Гигиеническая характеристика проблемы обращения с отходами
Одной из основных гигиенических проблем является проблема утилизации отходов, как бытовых, так и промышленных. В области положение дел с утилизацией отходов и очисткой населенных мест находится, не на должном уровне.
За последние годы приняты:
- постановление Правительства Пензенской области от 29.10.2010г. № 680-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области «Комплексная программа модернизации и реформировании жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области на 2011-2015 годы». Комплексная программа включает в себя подпрограммы по основным направлениям деятельности Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, в том числе подпрограмма «Благоустройство населенных пунктов Пензенской области», в которой разработаны основные мероприятия по приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети, мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов в населенных пунктах области;
- постановление Правительства Пензенской области от 24 января 2008г. № 26-пП «Об областном конкурсе на звание «Самый благоустроенный населенный пункт Пензенской области»;
- распоряжение Правительства Пензенской области от 23 сентября 2009г. № 329-рП «О Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области».
По статистическим данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области в 2009 году на территории области образовалось 1290,4 тыс. тонн отходов, использовано и обезврежено – 437,1 тыс. тонн (на 13,3% больше предыдущего года). Опасные отходы (отходы I-IV классов опасности) составили 41,8% от общего объема образовавшихся отходов в 2009 году.
Основные поставщики отходов в Пензенской области - предприятия обрабатывающего производства (71,5% всех поступлений), производящие и распределяющие электроэнергию, газ и воду (8,3 %) и предприятия сельского и лесного хозяйства (16,8 %).
Мониторинг загрязнения почвы, проводимый на протяжении ряда лет, в целом, свидетельствует об удовлетворительном состоянии территорий населенных мест.
В 2010г. исследовано 598 проб по санитарно-химическим показателям, из них 2,1% не отвечают требованиям гигиенических нормативов, в том числе на тяжелые металлы - 408 проб, из все пробы отвечают требованиям гигиенических нормативов; по микробиологическим показателям исследовано 446 проб, из них не отвечает гигиеническим нормативам 1,3%; по паразитологическим показателям исследовано 1489 проб, из них не отвечает гигиеническим нормативам 4,8% .
Оценивая состояние загрязнения почвы, следует отметить, что в целом удельный вес проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам, составил:
- по паразитологическим показателям: увеличился с 3,9% в 2005г. до 4,8% в 2010г.;
- по микробиологическим показателям: снизился с 1,7% в 2005г. до 1,3% в 2010г.;
- по санитарно-химическим показателям: за 2005-2010гг. по тяжелым металлам и пестицидам превышения предельно-допустимых концентраций не обнаружены.
Таблица 2.28
Удельный вес исследованных проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам
В 2005 - 2010 гг.
Показатели | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | |||||||
Всего | >ПДК % | Всего | >ПДК % | Всего | Всего | >ПДК % | >ПДК % | Всего | >ПДК % | Всего | >ПДК % | ||
Паразитологически | 3,9 | 6,4 | 8,3 | 3,6 | 1,3 | 4,8 | |||||||
Микробиологические | 1,7 | 2,8 | 0,5 | 1,9 | 3,6 | 1,3 | |||||||
Сан-химические: тяжелые металлы пестициды | - - | - - | - - | - - | - - | 2,1 1,3 - | |||||||
В области решен вопрос размещения и утилизации токсичных промышленных отходов на специализированных предприятиях: отработанных люминесцентных ламп (первый класс опасности), отходов нефтепродуктов второго и третьего класса опасности, отходов металлов, промотходов 3 и 4 класса опасности, аккумуляторов, отходов гальванического производства, одноразовых шприцов, автошин. Эти организации имеют лицензии на осуществление данного вида деятельности. Решены вопросы сбора отработанных ртутных ламп и их утилизации на ОАО «Медпром».
Основными проблемами по вопросам хранения, размещения, утилизации отходов остаются: неудовлетворительное состояние полигонов ТБО, наличие несанкционированных мест размещения отходов, особенно на территории сельских населенных мест, отсутствие организации вывоза и размещения отходов в селах, недостаточное количество спецавтотранспорта для вывоза отходов, недостаточное количество контейнерных площадок и их неудовлетворительное содержание.
На территории Пензенской области существует 14 оборудованных полигонов для складирования ТБО, 2 организованные свалки, 402 районных и поселковых свалок. В сельских населенных пунктах работа по сбору, вывозу и захоронению ТБО находится на ненадлежащем уровне.
В 2010г. проведена работа с органами местного самоуправления по узакониванию или ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в сельских населенных пунктах. В 2010г. ликвидировано 96 (в 2008г.- 126 мест, в 2009г – 107 мест) несанкционированных мест размещения отходов. Из 402 мест размещения отходов в настоящее время имеют санитарно-эпидемиологическое заключение 398, что составляет 99% (в 2009г.-98%).
В ряде городов и районов области полигоны не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО». Основными нарушениями являются: отсутствие подъездных дорог с твердым покрытием, отсутствие дезинфицирующих ванн, складирование мусора проводится без изоляционных слоев, отсутствует достаточное освещение, не оборудованы скважины для контроля грунтовых вод.
На полигоне ТБО в г. Пензе в 2010г. проведены работы по поддержанию полигона в надлежащем санитарном состоянии: регулярно осуществляется уборка мусора в санитарно-защитной зоне, складирование отходов проводится с использованием изоляционных слоев, проведен ремонт установки для мытья ходовой части машин. Разработаны программы производственного контроля, в соответствии с которыми организован лабораторный контроль загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны, контроль качества грунтовых вод из наблюдательных скважин, почвы на содержание тяжелых металлов.
В ряде районов отведены участки под строительство полигонов ТБО, разработана проектно–сметная документация. В 2010 году продолжалось строительство полигонов в 4-х районных центрах. Не решаются вопросы завершения строительства полигонов в г. Каменка, р.п. Лунино, р.п. Пачелма, р.п. Исса, г. Н.Ломов.
Разработана проектная документация на строительство мусоросортировочного комплекса в г. Пензе. К строительству планируется приступить в 2011-2012 гг. при условии решения вопроса федерального финансирования (в рамках выделения средств из федерального бюджета к 350- летию г. Пензы).
На полигон ТБО г. Пензы вывезено ТБО – 17776,44 тонн, в том числе от населения 10209,6 тонн. В г. Пензе проводится планомерная работа по замене контейнеров, бункеров (за 2007г. установлено – 106 бункеров, в 2008г. – 47 бункеров, в 2009г.-24 бункера), что позволило улучшить санитарное состояние территорий размещения отходов ТБО. Всего на территории г. Пензы установлен 231 бункер.
На территории г. Пензы в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличилось количество контейнерных площадок с 3204 до 3207, на которых установлено 3619 контейнеров и бункеров. Состояние контейнерных площадок для сбора ТБО в целом оценивается как удовлетворительное.
В районах области контейнерные площадки имеются, в основном, только в районных центрах. В сельских населенных пунктах контейнерные площадки практически отсутствуют, имеются отдельные контейнеры у ДДУ, школ, ФАПов. Низкая обеспеченность контейнерами отмечается в Иссинском, Шемышейском, Лопатинском районах.
Далеко не все контейнерные площадки отвечают санитарным требованиям по оборудованию. В ряде населенных пунктов имеет место недостаточное количество контейнеров, что приводит к переполнению и неудовлетворительному санитарному состоянию контейнерных площадок. Графики вывоза ТБО имеются практически во всех городах и районных поселках области. В г. Пензе вывоз осуществляется по 53 маршрутам. В районах области вывоз ТБО осуществляется по утвержденным графикам, однако до настоящего времени не решен вопрос полноценной организации сбора и вывоза бытовых отходов от частного жилого сектора. На территориях сельских администраций плановая очистка, в основном, не организована. Не решена проблема оснащения достаточным количеством спецтранспорта в большинстве районов области, в том числе Шемышейском, Кондольском, Бессоновском, Пензенском, Неверкинском, Камешкирском и ряде других районов.
Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области в период месячника по санитарной очистке проведены целевые и рейдовые проверки по вопросу благоустройства и санитарного состояния территории населенных мест совместно с органами местного самоуправления, прокуратурами и ОВД.
По инициативе Управления Роспотребнадзора по Пензенской области вопросы по санитарной очистке населенных мест, обращению отходов производства и потребления были заслушаны на 38 межведомственных комиссиях.
В 2010 году усилен контроль за содержанием населенных мест: в 2010г. за неудовлетворительное санитарное содержание мест размещения отходов на предприятиях, объектах и населенных местах наложено 112 штрафов на сумму 347,0 тыс. руб., 10 дел передано на рассмотрение судьям.
За невыполнение предписаний материалы передавались в судебные органы. Материалы надзорных проверок по нарушениям санитарного законодательства с указанием принятых мер систематически доводятся до Правительства Пензенской области, Прокуратуры Пензенской области.
Серьезной проблемой в области остаются вопросы утилизации отходов учреждений здравоохранения.
Медицинские отходы представляют собой группу опасных отходов, содержащих инфицированный материал, токсические и радиоактивные вещества, значительный объем полимерных материалов. Удельный вес инфицированных материалов в отходах ЛПУ достигает 30%.
Правильная организация системы сбора медицинских отходов направлена на профилактику внутрибольничных инфекций, в первую очередь среди персонала больниц, и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
За 2010г. в учреждениях здравоохранения произошли определенные сдвиги по выполнению требований законодательства по обращению с медицинскими отходами.
С 2004г. разработано 56 проектов нормативов отходов и лимитов на их размещение. Ответственные исполнители прошли обучение по программе обращения с отходами с получением свидетельства (сертификата) установленного образца на право организации работ по обращению с отходами.
В 2006г. проведено обучение 131 специалиста, в 2007г. – 102 специалиста, в 2008г. – 94 специалиста, в 2009г.- 35 специалистов, в 2010г. – 82 специалиста. Практически всеми ЛПУ согласована организационно-распорядительная документация (приказы, инструкции, схемы сбора и транспортировки отходов). Улучшилась обеспеченность лечебных учреждений пакетами для утилизации отходов различных классов, одноразовыми пакетами и многоразовыми емкостями. Решаются вопросы по приобретению СВЧ-печей, медицинскими учреждениями приобретено 3 печи, 5 деструкторов для игл.
Вместе с тем решение данной проблемы сдерживается недостаточным финансированием. Источниками финансирования обращения медицинских отходов являются средства областного и местных бюджетов.
В 2008г. организовано предприятие по переработке медицинских отходов ООО «Медпром», функционирует инсенераторная установка, осуществляющая термическую утилизацию отходов. Большинством лечебных учреждений области заключены договора на утилизацию медицинских отходов с ООО «Медпром», на котором осуществляется высокотемпературное обезвреживание промышленных, бытовых, медицинских, биологических отходов. В 2009 г. введены в эксплуатацию инсенераторные установки для сжигания отходов на территории МУЗ «Пензенская городская клиническая больница № 4» и утилизатор термического обеззараживания медицинских отходов на территории ГУЗ «Областной онкологический диспансер».
В течение 2010 г. было утилизировано из учреждений здравоохранения 5512,49 тонн отходов.
Случаев внутрибольничных инфекций, обусловленных нарушением правил обращения с отходами ЛПУ на территории Пензенской области, не зарегистрировано.
По итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий за нарушения санитарного законодательства в лечебно-профилактических учреждениях по вопросам размещения, хранения отходов ЛПУ за 2010г. наложено 20 штрафов на сумму 34 тыс. рублей, по итогам одной проверки материалы переданы в суд.
Основными вопросами, которые требуют решения в рамках соблюдения санитарного законодательства по проблеме утилизации медицинских отходов, продолжают оставаться следующие:
- недостаточное финансирование для обеспечения аппаратами для деструкции и утилизации игл для каждого подразделения, установками по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов
- недостаточность площадей в медицинских учреждениях для организации отдельного помещения, оборудованного в соответствии с гигиеническими требованиями для хранения медицинских отходов класса «Г»;
- не решаются вопросы раздельного вывоза медицинских отходов спецтранспортом;
- не решаются вопросы выделения отдельных площадок для захоронения медотходов на территориях полигонов ТБО и местах складирования отходов.
Учитывая значимость вышеперечисленных проблем, с целью ликвидации вредного воздействия отходов на окружающую природную среду и здоровье населения, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, необходимо решить следующие задачи:
- предусмотреть необходимое финансирование учреждений здравоохранения для приобретения термических установок, разработки и утверждения проектов лимитов отходов, приобретение в полном объеме и использованию одноразовой упаковки для утилизации отходов по классам, а также по утилизации использованных игл от одноразовых шприцев;
- интенсификация строительства полигонов твердых бытовых отходов, решение комплекса проблем Пензенской городской свалки и формирование системы утилизации и обезвреживания приоритетных видов отходов;
- организация системы раздельного сбора проблемных отходов у населения: не определен порядок сбора отходов, с разделением на виды (пищевые отходы, текстиль, пластик, стекло, бумага и другие), предусмотренный п. 3. ст. 13. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- строительство полигонов твердых бытовых отходов для городов и райцентров области;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий в различных отраслях промышленности, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов.