Тема 9 Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Обмен гликогена. Практическая работа – количественное определение амилазы в моче.

Место проведения - кафедра биохимии.

Продолжительность занятия - 180 мин.

2. Цель занятия:Систематизировать знания студентов о процессе переваривания углеводов в желудочно-кишечном тракте и причинах нарушения этого процесса; об обмене гликогена (синтезе и распаде); причинах возникновения гликогенозов. Познакомить студентов с использованием нагрузочных тестов в диагностике нарушений обмена углеводов. Обсудить диагностическое значение исследования амилазы в различных биологических субстратах.

3.Конкретные задачи:

3.1. Студент должен знать:

- классификацию и строение углеводов

- последовательность переваривания углеводов в желудочно-кишечном тракте (промежуточные и конечные продукты переваривания углеводов, участие ферментов), оценку процессов переваривания углеводов и всасывания углеводов,

- этапы синтеза и распада гликогена, регуляцию этих процессов и их нарушение, типы гликогенозов. Диагностическое значение исследования активности амилазы.

3.2. Студент должен уметь:

- писать формулы моно-, ди- и полисахаридов и указать ферменты их переваривающие, использовать знания о нагрузочных тестах, применяемых для выявления нарушений переваривания углеводов в желудочно-кишечном тракте.

- Писать этапы синтеза и распада гликогена и объяснять их регуляцию.

- Овладеть методом определения активности амилазы в моче, оценивать результаты определения активности амилазы в крови и моче.

4. Мотивация:

Знания и навыки, приобретенные на занятии, необходимы для понимания: механизмов развития патологических состояний развивающихся при нарушении переваривания углеводов при отсутствии ферментов, при развитии гликогенозов, при заболеваниях поджелудочной железы и слюнных желез.

5. Задание для самоподготовки:

Студенты должны изучить рекомендуемую литературу, используя вопросы для самоподготовки.

Основная литература

5.1. Повторить лекционный материал по теме: Переваривание углеводов. Обмен гликогена (синтез, распад).

5.2. Использовать при подготовке учебник: Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия».М., Медицина, 1990г., с. 169-186, 319-327, 361 – 362.

5.3 Биохимия (учебник для ВУЗов под ред. чл.- .корр. РАН

проф. Е.С.Северина, М. 2003, С. 298-333.

5.4. Подготовиться к лабораторной работе по методическому пособию: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологи ческой химии, Санкт-Петербург., 2008

Дополнительная литература

5.5. Изучить раздел в учебнике Марри Р.

«Биохимия человека», М,Мир, 1993., С. 108-112.

5.6. Лабораторные методы исследования в

клинике. Справочник под ред. проф. В.В.Меньшикова, М.: Мед. 2002 - С. 191-192.

5.7. Медведев В.В., Волчек Ю.З. Клиническая лабора-

торная диагностика. Справочник для врачей. СПб.:

Гиппократ.1995. С. 66-67, 108, 132, 138-139

5.8 ДолговВ.В., Аметов А.С., Щетникович К.А.,

Ройтман А.П., Днмидова Т.Ю.Лабораторная диагностика нарушений обмена углеводов, сахарный диабет. Учебное пособие.М.: Лахема. 2000,63 с.

6. Вопросы для самоподготовки.

6.1. Для чего нужно гидролитическое расщепление углеводов в желудочно-кишечном тракте, предшествующее усвоению (всасыванию) углеводов из кишечника?

6.2. Ферменты, гидролизующие гликозидные связи сахаров, их локализация в соках желудочно-кишечного тракта, связи ими расщепляемые. Участие конкретных ферментов в гидролизе конкретных поли и дисахаридных молекул Причины отсутствия гидролиза клетчатки. Последовательность действия отдельных ферментов.

6.3. В какой форме происходит всасывание углеводов в кишечнике?

6.4. Этапы синтеза и распада гликогена в тканях (писать формулы). Каковы особенности обмена гликогена в мышцах по сравнению с печенью.

. Оснащение занятия:

Таблицы по классификации углеводов: Тканевой обмен углеводов.

Аппаратура: термостат, фотоэлектроколориметр.

7. Этапы занятия, контроль усвоения и распределения учебного времен

N п\п Этапы проведения занятия Формы проведения Время (мин.)
7.1 Постановка задачи. Излагает преподаватель.
7.2 Контроль исходного уровня знаний. Тестовый контроль
7.3 Разбор теоретического материала. Опрос студентов дискуссия, .
7.4 Приобретение практических навыков Выполнение практической части занятия, оформление протоколов работы и подписание протоколов преподавателем. Выполнение практической работы
7.5 Подведение итогов занятия. Излагает преподаватель.


Пример билета проверочного контроля

1. Написать фрагмент структуры амилопектина

2. Этапы распада гликогена

Лабораторная работа № 7

Наши рекомендации