Особенности подросткового периода

Средний школьный возраст характеризуется глубокой перестройкой всего организма. В психологии традиционно называют его подростковым и наделяют устрашающими эпитетами: «переходный, трудный, критический». Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание. Анатомические и физиологические изменения настолько значительны, что ученые используют такие выражения как «гормональная буря, эндокринный шторм». Все это вносит серьезные изменения и в личность подростка. Тяга к сопротивлению, проявлению упрямства, протест, стремление к неизвестному, неизведанному и часто рискованному. Именно это, на наш взгляд, превращает их в Васей Кулаковых, усиливает их деструктивную энергию.

Почему же чаще всего не срабатывает Super Ego (оно становится не способным осуществить идеальную психическую цензуру мыслей и поступков подростка)?

Ответить на этот вопрос могут только сами подростки. В ходе работы были сформулированы понятные для подростков вопросы:

1. Кто виноват в том, что ты совершаешь негативные поступки? (предложены варианты ответов: а) я сам

б) друзья

в) взрослые

г) другое

Из 30 опрошенных подростков 17 выбрали вариант «в».

2. Какими должны быть взрослые? (предлагалось произвольно ответить на вопрос).

Ответы были следующие: честные, верные слову, справедливые, понимающие, чтобы уважали личность.

Проанализировав ответы, мы сделали следующие выводы:

Не всегда желания подростков совпадают с реальностью, взрослые не такие как хотелось бы. Вследствие чего, сталкиваясь с нечестными или, к примеру, несправедливыми взрослыми, уровень Id начинает расти. Это вызывает сопротивление и противоречивость подростка, то есть Super Ego неспособно осуществить идеальную цензуру их мыслей и поступков. Отсюда и Васи Кулаковы.

Превращение «трудного» подростка в «легкого»

Не надо быть педагогом или психологом, что бы увидеть существующую в современном мире проблему. Эту проблему можно сформулировать так: «Трудные подростки».

Логичен вопрос: «Почему они стали трудными?» Это может произойти по следующей причине: социальные институты своевременно не сработали, не помогли сублимировать деструктивную энергию в конструктивную, в конечном счете, не помогли стать цивилизованной личностью.

Каждый человек, по мнению Фрейда, несет в себе энергию, первоначально эта энергия деструктивна, разрушительна. Взгляд Фрейда заключается в следующем: человеческая сущность негативна уже с младенчества. В нем все «зло».

В обществе доминируют Васи Кулаковы. Страшно представить себе общество, где все являются носителями зла, это будет общество убийц, воров, азартных игроков, шизофреников. Что же делать? Ведь нам хочется жить в обществе, где царят добро, любовь. Как уже было сказано, Фрейд предлагает исправить человека, чтобы он был менее «зло», то есть направить его деструктивную энергию в конструктивную, разрушительную в созидательную (сублимировать энергию).

В конечном итоге сублимированная энергия является главным источником развития личности, источником цивилизованной деятельности человека. Все ценности, наука, искусство созданы сублимированной энергией их творцов. « Первоначальную энергию можно представить себе как разливающуюся реку, разрушающую дома и поля. Для предотвращения этого строится плотина. Непосредственная опасность предотвращена, но за плотиной накапливается давление, угрожающее еще большими разрушениями, если плотина будет прорвана. Сублимация в этой аналогии подобно отводным каналам, которые могут быть использованы для создания электроэнергии, обводнения сухих земель, создания парков… Первоначальная энергия реки успешно обращается на социально приемлемые и культурно санкционированные цели. Сублимированная энергия создает то, что мы называем цивилизацией».

Что бы полностью понять, что такое сублимация обратимся к словарю:

Сублимация - (от лат.sublimare-возносит) - это механизм психологической защиты, заключающийся в трансформации энергии сексуального или агрессивного начала, идущей из Id, в приемлемые для Super Ego формы поведения.

Глава 2.Достоевский и Фрейд

2.1.Демонстрация теории Фрейда на примере жизни и творчества Достоевского

Кем бы стал Ф.М. Достоевский, если бы он не сублимировал деструктивную энергию в конструктивную? Почему Ф.М. Достоевский выбран в качестве примера?(ведь он не подросток)

Не только подростки склонны к деструктивной энергии, но и юношество , и взрослые. Теория личности работает на всех одинаково, так как все они личности с трехуровневой системой. Ярким примером является ф.М.Достоевский.

Не вызывает сомнения его гениальность как писателя и мыслителя. Достоевский - величайшая единица девятнадцатого столетия. Его место в одном ряду с Шекспиром. «Братья Карамазовы» - величайший роман, когда-либо написанный, «Легенда о Великом Инквизиторе» - одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно

И все-таки, почему Достоевский? Личность Достоевского многогранна: Исследователи творчества Достоевского предлагают рассматривать её с четырёх сторон: величайший писатель и мыслитель, невротик и грешник.

Уязвим, он был, скорее всего, как моралист. Достоевский – это человек, который постоянно находился в состоянии нравственной борьбы. Борьба доходила до исступления. Его первичные позывы индивида не желали мириться с требованиями общества. Достоевский как подросток вступает в конфликт с обществом. ЕгоId вступает в конфликт сSuper Ego. В этом слабое место Большой личности.

Достоевский - грешник и преступник. Такая постановка вопроса представляется отталкивающей, ведь он не только испытывал потребность в любви, но и сам был способен на огромную любовь, которая проявлялась в его сверхдоброте там, где он имел право ненавидеть и мстить.

Но тогда возникает вопрос: откуда появляется соблазн причислить Достоевского к преступникам?

Для преступника существенна такая черта, как сильная деструктивная склонность. Такая склонность была присуща внутреннему миру Достоевского, о чем свидетельствует выбор сюжетов его произведений, где преимущественно насильники, убийцы, эгоцентрические характеры, а так же некоторые факты его жизни (страсть к азартным играм, сексуальное растление незрелой девочки, раздражительность, мучительство и нетерпимость даже по отношению к любимым людям). Именно деструктивная склонность могла бы сделать Достоевского преступником. Силу, которая могла бы стать разрушительной, он сублимирует и направляет главным образом на себя и на своё творчество. Сила, которая могла бы стать разрушительной, становится созидательной, из деструктивной сублимируется в конструктивную. Кто помог в этом Достоевскому? Вопрос остаётся открытым. Возможно, он сам и его чувство вины, которое Достоевский испытывал всю жизнь. Приведём для примера один эпизод жизни, когда Достоевский жил в Германии и был, обуреваем игорной страстью. Страсть была патологической. Первичные позывы безрассудного поведения не желали подчиняться запретам общества. Достоевский испытывал постоянное чувство вины, однако не останавливался, пока не проигрывал всё. Игра была для него средством самонаказания. Несчётное количество раз он давал молодой жене слово, что не будет играть, но снова играл. Если его проигрыши доводили семью до крайне бедственного положения, он снова чувствовал вину: унижал себя, просил презирать его. И снова играл. Молодая жена привыкла к этому циклу, так как заметила, что после всех этих ужасов разрушительная энергия его мужа превращалась в созидательную.

Наступало спасение. Никогда не продвигалось так писательство вперёд, чем после потери всего и закладывания последнего имущества. Исчезала затрудненность в работе, и Достоевский создавал свои шедевры. В своих произведениях этот писатель рассматривает целые социальные пласты, выявляет проблемы и пороки общества; он сам всем своим умом и талантом участвует в судьбах поколений, их спорах и решениях. Достоевский своим изумительным чутьем угадывает все болезни времени, болезни человеческой личности и рассматривает их изнутри, глазами самих созданных им героев. Например, в своем романе «Преступление и наказание» он рисует нам человека с расколотым сознанием, не признающего окружающей действительности, отторгающегося от внешнего мира. Особенность его психологической драмы заключается в том, что он одержим своеобразным помешательством, болезненной мономанией. Весь ход и развитие этой болезни поразительно точно показаны Достоевским на страницах романа. Он раскрывает перед нами всевозможные пороки и темные страсти человеческой натуры, освещает глубинные страдания и страхи, тайные слезы и незаживающие душевные раны униженных и оскобленных этого мира. И в лице Раскольникова перед нами предстает человек с больным, надтреснутым сознанием; человек, чей внутренний мир был разрушен всем тем злом, гадостью и мерзостью, которые он видит вокруг себя и в себе. Две сущности, две самостоятельных личности беспрерывно борются в нем. Один человек, живущий в нем, находящийся на бессознательном уровне личности, гуманист, умный, умеющий чувствовать и понимать человеческую душу. Он видит страдания кротких и невинных, видит вокруг себя разврат, унижение и боль, но ощущает физически свое бессилие. И бессилие это тем ужасно, что вся судьба его, как ему кажется, зависит от какой-нибудь тысячи рублей, которые он не в силах достать. Окружающий мир душит его, несправедливость и безнаказанность зла причиняют ему сильнейшую душевную боль, переходящую в исступление. Его мысли мечутся по замкнутому кругу, но не находят выхода из грязных раскаленных тупиков человеческого бытия. Рядом с ним погибают тысячи безответных, забитых насмерть, замученных нищетой и человеческой жестокостью, да и сам Раскольников балансирует на краю пропасти, каждую секунду он может сорваться в бездну отчаяния. «Отказаться от жизни совсем! Послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!» - вот тот единственный выход, который находит его воспаленное сознание.
Но другая, более сильная сущность, живущая реальностью, берет верх в его душе. Раскольников не хочет, не может смириться с тем, что он должен молча, смиренно погибнуть вместе с сотнями других обреченных только потому, что на свете существуют бесполезные, никому не нужные люди, вши, отнимающие жизнь и воздух у многих несчастных. Его гигантское, неумеренное самолюбие и страх смерти, страх унижения рождает в его мозгу фантастическую, ужасную в своей рассудочности и безжалостности, идею. И эта идея заключается в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, ан материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово... Первый разряд, то есть материал, люди по натуре своей консервативные, живут в послушании и любят быть послушными. Второй разряд, все преступают закон, разрушители. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны, большею частью они требуют разрушения настоящего во имя лучшего. Первый разряд - всегда господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Вот кем видит себя Раскольников в этом мире, вот кем осознает себя: господином будущего, имеющим право убить бесполезную вошь ради осуществления своей блистательной Идеи. Эта мысль захватывает его сознание полностью, заменяет ему чувства и разум. Именно эта Идея, развившаяся и завладевшая его сознанием, вложила ему в руки топор, заставила его убить живое существо. Логичность, холодность, ледяная жестокость этой Идеи поражают нас своей безапелляционностью и железной прочностью. Здесь нет места жалости и сомнениям, все пути, все размышления ведут к «единственно верному» решению. Возвысить себя над толпой, стать повелителем всей «твари дрожащей» - вот в чем заключается смысл этой Идеи, поглотившей и поработившей Раскольникова. Одержимый одной только этой мыслью, ежесекундно сталкиваясь с развратом, грязью и жестокостью окружающего мира, он поднимает свое разящее без промаха оружие, и первой жертвой его становится старуха-процентщица. За нею последует и Лизавета, и ее не родившийся ребенок, но пока что Раскольников еще стоит перед выбором, роковая секунда еще не настает, не опущен еще топор убийцы. Ещё нет рядом Сони и Порфирия Петровича, которые смогли бы направить разрушительную энергию на созидание. И Раскольников совершает убийство. Кто же вновь поможет вернуться Раскольникову к созиданию? Религия и Соня. Бог и Человек. И хочется верить, что созидание возьмёт верх над разрушением, и в сознании Раскольникова «должно выработаться что-то совершенно другое».

«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…Он не раскрыл её и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: «Разве могут её (Сони) убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»

Это говорит Раскольников. Это говорит Федор Михайлович Достоевский, жизнь которого подобна разливающейся реке, способной принести разрушения. Но энергия этой реки была успешно обращена на культурные цели. Сублимированная энергия создала то, что мы называем искусством, - произведения Достоевского, занимающие свою нишу в отечественной и мировой литературе.

Заключение

Наши рекомендации