Тема 1.1. Категория психического здоровья. Этиология, нозология, патогенез. Международная классификация болезней
I семестр
ПЛАН
Семинарского занятия
Тема 1.1. Категория психического здоровья. Этиология, нозология, патогенез. Международная классификация болезней
Время – 2 часа.
Форма проведения – активная/интерактивная.
Цели занятия:
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы к обсуждению:
1. Практические задачи и функции клинических психологов.
2. Виды и цели клинико-психологической диагностики.
3. Категория психического здоровья.
4. Факторы, определяющие развитие психики.
Практические задания на самостоятельную работу:
Задание: Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).
Источники и литература:
1. Основная литература: 2,5,8;
2. Дополнительная литература: 2,6.
ПЛАН
Семинарского занятия
Тема 2.1. Влияние различных общепсихологических теорий на становление патопсихологии. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология
Время – 2 часа.
Форма проведения – традиционная.
Цели занятия:
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы к обсуждению:
1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, мышления, умственной работоспособности, эмоционально-личностной сферы.
2. Методические возможности патопсихологического изучения нарушения самосознания и сознания.
Практическое задание на самостоятельную работу:
Задание 1:Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).
Задание 2: Подготовка к контрольной работе по теме «Нарушения эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов».
Источники и литература:
1. Основная литература: 4,5,6,12;
2. Дополнительная литература: 1,6,8.
ПЛАН
Семинарского занятия
Тема 4.1. Нейропсихологический анализ нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга
Время – 2 часа.
Форма проведения – активная/интерактивная.
Цели занятия:
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы к обсуждению:
1. Нарушение восприятия, движений и действий, речи, памяти и внимания, мышления, эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.
Практическое задание на самостоятельную работу:
Задание 1: Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).
Задание 2: Подготовка к контрольной работе по теме «Нарушение высших психических функций при локальных поражениях мозга».
Источники и литература:
1. Основная литература: 12,13,14,16;
2. Дополнительная литература: 4,7,8.
ПЛАН
Семинарского занятия
Тема 4.2. Основные критерии выделения специфического и неспецифического подхода в психосоматике
Время – 2 часа.
Форма проведения – активная/интерактивная.
Цели занятия:
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы к обсуждению:
1. Представление о вегетативном неврозе.
2. Сущность феномена алекситимии.
3. Идеи российской физиологической школы. Роли стресса в симптомогенезе.
4. Телесность как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию.
5. Психодиагностика и коррекции личностных феноменов в психосоматике.
Практическое задание на самостоятельную работу:
Задание 1:Составление схем «Модели ранней селекции информации», «Модели поздней селекции информации».
Задание 2:Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).
Задание 3:Подготовка к контрольной работе по теме «Различные представления о сущности стресса».
Источники и литература:
1. Основная литература 4, 12,16:
2. Дополнительная литература: 1,5,8.
ПЛАН
Семинарского занятия
ПЛАН
Семинарского занятия
ПЛАН
Семинарского занятия
ВОПРОСЫ
для подготовки к зачету по дисциплине
1. История возникновения и развития клинической психологии как науки и как области профессиональной деятельности психологов.
2. Предмет, структура и задачи клинической психологии.
3. Мозговая организация психической деятельности.
4. Развитие психики в норме и патологии.
5. Современные представления о предмете и структуре клинической психологии, ее теоретические и практические задачи.
6. Теоретико-методологические основы клинической психологии.
7. Мозговая организация психической деятельности.
8. Развитие психики в норме и патологии.
9. Категория личности в психологии и ее значение для медицинской психологии.
10. Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.
11. Разработка теоретических основ, психологической феноменологии психических нарушений.
12. Основные методы исследования психических нарушений в современной патопсихологии.
13. Основные направления нейропсихологии.
14. Проблема локализации высших психических функций.
15. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие.
16. Нейропсихологический анализ нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга.
17. Психосоматическая феноменология.
18. Дифференциация типов психосоматических расстройств.
19. Психоаналитическое направление в психосоматике.
20. Неспецифический подход в психосоматике.
21. Психология телесности как альтернатива традиционному подходу.
22. Внутренняя картина болезни (ВКБ) как сложный психосоматический феномен.
23. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений в детском возрасте.
24. Закономерности дизонтогенеза у детей.
25. Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды.
26. Лечебная педагогика.
27. Проблемы определения неврозов.
28. Представления о неврозах в разных традициях и школах.
29. Классификация неврозов.
30. Дифференциальная диагностика.
31. Психотерапия как искусство общения.
32. Специфика психотерапевтического контакта.
33. Основные подходы и методы в индивидуальной и семейной психотерапии.
34. Основные методы, используемые в психодиагностике, их классификация.
35. Особенности и возможности психодиагностической процедуры.
36. Использование проективных графических методик в психологическом консультировании.
37. Использование показателей динамики психического состояния по данным различных тестов.
38. Практические задачи и функции клинических психологов.
39. Виды и цели клинико-психологической диагностики.
40. Категория психического здоровья.
41. Факторы, определяющие развитие психики.
42. Методы исследования личности, их основные типы.
43. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, мышления, умственной работоспособности, эмоционально-личностной сферы.
44. Методические возможности патопсихологического изучения нарушения самосознания и сознания.
45. Три структурно-функциональных блока мозга.
46. Нарушение восприятия, движений и действий, речи, памяти и внимания, мышления, эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.
47. Актуальность исследования психосоматической проблемы в психологии.
48. Представление о вегетативном неврозе.
49. Сущность феномена алекситимии.
50. Идеи российской физиологической школы.
51. Роли стресса в симптомогенезе.
52. Телесность как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию.
53. Психодиагностика и коррекции личностных феноменов в психосоматике.
54. Практическое значение проблемы психологии аномального развития.
55. Мозговые структуры и психическое развитие ребенка. Первичные и вторичные нарушения по Л.С.Выготскому.
56. Диагностические методы нарушения развития и коррекционно-педагогической работы с аномальным детьми.
57. Некоторые современные представления о клинике неврозов и психологических детерминантах неврозов.
58. Личностный стиль и структура характера при неврозах.
59. Понятие «эффективности психотерапии».
60. Общие этические принципы профессиональной деятельности.
61. Основные психотерапевтические подходы.
62. Профессиональная этика в психодиагностике.
63. Стандартизированный самоотчет, наблюдение, диалоговые техники.
64. Диагностика функциональных и эмоциональных состояний, темперамента, характера, ценностно-мотивационных черт личности, структуры интеллектуальных способностей.
65. Проективные методики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература
1. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. – СПб., 2003.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008.
3. Исурина Г.Л. Задачи и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в свете разработки интегративной модели // Клиническая психология: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – С. 250-261.
4. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. – М., 2002. Т.1
5. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004.
6. Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб., 2002.
7. Клиническая психология: учебник/Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб., 2002.
8. Клиническая психология: Словарь/Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2006.
9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология, -М., Академия, 2007.
10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
11. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М., 2005.
12. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Колчев А.И., Лытаев С.А. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. – СПб., 2005.
13. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М., 1991.
14. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.
15. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002.
16. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб., 2003.
7.2. Дополнительная литература
1. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб., 2000.
2. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Д. Барлоу. – 3-е изд. – СПб., 2008.
3. Смулевич А.Б. Расстройства личности. – М., 2007.
4. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М., 2002/2006.
5. Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. – М., 1997.
6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., СПб., 1970, 2000.
7. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть I. История Клинической психодиагностики: Учебное пособие. – СПб., 2006.
8. Щелкова О.Ю. Клиническая психодиагностика. Часть 2. Психологическая диагностика в психиатрической клинике: Учебное пособие. – СПб., 2007.
9. Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.
I семестр
ПЛАН
Семинарского занятия
Тема 1.1. Категория психического здоровья. Этиология, нозология, патогенез. Международная классификация болезней
Время – 2 часа.
Форма проведения – активная/интерактивная.
Цели занятия:
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
- проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
- оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы к обсуждению:
1. Практические задачи и функции клинических психологов.
2. Виды и цели клинико-психологической диагностики.
3. Категория психического здоровья.
4. Факторы, определяющие развитие психики.
Практические задания на самостоятельную работу:
Задание: Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).
Источники и литература:
1. Основная литература: 2,5,8;
2. Дополнительная литература: 2,6.
ПЛАН
Семинарского занятия