История развития гигиены в России

Великий русский хирург Н. И. Пирогов предопределил будущее медицины. Он писал: "Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предупредительной. Эта наука принесет несомненную пользу человечеству". Г. А. Захарьин считал, что лечение лекарственными препаратами должно сочетаться с гигиеническими и оздоровительными мероприятиями.

Большой вклад в развитие отечественной гигиенической науки внесли в этот период крупнейшие ученые А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, которые по праву считаются основоположниками экспериментального направления гигиены в России. А. П. Доброславин в 1871 г. создал и возглавил первую самостоятельную кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. До этого краткие сведения по гигиене преподавались санитарной полиции в курсе судебной медицины. Педагогическую деятельность А. П. Доброславин сочетал с большой научной работой, особенно в области гигиены питания. В своих научных исследованиях он широко использовал эксперимент. Много полезного сделано ученым для развития санитарной практики. А. П. Доброславин был основателем журнала "Здоровье", руководителем Общества охраны народного здоровья, организатором земской санитарии.

Другим основоположником отечественной гигиены по праву считается Ф. Ф. Эрисман, по происхождению швейцарец, получивший медицинское образование на родине, но посвятивший всю свою жизнь становлению и развитию гигиены в России, где он сформировался как ученый и общественный деятель. Ф. Ф. Эрисман считал гигиену наукой об общественном здоровье. Ему принадлежат исследования близорукости школьников, в которых он впервые делает вывод о зависимости между санитарным благоустройством школьных классов и состоянием зрения учащихся. Большое социально-гигиеническое значение имели проведенные совместно с другими гигиенистами работы Ф. Ф. Эрисмана по изучению условий труда рабочих фабрик и заводов Московской губернии.

Большой вклад в развитие гигиенической науки и организацию здравоохранения в первый период становления Советского государства внесли такие выдающиеся ученые-гигиенисты, как Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин.

Н. А. Семашко — основоположник социальной гигиены как самостоятельной дисциплины. Им была основана первая в стране кафедра социальной гигиены, которой он руководил в течение 30 лет.

Одновременно с развитием гигиенической науки и совершенствованием ее преподавания развивалась и укреплялась на научной основе практическая санитарная служба страны.

Принято 8 Федеральных законов, среди которых особое значение имеет Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", заложивший основы единой федеральной централизованной системы госсанэпиднадзора, обеспечившей единство санитарного законодательства на всей территории страны.

Вопрос.

Гигиеническая диагностика

Выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов среды и состояния здоровья человека является одной из задач гигиенической диагностики. Гигиеническая диагностика — система мышления и действий, имеющих целью исследования состояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление зависимостей между ними.

Основное отличие гигиенической диагностики от клинической — гигиеническая диагностика изучает влияние факторов на здорового человека; определяются адаптационные резервы; гигиеническая диагностика донозологическая, выявляет преморбидные состояния.

Предмет гигиенической диагностики — это уровень здоровья и характеристика адаптационного резерва организма. Методы диагностики преморбидных состояний — изучение иммунного статуса человека, состояния регуляторных механизмов, процессов свободнорадикального окисления, состояния ферментных систем, психодиагностическое тестирование, применение биомаркеров.

Профилактика первичная

система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также путем повышения устойчивости организма к воздействию факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды, способных вызвать патологические реакции.

Вторичная профилактика

- совокупность мер для пресечения или ослабления патологического процесса, в основном, инфекционного заболевания.

Вопрос

Экология

Экология в целом — биологическая наука о взаимодействии организмов между собой и средой обитания. От гигиены как медицинской науки экология отличается объектом, предметом и методологией. Экология человека — взаимосвязь человека и окружающей его среды. Внимание к экологии связано с изменениями здоровья человека и окружающей среды в связи с ее загрязнением. Загрязнение — это нежелательное изменение нашего воздуха, земли и воды, которое может оказывать неблагоприятное влияние на жизнь и здоровье человека, истощать природные ресурсы.

Факторы загрязнения окружающей среды могут являться причиной заболеваний. Это характерно для «экологических болезней» - Минамата(отравление метилртутью, поражение цнс), Итай-Итай (хроническая интоксикация солями кадмия, остеомаляция — очень сильная боль в костях, суставах и позвоночнике) Юшо, Кешана, синдромов множественной химической чувствительности, «хронической усталости», «больного здания». Во многих случаях экологические воздействия — факторы риска патологии. Для таких заболеваний предложены термины индикаторная, экообусловленная и экозависимая патология.

Классификация экопатологии:

1. Индикаторная (высокая степень зависимости) — экологические болезни, профессиональная и онкозаболеваемость, перинатальная патология, генетические дефекты, аллергозы, интоксикации.

2. Экологически зависимая (средняя степень зависимости) — детская смертность, вторичные иммунодефициты, хронические пневмонии и бронхиты у детей.

3. Экологически обусловленная патология (умеренная степень зависимости) — патология беременности, хронический бронхит и пневмония у взрослых, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Вопрос

Сан-эпид служба, положение от 2004 года:

1)контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения

2)защита прав потребителей

3)государственный санитарно-эпидемический надзор за соблюдением санитарного законодательства

Задачи федеральных центров гигиены и эпидемиологии:

1)проведение мероприятий, направленных на выявления и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека

2)предупреждение возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, аттестация работников, деятельность которых связана с питанием и водоснабжением населения, воспитанием и обучением детей

3)проведение лабораторных исследований, экспертиз, оценки для целей гос. Надзора

4)проведение соц-гигиенического мониторинга

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) — система длительного наблюдения за изменениями показателей здоровья населения и окружающей его среды с целью выявления критических отклонений и осуществления профилактических мероприятий.

Рекомендуется изучать воздействие факторов среды на основе анализа состояния здоровья детей — так как они более восприимчивы к факторам среды. Во-первых, дети менее чем взрослые подвержены миграции. Во-вторых, это объясняется особенностями онтогенеза — у детей неустойчивая нейроэндокринная система, выше интенсивность обменных процессов, клеточные мембраны более проницаемы, снижена функциональная активность печени и почек, незрелость ферментов детоксикации.

Социально-гигиенический мониторинг предусматривает два уровня — популяционный и индивидуальный (групповой). Популяционный проводится по официальной статистической отчетности о состоянии среды и здоровья населения. Индивидуальный — определяется территория и группа наблюдения, учитываются факторы среды разной природы и состояние здоровья оценивается на молекулярном, клеточном и организменном уровнях. Эта модель позволяет выявить заболевание на стадии предболезни.

Вопрос

Наши рекомендации