Проверка исходного уровня знаний – 20 мин.

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Учебно-методическое пособие для студентов

лечебного факультета

Тюмень 2004г.

Учебно-методическое пособие по разделу «Гигиена детей и подростков» содержит сведения по оценке физического развития детей и подростков, состояния здоровья детского населения; определению готовности детей к обучению в школе; гигиеническому нормированию учебных занятий в школе; закаливанию детей и подростков; санитарно-гигиенической экспертизе проектов образовательных учреждений; санитарно-гигиеническому обследованию образовательных учреждений; а также вопросы тестового контроля по данному разделу.

Предназначены для студентов лечебного факультета.

Учебно-методическое пособие составлено доцентом кафедры гигиены с основами экологии Г.А.Сулкарнаевой, ст. преподавателем А.П.Васильевой.

Рецензент: д.м.н., зав.каф. П.Я.Шаповалов

Обсуждены на заседании кафедры «_____» ______________ 200 г.

Утверждены на заседании ЦМК ТГМА по гигиеническим дисциплинам «____»__________2004г.

Введение

Обеспечение нормального роста и развития подрастающего поколения - основная задача гигиены детей и подростков - само­стоятельного раздела гигиенической науки. Гигиена детей и под­ростков изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм, разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требования и правила, контролирует санитарное состояние детских и подростковых учреждений, обосновывает оздоровительные мероприятия, направленные на снижение за­болеваемости, совершенствование функциональных возможнос­тей и гармоническое развитие детей и подростков.

Гигиена детей и подростков, как научная дисциплина и прак­тическая область здравоохранения, интегрирует гигиенические знания и опыт санитарно-эпидемиологической службы (комму­нальная гигиена, гигиена труда и питания, социальная гигиена и эпидемиология) применительно к растущему организму с учетом его потребностей, а также закономерностей роста и морфо-функциональной зрелости на каждом возрастном этапе.

В данном учебно-методическом пособии представлены практические занятия, способствующие формированию у будущих врачей гигиеничес­ких знаний, а также умений и навыков, необходимых для оценки здоровья детского населения, физического развития, условий воспитания и обучения и др., а в конечном итоге - разработки ме­роприятий по оздоровлению условий жизни подрастающего по­коления.

Тематический план проведения практических занятий

Темы практических занятий Кол-во часов
1. Исследование и оценка физического развития детей и подростков. 2 часа
2. Оценка состояния здоровья детского населения. Определение готовности детей к обучению в школе. 2 часа
3. Гигиена учебных занятий в школе. 2 часа
4. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, дошкольных учреждений. 2 часа
5. Самостоятельная работа: Санитарно-гигиеническое обследование школы (ДДУ) /посещение объекта, оформление акта/. 2 часа
6. Защита актов санитарно-гигиенического обследования школ (ДДУ) 2 часа
7. Семинар по разделу «Гигиена детей и подростков» 2 часа

Тема занятия:Исследование и оценка физического развития детей и подростков (2 часа).

Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по оценке физического развития детей и подростков в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности.

Цель занятия:

а) Цель изучения темы: ознакомление с основными показателя­ми и методами оценки физического развития детей и подростков.

б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться пользоваться ан­тропометрическим инструментарием, правильно производить ан­тропометрические измерения и оценивать полученные резуль­таты.

Воспитательные задачи изучения темы:

· развитие у студентов мышления профилактической направленности;

· развитие гигиенической культуры студентов;

· формирование здорового образа жизни студентов.

План изучения темы:

Подведение итогов (итоговый тестовый контроль) – 15 мин.

Задание на следующее занятие – 5мин.

Основные понятия и положения темы

Физическое развитие является одним из ведущих показате­лей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множе­ства факторов - наследственности, климата, особенностей пита­ния, уровня материальной обеспеченности семьи, выполнения основных режимных моментов и т.д. В связи с этим овладение ме­тодикой антропометрических исследований, а также методами оценки физического развития необходимо для под­готовки специалистов.

Для оценки физического развития детей и подростков исполь­зуют следующие показатели:

1. Соматометрические - длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки и др.

2. Соматоскопические - состояние кожных покровов и види­мых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.

3. Физиометрические - жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.

4. Состояние здоровья.

Анализ отпечатка стопы.

На полученном отпечатке (см. рис.) проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней поверхности стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток, ко всей длине. Если перешеек составляет до 50% - стопа оценивает­ся как сводчатая, нормальная (а). В случае - 50-60% - стопа уплощенная (б). И наконец, если отношение - >60%, речь идет о выра­женном плоскостопии (в).

Рис. Схема оценки отпечатка стопы. а- нормальная; б –уплощенная; в-плоская.  
Проверка исходного уровня знаний – 20 мин. - student2.ru

Таблица

Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей.

Возраст Мальчики Девочки
А х0 Р 0 Ма0 Ах0 Р0
А х0 Р 0 Ма0 Ах0 Р0 или выраженность одного – двух показателей в степени 1
Ах0 Р 0 Ма1 Ах1Р1-Ма2 Ах2Р2 или выраженность одного-двух показателей в степени 1 или 2. Отсутствие регул.
Ах0 Р 0 –Ах1Р1 и выраженность одного показателя в степени 1 Ма2 Ах2Р2 – Ма3 Ах3Р3 или выраженность одного- двух показателей в степени 2 или 3. Наличие или отсутствие регул.
Ах1Р1- Ах2Р2 и выраженность одного показателя в степени 1, а другого 2. Ма3 Ах3Р3 или выраженность одного - двух показателей в степени 2. Наличие регул.
Ах3Р3 и выраженность одного из показателей в степени 1. Ма3 Ах3Р3 или выраженность одного из показателей в степени 2. Наличие регул.
16-17 Ах3Р3- Ах4Р4 Ма3 Ах3Р3 Наличие регул.

Измерение частоты пульса

Частота сердечных сокращений по пульсу должна подсчиты­ваться в течение одной минуты с целью выявления нарушений ритма у детей. Их наличие всегда требует направления на кон­сультацию к кардиоревматологу.

Показатели максимального и минимального артериального давления (АД) измеряют тонометром на правой руке в положении сидя, после 1-минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обсле­дуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систоли­ческому давлению. А исчезновение их - диастолическому. Изме­рения производятся не менее 3-х раз, фиксируются повторяю­щиеся параметры.

Измерение АД у школьников следует проводить ежегодно, начиная с 7 лет. Отсутствие в медицинских кабинетах школ "воз­растных" манжет может затруднить выполнение данного иссле­дования. Однако специальные возрастные коррективы с учетом физического развития позволяют осуществить оценку АД и у младших школьников при использовании стандартной манжеты в массовых осмотрах. У детей 13 лет и старше (независимо от уровня физического развития) истинные цифры АД могут быть получены при использовании стандартной манжеты.

Девочек школьного возраста

Возраст в годах Длина тела (М ±s) Погодовые прибавки длины тела (см) Число постоянных зубов(М ±s) Развитие вторичных половых признаков
М 7 ±s 4-5 9±3 Ма 0 Ро Ахо
М 8 ±s 4-5 12±3 Ма 0 Ро Ахо
М 9 ±s 4-5 15±3 Ма 0 Ро Ахо
М 10 ±s 4-5 19±3 Ма 0 Ро Ахо
М 11 ±s 6-8 21±3 Ма 1 Ро,1 Ах о,1
М 12 ±s 6-8 25±2 Ма 2 Р1,2 Ах 1,2
М 13 ±s 4-6 Ма 2,3 Р2,3 Ах 2,3 Menarhe
М 14 ±s 2-4 Ма 3 Р3 Ах 2,3 Menses
М 15 ±s 1-2 Ма 3 Р3 Ах 3 Menses
- 1-2 Ма 3,4 Р3 Ах 3 Menses
- 0-1 Ма 4 Р3 Ах 3 Menses

Ма- развитие молочной железы

Физическое развитие – это

А) совокупность морфологических признаков организма, определяющих силу, быстроту, выносливость и другие физические качества организма

Б) совокупность морфологических и функциональных показателей организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность

В) достигнутый уровень морфофункционального развития организма

Биологический возраст – это

А) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования

Б) достигнутый уровень морфофункционального развития организма

В) период от зачатия до момента рождения

Г) совокупность морфологических и функциональных показателей организма определяющих его дееспособность и выносливость

3. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:

А) неравномерность темпа роста и развития

Б) увеличение удельных энерготрат организма

В) половой диморфизм

Г) обусловленность роста и развития наследственностью и средовыми факторами

Д) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом

Е) акселерация роста и развития

Ж) все перечисленное

4. Наиболее информативными показателями биологического возраста у младших школьников являются:

А) погодовые прибавки длины тела, число постоянных зубов

Б) развитие вторичных половых признаков, длина тела

В) длина тела, число постоянных зубов

Г) развитие моторики и речи, масса тела

Д) масса тела, число постоянных зубов

Задание на следующее занятие – 5мин.

Основные понятия и положения темы

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Здоровье человека формируется в период его роста и развития под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Изучение показателей, характеризующих здоровье детского населения, является одной из основных задач гигиены детей и подростков.

В настоящее время установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. В связи с этим в настоящее время широко используется комплексная оценка состояния здоровья, предложенная Институтом гигиены детей и подростков МЗ и основанная на учете следующих критериев:

- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

- уровень функционального состояния основных систем организма;

- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых в детских поликлиниках и подростковых кабинетах, с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, ревматолог и др.) Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

О степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Степень физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень гармоничности - по оценочным таблицам (шкалам регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из "групп здоровья" дается с обязательным участием всех перечисленных выше критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов как на момент обследования, так и при динамических наблюдениях для проверки эффективности проводимых оздоровительных (или других) мероприятий.

Выделены следующие группы здоровья:

I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.

II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие - 4 и более раза в году).

III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.

V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Во избежание ошибок и для максимально возможной унификации полученных в разных учреждениях данных в оценке состояния здоровья приводится «схема».

Медицинские критерии

1. Уровень биологического развития.

2. Состояние здоровья перед поступлением в школу.

3. Острая заболеваемость за предшествующий год.

Тестовый контроль по теме

Заключение о профессиональной пригодности подростков (до 18 лет), имеющих отклонения в состоянии здоровья, выносится на основании

А) списка производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет

Б) перечней медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков

В) основ законодательства РФ об охране труда

Г) санитарных правил по гигиене труда

Задание на следующее занятие – 5мин.

Основные понятия и положения темы

Пример записи в протоколе

Показания обследуемого Показания секундомера, сек.

Видит разрыв 0 25 45 10 45

Не видит разрыв 10 35 05 30 60 и т.д.

Время ясного видения составляет 10+10+20+20+15=75сек. Устойчивость ясного видения равна: 75 ·100 % : 120 = 62,5%

Оценка результатов: например, до занятий время ясного видения состав­ляло 75 сек., после занятий - 60 сек. Приняв исходное время за 100%, можно определить, сколько процентов составляет повторно определенный результат. х = 60 ·100%: 75 = 80%

Вывод: после занятий время ясного видения снизилось на 20%. Снижение времени ясного видения говорит о снижении работоспособности.

И слухо-моторной реакции

Данная методика (хронорефлексометрия) позволяет опреде­лить изменение соотношения основных нервных процессов (воз­буждения и торможения). В основе её лежит установление вре­мени реакции обследуемого на световой и звуковой раздражи­тели. Для этой цели используют специальные приборы типа хронорефлексометра, позволяющие определить латентный период реакции с точностью до тысячных долей секунды (рис.).

Средняя величина характеризует время скры­того периода условного рефлекса. Необходимо проводить опре­деления в динамике (до и после воздействия изучаемого факто­ра). Увеличение латентного периода хотя бы одной реакции сле­дует рассматривать, как нарушение равновесия между процес­сами возбуждения и торможения. Оценку полученных данных можно производить, руководствуясь данными таблицы.  
Исследование начинают с инструктирования обследуемого, суть которого сводится к просьбе нажать кнопку аппарата и при поступлении светового сигнала на панели прибора (или звуково­го) быстро отпустить палец. Такой прием позволяет определить время простой реакции, которая характеризует состояние воз­будительных процессов. Для изучения активного внутреннего торможения надо выработать у обследуемого дифференцировку на определенный (тормозной) сигнал. Для этого обследуемо­му предлагают, например, отпускать кнопку только при появлении светового сигнала определенного цвета. В протоколе фикси­руют время простой реакции, время реакции с дифференцировкой, количество ошибок. В процессе каждого исследования де­лают 5 измерений.

Рис. Хронорефлексометр
Проверка исходного уровня знаний – 20 мин. - student2.ru

Таблица

Сведения для оценки данных хронорефлексометрии.  
Характер взаимо­отношения процессов возбуждения и тормо­жения Время скрытого периода   Количество ошибок  
Простой реакции   Реакции с диф-ференцировкой
Оптимальное соотно­шение Ослабление активного торможения Нарастание охрани­тельного торможения Уменьшается   Уменьшается     Увеличивается   Уменьшается   Увеличивается или остается без изменения Увеличивается   Уменьшается   Увеличивается     Остается без изменения или увеличивается  

Пример. У обследуемого Н. до занятий время простой реакции 0,2 сек, реакции с дифференцировкой 0,3 сек, одна ошибка. После занятий время про­стой реакции 0,1 сек, время реакции с дифференцировкой не изменилось, 3 ошибки.

Вывод. Имеют место превалирование процессов возбуждения и ослабле­ние активного внутреннего торможения.

Задание 1.

Дать оценку школьного расписания (по ранговой шкале трудности) в соответствии с динамикой дневной и недельной работоспособности учащихся.

Расписание 11 « Г » класса (средняя школа № 2 г.Ханты-Мансийска)

понедельник вторник среда четверг пятница суббота
Физика Физика Астрономия Экология Обществозн. Обществозн. Химия Химия Лит-ра Лит-ра Физ-ра Физ-ра Ист. ХМАО ОБЖ Информат. Информат. Алгебра Алгебра Геометрия Геометрия English English Ист.зар.ст. Ист.зар.ст Физика Физика Алгебра Биология Русский Лит-ра Алгебра Алгебра Автодело Автодело

Расписание 10 «Б» класса (средняя школа № 2 г.Ханты-Мансийска)

понедельник вторник среда четверг пятница суббота
Физика Физика English English История История Литература Литература Геометрия Геометрия Биология Биология Физ-ра Физ-ра English English МХК Химия Культ.речи Лит-ра Лит-ра Химия Физика Информат.     Лит-ра Лит-ра Алгебра Алгебра История История ОБЖ ОБЖ География География  

Расписание 6 «Б» класса (гимназии № 21 г. Тюмени)

понедельник вторник среда четверг пятница суббота
-------------- нем./ франц. География Математика Физ-ра Еnglish Русский Математика Биология English English История Русский Литература Физ-ра География Математика   Русский Музыка Еnglish Нем./фран. Лит-ра Биология ------------ Русский Матем. Физика История Еnglish Еnglish Матем. ИЗО Русский

Расписание 3 «А» класса (средней школы № 4 г. Тобольска)

понедельник вторник среда четверг пятница суббота
Математика Русский Физкультура English Русский Чтение Музыка Математика Русский Физкультура Чтение Математика Риторика Математика Чтение Русский Информат. Матем. English Окр.мир Труд Физ-ра ИЗО Труд Клас. час  

Расписание 9 класса (средняя школа № 40 г.Тюмени)

понедельник вторник среда четверг пятница
Труд Труд Биология Биология Литература Литература История Обществознание География География Алгебра Алгебра Иностранный яз. Физкультура Физкультура Черчение ОБЖ Геометрия Геометрия -----------Физика Физика Ин. язык Русский Русский Литература -------- История История Физкультура Химия Химия Алгебра

Задание 2.

При обследовании 7 «А» средней школы обнаружено: в классе 32 человека размещены во время урока за 16 столами одного размера, высота заднего края крышки стола над полом 66 см. высота сиденьев стульев – 40см.

Ваше заключение и рекомендации о правильности подбора мебели в классе.

Задание 3.

При обследовании 3-его класса установлено, что для занятий парты следующих размеров по группам: А (1)-15%, Б (2)-35%, В (3)-50% .

При этом столы парт окрашены в молочно-белый цвет с лаковым покрытием, сиденья в серо-голубой цвет. Расстановка парт: первые парты во всех рядах группы А, затем Б и В. Между рядами парт и стен соблюдаются установленные расстояния.

Ваше заключение о правильности оборудования в классе.

Задание 4.

После проведения мед. осмотра учащихся в 6-ом классе выявлены дети со снижением остроты слуха (разговорная речь от 3 до 7м.:, шепотная речь от 1 до 2м., при росте 138 и 146 см) – 2 чел.. Со снижением остроты зрения 3 человек, их рост 161, 165, 148 см. В классе парты расставлены:

Б (2) – 10% - первые парты во всех рядах

В (3) – 70% - 2,3,4.

Г (4) – 20% - 5,6.

Ваше решение о расстановке парт и рассаживании детей в классе. Изобразите схемой.

Задание 5.

Во втором классе 26 учащихся. Данные обследования:

Рост в см Число учащ-ся С ослаб - ленным слухом С ослаб - ленным зрением Имеется корректировка зрения Частые простудные заболевания
128-130    
130-145
     

Проведите подбор и расстановку мебели (парт) в классе с учетом приведенных данных.

Тестовый контроль по теме

Биологический ритм – это

А.) чередования умственной и физической деятельности

Б.) смена дня и ночи

В.) колебания функциональных систем организма

Г.) часы суток, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием организма

Суточный режим – это

А.) чередование сна и бодрствования

Б.) распределение времени на разные виды деятельности (познавательной, учебной, трудовой) и приемы пищи

В.) длительность, организация и распределение в течении суток всех видов деятельности и отдыха

В понятие режим дня входит

А.) распределение времени на все виды деятельности в течении суток с учетом пола и состояния здоровья

Б.) распределение времени на все виды деятельности в течении суток с учетом возраста и состояния здоровья

В.) распределение времени с учетом возраста

Г.) распределение времени на все виды деятельности и отдых с учетом состояния здоровья

Хронометраж это

А.) оценка изучаемого фактора (явления, процесса) во времени путем визуального наблюдения

Б.) визуальное наблюдение за процессом (явлением) во времени с одновременной записью в протоколе его результатов

В.) измерение изучаемого фактора во времени путем визуального наблюдения с одновременной записью в протоколе его результатов

Задание на следующее занятие – 5 мин.

Основные понятия и положения темы

Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ.

В системе профилактических мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья школьников, важная роль принадлежит строительству школ. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной обстановке, основываются на физио­логических данных взаимодействия организма и среды с учетом возраста учащихся. Проектирование, строительство и благоу­стройство школ находятся под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора.

При оценке проекта вначале следует прочитать пояснитель­ную записку, установить тип школы, число детей, на которое она рассчитана, радиус обслуживания. Затем переходят к анализу генерального плана школьного участка и внутренней планиров­ки школьного здания. При рассмотрении генерального плана не­обходимо выяснить следующие вопросы:

1. Размещение земельного участка (внутриквартальное, смеж­ное с несколькими кварталами).

2. Конфигурация, общая площадь земельного участка и пло­щадь на одного ребенка.

3. Составные элементы участка (защитная зона, спортивная зона, биологический уголок, зона отдыха, хозяйственный двор).

4. Процент застройки участка.

5. Процент озеленения.

6. Входы и проезды на земельный участок, наличие отдельно­го проезда на хозяйственный двор.

7. Расположение здания школы на участке. При анализе проекта здания школы оценивают:

-Композицию школьного здания (централизованная, блочная, павильонная).

-Этажность здания.

Основные помещения школы:

а) классные комнаты (их число на каждом этаже, площадь, длина и глубина каждой классной комнаты, площадь на одного человека); естественное освещение (ориентация, световой коэф­фициент, коэффициент заглубления, с какой стороны по отно­шению к ученикам падает свет);

б) лаборатории (физическая, химическая, биологическая) и кабинеты (истории, географии, литературы, математики, чер­чения), их размещение, площадь каждого помещения и площадь на одного учащегося. Естественное освещение, наличие лаборант­ских комнат при лабораториях химии, физики, уголка живой природы при биологической лаборатории;

в) гимнастический зал (расположение, общая площадь, пло­щадь на одного учащегося, высота, естественное освещение и воз­можность проветривания, наличие раздевалки, душевых, снаряд­ной, комнаты для преподавателей, туалетов);

г) помещения для политехнического обучения (столярная и слесарная мастерские - расположение, общая площадь на одного работающего, естественное освещение; кабинеты маши­новедения и электротехники, комнаты ручного труда - площадь и естественное освещение);

д.) помещение для организации продленного дня.

4. Вспомогательные помещения:

а) рекреационные залы и коридоры (площадь, одно- или двухсторонняя застройка коридоров, естественное освещение);

б) вестибюль с гардеробом (размещение), столовая-буфет (размещение, площадь, наличие подсобных помещений, отдель­ного входа);

в) актовый зал, комнаты общественных организаций, биб­лиотека (их расположение);

г) туалет (размещение на этажах, количество умывальни­ков, унитазов, соответствие их санитарным нормам). 5. Служебные помещения:

а) кабинет директора и канцелярия (расположение по от­ношению к входу в здание);

б) кабинет врача (размещение, площадь, глубина);

в) учительская (расположение, площадь).

При экспертизе проекта школы-интерната, кроме вышеиз­ложенных вопросов, необходимо рассмотреть набор помещений жилого корпуса:

1. Спальные комнаты - расположение, площадь общая и пло­щадь на одного воспитанника.

2. Туалет при спальнях - площадь на одного учащегося, число умывальников и унитазов с учетом количества учащихся.

3. Душевые комнаты - площадь, количество рожков.

4. Комната для чистки одежды и обуви - расположение и пло­щадь.

5. Сушилки для одежды - расположение и площадь.

6. Гостиные - рекреационные залы - размещение, общая пло­щадь.

7. Медицинский пункт - расположение, набор помещений, пло­щадь.

8. Пищеблок - складские и производственные помещения, обе­денный зал, площадь на 1 место.

Оценку каждого из рассматриваемых вопросов производят путем сопоставления с нормами проектирования школ. Резуль­таты рассмотрения проектной документации оформляются в виде заключения.

Письменное заключение по экспертизе проекта должно состо­ять из двух частей. В первой части перечисляют все санитарные недочеты или замечания, обосновывая их ссылкой на СНиП. Во второй части студент, предварительно оценивая серьезность са­нитарных недочетов, должен принять решение о согласовании или отклонении проекта. Вторая часть заключения формулиру­ется четко, конкретно, например: "Проект согласовывается" или "Проект возвращается для доработки с учетом вышеприведен­ных замечаний".

Схема

I. Общие данные.

1. Паспортная характеристика /адрес, год строительства, число учащихся, район обслуживания/.

2. Характеристика окружающей местности /в т.ч. наличие проездных дорог, их влияние / и здания школы / этажность, форма исполнения /.

3. Зонирование территории школы / физкультурная, зеленая, пришкольно-опытная, хозяйственная зоны /. Рисунок.

Вопросы

Содержание

Введение..................................................................................................................................................3

Исследование и оценка физического развития детей и подростков.................................................4

Оценка состояния здоровья детского населения. Определение готовности детей к школе.........25

Гигиена учебных занятий в школе.....................................................................................................44

Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, ДДУ...........................................................58

Схема к написанию акта санитарно-гигиенического обследования школы..................................74

Вопросы к семинарскому занятию.....................................................................................................75

Литература............................................................................................................................................76

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Учебно-методическое пособие для студентов

лечебного факультета

Тюмень 2004г.

Учебно-методическое пособие по разделу «Гигиена детей и подростков» содержит сведения по оценке физического развития детей и подростков, состояния здоровья детского населения; определению готовности детей к обучению в школе; гигиеническому нормированию учебных занятий в школе; закаливанию детей и подростков; санитарно-гигиенической экспертизе проектов образовательных учреждений; санитарно-гигиеническому обследованию образовательных учреждений; а также вопросы тестового контроля по данному разделу.

Предназначены для студентов лечебного факультета.

Учебно-методическое пособие составлено доцентом кафедры гигиены с основами экологии Г.А.Сулкарнаевой, ст. преподавателем А.П.Васильевой.

Рецензент: д.м.н., зав.каф. П.Я.Шаповалов

Обсуждены на заседании кафедры «_____» ______________ 200 г.

Утверждены на заседании ЦМК ТГМА по гигиеническим дисциплинам «____»__________2004г.

Введение

Обеспечение нормального роста и развития подрастающего поколения - основная задача гигиены детей и подростков - само­стоятельного раздела гигиенической науки. Гигиена детей и под­ростков изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм, разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требования и правила, контролирует санитарное состояние детских и подростковых учреждений, обосновывает оздоровительные мероприятия, направленные на снижение за­болеваемости, совершенствование функциональных возможнос­тей и гармоническое развитие детей и подростков.

Гигиена детей и подростков, как научная дисциплина и прак­тическая область здравоохранения, интегрирует гигиенические знания и опыт санитарно-эпидемиологической службы (комму­нальная гигиена, гигиена труда и питания, социальная гигиена и эпидемиология) применительно к растущему организму с учетом его потребностей, а также закономерностей роста и морфо-функциональной зрелости на каждом возрастном этапе.

В данном учебно-методическом пособии представлены практические занятия, способствующие формированию у будущих врачей гигиеничес­ких знаний, а также умений и навыков, необходимых для оценки здоровья детского населения, физического развития, условий воспитания и обучения и др., а в конечном итоге - разработки ме­роприятий по оздоровлению условий жизни подрастающего по­коления.

Тематический план проведения практических занятий

Темы практических занятий Кол-во часов
1. Исследование и оценка физического развития детей и подростков. 2 часа
2. Оценка состояния здоровья детского населения. Определение готовности детей к обучению в школе. 2 часа
3. Гигиена учебных занятий в школе. 2 часа
4. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, дошкольных учреждений. 2 часа
5. Самостоятельная работа: Санитарно-гигиеническое обследование школы (ДДУ) /посещение объекта, оформление акта/. 2 часа
6. Защита актов санитарно-гигиенического обследования школ (ДДУ) 2 часа
7. Семинар по разделу «Гигиена детей и подростков» 2 часа

Тема занятия:Исследование и оценка физического развития детей и подростков (2 часа).

Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по оценке физического развития детей и подростков в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности.

Цель занятия:

а) Цель изучения темы: ознакомление с основными показателя­ми и методами оценки физического развития детей и подростков.

б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться пользоваться ан­тропометрическим инструментарием, правильно производить ан­тропометрические измерения и оценивать полученные резуль­таты.

Воспитательные задачи изучения темы:

· развитие у студентов мышления профилактической направленности;

· развитие гигиенической культуры студентов;

Наши рекомендации