Организация стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому населению

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, анализ показателей деятельности ЦРБ по отчетным формам № 30и №14.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один или несколько правильных ответов

1. ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) показатели заболеваемости

2) демографические показатели

3) показатели трудовой активности населения

4) показатели физического здоровья

5) показатели инвалидности

2. ФАКТОРАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ:

1) генетические

2) природно-климатические

3) уровень и образ жизни населения

4) уровень, качество и доступность медицинской помощи

5) социально-экономические условия

3. ПОКАЗАТЕЛИ СООТНОШЕНИЯ ОТРАЖАЮТ

1) уровень явления

2) обеспеченность

3) структуру коечного фонда

4) динамику численности чего-либо

4. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО:

1) структура по нозологии

2) распределение больных по диагнозам

3) распределение больных по группам здоровья

4) распространенность заболеваний среди населения

5. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЬ:

1) интенсивный

2) экстенсивный

3) соотношения

4) наглядности

6. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ:

1) медицинскую карту амбулаторного больного

2) талон амбулаторного пациента

3) талон на прием к врачу

4) талон на законченный случай временной нетрудоспособности

5) листок нетрудоспособности

7. ЕДИНИЦЕЙ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО ОБРАЩАЕМОСТИ В ПОЛИКЛИНИКИ И АМБУЛАТОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ КАЖДОЕ:

1) обращение в поликлинику в данном году по поводу заболевания

2) первое в данном году обращение по поводу данного заболевания

3) посещение поликлиники в данном году по поводу данного заболевания

4) посещение поликлиники в жизни по поводу какого-либо заболевания

8. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОСПИТАЛИЗИРОВАННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ УЧЕТНО-ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:

1) медицинская карта стационарного больного

2) листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара

3) сводная ведомость учета заболеваний, зарегистрированных в районе обслуживания учреждения

4) статистическая карта выбывшего из стационара

5) листок нетрудоспособности с отметкой о стационарном лечении

9. ПРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ УСТАНОВЛЕНИИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ДИАГНОЗА «АКТИВНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКОГО» ИЗВЕЩЕНИЕ О ВЫЯВЛЕННОМ НЕЭПИДЕМИЧЕСКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ НАПРАВЛЯЕТСЯ В:

1) МСЧ по месту работы больного

2) центр здоровья

3) противотуберкулезный диспансер

4) непосредственному руководителю больного

5) управление здравоохранением города

10. ВИДОМ ГРУППИРОВКИ БОЛЕЗНЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ И ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ СО ЗДОРОВЬЕМ (МКБ-10), ЯВЛЯЕТСЯ:

1) по этиологии

2) по патогенезу

3) по системам организма

4) по условиям и факторам развития болезни

5) по нозологиям

Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов

«Анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения»

1. Определить по форме № 30:

1.1. Укомплектованность врачами, отдельно рассчитать укомплектованность физическими лицами

1) в целом по ЛПУ и всего по поликлинике

2) участковыми терапевтами

3) хирургами

4) травматологами

1.2. Число посещений на 1 жителя в течение года

1) всего

2) по поводу заболеваний

3) с профилактической целью

1.3. Среднегодовую занятость койки в целом по больнице

1.4. Оборот койки в целом по больнице

2. Определить по форме № 14:

2.1. Среднюю длительность пребывания больного на койке

1) в целом больнице

2) при болезнях системы кровообращения

3) при болезнях органов дыхания

2.2. Летальность

1) в целом по больнице

2) послеоперационную

2.3. Уровень госпитализации в целом по району

2.4. В структуре госпитализированной заболеваемости определить долю следующих заболеваний:

1) органов кровообращения

2) органов дыхания

3) органов пищеварения

4) новообразований

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ, 2009. – 655 с.

2.Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов / И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. – М.: МИА, 2009. – 464 с.

3.Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – 544 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419977.html

Дополнительная

1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html

2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html

3.Приказ Минздрава России от 01.11.2012 N 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)

Информационный блок

Медицинская помощь сельскому населению оказывается поэтапно. Это вызвано особенностями расселения сельского населения (меньшая плотность населения, чем в городах, рассредоточенность населенных пунктов), спецификой условий организации сельскохозяйственного производства (сезонность основных работ), а также состоянием дорог и связи между населенными пунктами.

Первый этап - сельский врачебный участок, включающий в себя сельскую участковую больницу (СУБ) или врачебную амбулаторию (СВА), фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Сеть этих учреждений строится в зависимости от расположения и величины населенных пунктов, радиуса обслуживания, экономики района, состояния дорог между населенными пунктами.

Амбулаторная медицинская помощь является наиболее массовым видом помощи. Она оказывается в СУБ, СВА и на ФАП. Врачи больницы ведут прием взрослых и детей, оказывают помощь на дому и неотложную помощь.

Численность прикрепленного населения на участках составляет:

- на фельдшерском участке - 1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

- на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности - 1300 человек взрослого населения);

- на участке врача общей практики - 1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

- на участке семейного врача - 1500 человек взрослого и детского населения;

- на комплексном участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения

Рекомендуется обслуживание мобильными медицинскими бригадами в составе медицинской организации для оказания первичной медико-санитарной помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий.

Наличие фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) является одной из особенностей здравоохранения на селе, обусловленной необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы (СУБ) или СВА и невысокой плотности расселения сельских жителей.

Заведующим ФАП является фельдшер.

Приложение № 15

Приказ Министерства здравоохранения и социального

развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н

Врачебной амбулатории

Врачебная амбулатория организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи, а доврачебной в рамках оказания неотложной медицинской помощи населению.

Врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).

Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу.

Врачебная амбулатория обеспечивается автомобилями скорой медицинской помощи класса А.

Структура врачебной амбулатории и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит врачебная амбулатория, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов.

В структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

регистратура;

процедурная;

кабинеты врачей;

кабинет медицинской профилактики;

клиническая лаборатория;

биохимическая лаборатория

Во врачебной амбулатории может организовываться кабинет (отделение) доврачебной помощи, кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи, дневной стационар.

Основными задачами врачебной амбулатории являются:

диагностика и лечение острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений и других состояний;

осуществление диспансерного наблюдения за больными хроническими заболеваниями;

осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;

устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь в сопровождении медицинского работника врачебной амбулатории либо бригадой скорой медицинской помощи;

оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, в зоне ответственности которой находится данная врачебная амбулатория;

посещение пациента в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение);

направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов медицинской помощи (по профилям);

организация стационара на дому;

активное выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;

осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;

осуществление мероприятий по медицинской профилактике, включая организацию школ здоровья для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и лиц с высоким риском их возникновения, обучение населения правилам оказания первой помощи, направление на консультацию по вопросам ведения здорового образа жизни;

осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя; оказание медицинской помощи лицам, курящим и избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные медицинские организации;

Работа врачебной амбулатории должна организовываться по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривать оказание неотложной медицинской помощи в выходные и праздничные дни.

Приложение № 13

приказ Министерства здравоохранения и социального

развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

ВРАЧЕБНОЙ АМБУЛАТОРИИ

№ п/п Наименование должности Рекомендуемый норматив
1. Заведующий врачебной амбулаторией - врач при наличии до 3 должностей врачей - вместо 0,5 должности фельдшера; при наличии более 3 должностей врачей -1 должность
2. Врач-терапевт участковый (врач-терапевт цехового врачебного участка, фельдшер (при возложении функции лечащего врача)) 1 должность на 1700 человек взрослого населения
3. Медицинская сестра врача-терапевта участкового 1 должность на 1 должность врача- терапевта участкового (врача-терапевта цехового врачебного участка, фельдшера), врача-специалиста (за исключением врача акушера-гинеколога)
4. Врач-хирург 1 должность на 10 000 человек
5. Врач акушер-гинеколог 1 должность на 2200 женщин
6. Акушерка 1 должность на 1 врача акушера-гинеколога
7. Старшая медицинская сестра при наличии до 3 должностей медсестер вместо 0,5 должности медсестры; при наличии более 3 должностей медсестер - 1 должность
8. Медицинская сестра процедурной 1 должность на 3000 человек взр. и детского населения
9. Санитар 1 должность на 4 должности врача-терапевта или врача-педиатра
10. Сестра-хозяйка 1 должность

Примечание: 1. Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.2. В районах Крайнего Севера, в местностях с низкой плотностью населения число должностей медицинского персонала может исчисляться из меньшей численности прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики, фельдшеров (акушерок) в полном объеме.

ВТОРОЙ ЭТАП - РАЙОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ во главе с центральной районной больницей (ЦРБ). К учреждениям 2-го этапа относятся также районные больницы, диспансеры и отделения, медико-санитарные части. Эти учреждения находятся, как правило, в районном центре (городе или селе).

Основным звеном в системе организации медицинской помощи сельским жителям является центральная районная больница(ЦРБ), в которой оказывается квалифицированная специализированная медицинская помощь по основным её видам жителям всего района. В ее структуре – поликлиника и стационар.

Стационарная помощь сельскому населению в ЦРБ оказывается по 10-20 и более специальностям. Если ЦРБ окружающих районов не имеют возможности оказывать специализированную помощь по какому-либо профилю, то на базе ЦРБ организуются специализированные отделения по различным профилям, на которых возлагаются функции межрайонного специализированного отделения или центра.

В структуре ЦРБ функционируют поликлиника и стационар.

Организационная структура стационара:

· управление,

· профильные отделения стационара,

· административно-хозяйственная часть (АХЧ).

К управлению относятся главный врач, его заместители, главная медсестра, а также канцелярия, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия, библиотека, страховые отделы, работающие со страховыми медицинскими организациями и др.;

Стационар состоит из приемного отделения (централизованное или децентрализованное), профильных отделений, оперативного блока, лечебно-диагностической службы – лаборатории, кабинеты (ЭКГ, рентген и др.), аптеки и патологоанатомического отделения. К АХЧ относятся пищеблок, склады, прачечная, дезинфекционная камера, технический отдел, транспорт и др.

В современных больницах большинство палат должно быть 1-2-х местными, ряд палат – 3-х местными и небольшая доля палат – 4-х местными.

Приемное отделение

Пути поступление пациентов в стационар:

по направлению врачей из ЛПУ внебольничного типа (внеплановая госпитализация),

в экстренном порядке (по скорой помощи),

путем перевода из другого стационара,

самостоятельно обратившись в приемное отделение («самотек»).

Задачи:

· Прием больных, постановка диагноза и решение вопроса о необходимости госпитализации;

· Регистрация больных и учет их движения в стационаре;

· Медицинская сортировка больных;

· Оказание при необходимости неотложной МП;

· Санитарная обработка больных(в ряде случаев);

· Выполнение функции справочного центра о состоянии больных.

В приемном отделении ведется журнал приема на госпитализацию и журнал отказов в госпитализации, имеются сведения о количестве свободных мест в отделениях.

Здравоохранение района возглавляет главный врач района,он же является главным врачом ЦРБ. Основные задачи ЦРБ:

- оперативное и организационно-методическое руководство всеми лечебно-профилактическими учреждениями района;

- обеспечение населения района и районного центра квалифицированной медицинской помощью;

- планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения учреждений здравоохранения района;

- разработка и осуществление мероприятий по повышению качества медицинской помощи и улучшению здоровья населения.

На так называемом «приписном» участке, т.е. на участке расположенном вокруг ЦРБ, нет сельской участковой больницы (СУБ) или сельской врачебной амбулатории (СВА), так как в них нет необходимости, их функции выполняет сама ЦРБ.

Главный врач района выполняет следующие основные функции:

- осуществляет руководство деятельностью ЦРБ, отвечает за профилактическую, лечебную, диагностическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность медицинских учреждений района;

- руководит работой всех учреждений здравоохранения района;

- несет ответственность за организацию и уровень здравоохранения района;

В своей работе главный врач ЦРБ опирается на своих заместителей:

- по медицинскому обслуживанию населения (МОН) района, который заведует организационно-методическим кабинетом ЦРБ;

- по детству и родовспоможению - при числе населения 70 000 и более - вместо должности районного педиатра;

- по медицинской части.

Главный врач использует следующие организационные формы руководства:

1. Медицинский совет при главном враче ЦРБ;

2. Оргметодкабинет ЦРБ;

3. деятельность районных специалистов;

4. Совет медсестер;

5. Общественный совет.

Функции организационно-методического кабинета:

- анализ основных показателей состояния здоровья и деятельности медицинских учреждений района (показатели общей и младенческой смертности, заболеваемости, травматизма, инвалидности, летальности, показатели деятельности амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов);

- организация выездов врачей-специалистов в сельские врачебные участки для консультаций и оказания практической помощи в профилактической и лечебно-диагностической работе;

- разработка мероприятий по повышению качества медицинской помощи;

- организация мероприятий по повышению квалификаций медицинского персонала.

Основные статистические учетные формы по стационару:

1. Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара Ф. № 77/у-02

2. Медицинская карта стационарного больного Ф. № 003/у;

3. Статистическая карта выбывшего из стационара Ф. № 66-у-02

Основные показатели деятельности стационара:

1. Качественные:

· летальность;

· расхождение клинических и патологоанатомических диагнозов;

· исходы лечения и осложнения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

Организация стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому населению

Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 31.05.02 - Педиатрия

Курс – 4

Семестр – 7

Количество часов – 4

Уфа

Тема:«Организация стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому» населению подготовлена на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 05.07.2013г., актуализированной в 2016 году.

Рецензенты:

1. Павлова М.Ю.- доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н.

2. Киреева Э.Ф. - доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.

Автор:

Азаматов Р.Ш., доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н.

Утверждение на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 29.06. 2016г.

1.Тема и ее актуальность:«Организация стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому населению».В условиях реформирования здравоохранения изучение основных принципов и особенностей организации стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому населению представляется важным в обучении студентов.

2. Учебные цели: овладение навыками анализа деятельности медицинских организаций, оказывающих стационарную медицинскую помощь и медицинскую помощь сельскому населению.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен

знать:

-систему организации стационарной медицинской помощи, отбор пациентов;

- стационар замещающие технологии;

- основные этапы организации медицинской помощи сельскому населению;

- нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинских организаций;

- задачи, структуру, показатели деятельности медицинских организаций;

- уровни и систему оказания специализированной медицинской помощи сельскому населению.

Для формирования профессиональных компетенций студент долженвладеть и уметь:

- пользоваться нормативными документами, регламентирующими деятельность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению;

- анализировать показатели деятельности врачей и медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению;

- применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и в период производственной практики;

-методами анализа и оценки показателей деятельности медицинских организаций по отчетным формам;

- навыками работы с нормативными и законодательными актами в области охраны здоровья населения РФ;

-и овладеть следующими компетенциями ( ПК-17, ПК-18).

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

- система организации стационарной медицинской помощи, отбор пациентов;

- стационар замещающие технологии;

- особенности организации медицинской помощи сельскому населению;

- приоритетные направления развития здравоохранения на селе;

- этапы оказания медицинской помощи сельскому населению;

- структура сельского врачебного участка.

- при каких условиях создаются ФАП в населенных пунктах?

- организация работы сельской участковой больницы (СУБ) и сельской врачебной амбулатории (СВА);

- основные задачи фельдшерско-акушерского пункта (ФАП);

- методы организационно-методического руководства и контроля участковым врачом за деятельностью ФАП;

- структура центральной районной больницы (ЦРБ);

- основные функции организационно-методического кабинета (ОМК) ЦРБ;

- особенности организации межрайонных специализированных отделений (центров);

- структура, республиканских (областных, краевых) больниц;

- основные функции организационно-методического отдела (организационно-экономического отдела) республиканских больниц.

- организация работы отделения экстренной планово-консультативной помощи в республиканской больнице.

- регулирование потока пациентов в консультативной поликлинике республиканской больницы.

4. Вид занятия:практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа

6. Оснащение: ситуационные задачи, методические пособия, тестовые задания, годовые отчеты по форме №30 и №14, калькуляторы, компьютеры.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов темы, необходимых для усвоения темы занятия.

7.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по расчету и анализу показателей деятельности ЦРБ (задание прилагается).

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы

7.5. При подведении итогов занятия преподаватель указывает на типичные ошибки студентов, оценивает выполненные задания.

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, анализ показателей деятельности ЦРБ по отчетным формам № 30и №14.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один или несколько правильных ответов

1. ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) показатели заболеваемости

2) демографические показатели

3) показатели трудовой активности населения

4) показатели физического здоровья

5) показатели инвалидности

2. ФАКТОРАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ:

1) генетические

2) природно-климатические

3) уровень и образ жизни населения

4) уровень, качество и доступность медицинской помощи

5) социально-экономические условия

3. ПОКАЗАТЕЛИ СООТНОШЕНИЯ ОТРАЖАЮТ

1) уровень явления

2) обеспеченность

3) структуру коечного фонда

4) динамику численности чего-либо

4. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО:

1) структура по нозологии

2) распределение больных по диагнозам

3) распределение больных по группам здоровья

4) распространенность заболеваний среди населения

5. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЬ:

1) интенсивный

2) экстенсивный

3) соотношения

4) наглядности

6. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ:

1) медицинскую карту амбулаторного больного

2) талон амбулаторного пациента

3) талон на прием к врачу

4) талон на законченный случай временной нетрудоспособности

5) листок нетрудоспособности

7. ЕДИНИЦЕЙ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО ОБРАЩАЕМОСТИ В ПОЛИКЛИНИКИ И АМБУЛАТОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ КАЖДОЕ:

1) обращение в поликлинику в данном году по поводу заболевания

2) первое в данном году обращение по поводу данного заболевания

3) посещение поликлиники в данном году по поводу данного заболевания

4) посещение поликлиники в жизни по поводу какого-либо заболевания

8. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОСПИТАЛИЗИРОВАННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ УЧЕТНО-ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:

1) медицинская карта стационарного больного

2) листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара

3) сводная ведомость учета заболеваний, зарегистрированных в районе обслуживания учреждения

4) статистическая карта выбывшего из стационара

5) листок нетрудоспособности с отметкой о стационарном лечении

9. ПРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ УСТАНОВЛЕНИИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ДИАГНОЗА «АКТИВНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКОГО» ИЗВЕЩЕНИЕ О ВЫЯВЛЕННОМ НЕЭПИДЕМИЧЕСКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ НАПРАВЛЯЕТСЯ В:

1) МСЧ по месту работы больного

2) центр здоровья

3) противотуберкулезный диспансер

4) непосредственному руководителю больного

5) управление здравоохранением города

10. ВИДОМ ГРУППИРОВКИ БОЛЕЗНЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ И ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ СО ЗДОРОВЬЕМ (МКБ-10), ЯВЛЯЕТСЯ:

1) по этиологии

2) по патогенезу

3) по системам организма

4) по условиям и факторам развития болезни

5) по нозологиям

Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов

«Анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения»

1. Определить по форме № 30:

1.1. Укомплектованность врачами, отдельно рассчитать укомплектованность физическими лицами

1) в целом по ЛПУ и всего по поликлинике

2) участковыми терапевтами

3) хирургами

4) травматологами

1.2. Число посещений на 1 жителя в течение года

1) всего

2) по поводу заболеваний

3) с профилактической целью

1.3. Среднегодовую занятость койки в целом по больнице

1.4. Оборот койки в целом по больнице

2. Определить по форме № 14:

2.1. Среднюю длительность пребывания больного на койке

1) в целом больнице

2) при болезнях системы кровообращения

3) при болезнях органов дыхания

2.2. Летальность

1) в целом по больнице

2) послеоперационную

2.3. Уровень госпитализации в целом по району

2.4. В структуре госпитализированной заболеваемости определить долю следующих заболеваний:

1) органов кровообращения

2) органов дыхания

3) органов пищеварения

4) новообразований

Наши рекомендации