Центры охраны здоровья детей
Имеют в составе:
1. амбулаторные, консультативные, консультативно-методические отделы.
2. дошкольно – школьные отделения.
3. обслуживают по принципу единого педиатра.
4. бригадный метод обслуживания: углубленный осмотр детского населения бригадой врачей.
Основная задача здравпункта: организация лечебно – профилактических, санитарно – противоэпидемических мероприятий, оказание первой доврачебной помощи, плановая санация полости рта, участие в ежегодном мед. осмотре, который согласуется с администрацией, анализируется заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности, участие в разработке единого комплекса оздоровительных мероприятий. Важна работа с допризывниками. Организуется стационарное лечение под контролем райвоенкомата. Стационарное лечение подросток получает в больнице для взрослых. Снабжение медикаментами здравпунктов осуществляют поликлинические учреждения.
Дет. Поликлиника
Объединенная со стационаром и самостоятельная.
По мощности детские поликлиники делятся на 5 категорий:
1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150.
Работает по территориально – участковому принципу (800 детей на участке). Основная нагрузка – дети до 1 года (50- 60 детей, не должно быть более 10%). В последнее время педиатры, акушеры гинекологи и терапевты работают на одном акушерско – терапевтическо – педиатрическом участке ( 1 акушер – гинеколог, 3 терапевта, 2 педиатра).
Детские поликлиники по своим штатам укомплектовываются таким образом, что состоят из участковых педиатров с патронажными сёстрами на 1,5 ставки. Врачи всех узких специальностей: 0,3 должности на 1000 детей, 0,45 должности на 1000 детей. Нагрузка на участк.педиатров 5 посещений за 1ч, 7 – проф.осмотров, 2 - на дому.
Структура детской поликлиники:
1. фильтр с отдел.входом и изоляторы с боксом
2. кабинеты участковых педиатров и др.врачей специалистов (обязательно хирург, ЛОР, окулист, невролог)
3. кабинет здорового ребёнка (по профил.работе с детьми)
4. прививочный и процедурный кабинет
5. кабинеты гигиенического и физического развития девочек
6. соц-правовой кабинет
7. дошкольное – школьное отделение
8. отделение восстановит.лечения
9. лечебно-диагн.кабинеты (рентген – кабинет, физиотерапевтический кабинет, кабинет лечебной физкультуры, лаборатория)
10. регистратура, гардероб
11. молочная кухня
12. пункт сбора материнского молока
13. кабинеты доврачебного приёма
Особенности детской поликлиники, которые связанны с её задачами:
1. Обслуживание здоровых детей: через главный вход идут здоровые дети. Там есть фильтр, где осматривают ребёнка и решают – пропускать его или нет. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач. Также обслуживают реконвалесцентов и детей с хр.заболеваниями.
2. Вакцинация
3. оказание лечебной помощи, внедрение в практику современ.методов профилактики, диагностики и лечения
4. повышение качества и культуры ЛП обслуживания дет.населения
5. организация ЛП работы в дет.и учебно-воспит. учреждениях
6. сан-просвет работа среди детей и родителей
7. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.
Охрана здоровья ребёнка включает в себя 3 периода:
1. Антенатальная охрана плода (контакт акушера – гинеколога с педиатром)
2. Динамическое наблюдение за новорожденными. Принимает участие патронажная сестра: при выписке из роддома она должна принять ребёнка на учёт. Не позже, чем через 3 дня, врач должен осмотреть ребёнка, особенно детей, которые принадлежат к группе риска – матери которых токсикозом беременности и т.д. Здоровые дети осматриваются врачом не реже 3 раз в месяц, сестра посещает ребёнка не реже 6 раз в месяц. Если у ребёнка есть отклонения, заболевания, врач осматривает 4 раза. В течении года каждые 3,6,9,12 месяцев врач пишет этапные эпикризы.
3. Динамическое наблюдение от года до 7 лет. В 2 года врач осматривает 4 раза в год. В 3 года 2 раза в год. В последующие годы - 1 раз в год.
Все дети по состоянию здоровья делятся на группы:
1гр – здоровые, не имеющ. неблаг.факторов в анамнезе
2 гр – дети с функц.нарушениямиили с неблагоприят.факторами (болеет б.5 р\год и др.)
3 гр – хрон.заболевания компенсированы, в стадии ремиссии
4 гр – непол.ремиссия, субкомпенсация
5 гр - декомпенсация
Задачи кабинета здорового ребёнка:
1) пропаганда здорового образа жизни
2) обучение родителей правилам воспитания здорового ребёнка
3) санитарное просвещение детей
4) профилактика заболеваний
Много внимания отнимает необходимость уделять внимание правильному рациональному питанию. Дети да 4 – х месяцев должны получать грудное молоко, для чего в поликлинике организуется кабинет сбора грудного молока.
Все заболевшие дети обслуживаются на дому. Это основа противоэпидемической работы.
Немало сил уделяется диспансеризации детей-школьников (выявляются больные туберкулезом, глистной инвазией, нуждающиеся в санации полости рта и глотки). В детских поликлиниках создаются специальные дошкольно - школьные отделения. В состав их входят педиатры и медсёстры, которые работают в детских яслях, детских садах и школах. Есть следующие штатные нормативы для детских учреждений: 1 врач на 2000 школьников, 1 медсестра на 600 –800 школьников; 1 врач на 400 – 600 детей в дет. садах , 1 медсестра на 100 детей в дет. садах. Если есть 6 – 9 врачей, то выделяется должность зав. отделением.
Основные задачи дошкольно – школьного отделения:
1. обследование всех детей, которые поступают и находятся в этом учреждении
2. мед. контроль за сан – гигиеническими условиями
3. контроль за выполнением режимов дня, питания, закаливания
4. мед. контроль за состоянием здоровья, проведения плановой диспансеризации, выявление больных
5. сан – просвет. работа
6. летние оздоровительные мероприятия
7. анализ деятельности учреждений
Для воспитания детей старше 3 лет в системе органов образования есть сеть детских домов. За организацию мед. помощи в них отвечают мед. учреждение. В детском доме должен быть врач, при его отсутствии мед. обслуживание возлагается на ближайшую детскую поликлинику.
Ясли – сад
Основной структурой яслей и садов является группа. В яслях группа из 15 детей; группы среднего и старшего возраста – из 20 детей. Считается выгоднее организовывать ясли – сад, чем ясли и сад отдельно. В этих учреждениях есть средний мед. персонал, который осматривает детей ежедневно. Если ребёнок заболел, то его не берут.
Дома ребёнка
Организуется для здоровых детей (дети сироты, подкинутые, от матерей – одиночек и временно больных матерей). Руководит домом ребёнка главный врач. Дом ребёнка построен по принципу детской больницы, но в нём лежат здоровые дети до трёх лет. В доме ребёнка врач ведёт 40 детей, в больнице – 20 детей. Благодаря тому, что дом ребёнка построен по такому принципу, что и детская больница, удалось значительно снизить детскую смертность. Стационарную помощь дети получают в детских больницах, в детских отделениях больниц для взрослых.
51. Медицинская документация и показатели, характеризующие деятельность поликлиники и стационара детской городской больницы.
При амбулаторно-поликлинической помощи используются такие виды отчетно-учетной документации, как талон на прием к врачу, дневник работы врача, индивидуальная медицинская карта, статистический талон для записи заключительных (уточненных) диагнозов, экстренное извещение об инфекционной заболеваемости, извещение о больном с впервые установленным диагнозом. "История развития ребенка" (форма № 112/у), "История развития новорожденного" (форма № 097/у). "Медицинская карта амбулаторного больного" (форма № 025/у), в детских дошкольных и школьных учреждениях - "Медицинская карта ребенка" (форма № 026/у).
Основным отчетным документом леч. -проф. учреждений является "Отчет лечебно-профилактического учреждения", к-рый составляется всеми учреждениями этого типа независимо от их специализации и подчиненности и состоит из основного отчета (форма № 1) и отчетов-вкладышей. По основной форме (№1) отчета о деятельности лечебно-профилактического учреждения вычисляются следующие показатели: укомплектованность штатов; нагрузка на врачебную должность (среднее число детей на участке); показатель участковости. При оценке деятельности поликлиники обычно анализируются: общие данные о поликлинике; информация об организации работы поликлиники (прием пациентов, помощь на дому, нагрузка врачей); проведение профилактической работы и ее результаты (медицинские осмотры, диспансеризация); качество врачебной диагностики и лечения больных; преемственность работы поликлиники и стационара. Среди общих данных оцениваются среднее число населения, прикрепленного к участку, укомплектованность штатов(врачей, среднего, младшего персонала) число занятых/число штатных * 100% и др. Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:
— динамику посещений (отношение числа посещений поликлиники в данном году к числу посещений в прошлом году, умноженное на 100);
— структуру посещений — по поводу заболеваний или с профилактической целью (отношение числа посещений по поводу заболеваний или с профилактической целью к числу всех посещений, умноженное на 100);
— нагрузку на врачебную должность (отношение числа посещений всех врачей к числу занятых врачебных должностей);
— активность посещения врачами пациентов на дому (отношение числа активных посещений на дому к числу всех посещений на дому, умноженное на 100).
Профилактическая работа поликлиники оценивается:
— полнотой охвата медицинскими осмотрами (отношение числа осмотренных к числу населения, подлежащего осмотру, умноженное на 100);
— процентом населения, осмотренного с целью выявления заболевания (отношение числа осмотренных к численности населения);
— частотой выявленных заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний к числу осмотренных);
— показателями диспансеризации (полнота охвата, своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансеризуемых на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации).
Качество врачебной диагностики определяется на основе сравнения диагнозов, поставленных больным при направлении на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре. Преемственность работы поликлиники и стационара оценивается числом пациентов, подготовленных к плановой госпитализации, и обменом документацией до и после лечения их в стационаре.
Деятельность детской поликлиники оценивается по данным отчета-вкладыша «О медицинской помощи детей», первичной медицинской документации:
- показатели организации патронажа – дородового (отношение числа детей, матери которых посещались медицинской сестрой, к числу новорожденных) и послеродового (отношение числа новорожденных, находившихся под наблюдением в первые 3 дня после выписки из родильного дома, к числу новорожденных);
- систематичность наблюдения детей в возрасте 1, 2 и 3 лет (отношение числа детей 1, 2 или 3 лет, наблюдавшихся систематически, к общему числу детей данного возраста в %);
- частота грудного вскармливания (число детей, находившихся до 3мес(6мес) на груд.вскармливании/ число детей, достигших 1 года жизни в отчетном году в %)
- Число расстройств питания у детей 1го года (в %) =число случаев гипотроф/число детей1го года*100
- Частота рахита у детей 1года =случаи рахита/ число детей1го года*100%
- индекс здоровья детей различных возрастных групп; Индекс здоровья=число детей не имевш заб-ий втечение 1года/ число детей1го года*100%
- полнота охвата детей профилактическими осмотрами по возрастным группам;
- полнота охвата детей профилактическими прививками по возрастным группам;
- заболеваемость новорожденных и повозрастная заболеваемость (на 1000 детей); число впервые выявленных заболеваний у детей/ среднегодовое число детей, прожив.на территории обслуживания дет.поликлиники * 1000
- показатели перинатальной и младенческой смертности;
-Стр-ра заб-ти детей1го года=число заб-ий по органам у детей1го года/ число зарегистрир заб-ий у детей1го года *100
- Смертность детей1го года=число умерш на1м году/ среднегод числ-ть детей1го года*1000
- Пок-ль младенческ смерт-ти= число умерш на1м году жизни/число род живыми*1000
- удельный вес профилактических осмотров детей в поликлинике;
- выявляемость острых и инфекционных заболеваний в поликлинике;
- удельный вес активных посещений детей педиатром на дому;
- выявляемость заболеваний при профилактических осмотрах;
- летальность на дому;
- эффективность диспансерного наблюдения детей;
- доля детей, имеющих нарушения осанки, снижение остроты зрения и др.
Документация в стационаре: журнал учета больных и отказов в госпитализации, медицинская карта стационарного больного, история родов, температурный лист, журнал записи оперативных вмешательств в стационаре, журнал записи родов, статистическая карта выбывшего из стационара, листок учета движения больных и коечного фонда стационара и др.
Показателями деятельности стационара являются: обеспеченность населения стационарной помощью (отношение числа коек к численности населения, умноженное на 10000); нагрузка медицинского персонала (число коек на 1 должность врача и среднего медперсонала в смену); материально-техническая и медицинская оснащенность; использование коечного фонда; качество лечебно-диагностической стационарной помощи и ее эффективность.
Коечный фонд и его использование характеризуются следующими показателями:
— состав коечного фонда (отношение числа коек по отдельным профилям к общему числу коек, в %);
— среднее число занятости койки в году (отношение числа койко-дней к числу среднегодовых коек, ориентировочный норматив занятости терапевтической койки — 330—340 дней);
— средняя длительность пребывания больного на койке (отношение числа койко-дней к числу пролеченных больных); этот показатель рассчитывается по нозологическим формам, ориентировочный норматив длительности пребывания на терапевтической койке — 16—18 дней;
— оборот койки — функция койки (отношение числа пролеченных больных к числу коек, ориентировочный норматив — 17—20 больных в год).
- коэффиц-т использования коечного фонда (число фактич.к\д / число план.к\д(340*среднегодов.кол-во коек) в %)
О качестве обслуживания больных в стационаре можно судить по показателям больничной летальности (отношение числа умерших к числу пролеченных больных, умноженное на 100). В зависимости от отделений и состава больных этот показатель может быть от 1 до 3 на 100 больных. Оценивается показатель послеоперационной летальности (отношение числа умерших среди прооперированных к числу прооперированных). Частота послеоперационных осложнений определяется отношением числа осложнений к числу проведенных операций. Показатели досуточной летальности (в первые 24 часа пребывания больного в стационаре), процент совпадения диагнозов направления, клинического и патологоанатомического служат для характеристики качества врачебной диагностики.