Объективные критерии оценки степени риска.

Распределение объектов высокой эпидемической значимости по группам риска (высокой и средней степени) проводится для определения периодичности особого порядка проверок.

Объекты высокой эпидемической значимости исходя из их степени риска, распределены по группам:

В группу высокой степени риска отнесены объекты с периодичностью проверок не чаще 1 раза в полугодие:

Ø Детские молочные кухни,

Ø Организации дошкольного, школьного воспитания и обучения всех видов и типов, комплексы «школа-детский сад»,

Ø Объекты общественного питания и торговли в организованных коллективах, на транспорте,

Ø Объекты по производству кремовых кондитерских изделий,

Ø Объекты, оказывающие стоматологические услуги,

Ø Радиационно-опасные объекты

Ø Организации здравоохранения:

· Оказывающие стационарную помощь, за исключением наркологических больниц(диспансеров),

Психиатрических больниц (диспансеров);

· Осуществляющие деятельность в сфере службы крови;

· Оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь.

В группу средней степени риска отнесены объекты с периодичностью проверок не чаще 1 раза в год:

Ø Организации специализированного образования для одаренных детей,

Ø Специальные и коррекционные организации воспитания и образования,

Ø Объекты общественного питания с производством, переработкой и реализацией пищевой продукции с числом 50 и более 50 посадочных мест,

Ø Молокоперерабатывающие объекты, объекты по производству готовой молочной продукции,

Ø Мясоперерабатывающие объекты, объекты по производству мяса и мясных полуфабрикатов и/или готовой мясной продукции,

Ø Рыбоперерабатывающие объекты, объекты по производству рыбы и рыбных полуфабрикатов и/или готовой рыбной продукции,

Ø Птицеперерабатывающие объекты, объекты по производству полуфабрикатов из мяса птицы и/или готовой продукции из мяса птицы,

Ø Объекты по производству масложировой продукции,

Ø Объекты по производству алкогольной продукции, безалкогольной продукции, питьевой воды (в том числе минеральной), расфасованной в емкости,

Ø Плодоперерабатывающие объекты, объекты по переработке сельскохозяйственной продукции растительного происхождения, в том числе соевой продукции,

Ø Объекты по производству и реализации специализированных пищевых продуктов и иных групп пищевой продукции

Ø Объекты по производству поваренной и йодированной соли,

Ø Мукомольные объекты,

Ø Объекты по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий,

Ø Объекты по производству сахара,

Ø Объекты оптовой и розничной торговли пищевой продукцией с торговой площадью свыше 50 квадратных метров, продовольственные рынки,

Ø Объекты оптового хранения пищевой продукции,

Ø Объекты спортивно-оздоровительного назначения, спортивно-оздоровительные бассейны, бани и сауны вместимостью свыше 20 мест,

Ø Оздоровительные и санаторные объекты (сезонные, круглогодичные),

Ø Вахтовые поселки,

Ø Водоемы, места отдыха 2 категории (культурно-бытового назначения),

Ø Водоисточники, места водозабора для хозяйственно-питьевого водоснабжения,

Ø Нецентрализованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения с количеством обслуживаемого населения свыше 2 тысяч человек,

Ø Централизованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения,

Ø Санаторно-оздоровительные организации, базы и места отдыха,

Ø Все виды лабораторий.

В отношении объектов незначительной эпидемической значимости проводятся только внеплановые проверки.

Ø Организации технического и профессионального обучения, послесреднего и высшего образования,

Ø Организации досуга, физического воспитания и развития творческих способностей детей и подростков (учреждения дополнительного образования) –центры творчества детей и молодежи, музыкальные, спортивные и художественные школы, детско-юношеские центры, дворовые клубы, станции юных натуралистов, учебно-производственные комбинаты, учебные курсы и другие внешкольные организации, услуги няни без организации питания,

Ø Объекты по изготовлению, хранению и реализации продукции для детей и подростков (обувь, одежда, игрушки),

Ø Объекты по оказанию услуг населению посредством компьютеров (персональные компьютеры, планшетные персональные компьютеры, ноутбуки) и видеотерминалов (компьютерные клубы),

Ø Объекты общественного питания с производством, переработкой и реализацией пищевой продукции с числом менее 50 посадочных мест,

Ø Объекты по обслуживанию транспортных средств (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный) и пассажиров,

Ø Аппараты для автоматического приготовления и реализации пищевых продуктов,

Ø Объекты по производству без кремовых кондитерских изделий,

Ø Объекты по производству мучных полуфабрикатов, макаронных изделий,

Ø Объекты по производству чипсов, сухариков, кукурузных палочек, казинаков, семечек, сухих завтраков, слайсов, сахарной ваты, попкорна, жареных орехов,

Ø Объекты по фасовке готовых пищевых продуктов,

Ø Объекты по производству пищевых концентратов и пищевых кислот,

Ø Объекты по производству чая, дрожжей и желатина,

Ø Объекты по производству крахмалопаточной продукции, крахмала,

Ø Организацииздравоохранения оказывающие стационарную медицинскую помощь по наркологии, медико-социальной реабилитации и психиатрии (наркологические больницы и диспансера, центры медико-социальной реабилитации, психиатрические больницы и диспансера),

Ø Организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере судебной медицины и патологической анатомии,

Ø Организации здравоохранения, восстановительного лечения и медицинской реабилитации,

Ø Объекты оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники,

Ø Организации здравоохранения, скорой медицинской помощи и санитарной авиации,

Ø Организации здравоохранения медицины катастроф,

Ø Организации здравоохранения, оказывающие паллиативную помощь и сестринский уход,

Ø Объекты традиционной и народной медицины (целительства),

Ø Рынки оптовой, розничной и объекты оптовой и розничной торговли,

Ø Объекты по изготовлению, производству, переработке средств и препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, вакцин и других иммунобиологических, диагностических препаратов, а также по оказанию видов работ и услуг, связанных с их использованием,

Ø Парикмахерские, салоны красоты, косметологические центры, оказывающие косметические услуги без нарушения кожных и слизистых покровов,

Ø Объекты спортивно-оздоровительного назначения, бани, сауны вместимостью до 20 мест,

Ø Объекты социально-бытовой инфраструктуры (культурно-зрелищные объекты, кладбища, объекты похоронного назначения, объекты временного проживания людей (гостиницы, мотели, кемпинги, общежития), организации по эксплуатации жилых и общественных зданий, офисов, организации, управляющие домами, кооперативы собственников нецентрализованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения с количеством обслуживаемого населения до 2 тысяч человек,

Ø Объекты по обслуживанию водопроводных, канализационных, тепловых систем, котельные,

Ø Канализационные очистные сооружения и сети (в том числе ливневой канализации),

Ø виды деятельности, относящиеся к 3-5 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов (химические производства, металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты, добыча руд, нерудных ископаемых, природного газа, строительная промышленность, полигоны по размещению, обезвреживанию, захоронению токсичных отходов производства и потребления 3 и 4 классов опасности, объекты по сбору, хранению, транспортировке, удалению, сортировке, переработке, обеззараживания, утилизации (сжиганию) медицинских отходов до 120 килограмм в час и выше, производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива, радиотехнические объекты, обработка древесины, текстильные производства и производства легкой промышленности, автозаправочные станции),

Ø Спортивно-оздоровительные учреждения,

Ø Парки,

Ø Радиационные объекты, имеющие источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы с минимально значимой активностью ниже предусмотренных пунктом 4 Приказа МНЭ РК Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению радиационной безопасности»,

Ø Транспортные средства (железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные), используемые для перевозки пищевых продуктов, продовольственного сырья, хозяйственно-питьевой воды,

Ø Склады для хранения парфюмерно-косметической продукции, средств гигиены,

Ø Объекты производства парфюмерно-косметической продукции и средств гигиены.

Субъективные критерии оценки степени риска:

Ø Соблюдение требований к размещению объектов.

Ø Наличие и необходимость, требования к санитарно-защитной зоне.

Ø Соблюдение требований к защите источников водоснабжения, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, местам культурно-бытового водопользования, головных сооружений, распределительной водопроводной сети, источников нецентрализованного водоснабжения при различных видах хозяйственной деятельности.

Ø Соответствие норм оснащенности необходимым специальным, технологическим, холодильным, производственным оборудованием и изделиями, в том числе аппаратами, инструментарием, инвентарем, в том числе твердым и мягким, специальной одежды и средств защиты, игрушками, кухонной и столовой посудой, приборами, расходным материалом, тары, ветоши.

Ø Условия содержания, мытья, дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, обработки, исправности и эксплуатации.

Ø Обеспеченность необходимым запасом моющих, дезинфицирующих и стерилизующих средств, реагентов, условия их хранения, сроков приготовления, правил применения, учету.

Ø Наличие документов, подтверждающих безопасность и соответствие предъявляемым требованиям для оборудования, в том числе компьютеров и других видеотерминалов, материалов, реагентов, дезинфекционных средств, мебели, игрушек, продукции легкой промышленности, используемых парфюмерно-косметических средств и средств по уходу за руками, волосами, кожей, ногтями (наличие свидетельств о государственной регистрации, сертификата о соответствии, декларации о соответствии.

Ø Соблюдение требований к условиям проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения.

Ø Соблюдение правил обработки рук, правил асептики, антисептики при оказании медицинских услуг.

Ø Организация и проведение инфекционного контроля, в том числе требований к обследованию пациентов на инфекционные и паразитарные заболевания при обращении за медицинской помощью, поступлении на госпитализацию, нахождении в стационаре и выписке, при обследовании доноров на гемотрансфузионные инфекции.

Ø Наличие предварительного и /или периодического медицинского осмотра, вакцинации и маркерной диагностики сотрудников (персонала), допуска, гигиенического обучения.

Ø Соблюдение требований по разработке и утверждению стандартных операционных процедур (СОП), охватывающих области правильного хранения, транспортировки и использования медицинских иммунобиологических препаратов.

Ø Соблюдение требований к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов, а также к сбору, использованию, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, временному хранению и захоронению отходов, в том числе твердых бытовых и медицинских отходов, средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Ø Соблюдение требований радиационной, электромагнитной, химической, микробиологической, токсикологической, вирусологической и паразитологической безопасности.

Ø Соблюдение требований к прачечной, сбору, стирке, сушке и хранению белья, спецодежды персонала, соблюдение поточности, транспортировка белья.

Ø Соблюдение требований к приему и использованию в производстве поступающего сырья, пищевой продукции, товарному соседству, режиму их обработки, контролю качества, хранению отбракованного сырья.

Ø Соблюдение требований к технологическим процессам, поточности и последовательности, условиям и режимам приготовления продукции, в том числе пищевой продукции

Ø Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии на объект.

Ø Соблюдение требований к размещению радиотехнических объектов, радиоэлектронных средств, соблюдение предельно-допустимых уровней электромагнитных полей, соблюдение требований по профилактике неблагоприятного воздействия на человека электромагнитных полей, создаваемых радиоэлектронных средств.

Ø Соблюдение требований к лабораториям, наличие разрешения соответствующей комиссии по контролю за соблюдением требований биологической безопасности на работу с микроорганизмами I-IV групп патогенности и гельминтами.

Субъективные критерии разработаны в целях реализации принципа поощрения добросовестных проверяемых субъектов, в виде освобождения их от проведения проверок по особому порядку. При проведении оценки степени риска учитываются нарушения, выявленные по результатам последней проверки по особому порядку. Если в истекшем календарном году (полугодии) объект не проверялся, он остается в той группе, в которую он определен по результатам предыдущего календарного года (полугодия).

Формирование графика проведения проверок, объектов контроля и надзора составляется исходя из принципов минимальной необходимости и достаточности, поощрения добросовестных проверяемых субъектов, концентрации контроля и надзора на нарушителях, проводится для каждого объекта отдельно

Распределение нарушений требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на грубые, значительные, незначительные степени определяются в соответствии с разработанными критериями. При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка по особому порядку.

В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений должны своевременно и в полном объеме проводиться профилактические мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РК, введению ограничительных мероприятий, осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, на основании нормативно-правовых актов, приказов по соответствующим инфекционным заболеваниям.

Санитарная охрана территории страны направлена на предупреждение заноса опасных грузов и товаров, представляющих опасность для человека, а также создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений. Больные с инфекционной патологией в соответствии с законодательством подлежат лабораторному обследованию и лечению, в некоторых случаях обязательному.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и профессиональных заболеваний проводятся обязательные медицинские осмотры, профилактические прививки и ведется гигиеническое воспитание и обучение.

Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения включает в себя:

· Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, лицензирование и сертификацию отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

· Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;

· Государственную регистрацию веществ и продукции;

· Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

· Социально-гигиенический мониторинг.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование предусматривает разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по данному направлению; разработку, экспертизу. Обязательное лицензирование распространяется на широкий круг видов работ и услуг: производство и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции, питьевой воды и табачных изделий, лекарственных, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, медицинских иммунобиологических препаратов, предметов гигиены и санитарии, парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии.

Кроме этого лицензируются медицинские, фармацевтические и коммунально-бытовые услуги, образовательная деятельность, работы с возбудителями инфекционных заболеваний и другие потенциально опасные виды работ, а также проектирование, строительство, эксплуатация, консервация и ликвидация потенциально опасных для человека производственных объектов.

Государственный санитарно-эпидемиологический контроль включает в себя следующие направления деятельности:

Ø Контроль за выполнением профилактических мероприятий;

Ø Санитарно-карантинный контроль;

Ø Контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

Ø Проведение санитарно-эпидемиологических расследований.

Важными направлениями работы являются статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на городском и областном уровне, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых отравлений в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Литература:

1. Основы права: учебно- методическое пособие Т.В. Козлова – «ГЭОТАР-Медиа» -М., 2008 г.- 192 с.

2. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан. Общая часть. Академический курс: учебник / Под ред. Б.Х. Толеубековой – Алматы: Жетi жаргы, 2004 - 424 с.

3. Конституция РК.

4. Трудовой кодекс РК.

5. Гражданский кодекс РК.

6. Административный кодекс РК.

7. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

8. Кодекс РК «О браке и семье».

Дополнительная:

1. Уголовный кодекс РК.

2. Закон РК О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан

3. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 гг.

Контрольные вопросы:

1. Законодательство Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения РК.

2. Система государственной санитарно-эпидемиологической службы.

3. Структура и функции санитарной службы Казахстана.

4. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование.

5. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6. Понятие «гигиенический норматив».

7. К каким объектам устанавливают санитарно-эпидемиологические требования?

8. Критерии оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

9. Понятие «эпидемически значимые объекты».

10. Понятие «грубые нарушения», их характеристика.

11. Понятие «значительные нарушения», их характеристика.

12. Понятие «незначительные нарушения», их характеристика.

13. Объективные критерии оценки степени риска.

14. Субъективные критерии оценки степени риска.

Лекция № 4.

Тема:Донорство, трансплантология и клонирование в РК. Нормативные регламентирующие документы РК.

Цель:ознакомить студентов с нормативно –правовыми актами, действующими в системе здравоохранения РК по донорству, трансплантологии и клонированию.

В настоящее время сложилась особая отрасль медицинской науки, которая занимается различными аспектами переливания крови и ее компонентов – трансфузиология,создан Приказ МЗРК«Стандарт организации оказания трансфузионной помощи населению в РК». Термин трансфузия означает переливание крови и её компонентов, гемотрансфузия – переливание крови, а инфузия – переливание других сред.Без применения средств и методов трансфузионной медицины в настоящее время не мыслится оказание помощи в кардиохирургии, травматологии, ургентной, абдоминальной и грудной хирургии, акушерстве и гинекологии, гематологии, онкологии, в клиниках внутренних болезней, педиатрии, ортопедии, урологии, профпатологии и других отраслях медицины.

Донорство означает высокий акт гуманизма, когда человек сознательно и добровольно дает часть своей крови или ее компонентов, или костного мозга, другой ткани, или один из парных органов с лечебной целью больному (реципиенту), нуждающемуся в такой помощи.

Донорство крови (от лат. donare - «дарить») и (или) ее компонентов - добровольная сдача крови и (или) ее компонентов донорами, а также мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и ее компонентов. Кровь, взятая от донора (донорская кровь), используется в научно-исследовательских и образовательных целях; в производстве компонентов крови, лекарственных средств и медицинских изделий. Клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов связано с трансфузией (переливанием) реципиенту в лечебных целях и созданием запасов донорской крови и (или) ее компонентов.

В Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» в р. 7, гл. 26, ст.162-168 отмечено:

1.Донорство крови и ее компонентов (далее - донорство) - добровольное участие доноров в охране здоровья граждан путем дачи (донации) крови и ее компонентов для медицинских целей.

2.Донорство включает комплекс мероприятий по медицинскому освидетельствованию донора, заготовке от него крови, выделению и хранению компонентов крови.

3.Заготовку, переработку, хранение и реализацию крови и ее компонентов осуществляют государственные организации здравоохранения, имеющие соответствующую лицензию.

4.Безопасность донорской крови и ее компонентов обеспечивается путем карантинизации, вирусинактивации, радиационного облучения и других методов, разрешенных на территории РК.

5.Донором вправе быть физическое лицо в возрасте от восемнадцати лет, прошедшее соответствующее медицинское обследование и не имеющее противопоказаний, изъявившее добровольное желание осуществить дачу (донацию) крови и ее компонентов для медицинских целей.

6.Перед дачей (донацией) крови и ее компонентов донор проходит обязательное бесплатное медицинское обследование в порядке, установленном уполномоченным органом.

7.В дни медицинского обследования и дачи (донации) крови и ее компонентов работник, являющийся донором, освобождается от работы работодателем с сохранением за ним средней заработной платы.

Правила заготовки, переработки, хранения, реализации крови и ее компонентов регламентированы в Приказе МЗ РК «Об утверждении Номенклатуры, Правил заготовки, переработки, хранения, реализации крови и ее компонентов, а также Правил хранения, переливания крови, ее компонентов и препаратов»:

1.Заготовка, переработка, хранение, реализация крови и ее компонентов осуществляется с целью удовлетворения потребностей организаций здравоохранения и создания мобилизационного резерва при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.Заготовку, переработку, хранение, реализацию крови и ее компонентов производят государственные организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере службы крови, имеющие соответствующую лицензию в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».

В Приказе МЗ СР РК «Об утверждении размеров выплат донорам, осуществляющим донорскую функцию на безвозмездной и платной основе, и Правил осуществления выплат донорам, осуществляющим донорскую функцию на платной основе» регламентированы выплаты за донорство.

Трансплантология.

В современном мире трансплантология – это один из ключевых показателей состояния здравоохранения. Если выполняются операции по пересадке органов, значит, медицина этой страны находится на уровне. Эффективная система донорства позволяет медикам многих развитых стран ежегодно спасать сотни тысяч жизней, осуществляя пересадку различных органов и тканей. В Казахстане стали активно осваивать новые технологии по трансплантации почек, печени и других органов.

В Казахстане развивается родственная трансплантация. Жизни тех тяжелобольных людей, срочно нуждающихся в пересадке внутренних органов, спасают родственники. Но следует отметить, что не каждый человек может стать донором для конкретного пациента, так как должен подойти его фенотип.

Согласно требованиям, прежде чем стать донором, необходимо предоставить нотариально заверенный документ, подтверждающий о безвозмездном донорстве органа.

В Казахстане купля-продажа органов запрещена законом и, кроме того, в Кодекс РК «О здоровье населения и системе здравоохранения» р.7, гл.27 ст. 169-171 внесены дополнения, предусматривающие уголовное наказание за рекламу или объявления с целью продажи своих органов.

Изъятие и консервация тканей и органов (части органов) от живого донора, трупов производятся только в государственных организациях здравоохранения и в организациях здравоохранения с государственным участием, осуществляющих деятельность по специальности «трансплантология» в соответствии с лицензией - Приказ МЗ РК «Об утверждении Правил изъятия, заготовки, хранения, консервации, транспортировки, проведения трансплантации тканей (части ткани) и (или) органов (части органов) от донора к реципиенту».

Ввоз и вывоз органов и тканей человека физическими лицами не допускаются.

Принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека регулируется Уголовным кодексом РК. Предусмотрено максимальное наказание - 10 лет лишения свободы.

Трансплантация органов определена как высокоспециализированная помощь и относится к уникальным операциям. Определен перечень требований, предъявляемых к медицинским организациям, осуществляющим трансплантацию органов, а также квалификационные требования к медперсоналу.Приказ МЗ СР РК «Об утверждении Правил формирования перечня организаций здравоохранения по изъятию, заготовке, хранению, консервации, транспортировке тканей (части ткани), или органов (части органов) и трансплантации тканей (части тканей) или органов (части органов)».

В связи с чем, операции по трансплантации могут и должны проводиться в организациях, имеющих лицензию по специальности «трансплантология».

В законодательном акте - Кодекс РК «О здоровье населения и системе здравоохранения» представлена трансплантология в свете функционирования системы здравоохранения, т.е. как звено в системе мер политического, экономического, правового, социального, культурного и медицинского характера, направленных на предупреждение и лечение болезней, сохранение физического и психического здоровья человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление медицинской помощи в случае утраты здоровья. Лечение, предоставляющее комплекс медицинских услуг, направленных на устранение, приостановление и (или) облегчение течения заболевания, а также предупреждение его прогрессирования, в рамках хирургического вмешательства, предполагает и пересадку органов, тканей и других компонентов, поскольку трансплантация есть не что иное, как пересадка, приживление тканей и (или) органов (части органов) на другое место в организме или в другой организм. В качестве донора может выступать человек, труп человека, животное, от которых производятся забор донорской крови, ее компонентов, иного донорского материала (в том числе спермы, половых клеток, яйцеклетки), а также изъятие ткани и (или) органов (части органов) для трансплантации. В качестве реципиента всегда выступает человек - Приказ МЗСР РК «Об утверждении Правил прижизненного добровольного пожертвования тканей (части ткани) и (или) органов (части органов) после смерти в целях трансплантации».

Следует отметить, что законодательство оговаривает разные условия для доноров, т.е. правовой статус донора определяется предметным принципом. Так, донором половых клеток могут быть лишь граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, при этом такие доноры не имеют права на информацию о дальнейшей судьбе своих донорских половых клеток. Законодательство, в том числе трудовое, не предусматривает для них никаких льгот, не оговариваются и условия оплаты для таких доноров, во всяком случае на государственном уровне, однако предоставляется право решения данного вопроса на договорном уровне.

Когда речь идет о трансплантации, то донором тканей и (или) органов (части органов) может быть, как человек, так и труп человека или животное. Соответственно и в данном случае законодатель определяет особые требования к донорскому статусу. Если речь идет о человеке, то донором может быть, прежде всего, лицо, находящееся с реципиентом в генетической связи или имеющее с ним тканевую совместимость (иммунологическое свойство органических тканей, способствующее их приживлению к тканям другого организма). Такой донор должен пройти всестороннее медицинское обследование и получить заключение консилиума врачей о возможности изъятия у него тканей и (или) органов (части органов). Учитывая, что трансплантация часто необходима детям, донорами в данном случае могут выступать и несовершеннолетние. К такой субъектной группе предъявляются особые требования. Необходимо письменное, нотариально удостоверенное согласие законных представителей ребенка при наличии полной необходимой информации о его состоянии здоровья, отсутствие другого совместимого донора, наличие родственных отношений. Так, реципиент должен быть братом или сестрой донора, трансплантация является необходимой и призвана сохранить жизнь реципиента, а потенциальный донор не возражает против изъятия. Согласие законных представителей несовершеннолетних или недееспособных лиц может быть отозвано в любой момент до начала медицинского вмешательства. Такие же требования предъявляются и к донорам, признанным недееспособными.

В качестве донорства может быть классифицирован и анатомический дар. Это добровольное пожертвование дееспособным лицом тканей и (или) органов (частей органов) как при жизни, так и после его смерти, осуществляемое лицом посредством надлежаще оформленного договора или завещания. Сведения об анатомическом даре разглашению не подлежат - Приказ МЗСР РК «Об утверждении Правил совершения и передачи организациям здравоохранения анатомического дара». При этом законодательство допускает и факт отсутствия согласия. Так, анатомическим даром, помимо завещанных тканей и (или) органов (частей органов), признаются также трупы лиц, не опознанные и не востребованные в течение сорока пяти дней со дня их обнаружения. Таким образом, принудительное изъятие тканей и (или) органов (части органов) человека, их пересадка и купля-продажа запрещаются.

Гарантом при трансплантации всегда выступает государство в лице соответствующих органов. Так, изъятие и консервация тканей и (или) органов (части органов) возможно только в государственных организациях здравоохранения и в организациях здравоохранения с государственным участием, а также в Национальном холдинге в области здравоохранения и его дочерних организациях, осуществляющих деятельность по специальности «трансплантология» в соответствии с лицензией. Что же касается донорства, имеющего отношение к процессу воспроизводства человека (репродуктивные ткани, половые клетки), а также крови, то эти правила, естественно, не применяются.

Законодательство оговаривает условия ввоза, вывоза тканей и (или) органов, (части органов), крови и ее компонентов и другие вопросы, в Кодекс РК «О здоровье населения и системе здравоохранения» р.7, гл.28 ст. 172-174, однако многие юристы отмечают недостаточно высокий уровень такой правовой регламентации, т.к. отсутствие письменного согласия в ряде случаев трактуется как его наличие.

Наши рекомендации