Основные положения по формированию типологических

ОСОБЕННОСТЕЙ ВНД ДЕТЕЙ

Роль генотипа. Результаты наблюдения за ха­рактером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуют многие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетические предпосыл­ки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойствами нервной систе­мы, которые в значительной степени определяются процессом воспитания детей, усло­виями их жизни, труда.

Роль воспитания. Воспитание детей в ус­ловиях максимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняются, но даже предупреждаются каждое желание ребенка, любая, необоснованная и нецелесообразная просьба, исключение из жизни ребенка труд­ностей способствуют формированию поведе­ния, свойственного слабому типу ВНД.

Противоположностью является чрезмерно суровое и холодное воспитание, базирующее­ся на неукоснительном выполнении обязан­ностей и соблюдении правил поведения, дик­туемых родителями. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрас­те становится неуправляемым и несдержан­ным бунтарем, проявляя склонность к асоци­альным поступкам как форме протеста про­тив авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД в подобных условиях воспитания формируется безволь­ная, безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями поведения.

Наиболее рациональный способ воспита­ния сочетает в себе достаточность заботы, внимания, теплоты к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, привлечением к трудовой деятельности, занятиям физичес­кой культурой. Воспитание ребенка надо на­чинать как можно раньше, фактически с мо­мента рождения. Воспитание с предъявлени­ем ребенку посильных задач, обучение пре­одолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойст­венных сильному типу ВНД. Активная жиз­ненная позиция, выработанная с раннего детства, увлеченность делом, большая умст­венная и умеренная физическая активность сохраняют сильный тип нервной системы на протяжении всей жизни, поддерживают вы­сокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным за­болеваниям, значительно увеличивают про­должительность жизни и период активной деятельности.

СОН В ОНТОГЕНЕЗЕ

У плода последних недель внутриутробной жизни периоды быстрого сна занимают 30— 60 % сна, остальное время составляет мед­ленный сон.

Продолжительность сна у детей зависит от возраста. Новорожденный спит около 20 ч/сут, в возрасте 6 мес — 15 ч. Естествен­ная потребность во сне с годами уменьшает­ся. К концу 1-го года жизни продолжитель­ность сна сокращается до 13 ч/сут. Средняя продолжительность сна у детей 2-го года жизни — 12 ч, в 9 лет — 10 ч, в 13—15 лет — 9 ч, в 16—19 лет — 8 ч/сут.

Многоразовый характер сна детей. Но­ворожденные спят 9 раз в сутки, смены сна и бодрствования мало зависят от времени суток. Однако отчетливое преобладание ноч­ного сна за счет сокращения дневного сна возникает уже в конце 1-го месяца жизни и после этого стабилизируется. В возрасте 1 го­да дети обычно спят 3 раза в сутки, причем наиболее продолжительный сон — в ночное время. В ясельном и дошкольном периодах сон обычно становится двухразовым, а с на­чала школьного возраста — как у взрослых: одноразовым.

Соотношение быстрого и медленного сна у детей также с возрастом изменяется. У грудного ребенка быстрый и медленный сон по протяженности фаз примерно равны. У ребенка 2-го года жизни быстрый сон за­нимает 30—40 % общего времени сна, а с 5 лет формируются соотношения, свойствен­ные взрослому человеку: 20—25 % — бы­стрый сон, 75—80 % — медленный сон.

Электрическая активность головного мозга плода появляется в возрасте 2 мес, она низкоамплитудная. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) плода регистрируется с 5-месячного возраста, имеет прерывистый, нерегулярный характер и представлена импульсами в виде серии с продолжительностью от 3 до 20 с. Периоды отсутствия активности весьма дли­тельные — от 10 до 2—3 мин. Преобладают диффузные медленные волны частотой 0,5— 2 Гц, чередующиеся с более частыми колеба­ниями. Наблюдается межполушарная асим­метрия ЭЭГ.

Значительные изменения ЭЭГ отмечаются на 8-м месяце внутриутробной жизни. С это­го времени начинает регистрироваться не­прерывная электрическая активность коры большого мозга.

ЭЭГ новорожденного представляет собой также аритмичные колебания, имеющие низ­кую амплитуду (30—50 мкВ). Преобладают частоты колебаний 1—2 и 4—8 Гц, т.е. дель­та- и тета-ритмы. В этом возрасте наблюдает­ся реакция активации на достаточно сильные раздражения — звук, свет.

ЭЭГ детей грудного и ясельного возраста (до 3 лет) характеризуется наличием тета- и альфа-ритмов с преобладанием тета-ритма (7—9 Гц), амплитуда волн уже достигает

80 мкВ. Ритмическая электрическая актив­ность коры мозга в состоянии спокойного бодрствования начинает регистрироваться с 2—3 мес постнатальной жизни. В промежут­ках между сериями волн с частотами 7—8 Гц наблюдаются еще более высокие, но редкие волны с частотой 3—4 Гц, преимущественно в передних областях коры большого мозга. Кроме того, всегда имеются низкие волны с достаточно высокой частотой — 18—25 Гц (бета-ритм).

ЭЭГ детей дошкольного возраста (3—7 лет) характеризуется преобладающими альфа- и тета-ритмами; последний регистрируется в виде групп высокоамплитудных колебаний.

ЭЭГ детей в возрасте 7—10 лет характе­ризуется преобладанием альфа-ритма (9 Гц), однако тета-ритм составляет существенную часть (25 %) от общего числа колебаний.

ЭЭГ детей в возрасте 10—12 лет выявляет стабильный альфа-ритм с такой же частотой, как у взрослых (10—12 Гц). Колебания тета-ритма составляют всего около 10 % от обще­го числа колебаний. К 16—18 годам ЭЭГ детей по всем параметрам становится иден­тичной ЭЭГ взрослого человека.

Литература основная

1. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2003.

2. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко, 1994. Т.1,2

3.Физиология плода и детей / Под ред. Глебовского, 1988.

Дополнительная

4. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

5.Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса , 1996. Т.1,2,

Оглавление

. 1

Предисловие.. 3

Введение.. 4

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ЦНС РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОРГАНИЗМА.. 6

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 6

НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 8

Мембранные потенциалы... 8

Характеристика рефлексов. 9

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ. 11

ДРУГИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ... 13

ОСОБЕННОСТИВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ.. 14

Мышечная система детей.. 14

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ нервно-мышечных СИНАПСОВ.. 14

Физиология мышц.. 15

Возбудимость мышц плода и детей. 17

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВИ ДЕТЕЙ.. 17

Форменные элементы. 17

Эритроциты.. 19

Лейкоциты плода. 20

Наши рекомендации