Структура и роль Всемирной Организации Здравоохранения

Возрастание социальной и политической значимости здравоохранения, достижения медико-биологической науки в последнее десятилетие стимулировали развитие международного сотрудничества в области медицины. Совместная деятельность направлена на обмен информацией о здоровье населения и состоянии здравоохранения. Проводятся консультации и обмен специалистами для оказания медицинской помощи. Ученые и медики разных стран проводят совместные конференции, съезды, научные исследования.

Вопросы здоровья населения мира являются одной из глобальных проблем современности и разрабатываются Всемирной Организацией Здравоохранения. Она создана в соответствии с решением Международной конференции по здравоохранению, состоявшейся в 1946 г. в Нью-Йорке. Устав ВОЗ ратифицирован 07.04.48 г., и с тех пор этот день ежегодно отмечается как «Всемирный день здоровья».

Главной уставной целью ВОЗ является "достижение всеми народами наивысшего возможного уровня здоровья". Основные задачи ВОЗ сформулированы следующим образом: координация международной деятельности в области здравоохранения; предоставление государствам соответствующей информации; оказание помощи в вопросах здравоохранения; поощрение и развитие работы по борьбе с эпидемическими, эндемическими и другими болезнями, а также по охране психического здоровья; проведение совместных исследований в области здравоохранения; содействие в подготовке медицинских кадров и др.

Основными направлениями деятельности ВОЗ являются:

• укрепление и совершенствование служб здравоохранения;

• предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;

• охрана и оздоровление окружающей среды;

• охрана здоровья матери и ребенка;

• подготовка медицинских кадров;

• санитарная статистика;

• развитие медико-биологических исследований.

По уставу высшим органом ВОЗ является Всемирная Ассамблея Здравоохранения, ежегодные сессии которой проводятся, как правило, в Женеве. Между сессиями Ассамблеи высшим органом ВОЗ является Исполнительный комитет, состоящий из представителей 32 государств – членов ВОЗ, избираемых на 3 года. Центральный административный орган ВОЗ – это Секретариат, возглавляемый Генеральным директором, который избирается Ассамблеей сроком на 5 лет по представлению Исполкома. Штаб-квартира секретариата находится в Женеве.

У Генерального директора 6 помощников. В целом персонал ВОЗ составляет свыше 4 тыс. человек. Отделы Секретариата ВОЗ объединены в 5 групп: отдел гигиены окружающей среды и отдел санитарной статистики; отдел укрепления служб здравоохранения и охраны здоровья семьи; отдел неинфекционных болезней, развития кадров здравоохранения и лекарственных средств; отдел административного руководства и персонала; отдел бюджета и финансов. Уставом ВОЗ предусмотрено создание 6 региональных бюро (африканского и стран Америки, Юго-Восточной Азии, Европы, Восточного Средиземноморья, Тихого океана). К функциям регионального бюро относятся: развитие национальных служб здравоохранения, изучение состояния здоровья, подготовки кадров. Региональное бюро имеет отделы (службы здравоохранения с секцией стипендий и информации и административно-финансовый отдел). Для выполнения программ ВОЗ создает международные бригады, которые руководят работой местных национальных служб здравоохранения.

Главной целью правительств разных стран на будущее десятилетие должно быть достижение всеми гражданами мира такого уровня здоровья, который позволит им вести полноценный образ жизни. Составлена новая стратегия ВОЗ – "Здоровье для всех", ее основа – концепция развития медико-социальной помощи населению.

ВОЗ сотрудничает с большинством (около 120) неправительственных международных организаций, в том числе с Лигой обществ Красного Креста, Международным обществом реабилитации, Всемирной медицинской ассоциацией, Советом международных медицинских научных организаций, Всемирной Федерацией помощи слепым, Международной академией наук экологии и безопасности человека и природы (МАНЭБ), организацией по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), детским фондом (ЮНИСЕФ) и др.

Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения

Научной следует считать такую организацию труда, которая основывается на последних достижениях науки и передовом опыте, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека и постепенному превращению труда в первую жизненную потребность. Задача научной организации труда (НОТ) – достижение максимального эффекта от труда человека при условии минимальных затрат как человеческой энергии, так и материальных ресурсов. НОТ включает изучение условий производственной среды с точки зрения физиологии человека, психологии, социологии, гигиены труда, техники безопасности и др., выработку на основе этих исследований наиболее рациональных организационных форм, методов и приемов труда, а также широкое внедрение их в практику.

Вопросы организации труда и внедрения НОТ рассматриваются в следующих направлениях: разделение и кооперация труда; совершенствование организации рабочих мест и условий труда; внедрение оргтехники; распространение принципа централизации и специализации в работе органов и учреждений здравоохранения; повышение квалификации кадров.

Общие принципы НОТ:

– внедрение единых медицинских критериев и стандартов на основе достижений медицинской науки в практику диагностики, лечения и профилактики;

– разделение, кооперация труда и специализация медицинских учреждений, четкое распределение функциональных обязанностей медицинского персонала в соответствии с должностными характеристиками и должностными инструкциями;

– нормирование и стимулирование труда;

– правильный подбор и расстановка кадров по требуемой квалификации и должностным обязанностям;

– организация и обслуживание рабочего места медицинского персонала.

С учетом этих принципов и 4 основных факторов (медицинский работник; технический; организационный; фактор времени) можно выделить следующие направления внедрения НОТ в практику:

– повышение дисциплины труда как предпосылки, с которой надо начинать любую организацию труда;

– разработка и внедрение должностных инструкций, рациональных методов, приемов и режимов труда;

– разделение и кооперация труда, централизация труда и управления;

– внедрение единой медицинской доктрины, то есть определение уровня и объема медицинской помощи на каждом этапе (например, для сельских жителей или отдельных групп больных);

– разработка эффективных систем повышения квалификации медицинского персонала;

– разработка типовых рабочих мест и их оснащение;

– соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований;

– развитие производственной эстетики;

– обеспечение современной медицинской техникой;

– соблюдение правил техники безопасности;

– компьютеризация в ведении документации и оснащение оргтехникой;

– использование современных систем связи;

– совершенствование нормирования труда медицинских работников.


Наши рекомендации