Методика проведения гигиенического

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы

студентов лечебного факультета

Оренбург, 2003

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Оренбургская государственная медицинская академия

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

с курсом последипломной подготовки специалистов

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор ОГМА

«_____» ___________ 2003г.

А.А. Стадников

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы

студентов лечебного факультета

СОГЛАСОВАНО

Председатель ЦМК

лечебного факультета

«____» _____________ 2003г.

Г.С. Галяутдинов

Оренбург, 2003

Рекомендовано к изданию ЦМК лечебного факультета и ЦКМС ОГМА.

Составлено в соответствии с программой «Общественное здоровье и здравоохранение» для студентов высших медицинских учебных заведений. Москва, 2000.

Авторы: доцент О.И. Матчина, доцент В.А. Романов.

Рецензенты: зав. кафедрой общей врачебной практики, профессор Г.Г. Багирова.

Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов лечебного факультета.

© Оренбургская государственная медицинская академия, 2003.

ВВЕДЕНИЕ

Охрана здоровья и контроль за медико-демографической ситуацией является одной из основных задач социальной политики государства.

О важности профилактики заболеваний и укрепления здоровья на протяжении всей истории человечества писали многие известные ученые и врачи. Ибн Сина в «Каноне врачебной науки» первостепенное внимание отводил правилам охраны здоровья, физической активности. В XVI веке философ Ф.Бэкон писал «… первая обязанность медицины – сохранить здоровье, вторая – лечение болезней». В трудах великого русского ученого Н.И.Пирогова, в лекциях и речах Г.А.Захарьина и др. в XIX столетии звучали общественные мотивы профилактики: «Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя об руку с государственной принесет несомненную пользу человечеству». В Советской России в 1919 году в программе РКП (б) было определено профилактическое направление – «проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний». Были достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными болезнями. В последующем, в СССР, на государственном уровне не раз подчеркивалась необходимость профилактики заболеваний в различных секторах общества, но, зачастую эти меры носили лишь декларативный характер.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием «профилактика».Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, классифицируется как медицинская профилактика.

Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как:

§ индивидуальная (профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами);

§ групповая (профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);

§ популяционная или массовая (профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяции) или все население в целом). Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это коммунальные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Согласно существующим приказам МЗ РФ в профессиональную деятельность каждого медицинского работника независимо от занимаемой должности и специальности, включаются как неотъемлемый компонент - профилактическая деятельность.

Виды профилактической работы:

· групповая ("школы пациента", группы психосоциальной адаптации, лектории для пациентов);

· массовая ("День здоровья", выступления на радио, телевидении, публикации в прессе).

Формы профилактической работы с населением:

· беседы;

· интерактивные семинары;

· выставки;

· информационные стенды;

· конференции;

· опросы общественного мнения;

· распространение печатной продукции для пациентов;

· видеодемонстрации;

· публикации;

· участие в теле-, радиопередачах.

Место проведения профилактической работы:

· в лечебно-профилактическом учреждении;

· на коммунальном уровне (вне ЛПУ);

· на предприятиях.

Одним из средств реализации профилактической работы медицинского учреждения является комплекс мер по гигиеническому воспитанию и образованию населения и пропаганде здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни включает в себя овладение и правильное пользование санитарно-гигиеническими знаниями и навыками, уровень культуры и поведение, позволяет избегать вредных привычек, постоянно проводить адекватные меры по укреплению и сохранению здоровья, поддержанию оптимального качества жизни, создание необходимых условий и возможностей в обществе для реализации поставленных задач.

Целью работы по гигиеническому воспитанию является сохранение и укрепление здоровья населения, повышение работоспособности, увеличение продолжительности жизни.

Эта работа является неотъемлемой частью деятельности медицинских учреждений.

Задачи гигиенического воспитания:

1. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний;

2. Воспитание гигиенических навыков, бережного отношения к здоровью (собственного и окружающих);

3. Обучение и руководство санитарным активом.

Принципы гигиенического воспитания:

1. Участие всего медицинского персонала, всех медицинских учреждений в проведении этой работы; (Согласно приказа Министра здравоохранения № 770 пропаганда здорового образа жизни является обязательной служебной обязанностью всех врачей и среднего медперсонала ( 4 часа в месяц).

2. Наличие в системе отечественного здравоохранения специальных учреждений, возглавляющих всю работу по пропаганде здорового образа жизни (центры, отделения, кабинеты медицинской профилактики).

3. Участие в ее проведении немедицинских организаций, учреждений и ведомств.

4. Непосредственное участие в ней общественного актива из населения.

Методы и средства пропаганды (см. схему):

1. Метод устной пропаганды. Средства: лекция, беседа, выступление по радио, громкая читка, доклад, вечер вопросов и ответов.

2. Метод печатной пропаганды. Средства: книга, брошюра, памятка, листовка, лозунг, дока вопросов и ответов, статья в газете, санитарный бюллетень.

3. Метод изобразительной пропаганды или наглядный метод. Средства: натуральные объекты; объемные ( модель, макет, муляж); плоскостные (плакаты); фотолистовки; слайды; диаграммы, графики, схемы.

4. Комбинированный метод.

Среди всех имеющихся методов гигиенического воспитания населения наиболее простым и экономичным является метод устной пропаганды. Самыми распространенными средствами этого метода являются лекция и беседа.

Беседа - это маленькая лекция медицинского работника в больничной палате, цехе, бригаде и т.д. Задача беседы – рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни. Ее отличие от «больших» публичных лекций заключается в сжатости изложения (15-20 минут), отсутствие развернутых теоретических обоснований, сугубо практическая направленность.

Преимущества беседы – отсутствие каких-либо трудностей в организации, возможность самого тесного контакта выступающего со слушателями

Для освоения методики гигиенического воспитания населения каждый студент должен самостоятельно подготовить беседу по одной из тем (перечень тем прилагается: см. Приложение 1) и выступить с ней перед определенной группой населения в процессе прохождения производственной практики. При прохождении производственной практики целесообразно взаимодействие с отделением (кабинетом) профилактики поликлиники.

Наши рекомендации