. до 12 часов

5. 1 неделя

9. Какая первая помощь оказывается пострадавшему от ожоговой травмы?

1. согревание больного

2. устранение термического агента и охлаждение обожженных участков

3. некрэктомия

4. введение обезбаливающих и антигистаминных препаратов

5. наложение шины на область поражения

10. К какому виду ожогов относится период развития язв и некрозов?

1. химический ожог

2. термический ожог

3. электроожог

4. лучевой ожог

5. ожог дыхательных путей

11. Осложнения отморожений:

1. сепсис

2. абсцессы, флегмоны

3. остеомиелит

4. невриты

5. ложный сустав

12. Под воздействием электротравмы образуется некроз:

1. коагуляционный

2. ишемический

3. колликвационный

4. поверхностный

5. глубокий

13. Клиника «траншейной» стопы:

1. боли, парестезии

2. трофические изменения кожи

3. расстройство кровообращения

4. образование пузырей с гнойно-геморрагическим содержимым

5. острый гнойный артрит

14. В клинике общего охлаждения различают стадии:

  1. психомоторного возбуждения
  2. адинамическая
  3. ступорозная
  4. судорожная
  5. терминальная

15. Больная 48 лет, в быту при тушении пожара получила ожог. Врач, осмотревший больную, констатировал гибель всей дермы. Какая это степень ожога?

  1. 1 степень
  2. 2 степень
  3. 3А степень
  4. 3Б степень

16. Общее замерзание организма возникает при температуре:

  1. ниже 34 градусов
  2. ниже 35 градусов
  3. ниже 36 градусов
  4. ниже 37 градусов
  5. ниже 38 градусов

17. В чем проявляется действие высоковольтного тока при электротравмах?

  1. потеря сознания
  2. резкая слабость
  3. остановка дыхания
  4. озноб
  5. фибрилляция желудочков сердца

18. Общие признаки при электротравмах определяются изменениями со стороны следующих систем:

  1. сердечно-сосудистой системы
  2. мочевыделительной системы
  3. центральной нервной системы
  4. дыхательной
  5. пищеварительной

19. Особенностями электротравм являются:

  1. развитие нарушений по всему пути прохождения электротока в организме
  2. поражение человека на расстоянии
  3. появление в организме общих изменений
  4. появление механических повреждений
  5. развитие электролиза тканей

Ситуационные задачи:

1. Больной Н., 45 лет, во время пожара получил ожог около 34 % поверхности тела 3б степени. Определите прогноз тяжести ожога с помощью индекса Франка.

2. Больная Т., 28 лет, получила ожог кипятком около 25% поверхности тела 3а- степени. Определите прогноз тяжести ожога по правилу «сотни».

3. Больная С., 50 лет, получила ожог открытым пламенем правой верхней конечности, спины и правого бедра. Оцените площадь поражения с помощью правила «девяток».

4. Больной Ф., 32 лет, поступил в ПП травматологии через 4 часа после получения ожогов тела в результате тушения пожара. Ожог 3б - степени. Площадь поражения составляет 30% поверхности тела. Масса тела – 70 кг. Рассчитайте объем инфузионной терапии на первые сутки, используя формулу Брока.

5. Во время лабораторной работы по химии, студент случайно разбил сосуд с жидкостью и облил себе правые руку и ногу. На сосуде была маркировка: раствор – КОН – 100%. Ваши действия по оказанию первой помощи.

Тема №8. Общие вопросы хирургической инфекции. Общая реакция организма на инфекцию. Общая гнойная инфекция (сепсис).

2. Цель: Формирование знаний и умений по диагностике и лечению хирургической инфекции

Задачи обучения

3.1 Формировать знания:

- по классификации гнойной инфекции в хирургии. Остеомиелит. Анаэробная инфекция и

газовая гангрена. Сепсис;

- по патогенезу и клинике течения гнойной инфекции;

- по дифференциальной диагностике и лабораторно-инструментальным исследованиям;

- о показаниях и противопоказаниях к оперативному лечению при гнойной инфекции;

- по профилактике гнойной инфекции в хирургии.

3.2. Формировать коммуникативные компетенции:

- по эффективному взаимоотношению с пациентами;

- по общению с родственниками и близкими людьми больного;

- по эффективному сотрудничеству с однокурсниками, врачами и медицинским персоналом отделения.

3.3. Формировать правовые компетенции:

- по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной хирургической службе Республики Казахстан;

- по профессиональным аспектам деятельности врача с объяснением его прав, обязанностей

и ответственности на основании Кодекса Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (19.01.2011 г.);

- по юридическим и медицинским аспектам установления диагноза, определения тактики лечения и оформления медицинской документации.

4. Основные вопросы темы:

- определения понятия, этиопатогенез и классификация гнойной инфекции в хирургии:

- клиническая картина общей гнойной инфекции;

- методика сбора жалоб и анамнеза с выявлением патогомоничных симптомов гнойной инфекции;

- методика объективного обследования с определением специфических симптомов гнойной инфекции;

- методы визуальной диагностики общей гнойной инфекции в хирургии

5. Методы обучения и преподавания:

1. Устный опрос

2. Работа в малых группах, ролевые игры, кейс-стадии

3. Работа с дидактическими материалами, решение тестовых и ситуационных задач

Литература

6.1 Основная:

1. В.К. Гостищев. Общая хирургия. -Москва, Медицина, 1993, 1997, 2002.

2. Б.С. Вихриев, В.М. Бурмистров. Ожоги: руководство для врачей. Москва, Медицина, 1981.

Дополнительная

1. М.И. Кузин, В.К. Сологуб, В.В. Юденич. Ожоговая болезнь. Москва, Медицина, 1982.

2. Э.А. Нечаев, А.К. Ревской, Г.Г. Савицкий. Синдром длительного сдавления. Руководство для врачей. Москва, Медицина, 1993.

3. Б.А. Парамонов, Я.О. Порембский, В.Г. Яблонский. Ожоги: руководство для врачей. Спб.: СпецЛит, 2000.

4. Курбангалиев С.М. «Гнойная инфекция в хирургии», М. 1985.

5. Кузин М.И., Костюченок Б.М. Раны и раневая инфекция. М. 1991.

7. Контроль:

устный опрос, тестовые задания, ситуационные задачи.

Тестовые задания:

1. Какие лечебные мероприятия не могут быть рекомендованы при сепсисе?

1. Вскрытие гнойника.

2. Введение антибиотиков.

3. Ограничение введения жидкостей.

4. Переливание крови.

5. Витаминотерапия.

2. Что из указанного способствует развитию сепсиса?

1. Сахарный диабет.

2. Гипертоническая болезнь.

3. Акромегалия.

4. Бронхиальная астма.

5. Кардиосклероз.

3. Что является наиболее важным при лечении сепсиса?

1. А) Строгий постельный режим.

2. В) Тщательный сбор анамнеза.

3. С) Лечение сопутствующего заболевания.

4. D) Ликвидация первичного очага.

5. Е) Выявление наследственного фактора.

Выберите правильный ответ.

4. Кровь на бактериальный посев при сепсисе необходимо забирать:

1. А) При нормальной температуре тела больного.

2. В) При ознобе и на высоте температурной кривой.

3. С) Сразу же после спада температуры.

4. D) Через 6-12 часов после отмены антибиотиков.

5. Е) Только при появлении антибиотиков.

5. К постоянным симптомам сепсиса относятся следующие:

1. Высокая температура.

2. Ознобы.

3. Наличие первичного очага.

4. Бактериемия.

5. Желтушность кожи и склер.

6. Для гнойно-резорбтивной лихорадки характерны следующие признаки:

1. Обширность первичного гнойного очага.

2. Сопровождает все виды гнойного воспаления.

3. Определенный вид возбудителя.

4. Быстрое истощение больного.

5. Разрешается с ликвидацией гнойного очага.

7. Повышенная температура в период развившегося сепсиса бывает следующих типов:

1. Ремиттирующая лихорадка.

2. Гектическая.

3. Волнообразная.

4. Неправильная.

5. Постоянная.

8. С чего начинается лечение первичного очага при сепсисе?

1. Хирургическая обработка раны.

2. Применение протеолитических ферментов.

3. Гипербарическая оксигенация.

4. Тампонирование раны.

5. Ушивание раны.

9. Какие методы лечения при сепсисе следует выбрать?

1. Переливание крови.

2. Дезинтоксикационная терапия.

3. Полный покой больного.

4. Антибактериальная терапия.

5. Иммунотерапия.

10. Основные признаки бактериально-токсического шока следующие:

1. Высокая температура тела.

2. Брадикардия.

3. Озноб.

4. Падение артериального давления.

5. Олигурия.

11. Внешний вид раны при сепсисе имеет следующие признаки:

1. Обильное гнойное отделяемое.

2. Скудное гнойное отделяемое.

3. Яркая гиперемия тканей в области раны.

4. Ткани раны грязно-серого цвета.

5. Резкий отек тканей раны.

12. Какие общие клинические проявления сепсиса?

1. Высокая температура.

2. Головокружение.

3. Слабость.

4. Брадикардия.

5. Озноб.

6. Проливной пот.

13. Что здесь входит в клиническую классификацию сепсиса.

1. Острый.

2. Молниеносный.

3. Отогенный.

4. Хронический.

5. Послеоперационный.

14. Что характерно для сепсиса?

1. Тахикардия.

2. Брадикардия.

3. Лейкоцитоз.

4. Лейкопения.

5. Повышение температуры тела.

15. Новорожденный, 3 недели. Вял, плаксив, отказывается от груди, не прибавляет в весе. Кожные покровы бледно-серые, акроцианоз. Частые срыгивания, неустойчивый стул. Температура постоянно 37,6-37,90с. Живот мягкий, безболезненный. На месте пуповины мокнущая ранка с вялыми, покрытыми гноем, грануляциями. Какой диагноз?

Наши рекомендации