Работа № 4. Морфология и диагностические признаки половозрелой формы острицы.

Рассмотреть на малом увеличении микроскопа микропрепарат “Самец и самка острицы”. Обратить внимание на признаки полового диморфизма: самец меньше самки и его задний конец тела спирально закручен на брюшную сторону. На переднем конце тела видны крыловидные складки кутикулы – везикулы, служащие для фиксации нематод. В нижнем отделе пищевода имеется расширение – бульбус (они составляют переднюю кишку). За передней кишкой следует средняя, которая без резкой границы продолжается в заднюю кишку. Анальное отверстие располагается в задней четверти тела. Органы половой системы у самки острицы состоят из парных яичников и яйцеводов, непарной матки и влагалища. Матка может быть заполнена яйцами и, вследствие чего, увеличена.

Записать в альбом основные диагностические признаки острицы:

1. Длина самки около 10 мм, самца – 2-5 мм.

2. Задний конец самки шиловидно заострен, у самца – спирально закручен на брюшную сторону.

3. На переднем конце тела имеются везикулы.

4. Пищевод снабжен бульбусом.

Выполнить в альбоме рисунок половозрелых остриц. На рисунке обозначить:

1- самка;

2- самец;

3- везикулы;

4- бульбус.

Работа № 5. Диагностические признаки яйца острицы.

Рассмотреть сначала на малом, а затем на большом увеличении микроскопа микропрепарат “Яйцо острицы”. Обратить внимание на то, что яйца бесцветны, поэтому изучать их необходимо при слегка затемненном поле зрения микроскопа.

Записать в альбом основные диагностические признаки яйца острицы:

1. Размеры 50 - 60 мкм в длину и 20-30 мкм в ширину.

2. Форма асимметричная (одна сторона более выпукла, другая уплощена).

3. Бесцветные.

4. Оболочка двухконтурная.

Выполнить в альбоме рисунок яйца острицы. На рисунке обозначить:

1- оболочка.

6.2. Ответить на контрольные вопросы.

7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:

1.Охарактеризуйте нервную систему Круглых червей:

адиффузная;

брешетчатая;

влестничная;

гокологлоточное нервное кольцо и нервные стволы;

дтрубчатая.

2.Укажите особенность яйца аскариды:

аналичие бокового шипа;

бгладкая наружная поверхность;

вналичие пробочек на полюсах;

гнаружная крупно-бугристая оболочка;

дналичие шипа на полюсе яйца.

3.Назовите инвазионную стадию аскариды:

арабдитовидная личинка;

бцистицерк;

вплероцеркоид;

гяйцо;

дспиральная личинка в мышцах.

4.Укажите особенность переднего конца тела острицы:

арезко изогнут дорзально;

бимеет две везикулы;

вслегка изогнут вентрально;

грезко изогнут вентрально;

димеет три губы.

5.Укажите длину самки острицы:

а5 мм;

б10 мм;

в20 мм;

г30 мм;

д40 мм.

6.Укажите длину самки аскариды:

а1-5 см;

б5-10 см;

в15-20 см;

г25-40 см;

д50-60 см.

7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

1. Тип Круглые черви. Общая характеристика класса Собственно Круглые черви.

2. Острица детская. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика.

3. Аскарида. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика.

8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.

8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Медицинская паразитология. Учебное пособие /под ред. з.д.н., акад., проф. Р.Х. Яфаева – 2-е изд., перераб. и допол. СПБ: ООО «Издательство Фолиант», 2003г.

8.2.3. Паразитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.4. Атлас по медицинской паразитологии. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.5. Северин М.В., с соавт. Методы диагностики наиболее распространенных протозоозов и гельминтозов: Методическое пособие. Екатеринбург: УрГМА, 1996г.

8.2.6. Протозойные инвазии и гельминтозы человека. Борзунов В.М., Третьякова Т.Б.; Учебник. УГМА, Екатеринбург, 2001г.

ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

Биологии и генетики

Д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: лечебно-профилактический.

Курс 1 Семестр II

Занятие №30

Тема занятия: Тип Круглые черви. Класс Собственно круглые черви. Власоглав, трихинелла, анкилостомиды и ришта.

Екатеринбург

Г.

2. Цель занятия:Уметь идентифицировать патогенных нематод. На основании жизненных циклов уметь обосновывать методы лабораторной диагностики и меры профилактики нематодозов.

3. Задачи занятия:

3.1. Изучить морфологию и диагностические признаки половозрелой формы власоглава.

3.2. Изучить диагностические признаки яйца власоглава.

3.3. Изучить цикл развития и пути инвазии власоглава.

3.4. Уметь обосновывать основные методы лабораторной диагностики и меры общественной и личной профилактики трихоцефалеза.

3.5. Изучить морфологию и диагностические признаки половозрелой формы трихинеллы и спирализованной личинки.

3.6. Изучить цикл развития и пути инвазии трихинеллы.

3.7. Уметь обосновывать основные методы лабораторной диагностики и меры общественной и личной профилактики трихинеллеза.

3.8. Изучить диагностические признаки, циклы развития и пути инвазии анкилостомы и некатора.

3.9. Уметь обосновывать основные методы лабораторной диагностики и меры общественной и личной профилактики анкилостомоза и некатороза.

3.10. Изучить морфологию, диагностические признаки, цикл развития и пути инвазии ришты.

3.11. Уметь обосновывать основные методы лабораторной диагностики и меры общественной и личной профилактики дракункулеза.

Наши рекомендации