Тема 1.1. Категория психического здоровья. Этиология, нозология, патогенез. Международная классификация болезней

I семестр

ПЛАН

Семинарского занятия

Тема 1.1. Категория психического здоровья. Этиология, нозология, патогенез. Международная классификация болезней

Время – 2 часа.

Форма проведения – активная/интерактивная.

Цели занятия:

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы к обсуждению:

1. Практические задачи и функции клинических психологов.

2. Виды и цели клинико-психологической диагностики.

3. Категория психического здоровья.

4. Факторы, определяющие развитие психики.

Практические задания на самостоятельную работу:

Задание: Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Источники и литература:

1. Основная литература: 2,5,8;

2. Дополнительная литература: 2,6.

ПЛАН

Семинарского занятия

Тема 2.1. Влияние различных общепсихологических теорий на становление патопсихологии. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология

Время – 2 часа.

Форма проведения – традиционная.

Цели занятия:

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы к обсуждению:

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, мышления, умственной работоспособности, эмоционально-личностной сферы.

2. Методические возможности патопсихологического изучения нарушения самосознания и сознания.

Практическое задание на самостоятельную работу:

Задание 1:Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Задание 2: Подготовка к контрольной работе по теме «Нарушения эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов».

Источники и литература:

1. Основная литература: 4,5,6,12;

2. Дополнительная литература: 1,6,8.

ПЛАН

Семинарского занятия

Тема 4.1. Нейропсихологический анализ нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга

Время – 2 часа.

Форма проведения – активная/интерактивная.

Цели занятия:

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы к обсуждению:

1. Нарушение восприятия, движений и действий, речи, памяти и внимания, мышления, эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.

Практическое задание на самостоятельную работу:

Задание 1: Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

Задание 2: Подготовка к контрольной работе по теме «Нарушение высших психических функций при локальных поражениях мозга».

Источники и литература:

1. Основная литература: 12,13,14,16;

2. Дополнительная литература: 4,7,8.

ПЛАН

Семинарского занятия

Тема 4.2. Основные критерии выделения специфического и неспецифического подхода в психосоматике

Время – 2 часа.

Форма проведения – активная/интерактивная.

Цели занятия:

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы к обсуждению:

1. Представление о вегетативном неврозе.

2. Сущность феномена алекситимии.

3. Идеи российской физиологической школы. Роли стресса в симптомогенезе.

4. Телесность как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию.

5. Психодиагностика и коррекции личностных феноменов в психосоматике.

Практическое задание на самостоятельную работу:

Задание 1:Составление схем «Модели ранней селекции информации», «Модели поздней селекции информации».

Задание 2:Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

Задание 3:Подготовка к контрольной работе по теме «Различные представления о сущности стресса».

Источники и литература:

1. Основная литература 4, 12,16:

2. Дополнительная литература: 1,5,8.

ПЛАН

Семинарского занятия

ПЛАН

Семинарского занятия

ПЛАН

Семинарского занятия

ВОПРОСЫ

для подготовки к зачету по дисциплине

1. История возникновения и развития клинической психологии как науки и как области профессиональной деятельности психологов.

2. Предмет, структура и задачи клинической психологии.

3. Мозговая организация психической деятельности.

4. Развитие психики в норме и патологии.

5. Современные представления о предмете и структуре клинической психологии, ее теоретические и практические задачи.

6. Теоретико-методологические основы клинической психологии.

7. Мозговая организация психической деятельности.

8. Развитие психики в норме и патологии.

9. Категория личности в психологии и ее значение для медицинской психологии.

10. Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.

11. Разработка теоретических основ, психологической феноменологии психических нарушений.

12. Основные методы исследования психических нарушений в современной патопсихологии.

13. Основные направления нейропсихологии.

14. Проблема локализации высших психических функций.

15. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие.

16. Нейропсихологический анализ нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга.

17. Психосоматическая феноменология.

18. Дифференциация типов психосоматических расстройств.

19. Психоаналитическое направление в психосоматике.

20. Неспецифический подход в психосоматике.

21. Психология телесности как альтернатива традиционному подходу.

22. Внутренняя картина болезни (ВКБ) как сложный психосоматический феномен.

23. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений в детском возрасте.

24. Закономерности дизонтогенеза у детей.

25. Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды.

26. Лечебная педагогика.

27. Проблемы определения неврозов.

28. Представления о неврозах в разных традициях и школах.

29. Классификация неврозов.

30. Дифференциальная диагностика.

31. Психотерапия как искусство общения.

32. Специфика психотерапевтического контакта.

33. Основные подходы и методы в индивидуальной и семейной психотерапии.

34. Основные методы, используемые в психодиагностике, их классификация.

35. Особенности и возможности психодиагностической процедуры.

36. Использование проективных графических методик в психологическом консультировании.

37. Использование показателей динамики психического состояния по данным различных тестов.

38. Практические задачи и функции клинических психологов.

39. Виды и цели клинико-психологической диагностики.

40. Категория психического здоровья.

41. Факторы, определяющие развитие психики.

42. Методы исследования личности, их основные типы.

43. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, мышления, умственной работоспособности, эмоционально-личностной сферы.

44. Методические возможности патопсихологического изучения нарушения самосознания и сознания.

45. Три структурно-функциональных блока мозга.

46. Нарушение восприятия, движений и действий, речи, памяти и внимания, мышления, эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.

47. Актуальность исследования психосоматической проблемы в психологии.

48. Представление о вегетативном неврозе.

49. Сущность феномена алекситимии.

50. Идеи российской физиологической школы.

51. Роли стресса в симптомогенезе.

52. Телесность как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию.

53. Психодиагностика и коррекции личностных феноменов в психосоматике.

54. Практическое значение проблемы психологии аномального развития.

55. Мозговые структуры и психическое развитие ребенка. Первичные и вторичные нарушения по Л.С.Выготскому.

56. Диагностические методы нарушения развития и коррекционно-педагогической работы с аномальным детьми.

57. Некоторые современные представления о клинике неврозов и психологических детерминантах неврозов.

58. Личностный стиль и структура характера при неврозах.

59. Понятие «эффективности психотерапии».

60. Общие этические принципы профессиональной деятельности.

61. Основные психотерапевтические подходы.

62. Профессиональная этика в психодиагностике.

63. Стандартизированный самоотчет, наблюдение, диалоговые техники.

64. Диагностика функциональных и эмоциональных состояний, темперамента, характера, ценностно-мотивационных черт личности, структуры интеллектуальных способностей.

65. Проективные методики.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература

1. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. – СПб., 2003.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.

3. Исурина Г.Л. Задачи и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в свете разработки интегративной модели // Клиническая психология: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – С. 250-261.

4. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. – М., 2002. Т.1

5. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004.

6. Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб., 2002.

7. Клиническая психология: учебник/Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2002.

8. Клиническая психология: Словарь/Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2006.

9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология, -М., Академия, 2007.

10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

11. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М., 2005.

12. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. – СПб., 2005.

13. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М., 1991.

14. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

15. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002.

16. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб., 2003.

7.2. Дополнительная литература

1. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб., 2000.

2. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Д. Барлоу. – 3-е изд. – СПб., 2008.

3. Смулевич А.Б. Расстройства личности. – М., 2007.

4. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М., 2002/2006.

5. Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. – М., 1997.

6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., СПб., 1970, 2000.

7. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть I. История Клинической психодиагностики: Учебное пособие. – СПб., 2006.

8. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть 2. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: Учебное пособие. – СПб., 2007.

9. Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.

I семестр

ПЛАН

Семинарского занятия

Тема 1.1. Категория психического здоровья. Этиология, нозология, патогенез. Международная классификация болезней

Время – 2 часа.

Форма проведения – активная/интерактивная.

Цели занятия:

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы к обсуждению:

1. Практические задачи и функции клинических психологов.

2. Виды и цели клинико-психологической диагностики.

3. Категория психического здоровья.

4. Факторы, определяющие развитие психики.

Практические задания на самостоятельную работу:

Задание: Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Источники и литература:

1. Основная литература: 2,5,8;

2. Дополнительная литература: 2,6.

ПЛАН

Семинарского занятия

Наши рекомендации