Шаг 5. Ассоциация с новой интегрированной частью
Инструкция:
Когда вы будете готовы, приблизьте руки к груди и введите эту новую часть внутрь себя так, чтобы она стала легко доступной частью вас, вашего поведения. Делая это, вы можете почувствовать прилив энергии в своем теле, когда эта часть соединится с вами... Дайте себе возможность в течение некоторого времени прочувствовать уникальные возможности этой новой части в себе.
Снова язык внушения, насыщенный скрытыми командами и замаскированными утверждениями: новая часть станет легко доступной частью вас, почувствуете прилив энергии, часть будет обладать уникальными свойствами и т. д.
Клиент находится в глубоком трансе, о котором свидетельствуют явно выраженные физиологические реакции (особенно с момента слияния образов): задержка дыхания, покраснение лица, ощущение жара или теплой волны при соприкосновении с новой частью и введении ее внутрь.
Шаг 6. Проба будущего
Инструкция:
Теперь представьте себе какую-нибудь конкретную ситуацию в будущем, где бы вы хотели в полной мере использовать эти интегрированные качества и способности.
Это — стандартное окончание практически всех техник НЛП. Клиент в воображении воспроизводит «проблемную» ситуацию, однако с ощущением новой энергии, уверенности и состояния приподнятости. Ситуация больше не кажется проблемной: клиент эффективно справляется с ней. Происходит «запечатление» положительного эффекта на будущее, что обычно подтверждается в реальной жизни.
«Секреты» успеха НЛП
В качестве итога перечислим характерные особенности НЛП, которые, на наш взгляд, обеспечивают его успех в психотерапии, а также в других психотехнических практиках. При этом мы отчетливо сознаем, что данный перечень можно продолжать, дополнять и уточнять.
· Общий позитивно-гуманистический подход, как на уровне идей (вера в позитивную природу человека, его неограниченные возможности), так и на уровне отдельных техник: практически любая работа с клиентом начинается с вопроса: «Что вы хотите изменить к лучшему?»
· Заданный уровень высокой точности работы с клиентом как в отношении восприятия его состояний, внутренних процессов, так и в отношении точного реагирования терапевта.
· Сознательный выбор ориентации на процесс, что позволяет не «застревать» на содержании проблемы, а помогать клиенту продвигаться к более эффективным способам совладания с любыми проблемами.
· Многоканальность, или полифоничность, терапевтического воздействия: одновременное использование речи, образов, невербальных средств взаимодействия.
· Опора на неосознаваемые механизмы фиксации положительного опыта: использование состояние транса, метафор, механизма импринтинга, гипнотического языка.
В заключение хотелось бы выразить свое отношение к некоторым критическим высказываниям в адрес НЛП. Наиболее часто говорится о якобы манипулятивном его характере. Автор настоящих строк никоим образом не разделяет это мнение. Манипуляцию можно определить как воздействие на человека со скрытыми (часто корыстными) мотивами. Однако, как уже говорилось, каждая техника НЛП начинается с вопроса клиенту о его цели, и никогда не делается что-либо противоречащее его желанию. Вместе с тем указанное негативное мнение, по-видимому, имеет свои основания. Это — неаккуратное, некорректное, а подчас и просто негуманное обращение с теми мощными средствами, которыми располагает НЛП.
Один из современных американских авторов и ведущих тренеров НЛП Роберт Макдональд так рассказал на тренинге об эволюции своего отношения к НЛП:
«Довольно быстро я понял, что НЛП — это острая шпага, которой можно наносить очень точные удары, и я был готов оставить эту деятельность. Но спустя некоторое время я понял, что со шпагой в одной руке можно держать в другой руке сердце, и тогда я остался в НЛП».
Возможно, некоторые видят или, еще хуже, ищут в НЛП только «шпагу». Это очень искаженное представление. Только чистые руки могут принять наследие гуманистов, которые стояли у истоков этой области человеческого знания и практики. Истинное НЛП — только то, которое по праву может быть названо гуманистическим.
Библиография
О'Коннор Дж., сеймом Дж. (1997) Введение в НЛП. — Челябинск: Версия. Andreas S., Andreas С. (1987) Change Your Mind. — And Keep the Change. — Moab: Real People Press.
Andreas C., Andreas S. (1989) Heart of the Mind. — Moab: Real People Press.
Andreas S. (1991) Virginia Satir - The Patterns of Her Magic. — Palo Alto: Science & Behavior Books.
Bandler R., Grinder J. (1979) Frogs into Princes. — Moab: Real People Press.
Bandler R. (1987) Using Your Brain for a Change. — Moab: Real People Press.
Bandler R., Grinder J. (1975, 1976) The Structure of Magic. — Palo Alto: Science & Behavior Books. Vol. I, II.
Bandler R., Grinder J. (1982) Re-Framing. — Moab: Real People Press.
Bandler R., Grinder J., Dilts R., Del-Ozier J. (1980) The Structure of Subjective Experience. — Cupertino: Meta Publications.
Bandler R., Grinder J. (1975, 1977) Patterns of Hypnotic Techniques of Milton Erickson. — Cupertino: Meta Publications. Vol. I, II.
Cameron-Bandler L. (1985) Solutions. — San Rafael: Future Pace.
Dilts R. (1998) Modeling With NLP. — Capitola: Meta Publications.
Dilts R. (1994-1996) Strategies of Genius. —Capitola: Meta Publications. Vol. I, II, III.
Gordon D. (1978) Therapeutic Metaphors. —Cupertino: Meta Publications.
Grinder J., Bandler R. (1984) Trans-Formation. — Moab: Real People Press.
Haley J. (1973) Uncommon Therapy: The Psychiatric Techniques of Milton Erikson. — N. Y, London: Norton & Co.
Moclendon T. (1989) The Wild Days. NLP 1972 to 1981. — Cupertino: Meta Publications.
Satir V, Bandler R., Grinder J. (1976) Changing With Families. — Palo Alto: Science & Behavior Books.
Системная семейная психотерапия. А. Я. Варга
История развития системной семейной психотерапии показывает, что эта область практики развивалась не так, как большинство психотерапевтических школ, и имеет ряд особенностей. Случаи работы с супружескими парами или с детско-родительским конфликтами описываются в рамках многих психотерапевтических подходов. В «Руководстве по семейному консультированию и психотерапии» (Horne, Ohlsen, 1982) рассматривается работа с семьями психотерапевтов различных направлений: трансактного анализа, гештальт-терапии, клиентоцентрированного подхода, адлерианской и рационально-эмотивной психотерапии, бихевиоральной психотерапии и НЛП.
Вместе с тем становление системной семейной психотерапии не связано с развитием индивидуальной психотерапии. Исследование семьи как системы не имеет ни истории, ни общепринятых понятий, ни установленных открытий (Spiegel, Bell, 1959). В своей монографии Эриксон и Хоган (Erickson, Hogan, 1972) утверждают, что их анализ литературы не выявил никаких данных о том, что системная семейная психотерапия «выросла» из каких бы то ни было ранее существующих теоретических положений в психотерапии.
Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталан и показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического взгляда на мир». Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Таким образом, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья — это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья - это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» (Черников, 1997, с. 27).
Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.