Тестовый контроль по теме «Физиология труда»

1. Физиология труда - это раздел гигиены труда, который ставит своей целью:
а) изучить физиологические процессы, происходящие в организме здорового человека;
б) изучить воздействие внешней среды на организм человека в процессе его трудовой
деятельности;

в) изыскать меры по повышению работоспособности человека и предупреждению утомления.

2. Критерии тяжести труда – это:

а) мощность внешней работы;

б) монотонность;

в) объем оперативной памяти;

г) максимальный вес перемещаемого груза;

д) длительность сосредоточенного наблюдения;

е) рабочая поза;

ж) перемещение по цеху.

3. Критерии напряженности труда – это:

а) величина ручного грузооборота;

б) количество стереотипных движений;

в) длительность сосредоточенного внимания;

г) плотность поступающих сигналов в час;

д) количество наклонов корпуса;

е) монотонность;

ж) нервно-эмоциональное напряжение.

4. К статической может быть отнесена работа:

а) по поддержанию тела в положении для выполнения производственных операций;

б) по перемещению груза в направлении силы тяжести;

в) по поддержанию груза в неподвижном состоянии;

г) по перемещению груза против силы тяжести.

5. Динамическая отрицательная работа – это работа:

а) по поддержанию тела;

б) по перемещению груза в направлении силы тяжести;

в) по перемещению груза против силы тяжести.

6. Наиболее общие виды умственной трудовой деятельности – это:

а) управленческий труд;

б) операторский труд;

в) труд преподавателей и медработников;

г) труд учащихся и студентов;

д) труд транспортных работников;

е) творческий труд;

ж) трудовая деятельность при работе на компьютере.

7. Операторский труд характеризуется:

а) значительным физическим напряжением;

б) значительным нервно-эмоциональным напряжением;

в) частым переключением внимания;

г) восприятием и переработкой разнообразного потока информации.

8. Утомление – это:

а) нарушения динамического производственного стереотипа вследствие запредельного торможения в коре головного мозга;

б) патологическое состояние организма, возникающая в результате чрезмерной работы;

в) временное снижение работоспособности, вызванное выполнением определенной работы.

9. Признаки утомления при выполнении физической работы – это:

а) повышение мышечной силы;

б) снижение мышечной силы;

в) повышение показателей выносливости;

г) снижение показателей выносливости;

д) снижение минутного объема дыхания;

е) увеличение минутного объема дыхания;

ж) снижение показателей треморометрии;

з) увеличение показателей треморометрии;

и) снижение ударного объема сердца;

к) увеличение ударного объема сердца.

10. Функциональные сдвиги в органах и системах при работе являются признаками утомления:

а) субъективными;

б) объективными.

11. К качественным показателям снижения работоспособности вследствие утомления относятся:

а) падение производительности труда;

б) появление брака в работе;

в) снижение темпа работы;

г) удлинение времени выполнения отдельных рабочих операций.

12. Потребление кислорода в покое у здорового человека составляет:

а) 50-75 смЗ/мин;

б) 250-300 смЗ/мин;

в) 750-1000 смЗ/мин.

13. Максимальное потребление организмом кислорода при тяжелой динамической работе составляет:

а) 3-5 л/мин;

б) 12-15 л/мин;

в) 27-30 л/мин.

14. Так называемый «феномен Линдгарда» наблюдается при:

а) динамической положительной работе;

б) динамической отрицательной работе;

в) динамической работе большой тяжести;

г) статической работе.

15. Систолическое давление крови при мышечной работе:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется.

16. Пульсовое давление крови при мышечной работе:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется.

17. После окончания мышечной работы средней тяжести раньше всего возвращается к до рабочим показателям:

а) частота дыхания;

б) частота пульса;

в) глубина дыхания;

г) артериальное давление.

18. Показатель выносливости – это:

а) время, в течении которого может выполняться работа заданного усилия;

б) вес, который может поднять рабочий за отрезок времени;

в) способность организма противостоять стрессовым ситуациям.

19. При тяжелой мышечной работе сахар в крови может снижаться до:

а) 60 мг%;

б) 100 мг%;

в) 150 мг%.

20. При работе, связанной со значительным эмоциональным напряжением, содержание сахара в крови:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) существенно не изменяется.

21. При тяжелой мышечной работе содержание молочной кислоты в крови:

а) падает до 2-5 мг%;

б) остается на уровне 15-25 мг%(норма);

в) увеличивается до 50-60 мг%.

22. Методом хронометражных исследований определяют:

а) продолжительность отдельных операций;

б) время сенсомоторных реакций;

в) загруженность рабочего дня;

г) почасовую производительность труда;

д) время на личные отвлечения.

23. Для оценки функции внешнего дыхания при выполнении физической работы необходимы следующие приборы:

а) электрокардиограф;

б) универсальный хронорефлексометр;

в) газовые чесы;

г) тонометр;

д) мешок Дугласа.

24. Энергия мышечного сокращения происходит за счет:

а) расхода аденозинтрифосфорной кислоты;

б) окисления молочной кислоты;

в) ресинтеза гликогена.

25. С помощью метода динамометрии определяются:

а) максимальная производственная сила;

б) количество движений за смену.

26. Регламентированные перерывы в течение смены проводятся:

а) в середине фазы высокой работоспособности;

б) в начале снижения работоспособности;

в) в конце фазы врабатываемости;

г) в фазу «конечного порыва».

27. Основные мероприятия по борьбе с монотонней – это:

а) увеличение числа элементов в трудовых операциях;

б) уменьшение числа элементов в трудовых операциях;

в) увеличение числа повторений операций;

г) снижение числа повторений операций;

д) постоянный темп и ритм выполнения операций;

е) изменяющийся темп и ритм выполнения операций;

ж) смена выполняемых операций;

з) отсутствие смены выполняемых операций.

Ответы

1. в;

2. а, г, е, ж;

3. в, г, е, ж;

4. а, в;

5. б;

6. а, б, в, г, е;

7. б, в, г;

8. в;

9. б, г, е, з, к;

10. б;

11. б;

12. б;

13. а;

14. г;

15. а;

16. а;

17. г;

18. а;

19. а;

20. б;

21. в;

22. а, в, г, д;

23. в, д;

24. а;

25. а;

26. а;

27. а, г, е, ж.

Тема: «Производственная пыль. Методы определения пыли в рабочих помещениях и их гигиеническая оценка»

I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

1. Ознакомить студентов с основными физико-химическими свойствами

пыли, методикой определения запыленности воздуха

производственных помещений.

2. Дать гигиеническую характеристику пыли, её значение в развитии

профессиональных заболеваний и мероприятия по борьбе с ней.

Студент должен знать:

1. Классификацию производственной пыли;

2. Общие закономерности действия пыли на организм;

3. Классификацию пневмокониозов;

4. Специфические и неспецифические заболевания;

5. Методы определения пыли в воздухе рабочих помещений;

6. Основные принципы профилактики вредного воздействия пыли.

Студент должен уметь:

1) определять уровни запыленности воздуха в помещении;

2) давать заключение о степени загрязнения воздуха промышленной пылью и возможном характере её действия на организм;

3) провести дифференциальную диагностику основных пылевых профессиональных заболеваний;

4) предложить мероприятия по профилактике вредного воздействия пыли.

II. Литература:

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда».-М., 1988. - Гл.11, с. 176-195; гл.18, с. 284-310.

2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.7, с.137-159; 274-288; гл. 14, с.247-289.

3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл. 13, с.514-518.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с.328-341.

5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2006. - Раздел 4, с. 264-274.

6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под редакцией В.Ф. Кириллова. – М., 2001, - Гл. 8, с. 126-141; гл. 11, с. 168-186; гл. 14, с. 269-306.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

1. Производственная пыль - это…….

2. Классификация промышленной пыли:

а) по происхождению:

Тестовый контроль по теме «Физиология труда» - student2.ru Тестовый контроль по теме «Физиология труда» - student2.ru

б) по способу образования:

аэрозоли ………..…., образующиеся при размоле и обработке твердых тел;

аэрозоли …….., получающиеся в результате конденсации паров металлов.

в) по дисперсности:

а) видимая пыль – более ….. мкм

б) …………………………………

в) …………………………………

г) по характеру действия на организм:

·

·

·

3. Заболевания легких от воздействия промышленной пыли, проявляющиеся хроническим диффузным пневмонитом с развитием фиброза легких, называется ……..

4. Пылевой фиброз, вызванный вдыханием пыли свободной двуокиси кремния, называется ………, а вдыханием двуокиси кремния в связанном состоянии называется …… .

5. Классификация пневмокониозов:

·

·

·

6. По клинико-рентгеноморфологической картине различают три стадии силикоза:

I стадия  
II стадия  
III стадия  

7. Методы исследования промышленной пыли:

·

·

·

8. Профилактика пылевых заболеваний включает:

·

·

·

9. Решить ситуационную задачу:

В производстве твердых сплавов проводится пескоструйные работы. На рабочем месте пескоструйщика запыленность воздушной среды соответствует 87 мг/м3 при содержании SiO2 в свободном состоянии более 70%.

1. Является ли концентрация пыли опасной для здоровья рабочего, и какие заболевания могут возникнуть у него?

2. Назовите профилактические мероприятия.

10. Составить ситуационную задачу, аналогичную вышепреведенной.

Наши рекомендации