Коммуникативная компетентность в рамках специальности «общественное здравоохранение»
В условиях реализации компетентностно-ориентированного подхода в организации учебного процесса медицинского вуза, направленного на высокий конечный результат обучения, важную роль приобретает коммуникативная компетентность, которой должен обладать выпускник специальности «Общественное здравоохранение».
Необходимость развития коммуникативной компетентности выпускника факультета «Общественное здравоохранение» связана с тем, что осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиены труда, организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий предполагает интенсивное общение с большим количеством людей, имеющими этнические, гендерные, возрастные, социокультурные, профессиональные, индивидуальные различия; разный уровень образованности и информированности. Пропаганда здорового образа жизни среди населения, проведение оздоровительных мероприятий требует умения эффективного воздействия на сознание людей, владение навыками убеждающей коммуникации.
В связи c открытием Центра практических навыков и создания подразделения Центра КН, возникла необходимость в разработке методов и форм преподавания, оценки коммуникативной компетентности у студентов факультета « Общественное здравоохранение».
К системным коммуникативным навыкам развития коммуникативной компетенции относятся следующие:
-использование диапазона вербальных и невербальных средств общения при возникновении и распространении среди населения заболеваний;
- применение эффективных подходов к построению взаимоотношений в организационных аспектах деятельности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических организациях;
-овладение техникой эффективной коммуникации при проведении медицинского интервью с пациентами и их родственниками с учетом эпидпроцесса каждой нозоформы;
-формирование у населения навыков высокого уровня санитарно-эпидемиологической грамотности по социально-значимым инфекционным заболеваниям;
- использование коммуникативных навыков в разрешении и способов управления конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности организаторов здравоохранения;
-использование принципов и техник эффективной коммуникации в этически сложных ситуациях при неизлечимых заболеваниях;
- создание эффективной коммуникации с пациентами, имеющими эмоциональные особенности: агрессивность, тревожность, раздражительность, истеричность, депрессию;
-развитие эффективной коммуникации с ВИЧ-инфицированными пациентами и пациентами с социально значимыми заболеваниями, больными СПИД, оказание психологической поддержки;
-эффективное общение с пациентами, испытывающими различные (физиологические, психологические, социальные) трудности в общении;
- создание в процессе коммуникации атмосферы комфорта и безопасности, отсутствие напряженности и фрустрированности;
Формирование системных коммуникативных компетенций связанных с проведением государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиены труда, организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, пропагандой здорового образа жизни среди населения, проведением оздоровительных мероприятий. Основными коммуникативными компетенциями на данном этапе являются:
-использование коммуникативных навыков конструктивного управления на разных уровнях общественного здравоохранения и госсанэпиднадзора;
- соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии при общении с управленческими аппаратами, взаимодействие с коллегами, сотрудниками ДГСЭН, социальных служб;
-овладение навыками работы в команде и лидерскими качествами в системе управления здравоохранением;
- социально-психологическое планирование процесса общения при проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- социально-психологическое планирование процесса общения при организации и проведении профилактического и противоэпидемического мероприятия;
- владение навыками общения с населением в чрезвычайных ситуациях;
- владение навыками в организации радиационной безопасности населения;
-владение навыками воздействия на аудиторию при проведении мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;
-владение навыками убеждения и переубеждения оппонента при проведении мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;
-владение навыками убеждения и переубеждения населения при возникновении очагов опасных инфекций;
-достижение эффективного психологического влияния на основе формирования безусловного доверия населения;
-готовность к профессиональному диалогу;
-владение навыками стимуляции партнера по общению;
-владение навыками информирования населения при проведении профилактического и противоэпидемического мероприятия;
-владение навыками аргументированной речи;
-быть компетентным в вопросах интеграции санитарно-эпидемиологической службы, общественного здравоохранения.
Психологическими характеристиками коммуникативной компетентности выпускника факультета «Общественное здравоохранение» являются высокий уровень владения коммуникативными стратегиями и тактиками общения, гибкое и адекватно ситуации использование средств общения, отсутствие напряженности и психологический комфорт партнера по общению, необходимыми для эффективного решения задач государственного санитарно-эпидемиологического надзора и управления общественным здоровьем.