Расслабление и двигательная гиперактивность
То же самое относится и трудностям расслабления у детей. Лишь 17% детей могут быстро и глубоко расслабиться во время сеанса, 64% остаются на всем протяжении сеанса беспокойными, вплоть до крайнего возбуждения. При этом не следует забывать, что именно двигательная гиперактивность и трудности концентрации внимания являются одной из наиболее частых причин обращения к психотерапевту.
Однако так же, как и в случае с открытыми глазами, моторное беспокойство не обязательно негативно сказывается на имагинативном процессе у детей. Оно скорее отражает характерное для данного возраста стремление выразить себя через двигательную активность и переживание на “целостном уровне”. В то же время, степень двигательной активности следует учитывать как один из диагностических критериев.
Для подростков и взрослых пациентов характерно, что чем ярче они представляют образы, тем глубже происходит расслабление: более глубокое расслабление углубляет переживание образов - в плане их большей цветовой насыщенности и пластичности - и усиливает регрессивное погружение, с ярким эмоционально окрашенным переживанием. В результате такого кругового процесса за 20 минут представления образов пациенту, даже если он недостаточно хорошо расслабился во время предшествующей стадии индукции релаксации, удается так глубоко расслабиться, как этого бывает трудно добиться даже на высшей ступени аутотренинга. По окончании сеанса пациенту часто еще требуется некоторое время, чтобы после того, как он откроет глаза, опять вернуться в реальность. Складывается впечатление, будто бы он возвращается “из далекого далека”.
Голос и интонации психотерапевта
В работе с детьми еще в большей степени, чем в работе со взрослыми, необходимо индивидуально настраиваться на каждого пациента. Голос и интонации психотерапевта должны быть не столько нейтрально-размеренными и равномерными, как этого требуют условия объективности психодиагностики, а в большей степени соответствовать эмоциональному настрою ребенка. Например, работая с ребенком с серьезным голосом и сдержанными манерами поведения, психотерапевт тоже должен вести себя более сдержанно, а работая с приветливо-открытым и радостным ребенком, соответственно, быть более открытым и веселым.
Есть только два эмоциональных тона, которым психотерапевт следовать не должен: страх и ярость (агрессивные импульсы в целом).
Предварительная беседа и последующее обсуждение
Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо прежде всего обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто‑нибудь заболел, приехали гости и т. п.)
Затем можно перейти к теме предыдущего сеанса. Почти все дети приносят рисунок, который психотерапевт задал им нарисовать после представления предшествующего мотива. Обсуждая его, психотерапевт способствует “оживлению” рисунка, если он, например, спрашивает: “А что происходит здесь?”; “Куда смотрит этот?”; “Что бы дереву хотелось больше всего сделать?” - и т. п.
Такая беседа пробуждает фантазию ребенка и настраивает его на работу со следующим мотивом. Далее следует индукция расслабления и собственно представление образов.
По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что - продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление.
Работа с рисунком
Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики - на основе рисунка пережитого пациентом образа.
Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем случае рисунок оказывает на фантазию человека ограничивающее и систематизирующее воздействие.
Задание нарисовать пережитое обычно дается пациенту после окончания представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.
Иногда пациент рисует непосредственно сразу после представления образа в кабинете психолога. В этом случае, задача психолога - создать оптимальные возможности для наиболее полного самораскрытия личности пациента. Для этого необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги, а также в выборе средств для рисования. Лучше всего, если пациент сам отрежет необходимый ему для рисования лист бумаги от большого рулона, наподобие рулона обойной бумаги. В кабинете психолога должен быть достаточно большой выбор средств для рисования: карандаши, мелки и краски.
Пациента просят выбрать, чем он будет рисовать, вырезать из рулона бумаги “свой” формат и что-нибудь нарисовать в течение примерно 20 минут.
Если психотерапевт наблюдает за процессом рисования пациента, то необходимо фиксировать сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно сделать вывод по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале.
Психотерапевт должен обратить внимание и на свои чувства, которые у него возникают при рассмотрении рисунка. Необходимо всякий раз ясно обозначать для себя эти эмоции, ибо это - обязательное условие анализа контрпереноса.
При анализе рисунка используется ряд объективных диагностических критериев.
Один из них - это величина и формат выбранного листа бумаги.
Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.
Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, “маленькие”, “скромные”.
Следующий объективный диагностический критерий - это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.
Горизонтальный формат выбирают обычно люди, стремящиеся охватить одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для экстенсивного типа личности. Обычно на рисунке изображается несколько предметов, дорога и т. п. | |
Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся вверх предмет. |
Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края. Это типичный признак эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.
Следующий важный диагностический критерий - это наличие или отсутствие специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых как раз и служит рамка.
“Рамка” может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка находится такое незанятое цветом пространство.
Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть рисунка - заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сторона рисунка соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона - интеллектуально-рациональной сфере личности. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка образовалась “рамка” из незанятого пространства - в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.
Большое значение имеют средства, которые пациент выбирает для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть большой. И если из всех материалов пациент выбирает, например, простой карандаш - это говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты. Тушь (особенно черная), как правило, соответствует агрессивности. Если из всего многообразия средств для рисования пациент выбирает шариковую ручку - это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Признаком внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных средств:
- цветные карандаши,
- восковые мелки,
- пастель,
- гуашь,
- акварель.
В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.
Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классических рисуночных тестов (например, теста “Несуществующее животное”). При обсуждении рисунка пациента можно спросить: “Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?”
С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил.
Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент бессознательно располагает на переднем плане, - опять же, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок.
Само наличие или отсутствие перспективы - это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна.
При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста “Несуществующее животное”).
Один из таких диагностических критериев - это особенность изображения линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между “небом” и “землей” - это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между “верхом” и “низом”.
Символика цвета
Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.
Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.
Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться - в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке пациента. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности образов и рисунков.
Самое сильное эмоциональное воздействие оказывает на человека красный цвет. Это одновременно и самый теплый цвет. Среди переживаний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а с другой стороны, агрессию, ненависть и опасность. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации.
При интерпретации символики цвета необходимо учитывать также и культурно-исторический аспект. Так, красный цвет связан в сознании наших людей с цветом революции.
Синий и голубой цвет символизируют одухотворенность, разумное начало, мир идей. Это холодные цвета. Считается, что синий цвет выражает потребность в покое, привязанности, единении. Если красный и желтый цвет соответствуют экстравертированному типу личности и возбуждающе действуют на нервную систему, то синий - это самый интровертированный цвет, он символизирует уход в себя, в свой духовный мир. Он успокаивающе действует на нервную систему. В спектре символических значений синего цвета, с одной стороны, можно выделить полюс разумного, рационального начала, а с другой, полюс безумного, иррационального начала, оторванность от реальной жизни. Вспомним такие выражения, как “воздушные замки”, “голубые мечты”, “голубые дали”. Одурманенность сознания отразилась в таком выражении, как “синий нос” пьяницы. В то же время, синий - это цвет верности, а также дисциплины и порядка (морская форма практически во всех странах, а также форма летчиков, полиции и милиции во многих странах - синего цвета).
Культурно-историческая традиция использует красный и синий цвет для половой дифференциации. Так, когда рождается мальчик, его одеяло перевязывают синей или голубой лентой, а одеяло девочки - красной или розовой.
Желтый - это самый экстравертированный цвет, символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе. Этот цвет выражает ожидания от будущего. С другой стороны, он символизирует ревность, тщеславие, зависть, жадность, лживость, продажность, маниакальное и бредовое безумие и одержимость. Вспомним такие выражения, как “желтая пресса”, “желтый билет”, “желтый дом”. Считается, что сексуальность в наибольшей степени проявляется в сочетании красного и желтого цвета.
Оранжевый цвет образуется при соединении желтого и красного цвета. Соответственно, в нем нашло воплощение сочетание психологических особенностей этих цветов. Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов “Я”. В этом отношении это - один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение в конфликтах. С другой стороны, он вытесняет другие цвета, может внести в жизнь потрясение, символизирует страсть борьбы, демоническое начало войны.
Зеленый цвет символизирует, с одной стороны, витальное начало, рост и надежду. Вспомним выражение “зеленые ростки” или слова из популярной некогда песни: “Только надежда не умирает, сердце знает - придет весна. Скоро минует осень разлуки, лист зеленый вырастет вновь”. На другом полюсе находятся такие символические значения зеленого цвета, как яд, болезнь и незрелость. Яд обычно изображают зеленым, про больного человека говорят: “Ты весь зеленый”, - а про незрелого: “Ты еще зелен”.
Фиолетовый цвет - это, пожалуй, самый двойственный и противоречивый цвет. В нем соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты красного и синего цвета, что рождает особое напряжение фиолетового цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенного знания. С другой стороны, он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.
Коричневый цвет соединяет в себе желтый, красный и синий цвета. Это один из самых амбивалентных цветов. На одном полюсе можно выделить такие символические значения, как материнство, плодородие, земля, а на другом - грязь, гной, кал. Коричневый цвет воплощает внутренний мир ощущений - в отличие, например, от фиолетового цвета, для которого характерен уход в эмоциональный мир, или черного и серого цветов, для которых характерен уход в бездействие.
+ | цвет | _ |
любовь, страсть эротическое начало вдохновение | красный | агрессия ненависть опасность |
разум дисциплина порядок, верность | синий | безумие иррациональность |
открытость активность свобода, слава, сила | желтый | ревность, зависть жадность, лживость мания, бред |
Зрелость личности радость энергия, сила | оранжевый | вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны |
Витальное начало рост надежда | зеленый | яд болезнь незрелость |
равновесие мистика, колдов. чары сокровенное знание покаяние | фиолетовый | внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия |
материнство плодородие земля | коричневый | грязь гной кал |
достоинство торжественность | черный | смерть траур грех |
чистота гармония | белый | привидение траур |
серый | неясность туман депрессия |
Черный цвет представляет собой смешение всех цветов. На одном полюсе спектра его символических значений находятся достоинство и торжественность, а на другом полюсе - смерть, траур, грех. Выбор черного цвета часто соответствует реакции протеста, фрустрации, периоду ухода в бездействие и накопления сил. Для черного цвета характерны тревога, снижение эмоциональных контактов. Люди, потерявшие родину, беженцы также часто предпочитают черный цвет.
Белому цвету придается очень большое значение при диагностике, особенно если он специально прорисован белой краской или карандашом. В отличие от черного цвета, белый образуется не при смешении, а при наложении всех цветов. На одном полюсе спектра его символических значений находятся чистота, гармония, девственность, непорочность, единство начала и конца, а на другом - привидение, траур и смерть. Характерно, что белый цвет символизирует траур не только на Востоке, но и в христианской цивилизации. Можно вспомнить в этой связи “белый саван” или “белые тапочки в гробу”.
И есть только один цвет, который, с точки зрения специалистов Института Кататимно-имагинативной психотерапии, имеет одно лишь отрицательное символическое значение. Это серый цвет, цвет тумана, неясности и, что особенно важно для психодиагностики, цвет депрессии.
Символика чисел
Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека. При интерпретации символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы, достоверность которой проверяется на основании совокупности всех имеющихся рисунков, образов и сновидений, а также данных анамнеза. В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же числа секций батареи на рисунке комнаты, и т. п.
Число “один” символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это - одиночество, на другом - всё, всеобщность, абсолютность. Если на рисунке явно выделяется один-единственный предмет - это может говорить о нарциссических тенденциях.
Число “два”символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для психодиагностики, сомнение. С другой стороны, “два” - это соединение двух, пара, связь, соответствие.
Наша культура во многом дихотомична. Ее определяют такие пары, как земля - небо, день - ночь, солнце - луна, мужское - женское, душа - тело, добро - зло, право - лево, верх - низ и т. д. Как показывают исследования М. Кляйн, противопоставление символики на две противоположные и взаимоопределяющие категории соответствует закономерной стадии онтогенетического развития, когда в играх детей около четырехлетнего возраста отмечается классификация по дуалистическому принципу, что, в свою очередь, связано с параноидально-шизоидной стадией нормального детского развития на первом году жизни (Д.В. Винникотт говорит в этой связи о нормальной депрессивной позиции). В мифологии дуалистические мифы характерны для наиболее архаической социальной организации общества.
В числе “два” нет структуры, есть только направление. Структура, а следовательно, и стабильность появляется в числе “три”.
Число “три” - это число полноты, совершенства, “три” символизирует развитие, цикл, динамику. Динамическое течение времени также выражается в трехчленной структуре: “начало - середина - конец”, “рождение - жизнь - смерть”, “прошлое - настоящее - будущее”. В сказках мы часто встречаем трех героев (“три сына”, “три принцессы”), три социальные функции (например, “три желания”), на троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогии, триптих и т. п.). Степень превосходства часто подчеркивается повторением числа “три” как суперлатива (тридевятый, трисвятый, треклятый).
Число “четыре”- это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу “четыре” придавал К.Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом “три” и троичной структурой, для числа “четыре” с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. “Четыре” образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: “огонь - вода - земля - воздух”и т. д.).
Четыре компонента актуализируются в таких важнейших геометрических фигурах, как крест и квадрат. Они оказывают сильнейшее архетипическое и мифопоэтическое воздействие на человека. Квадрат символизирует абсолютное начало, равенство, порядок, простоту, единообразие, мудрость, справедливость, истину. По своему построению он совмещает в себе систему важнейших двоичных противопоставлений, описывающих мир: право - лево, верх - низ. В этом аспекте раскрывается еще один символический смысл числа “четыре” - удвоенное “два”. Крест - это один из наиболее распространенных и универсальных символов единства, жизни и смерти, материи и духа, имеющий архетипическое, сакральное, ритуальное значение. Он известен практически во всех культурах в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой Америке, начиная с верхнего палеолита. Крест - это также модель человека или антропоморфного божества (человек с распростертыми руками). Духовный аспект креста - это восхождение духа, устремление к высшему началу.
Число “пять” символизирует скрытое, сокровенное знание, магию. Слово “квинтэссенция” переводится с латинского на русский язык как “пятая сущность”. В то же время это число человека, число его тела: руки, ноги и голова. В мифологии число “пять” служит эталоном символического описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (число континентов, число первоэлементов: эфир, огонь, вода, земля, воздух; число органов чувств, внутренних органов, страстей и т. д.).
Число “шесть” символизирует разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей. Это число равновесия.
Число “семь” характеризует общую, в представлении многих культур, универсальную идею Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра, семь тонов в музыке; константа, определяющая объем человеческой памяти, и многое другое). В этом качестве оно представлено в сказаниях, мифах, легендах (семь братьев, семь богатырей, семь гномов, семеро козлят и т. д.). Существует много гипотез, объясняющих универсальный характер “таинственной семерки”. Одна из них: “семь” - это четвертая часть лунного месяца, определяющего многие процессы на земле (приливы и отливы, женский цикл и др.). Другая гипотеза связывает число “семь” со звездами и космической энергией. Особо важное значение имеют при этом семь звезд в созвездии Большой медведицы.
“Восемь” - это число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе “четыре”. Это как бы удвоенное “четыре”. С другой стороны, “восемь” - число стагнации, застоя психических процессов. Поэтому появление восьми элементов в рисунке, образе или сновидении должно настораживать при проведении психодиагностики.
Число “девять” воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, “триада триад”. “Девять” - это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.
“Десять” - это число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.
Число “одиннадцать” в средневековой Европе долгое время слыло плохим, колдовским, дьявольским числом. “Одиннадцать” считалось числом греха. Связано это с тем, что “одиннадцать” - это уже не “десять”, но еще не “двенадцать” - два числа, используемые как основания десятичной и двенадцатеричной систем счисления. “Одиннадцать” как бы обесценивает собой “десять”, но еще не дотягивает до “дюжины”. “Одиннадцать” - это также простое число, символ неразрешимого.
“Двенадцать” - это тоже число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы счисления (дюжинами, дюймами, пенсами и т. п.), происхождение которой также связано со счетом на пальцах, а именно, по 12 фалангам четырех пальцев руки (кроме большого пальца) с внутренней стороны ладони. Так как это число как бы искусственное, “выдуманное” человеком, а не “природное”, оно несет в себе, в основном, только положительное значение (12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий, 12 верховных богов в Греции и Риме, 12 апостолов, 12 колен Израилевых и т. п.).
“Тринадцать” - это, пожалуй, самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье. Подобно “одиннадцати”, оно как бы обесценивает собой “двенадцать” и, в то же время, как бы продолжает, дополняет его.
И, наконец, хотелось бы еще раз напомнить, что не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.