Для лечения инфекции, вызванной грамположительными кокками требуется подобрать антибиотик – ингибитор синтеза клеточной стенки бактерий. Какой из перечисленных антибиотиков относится к этой группе?

Итоговое тестирование

1. В мазке-препарате выявлены палочки, булавовидной формы с утолщениям на концах – Corynebacteriumdiphteria. Какой метод окраски был применен для выявления зерен волютина у данного вида бактерий?Понейсеру

2. Известно, что вирус иммунодефицита человека поражает иммунную систему человека. Что является основной мишенью поражающего действия ВИЧ?Т хелпер СД 4

3. На занятии идет разбор темы «Антибиотики». Как студент может объяснить сущность бактериостатического действия антибиотиков?бактериостатика приостанавливает рост и движение

4.Выделенная культура бактерий подлежит идентификации по морфологическим признакам. Какой метод может быть использован для определения подвижности бактерий?Висячая капля раздавленная капля

5. В мазке-препарате, окрашенном по методу Нейссера выявлены неравномерно окрашенные палочки. Чем обусловлена неравномерность прокрашивания C. diphtheriae анилиновыми красителями?Наличием зерен волютина

6. При исследовании гнойного отделяемого раны была выделена ассоциация микроорганизмов. Как называют заражение несколькими возбудителями?Микст инфекция

7. У выделенной культуры возбудителя инфекции необходимо определить чувствительность к антибактериальным препаратам с целью назначения лечения. Какой метод является полуколичественным методом определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам?

Метод бумажных дисков

8.Необходимым условием для культивирования бактерий является инкубация в термостате. Какой температурный оптимум применяется для выращивания патогенных микроорганизмов?37 градусов

9. У больного Н. на 5-е сутки протекания вирусной респираторной инфекции после снижения симптоматики данного заболевания, снова поднялась температура и появился сильный кашель. Как называется инфекция, возникающая на фоне основного инфекционного заболевания в результате ослабления иммунитета? рецидив

10. Проводится профилактическая беседа о предупреждении заражения вирусными гепатитами. Какой механизм заражения характерен для вирусного гепатита С? парентеральный

11. Студент приготовил препарат из чистой культуры, покрасил по методу Грама. При микроскопии определил в препарате морфологические признаки, характерные для стрептококков. Как в мазке-препарате располагаются стрептококки?Грам положительный кокки в виде цепочки

12. Одной из причин хронизации инфекционной болезни играет роль структура бактериальной клетки, которая препятствует фагоцитозу. Какая структуру бактериальной клетки препятствует фагоцитозу? Капсула

Для подтверждения диагноза инфекционного заболевания необходимо выделить чистую культуру, для этого применяют основной метод диагностики – бактериологический. Что называют культуральными свойствами бактерий?рост на питал средах

13. Для индикации вирусов в клиническом материале применяется вирусологические методы. Назовите где культивируются вирусы? Курин эмбрион, культуры ткани, клеток живот и чел

14. При окраске смеси грамположительных и грамотрицательных бактерий по методу Грама студент забыл провести обработку препарата этиловым спиртом. Какую микроскопическую картину будет наблюдать студент? Однородная картина фиолетового цвета

15. При микроскопии препаратов, полученных из смеси S.aureus и E.coli, окрашенных по Граму, обнаружены красные клетки шаровидной и палочковидной формы. Каковы возможные причины однообразной картины? Пропущен этап обесвечивания

16. У больного на красной кайме губ выявлены симптомы первичного периода сифилиса. Каким проявлением характеризуется первичный сифилис? Твердый шанкр

17. В состав нормальной микрофлоры полости рта входят спирохеты. Какую форму имеют спирохеты?спиралевидная

18. Возбудители бактериальных инфекций различаются по морфологическим свойствам. Какие основные морфологические формы у бактерий Вы знаете?Кокки, палочки извитые нитевидные

19. Для выявления нуклеиновой кислоты возбудителя в клиническом материале используют молекуярно-генетические методы исследования. Назовите какой метод относится к молекулярно-генетическим?Пцр, ДНК зонд

20. Для постановки диагноза ВИЧ-инфекция необходимо применения серологического метода – иммуноферментный анализ. Какой материал исследуется при диагностике ВИЧ методом ИФА?кровь

21. На приеме больного врач-стоматолог обнаружил желтушность слизистых оболочек полости рта и склер глаз. Больной предъявляет жалобы на чувство тяжести в правом подреберье, повышение температуры, зуд кожных покровов. Какой механизм передачи вирусного гепатита А? алиментарный с фекально оральным механизмом

22. Культуру кишечной палочки студенты выделяли из различных источников – воды, почвы, из смывов с различных объектов. Как называется чистая культура микробов, выделенная из определенного источника и отличающаяся от других представителей вида?Штамм

23. Для выделения чистой культуры применяется бактериологический метод. Как называется совокупность клеток одной колонии? Выберите из нижеперечисленных ответов верный.Клон

24. При исследовании гнойного отделяемого раны была выделена ассоциация микроорганизмов. Как называют заражение несколькими возбудителями?Супер инфекция

25. У больного в нативноммазке мокроты, окрашенном по методу Циля-Нильсена выявлены тонкие прямые и слегка изогнутые палочки. Какому микроорганизму соответствует данная морфологическая характеристика?микобактериитуберкулезис

26. У больного Н. на 5-е сутки протекания вирусной респираторной инфекции после снижения симптоматики данного заболевания, снова поднялась температура и появился сильный кашель. Как называется инфекция, возникающая на фоне основного инфекционного заболевания в результате ослабления иммунитета?Вторичная инфекция(оппортунистическая)

27. Для лечения бактериальных инфекций применяются антибиотики, но более эффективной терапией, не вызывающей побочных инфекций является фаготерапия. К каким микроорганизмам относятся бактериофаги?вирусы

28. В лечебно-профилактических учреждениях проводятся определенные санитарные мероприятия по предотвращению попадания микроорганизмов в рану и другие полости организма человека из окружающей среды. Как называются данные мероприятия?асептика

29. На желточно-солевом агаре выявлен рост колоний золотистого цвета с зоной лецитиназной активности. Данная среда позволяет выделить определенные виды бактерий при подавлении роста других. К каким средам по целевому назначению относится желточно-солевой агар?

A. дифференциальным

B. основным

C. специальным

D. элективным

E. плотным

30. При исследовании состава микрофлоры слизистой оболочки носоглотки выявлены ассоциации микроорганизмов различных групп и видов. Как можно определить сожительство популяции микроорганизмов обитающих в определенном биотопе?

A. биосфера

B. экосистема

C. микробиоценоз+

D. атмосфера

E. литосфера

31. Бактерии имеют различные типы питания. Какие микроорганизмы для человека являются потенциально патогенными?

A. хемоавтотрофы

B. фотогетеротрофы

C. хемоорганотрофы+

D. фотоавтотрофы

E. хемолитотрофы

32. Среди инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей выделяют инфекции вирусной этиологии. Как подразделяются вирусы по наличию нуклеиновой кислоты?

A. ДНК- и РНК-геномные

B. ДНК-геномные или РНК-геномные+

C. ДНК-геномные

D. РНК-геномные

E. Не имеют генома

33. В нативном мазке, сделанном из материала, взятого из носа выявлены грамотрицательные кокки бобовидной формы, расположенные попарно. Какие бактерии относятся к диплококкам?

A. Pseudomonasaeruginosa

B. Neisseriameningitidis+

C. Klebsiellapneumoniae

D. Yersiniapestis

E. Corynebacteriumdiphtheriае

34. Санитарно-эпидемическая служба проводит оценку санитарного состояния ЛПУ. По каким показателям оценивается суммарное бактериальное загрязнение объектов внешней среды?

A. титру ОКБ

B. индексу ОКБ

C. общему микробному числу+

D. перфрингенс-титру

E. титру фагов кишечной палочки

35. При бактериологическом исследовании выделена культура Staphilococcusaureus. Какие из факторов относятся к ферментам патогенности данного возбудителя?

A. тетанолизин и тетаноспазмин

B. плазмокоагулаза и лецитиназа+

C. гемагглютинин и лейкоцидин

D. β-галактозидаза и каталаза

E. К и Vi-антигены

36. В детском учреждении необходимо определить детей подлежащих плановой вакцинации с целью профилактики туберкулеза. С помощью какого диагностического теста выявляют сенсибилизацию при туберкулезе для решения данного вопроса?

A. введение тубазида

B. кожная проба с тулярином

C. введение БЦЖ

D. микроскопия мазка мокроты

E. кожная проба Манту+

37. При проведении теста на чувствительность культуры дизентерийных бактерий к антибиотикам выявлена резистентность к антибиотикам тетрациклинового ряда. Какими факторами может быть обусловлено распространение лекарственной устойчивости бактерий?

A. нарушением синтеза клеточной стенки бактерий

B. коагуляцией белков цитоплазмы микробов

C. нарушением метаболизма микробной клетки

D. блокированием различных этапов синтеза белка

E. миграцией r-генов между конъюгативнымиплазмидами (R), проникающими в различные бактерии+

38. Необходимо выбрать антибиотик, относящийся к ингибиторам синтеза нуклеиновых кислот. Какой из перечисленных относится к антибиотикам с таким механизмом действия?

C. рифампицин+

E. леворин

39. Требуется разгруппировать различные антибиотики по спектру действия. Какой из антибиотиков обладает узким спектром действия?

A. Пенициллин+

B. Тетрациклин

C. Хлорамфеникол

D. Рифамницин

E. Стрептомицин

40. Необходимо выбрать антибиотик, нарушающий синтез клеточной стенки? Какой из перечисленных относится к антибиотикам с таким механизмом действия?

A. Левомицетин

B. Пенициллин+

D. Рифампицин

E. Норсульфазол

A. эритромицин

C. левомицетин

D. пенициллины+

E. полимиксин

42. Необходимо разгруппировать антибиотики по происхождению. Какой из перечисленных антибиотиков продуцируется грибами?

A. Нистатин

B. нистатин

C. тетрациклин

D. левомицетин

E. цефалоспорин

45. В стационаре СПИД-центра больному ВИЧ-инфекцией назначили лечение. Какой препарат оказывается наиболее эффективным при лечении СПИДа?

A. сурамин

B. циклоспорин

C. дидизоксикадекарис

D. фтивазид

E. азидотимидин+

Для лечения больного с генерализованной инфекцией, вызванной возбудителем бактериальной природы требуется антибиотик широкого спектра действия. Какой антибиотик из перечисленных является антибиотиком широкого спектра действия и может быть предложен в качестве лечения?

A. флуконазол

B. азитромицин

C. цефалоспорин

E. эритромицин

47. В патогенезе инфекционных заболеваний важную роль играют токсигеные факторы патогенности бактерий. Какую характеристику можно дать эндотоксинам?

A. белки по химической природе

B. термолабильны

C. не обладают специфичностью и органотропностью+

D. под действии формалина превращаются в анатоксины

E. высокоспецифичны и токсичны

48. Для разработки мероприятий по неспецифической профилактике различных инфекционных заболеваний обращают внимание на механизмы заражения и пути передачи инфекций. Для какой из перечисленных инфекций характерен парентеральный путь заражения?

A. Ботулизм

B. Гепатит В+

C. Гепатит Е

D. Менингококковая инфекция

E. Бруцеллез

49. У ребенка при исследовании на дисбактериоз выявлены нарушения качественного и количественного состава нормальной микрофлоры кишечника. Врач, мотивируя родителей для проведения коррекции данного состояния объяснил роль нормальной микрофлоры для здоровья человека. В чем проявляется защитная роль нормальной микрофлоры тела человека?

A. барьерно-фиксирующая

B. механический барьер

C. формирование колонизационной резистентности+

D. стимуляция выработки интерферона

E. выработка бактериями лизоцима

50. На слизистых оболочках функционирует такой гуморальный фактор неспецифической резистентности как лизоцим. На какие группы микроорганизмов он действует?

A. грамотрицательные бактерии

B. вирусы

C. дрожжевые грибы

D. грамположительные бактерии+

E. простейшие

51. На приеме врача-стоматолога при введении анестезирующего средства у больного появились симптомы крапивницы. Как можно определить данное состояние?

A. нарушение иммунного статуса

B. нарушение структуры иммунной системы

C. гиперчувствительность немедленного типа+

D. гиперпродукция антител

E. способ нейтрализации токсинов

52. По эпидемиологическим показаниям был проведена плановая иммунопрофилактика детей. Какие иммунобиологические препараты, создают активный специфический иммунитет?

A. диагностикумы

B. иммунные сыворотки

C. вакцины+

D. эубиотики

E. иммуномодуляторы

53. У больного гнойная ангина, осложнившаяся гнойным абсцессом. При бактериологическом исследовании гнойного отделяемого был получен рост колоний золотистого цвета с зоной помутнений, характерный для S.aureus. На какие питательные среды засевают исследуемый материал при подозрении на стафилококковую инфекцию?

A. сахарный бульон

B. казеиново-угольный агар

C. сывороточный агар

D. желточно-солевой агар+

E. теллуритовую среду

54. При осмотре у ребенка выявлены следующие клинические симптомы: малиновый язык, мелкоточечные высыпания на коже. Предположительный диагноз: «Скарлатина». Какое исследование необходимо провести для подтверждения диагноза?

A. посев крови

B. посев материала из зева+

C. микроскопию материала из зева

D. микроскопию крови

E. реакцию преципитации

55. У больного бессимптомное течение менингококковой инфекции. Из носоглотки выделен N.meningitidis. Какой фактор патогенности менингококков является основным?

A. растворимый экзотоксин

B. эндотоксин+

C. энтеротоксин

D. фтионовая кислота

E. гиалуронидаза

56. У больного с кишечной инфекцией выделена диареегенная кишечная палочка. Какие факторы патогенности характерны для диареегенныхэшерихий?

A. плазмокоагулаза, гиалуронидаза

B. лецитиназа, гемолизин, нейротоксин

C. каталаза, оксидаза, фосфатаза

D. лейкоцидин, эксфолиатин, инвазия

E. энтеротоксин, эндотоксин, адгезия+

57. На приеме у врача-стоматолога у больного в полости рта на слизистой оболочке выявлена безболезненная яз­ва с уплотнёнными краями. Врач-стоматолог предположительно поставил диагноз «Сифилис». Какой микроорганизм является возбудителем сифилиса?

A. Vibriocholerae.

B. Bacilluscereus.

C. Clostridiumtetani.

D. Treponemapallidium.+

E. Salmonellatyphi.

58. У больного туберкулезом в мокроте на синем фоне выявлены тонкие палочки, окрашенные в красный цвет. Какой метод применяется для окраски туберкулезных бактерий?

A. Бурри-Гинса

B. Нейссера

C. Циля-Нильсена+

D. Романовского-Гимзе

E. Здродовского

59. Основным методом микробиологической диагностики для подтверждения диагноза «Туберкулез» является бактериологический. При посеве мокроты на среду Левенштейна-Йенсена выявлен рост колонии микобактерий. Опишите культуральные свойства М.tuberculosis?

A. выпуклые, влажные с ровными краями

B. морщинистые суховатые с неровными краями+

C. нежные, полупрозрачные, блестящие колонии средних размеров

D. колонии мелкие, бесцветные с перламутровым блеском

E. круглые полупрозрачные с зернистой поверхностью

60. У больного подозрение на анаэробную клостридиальную инфекцию. Укажите с помощью какой реакции проводят идентификацию токсина клостридий?

A. реакции преципитации в геле

B. иммуноферментного анализа на определение антител

C. реакции агглютинации с противостолбнячной сывороткой

D. реакции связывания комплемента

E. реакции нейтрализации в биопробах на мышах+

61. Студент должен объяснить, почему содержание IgM в организме новорожденного не может быть связано с пассивной иммунизацией плода во беременности. Какими свойствами IgM это обусловлено?

A. мономер с низкой молекулярной массой

B. димер с низкой специфичностью

C. пентамер с высокой молекулярной массой+

D. мономер, обладающий сродством к тучным клеткам

E. секреторный иммуноглобулин

A. синдром «звездного неба»

D. синдром ДВС

E. синдром «токсического шока»+

187.У больного из фистул выделен жидкий гной с большим содержанием желтовато-серых зерен размером в среднем 0,3-2 мм, так называемых "серных гранул" (тельца Боллингера). Объективно у больного в центре инфильтрата образуется несколько отверстий, представляю­щих выпячивания красного цвета ("цвет мяса") в виде сосков. Микросокпически выявлены зёрна – скопления-друзы, образованные мицелием с булавовидными периферическими вздутиями. Для какого заболевания характерна данная клиническая и морфологическая картина?

A. туберкулез

B. актиномикоз+

C. лепра

D. бруцеллез

E. красная волчанка

188.У ребенка высокая температура увеличены околоушные подчелюстные железы, при глотании и жевании ощущается боль. Предварительный диагноз: «Паротит». К какому роду относится вирус паротита?

A. пневмовирусов

B. морбиливирусов

C. рубивирусов

D. энтервирусов

E. парамиксовирусов+

189.После лечения зубов у больного выявлены антитела к Вирусному гепатиту В. Причиной инфицирования предположительно стала не достаточная обработка стоматологического инструментария, что привело к внутрибольничной инфекции. Какой механизм передачи у вирусного гепатита В?

A. Парентеральный+

B. алиментарный

C. воздушный

D. пылевой

E. аэрогенный

190.Бактерии по-разному дают рост на жидких питательных средах. Опишите какой характер роста могут давать микроорганизмы в жидких питательных средах при размножении?

1.кристаллические взвеси

2.полное сгущение среды

3.помутнение

4.пленку

5.колонии

6.осадок

A. 1,3,4

B. 3,4,6

C. 2,4,6+

D. 3,4,6

E. 1,3,6

191.Для постановки диагноза вирусная инфекция необходимо провести индикацию и идентификацию вирусов в клиническом материале. Одним из методов индикации вирусов является культивирование вирусов в культуре клеток. По каким признакам оценивается размножение вирусов в культуре клеток?

1.помутнение среды

2.образование бляшек

3.образование пленок

4.цитопатический эффект

5.образование пузырьков

6.феномен гемадсорбции

A. 4,5

B. 1,2,4

C. 3,5,6

D. 2,4,6+

E. 2,4

192.В структуре возбудителей внутрибольничных инфекций стоматологического профиля преобладают условно-патогенные микроорганизмы, обитающие в полости рта человека. Какие бактерии относят к условно-патогенным микроорганизмам, вызывающим гнойно-воспалительные заболевания?

1.стафилококки

2.стрептококки

3.лактобактерии

4.иерсинии

5.кампилобактерии

6.бифидобактерии

A. 1,2+

B. 1,4

C. 2,6

D. 1,3

E. 1,6

193.В ротовой полости рта различают около 500 видов микроорганизмов. Основными представителями являются стрептококки. Какие виды из стрептококков тропны к поверхности зубов?

A. S. sanguis, S. mutans+

B. S. mitis, S. hominis

C. S. salivarius, S.viridans

D. S.pyogenes, S.pneumonia

E. S.agalactiae, S.lactis

194.S.mutans является тропным микроорганизмом к эмали зуба. При дефиците оного из перечисленных антител, подавляется адгезия кариесогенного стрептококка S. mutansк эмали зуба, что препятствует развитию кариеса. Назовите данный иммуноглобулин?

A. Ig M

B. IgE

C. IgG

D. IgD

E. sIgA+

195.У больного на фоне однотогенного гнойно-воспалительного заболевания развился сепсис. На какую среду проводят первичный посев крови?

A. На кровяной агар

B. На желточно-солевой агар

C. На щелочную 1%ю пептонную воду

D. На жидкую среду обогащения+

E. На среды Гисса

196.В стоматологическом кабинете требуется простерилизовать стоматологический инструментарий: изделия из коррозийно-стойких металлов, стекла, изделия из текстильных материалов (хирургическое белье, перевязочный материал), резины (перчатки, трубки). Какой метод стерилизации требуется применить?

A. Обработка в сухожаровом шкафу

B. Обработка кипячением

C. Обработка ультрафиолетом

D. Обработка гамма-облучением

E. Автоклавирование+

197.В ротовой полости рта различают около 500 видов микроорганизмов. Основными представителями являются стрептококки. Какие виды из стрептококков тропны к эпителию щёк?

A. S. sanguis, S. mutans