Тема № 6. Вывихи. Классификация. Клиника, лечение. Переломы костей. Классификация. Клиника. Первая помощь при закрытых переломах. Принципы лечения переломов.

Цель: Усвоение студентами информации:

- Определения понятия « вывихи»

- Классификация вывихов

- Клиника, лечение вывихов

- Определения понятия «переломы костей»

- Классификация переломов

- Первая помощь при закрытых переломах.

- Клиника, принципы лечения переломов

План лекции:

1. Определения понятия « вывихи»

2. Классификация вывихов

3. Клиника, лечение вывихов

4. Определения понятия «переломы костей»

5. Классификация переломов

6. Первая помощь при закрытых переломах.

7. Клиника, принципы лечения переломов

Тезисы лекции

Вывихи - смещение суставных поверхностей костей по отношению друг к другу.

Классификация:

1. Полные.

2. Неполные (подвывих) - суставные поверхности сохраняют частичный контакт.

1. Приобретенные.

2. Врожденные.

Привычный вывих - при повреждении связочного аппарата и капсулы сустава. Привычный – более 1 раза в одном суставе.

Клиника:

1. Боль.

2. Вынужденное положение конечности, при котором боль наименьшая. При попытке изменить положение - конечность занимает прежнее положение – симптом пружинистой фиксации.

3.Ограничение объема или полная невозможность движений в суставе.

4. Деформация сустава.

5. Изменение длины конечности.

Диагностика:

1. Клиника.

2. Рентгенография сустава.

Лечение:

1. Вправление - под местной анестезией или наркозом. Методы Кохера, Джанелидзе, Гиппократа.

2. Фиксация (иммобилизация) конечности на 2-3 недели.

Оперативное вмешательство - при застарелых вывихах, при привычном вывихе.

Переломы - нарушение анатомической целостности костей.

Классификация:

По происхождению: 1.Врожденные – при внутриутробном развитии.

2.Приобретенные - переломы при родах и далее в последующие годы.

По причинам:

1. Травматические (при падении, ударе, компрессии, ротации, отрыве).

2. Патологические (при остеомиелите, опухолях, нарушении обмена веществ).

По состоянию кожных покровов и слизистых:

1. Закрытые - без повреждения кожи и слизистых.

2. Открытые - с повреждением кожных покровов и слизистых.

По полноте перелома:

1. Полные.

2. Неполные:

а)трещины;

б)поднадкостничные (у детей по типу "зеленой ветки").

По локализации:

1. Диафизарные.

2. Метафизарные.

3. Эпифизарные.

4. Внутрисуставные.

По линии перелома:

1. Поперечные.

2. Продольные.

3. Косые.

4. Винтообразные.

5. Оскольчатые.

6. Отрывные.

7. Вколоченные.

8. Компрессионные.

По смещениям:

1. Без смещения.

2. Со смещением а)по длине: с укорочением и удлинением конечности.

б)под углом: абдукционные - угол кнаружи

аддукционные - угол во внутрь

в)ротационные - по оси.

По сложности:

1. Простые.

2. Комбинированные (переломы нескольких костей).

3. Сочетанные (перелом с другой травмой: ожогом и др.).

Осложненные:

1. Кровотечение.

2. Травматический шок.

3. Повреждения головного и спинного мозга.

4. Повреждения внутренних органов.

Заживление:

1. Первичная гематома.

2. Первичная костная мозоль (4-6 недель).

3. Вторичная костная мозоль (5-6 недель).

Клиника:

Косвенные признаки: 1. Боль.

2. Припухлость, гематома.

3. Деформация.

4. Нарушение функции.

5. Изменение длины конечности (укорочение,

удлинение).

Достоверные признаки:

1. Ненормальная подвижность.

2. Крепитация (костный хруст).

Диагностика:

Рентгенография в 2-х проекциях.

Лечение:

При лечении переломов должны быть соблюдены 4 принципа:

1. Репозиция

2. Иммобилизация (фиксация)

3. Функциональное лечение

4. Стимуляция образования костной мозоли

Иллюстративный материал:электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

Литература:

  1. Гостищев В.К. Общая хирургия. 2009 г.
  2. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия. 1988 г.
  3. Петров С.В. Общая хирургия. 2002 г.
  4. Кузин М.И., Костюченок Б.М. Раны и раневая инфекция. 1991 г.

Методические рекомендации

для практических занятий

Специальность: Стоматология

Дисциплина: Общая хирургия

Курс: 3

Составители: ППС кафедры

2012 г.

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол №6 от «___ » января 2013г.

Зав. кафедрой, профессор ____________________ Нурмаков А.Ж.

1. Тема № 1: Ознакомление с клиникой. Методика обследования хирургических больных. Десмургия.

2. Цель занятия: Формирование знаний и умений по методике обследования хирургических больных, основам десмургии.

3. Задачи обучения:

3.1 Формировать знания:

· по структуре клиники

· по основным принципам работы хирургических отделений

· по методике обследования хирургических больных

· по десмургии.

3.2 Формировать коммуникативные компетенции:

· по эффективному взаимотношению с пациентами

· по общению с родственниками и близкими больного

· по эффективному сотрудничеству с сокурсниками, врачами и медицинским персоналом отделения

3.3 Формировать правовые компетенции:

· По нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной хирургической службе РК

· По профессиональным аспектам деятельности врача с объяснением его прав, обязанностей и ответственности на основании кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения (19.01.2011)

· По юридическим и медицинским аспектам установления диагноза, определения тактики лечения и оформления медицинской документации.

4. Основные вопросы темы:

1. Структура и основные принципы работы клиники. Организация хирургической помощи.

2. Определение понятия «этика и деонтология»

3. Понятие о методике обследования хирургических больных (положение больного, положение врача, опрос больного)

4. Понятие о физикальном исследовании

5. Понятие о десмургии, повязках и их видах

6. Основные варианты бинтовых повязок (циркулярная, спиральная, ползучая, крестообразная, колосовидная, черепашья, сходящаяся, возвращающаяся, косыночная).

7. Типы повязок на отдельные области и части тела ( на голову и шею, на грудную клетку и плечевой пояс, на область живота и таза, на верхнюю и нижнюю конечности).

5. Методы обучения и преподавания:

· Устный опрос

· Работа в малых группах, ролевые игры, кейс-стадии

· Работа с дидактическими материалами, решение тестовых и ситуационных задач

Литература

6.1. Основная:

1. Петров С.В. Общая хирургия: учебник и CD. – 3-е изд. – М., 2007. – 768 с.;

2. Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник и CD. – 4-е изд. – М., 2006. – 832 с.;

6.2 Дополнительная:

1. Основные вопросы общей и неотложной хирургии: руководство/ пер. с англ. Под ред. В.С. Савельева, А.И.Кириенко. – М., 2008, - 500 с.

2. Клиническая хирургия. Национальное руководство + CD 3 томах/ под ред. В.С.Савельева, А.И.Кириенко. – М., 2008;

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Тестовые задания:

1.Время работы хирургического отделения стационара:

1. 8.00-15.00

2. 8.00-18.00

3. 8.00-20.00

4. Круглосуточно

2. Какие кабинеты есть в хирургическом отделении:

1. Реанимационный кабинет

2. Перевязочный

3. Процедурный кабинет

4. Кабинет старшей сестры

5. Ординаторская

7. Что такое антисептика?

1. Комплекс мероприятий направленный на уничтожение микробов в ране

2. Комплекс мероприятий направленный на предупреждение попадания микробов в рану

8. Каким действием обладает ультразвук:

1. Разрушение тромбов

2. Изменение проницаемости оболочки микробной клетки

3. Кавитация

4. Расщепление молекул воды

5. Появление мутаций бактериальных клеток

9.При длительном применении антибиотиков, какие осложнения могут наступить:

1. Дисбактериоз.

2. Повышение АД.

3. Снижение слуха.

4. Аллергические реакции.

5. Тахикардия.

10. Для повышения неспецифической иммунологической защиты применяют:

1. Продигиозан

2. Стафилококковый анатоксин

3. Лизоцим

4. Бактериофаг

5. Левамизол

11. У больного анаэробная инфекция. Для обработки ран, какие применяют антисептические растворы:

1. Раствор перекиси водорода

2. Гидроперит

3. Борная кислота

4. Фурациллин

5. Йод

12. Положение бинтующего относительного больного при наложении повязки:

1. сзади больного

2. глядя в лицо больному

3. следуя за турами бинта

4. глядя на помощника

5. спереди от больного, наблюдая за реакцией больного и за наложением повязки

13. Требования, предъявляемые к мягкому перевязочному материалу:

1. гигроскопичность

2. эластичность

3. сохранение качества материала при его стерилизации

4. раздражающее действие на ткани

5. капиллярность

14. Если туры не перекрывают друг друга, то повязка называется:

1. ползучая

2. спиральная
черепашья

3. крестообразная

4. циркулярная

15. Черепашья повязка может быть:

1. сходящаяся

2. расходящаяся

3. возвращающаяся

4. ползучая

16. Женщина с 10-летним мальчиком обратилась к Вам в связи с тем, что ребенка беспокоят боли в правом локтевом суставе. Мальчику 6час назад в амбулатории на инфицированную ссадину локтевого сустава после ее обработки была наложена повязка. При осмотре определяются легкая синюшность правого предплечья и кисти, выбухание подкожных вен, даже при поднятии руки кверху. Что случилось? Как помочь ребенку?

Наши рекомендации